Понятийный аппарат межличностного общения дошкольников
материал по психологии (старшая группа)

Надежда Чуева

        Общение является важным условием формирования личности – воображения, разных видов мышления, речи, самооценки и служит как способ выражения сознания и подсознания

        Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения, на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с нормами и правилами. Взаимодействие ребенка с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений. Общение – это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности».

        Эмоциональные переживания в жизни ребенка дошкольного возраста часто приобретают доминирующее значение и придают его деятельности особый характер и направление.

        В дошкольном возрасте последовательно развиваются и усложняются различные формы общения. Впервые дети переключают внимание со взрослых на сверстников. И если 3-4-летние дошкольники легко меняют партнеров по общению, то 6-7-летние любят общаться с конкретными детьми. Такое общение трудно изменить даже тогда, когда оно не устраивает взрослого. По мере развития общения со сверстниками для дошкольника важным становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiynyy_apparat_mezhlichnostnogo_obshcheniya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Понятийный аппарат межличностного общения

Понятие

Определение

Социальная эргичность

открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей [50]

Социальная пластичность

степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ

Социальный темп

скорость речедвигательных актов в процессе общения [69]

Социальные эмоции

это эмоции, которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей, «как они переживаются, вспоминаются, ожидаются или воображаются» этими людьми

Социальная готовность

подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп

Предметная эмоциональность

мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого

Социальная эмоциональность

ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении

Эмоциональная креативность

способность к творческому преобразованию эмоций

Общительность

умение налаживать контакты, способность к взаимообогащающему и конструктивному общению с другими людьми

Коммуникативная самостоятельность детей дошкольно-го возраста

совокупность элементов, необходимых для результативного общения, владения языком, мимикой, пантомимикой, ориентация на предмет общения, на собеседника, умение построить разговор, задействовать необходимые вербальные и невербальные приемы

Эмоциональная устойчивость

способность человека управлять своими эмоциями и противостоять жизненным трудностям для того, что бы сохранять свое уравновешенное, благополучное состояние

Эмоциональное напряжение

состояние человека, сопровождаемое высоким уровнем эмоций, чувств, переживаний

Социальная компетентность

система знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях

В Таблице кратко идентифицированы такие качественные понятия как «социальная эргичность», «социальная пластичность», «социальный темп», «социальные эмоции», «социальная готовность», «предметная эмоциональность», «социальная эмоциональность», «эмоциональная креативность», общительность, «коммуникативная самостоятельность» детей дошкольного возраста, «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональное напряжение». Таким образом, общение является важным условием формирования личности – воображения, разных видов мышления, речи, самооценки и служит как способ выражения сознания и подсознания. Так, Г.В. Бороздина указывает, что «общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения, на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с нормами и правилами. Взаимодействие ребенка с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений. Общение – это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности»].

Эмоциональные переживания в жизни ребенка дошкольного возраста часто приобретают доминирующее значение и придают его деятельности особый характер и направление. По исследованиям Т.А. Репиной и Т.К. Мухиной можно выделить основные формы взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста: «лидерство (можно выделить отрицательные стороны, когда место лидера занимает ребенок с агрессивным поведением, но также можно выделить и положительные моменты, когда ребенок достаточно ответственный и рассудительный); исполнители (дети, которые находят в подчинении у лидеров и выполняют какие-либо действия)» .

М. И. Лисина отмечает, что «развитие общения со сверстниками у дошкольников включает следующие этапы: эмоционально-практические формы общения (2-4 год жизни); ситуативно-деловое общение (4-6 год), внеситуационно-деловая форма общения (6-7 год). На данных этапах преобразуется содержание процесса общения, что приводит к формированию коммуникативной компетенции, которая включает коммуникативные и организационные способности; способность к эмпатии и самоконтролю; культуру вербального и невербального взаимодействия»

Авторы С.В. Лауткина и И.Н. Селезнева выделяют следующие функции общения: «организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений. С появлением речи происходят качественные изменения именно в речевом общении, которые касаются его содержания, развития коммуникативной функции речи и овладения произвольной регуляцией речевыми средствами» .

В дошкольном возрасте последовательно развиваются и усложняются различные формы общения. Впервые дети переключают внимание со взрослых на сверстников. И если 3-4-летние дошкольники легко меняют партнеров по общению, то 6-7-летние любят общаться с конкретными детьми. Такое общение трудно изменить даже тогда, когда оно не устраивает взрослого. По мере развития общения со сверстниками для дошкольника важным становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии.

Е.О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют несколько видов межличностных отношений у дошкольников: «пассивно-положительный, эгоистичный, конкурентный, личностный и неустойчивый»

В результате межличностных отношений формируется внутригрупповой статус ребенка. Психологи Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова акцентируют, что «…межгрупповой статус в группе – важная смыслообразующая характеристика в жизни ребенка, которая во многом определяет его психологическое состояние. Формирование и развитие личностных качеств дошкольника, эмоциональное состояние, отношение к детскому саду, к сверстникам, успех в различных видах детской деятельности определяют его внутригрупповой статус. Благополучная внутригрупповая позиция ведет к расширению контактов ребенка, развивает его коммуникативные способности, способствует обретению уверенности в себе и своих силах, формирует навыки правильного поведения. Низкий внутригрупповой статус создает серьезные проблемы для социальной адаптации, формирования социально желательных качеств».

М. И. Лисиной «установлено влияние разных типов самооценки старших дошкольников (высокой, средней, низкой) на их межличностные отношения со сверстниками» [42, с. 17]. Также исследователем О.А. Слинько доказано, что «дошкольники с высоким межличностным статусом имеют хороший уровень речи» [61, с. 62]. Я.Л. Коломинский указывал, что «…в коллективе дошкольников в результате межличностного взаимодействия развиваются такие положительные качества личности, как сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости; ребенок начинает осознавать, что другие дети также имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться» .

Отметим, что процесс распознавания детьми эмоций и получения информации о способах их выражения и причинах возникновения существенно упрощается, если эмоциональная экспрессия родителей характеризуется ясностью. Дошкольники, чьи родители имеют ограниченную эмоциональную экспрессию, недостаточно информированы об эмоциях. Позитивный эмоциональный стиль родителей (положительный эмоциональный отклик, проявление эмоций интереса, удивления) позволяет детям наблюдать эмоции в безопасных условиях и упражняться в их интерпретации. В частности, И.О. Карелина указывает, что «позитивный экспрессивный стиль отцов обеспечивает надежный фундамент эмоционального развития дошкольников и является предиктором их эмоциональной осведомленности, а уместно и умеренно выраженные матерью отрицательные эмоции при наличии положительного эмоционального климата в семье позволяют дошкольникам приобрести знания о негативных эмоциях и правилах их выражения. Напротив, эмоциональные контакты родителей с ребенком, характеризующиеся высокой частотой и интенсивностью проявления гнева и дистресса, препятствуют развитию у него рефлексии и навыков осведомленности об эмоциях, заставляя сфокусироваться на использовании механизмов самозащиты. Отрицательный опыт внутрисемейной эмоциональной коммуникации затрудняет процесс обработки ребенком эмоциональной информации: пренебрегаемые дети вследствие крайне ограниченной эмоциональной среды испытывают трудности в распознавании эмоций других людей и склонны видеть большее сходство между лицевой экспрессией радости и грусти; дошкольники, подвергшиеся физическому насилию, проявляют гиперчувствительность к гневу как сигналу угрозы и приписывают гнев или печаль человеку с нейтральным выражением лица. Только адекватное проявление родителями эмоциональных переживаний, поддержка относительно положительного эмоционального фона настроения и социально целесообразная демонстрация отрицательных эмоций содействуют формированию у дошкольников адекватных представлений о социально-культурных нормах выражения эмоций» .

На первый план здесь выходит ценностное отношение родителей к эмоциям, убежденность в собственной ответственности за руководство социализацией эмоций ребенка, принятие его эмоциональных реакций и препятствование социально неприемлемым типам эмоционального поведения. Родители, убежденные в ценности эмоций, считают полезным переживание и выражение детьми широкого спектра эмоций, проявляют восприимчивость к переживаниям детей, могут разъяснить сущность, причины и последствия эмоций, то есть создать эмоционально насыщенную среду обучения детей пониманию собственных и чужих эмоций. Важным условием развития понимания детьми эмоций в период с 4 до 6 лет является также ментализация родителей: способности ценить и понимать эмоции и мысли собственного ребенка, воспринимать его точку зрения, использовать в речи ссылки на психические состояния.

Недостаточность ментализации родителей приводит к обеднению развивающего пространства дошкольника, к тому, что затруднена передача опыта от старших к младшим. Культуру общечеловеческих ценностей, такие понятия как «добро», «любовь», «вежливость», «честность» и др., ребенок начинает постигать организовано в стенах детского сада.

Отметим также, что в возрасте 5-6 лет происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание дошкольника к ровеснику: ребенок может радоваться за неудачи, наблюдается выраженное соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Ребенок наблюдает за действиями сверстника, оценивая их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. У старшего дошкольника завышена самооценка, присутствует склонность преувеличивать свои достоинства. То есть сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой. И в общении детей друг с другом зачастую возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей, но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, что часто приводит к возникновению конфликтов и конфликтных ситуаций. У младших дошкольников чаще всего возникают конфликты из-за игрушек; у дошкольников среднего возраста – из-за распределения игровых ролей; в старшем дошкольном возрасте, из-за установления игровых правил в игре. Конфликты и конфликтные ситуации, в дошкольном возрасте, могут препятствовать развитию общения со сверстниками, установлению межличностными взаимоотношениями, что довольно часто приводит к негативным для личности последствиям. В наблюдениях Е.Е. Алексеевой за общением детей в детском саду, «отмечена высокая эмоциональная напряженность и конфликтность в их отношениях. Повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе. В связи с этим, у дошкольников, снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие, возникают межличностные конфликты.

В связи с чем, Е.Е. Алексеева, открыто конфликтующих дошкольников со сверстниками разделяет на две группы: «дети, которые активно стремятся к контактам со сверстниками, но сверстники не желают принимать их в игру; дети, контакты которых со сверстниками, несмотря на обоюдное желание, нередко сопровождаются конфликтами».

Согласно наблюдениям Т.А. Репиной, «дошкольники дружат, обижаются, мирятся, ревнуют, ссорятся. Детьми дошкольного возраста эти отношения переживаются остро и несут массу разнообразных эмоций. Конфликтность и эмоциональная напряженность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых».

Как отмечает психолог В.Я. Зедгенидзе, детей дошкольного возраста, провоцирующих конфликты, можно условно разделить на следующие группы: «агрессивисты (если их не слушают, то «задирают» других и раздражаются сами); жалобщики (жалуются всегда на что-нибудь или кого-нибудь); молчуны (спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно); сверхпокладистые (соглашаются со всеми); всезнайки (считают себя умнее и выше других); нерешительные (боятся ошибиться, медлят с принятием решений); максималисты (прямо сейчас хотят чего-то); скрытые (затаивают обиды и могут наброситься на обидчика); невинные лгуны (ложью вводят других в заблуждение)» . В старшем дошкольном возрасте половые различия между детьми проявляются достаточно ярко, ценностные ориентации, интересы, желания и мотивы, связанные с развитием качеств мужественности и женственности. О. В. Курышева указывает на некоторые различия в межличностном общении старших дошкольников разного пола: «1. Уровень общительности. На первый взгляд кажется, что мальчики более общительны, чем девочки. Они активнее вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. 2. Цель общения. Для мальчиков важнее содержание совместной деятельности и совместный успех в ней, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает интересную игру, в которой может проявить себя, и вступает в контакт, даже если партнёры ему не особенно нравятся. 3. Общение девочек. Оно выглядит более пассивным, но более дружественным и избирательным. Девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. 4. Игровые объединения. У мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. У девочек, в свою очередь, игровые объединения более устойчивы. 5. Эмоциональный фон. У девочек отмечается более позитивный эмоциональный фон, чем у мальчиков, которые ближе к нейтрально-деловому стилю».

В свою очередь, А.А. Абрамова, прослеживая возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников в зависимости от пола сверстников, выявила следующее: «В особенностях общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте существует ряд некоторых различий. Девочки чаще, чем мальчики проявляют инициативу в построении взаимоотношений со сверстниками. Девочки чаще отвечают на предложения ровесников, чем мальчики. Девочки проявляют больший интерес к общению с ровесниками, по сравнению с мальчиками. Девочки более чувствительны к влиянию сверстников, по сравнению с мальчиками. У девочек отмечен более позитивный эмоциональный фон по сравнению с мальчиками. Девочки более заинтересованы в действиях своих товарищей, чем мальчики. При этом у мальчиков уровень развития навыков общения существенно меньше по сравнению с девочками. Это свидетельствует о том, что они менее общительны. Мальчики более негативно и неадекватно могут оценивать действия ровесников, по сравнению с девочками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностного общения дошкольников

Особенности межличностного общения дошкольников...

Межличностное общение дошкольников

Консультация для родителей: "Межличностное общение дошкольников"...

Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В статье представлены рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью контактности, инициативности,вербальных средств общения,коммуникативных у...

Мастер - класс "Развитие понятийного аппарата у старших дошкольников посредствамсоздания мультфильмов географического содержания"

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, в том числе период формирования понятийного аппарата, речевых навыков, географических представлений, приобщения его к культуре своего нар...

К проблеме связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников

Актуальность изучения эмоционального интеллекта определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию и успешность личности. Одним из основных ус...

«Межличностное общение дошкольников со сверстниками».

Воспитание ребенка требует баланса между поддержкой и предоставлением ему возможности действовать самостоятельно. Когда родители и бабушки слишком сильно опекают ребенка, это может привести к формиров...

Коррекционно-развивающие методики повышающие уровень межличностного общения дошкольников

Тема: «Межличностное общение: определение, характеристики, возрастные особенности в дошкольном возрасте»Цель занятия: научиться рассмотреть процесс формирования межличностных отношений у д...