Диагностика и заключения развития ребенка
материал по психологии
Диагностика развития ребенка — это комплексный процесс оценки психического, физического и речевого развития с помощью наблюдений, тестов и других методов. Она помогает выявить особенности развития, отклонения, а также определить сильные и слабые стороны ребенка, что необходимо для составления рекомендаций и планирования коррекционно-развивающих занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 285.78 КБ | |
| 626.28 КБ | |
| 575.52 КБ | |
| 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития детей 4 – 5 лет
Тест 1. Коробка форм (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
- Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Тест 2. Покажи и назови (общая осведомленность)
Цель: выявление общей осведомленности ребенка.
Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:
- Покажи и назови, что растет на грядке?
- Покажи и назови, кто лечит детей?
- Покажи и назови, что растет на дереве?
- Покажи и назови, кто работает в магазине?
- Покажи и назови домашнее животное.
- Покажи и назови, кто готовит обед?
- Покажи и назови дикое животное.
- Покажи и назови, кто летает?
- Покажи и назови, что растет в лесу?
Критерии оценки
- Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
- Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
- Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.
Тест 3. Матрешка 5-составная (восприятие, моторика)
Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.
Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Тест 4. Разрезные картинки 4-составные (восприятие)
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».
Критерии оценки
- Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Тест 5. Восемь предметов (память)
Цель: исследование объема образной памяти.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
- Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
Процедура проведения.
Перед ребенком находится рисунок.
Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
- Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.
Тест 7. Найди такую же картинку (внимание)
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). ...А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».
Критерии оценки
- Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
- Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Тест 8. Найди домик для картинки (мышление)
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)
Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»
Критерии оценки
- Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
- Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.
Тест 9. На что это похоже? (воображение)
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Критерии оценки
- Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.
Предварительный просмотр:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам диагностики актуального развития детей.
Цель: определение уровня развития познавательных процессов.
Дата:
Диагност:
Обследованию подлежало:
№ | Название шкалы | Автор теста Название теста | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1 | Восприятие | Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?”, Р.С.Немов | Развитие способности восприятия целостной формы предмета | Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства. Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства |
2 | Внимание, речь | Методика “Нелепицы”, М. Битянова, О.Барчук | Развития зрительного внимания; элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира; также определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. | |
3 | Воображение | Методика “На что это похоже?”, Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Развитие воображения и оригинальности мышления | |
4 | Умение действовать по правилу | Методика “Нарисуй по точкам”, Т.Н. Головина | Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец | |
5 | Память | Методика “Назови слова”, Е.В.Доценко | Развитие активной памяти ребенка, богатства словарного запаса | |
6 | Восприятие | Методика “Эталоны”, О.М. Дьяченко | Отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированность внимания и сенсорного восприятия | |
7 | Внимание | Методика “Корректурная проба”, Б. Бурдона | Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания | |
8 | Память | Методика “Запомни предметы”, М.М. Семаго | Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения | |
9 | Связная речь | Методика “Сюжетные картинки”, И.А Барташникова, А.А Барташников. | Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла. | |
10 | Мышление | Методика “Найди лишний предмет”, С.Д. Забрамная О.В. Боровик | Развитие логического мышления | |
11 | Мелкая моторика | Методика “Проведи линии” Е.А. Горбунова | Развитие мелкой моторики руки |
Данный методический аппарат показывает нам как общую картину развития познавательных процессов детей, так и позволяет установить те проблемные составляющие, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке, отражая возрастную динамику детского развития. Далее представлен средний балл по каждой методике:
Методики | Средний балл |
Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?”, развитие способности восприятия целостной формы предмета, Р.С.Немов | Средний балл = |
Методика “Нелепицы”, развития зрительного внимания; элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира; также определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, М. Битянова, О.Барчук | Средний балл =
|
Методика “Нарисуй по точкам”, развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец, Т.Н. Головина | Средний балл = |
Методика “Назови слова”, развитие активной памяти ребенка, богатства словарного запаса, Е.В.Доценко | Средний балл = |
Методика “Эталоны”, отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированность внимания и сенсорного восприятия, О.М. Дьяченко | Средний балл = |
Методика “Корректурная проба”, определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания Б. Бурдона | Средний балл = |
Методика “Запомни предметы”, развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения, М.М. Семаго | Средний балл = |
Методика “Сюжетные картинки”, развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла, И.А Барташникова, А.А Барташников. | Средний балл = |
Методика “Найди лишний предмет”, развитие логического мышления, С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | Средний балл = |
Методика “Проведи линии”, развитие мелкой моторики руки, Е.А. Горбунова | Средний балл = |
Методика “На что это похоже?”, развитие воображения и оригинальности мышления, Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Средний балл =
|
Средний балл группы =
Количественный сравнительный анализ:
НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА
Качественный анализ:
Дети успешно справляются с заданиями, направленными на восприятие формы предметов; умения рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения; умения действовать по правилу и ориентироваться на образец; концентрацию, устойчивость и переключение внимания; логическое мышление; отнесение свойств предмета к заданному эталону.
В то же время, у большинства детей возрастной группы отмечается низкий уровень развития мелкой моторики, воображения и связной речи.
Низкий уровень развития восприятия формы предметов показали следующие дети:
Низкий уровень развития памяти показали следующие дети:
Низкий уровень развития умения действовать по правилу и ориентироваться на образец показали следующие дети:
Низкий уровень развития мелкой моторики показали следующие дети:
Низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключения внимания показали следующие дети:
Низкий уровень развития связной речи показали следующие дети:
Низкий уровень развития активной памяти, богатство словарного запаса показали следующие дети:
Низкий уровень развития воображения показали следующие дети:
Низкий уровень развития сенсорного восприятия, отнесения свойств предмета к заданному эталону показали следующие дети:
Выводы по результатам диагностического исследования:
Таким образом, уровень актуального развития детей соответствует возрасту.
Рекомендации:
1. Родителям и воспитателям рекомендуется проводить с детьми комплекс упражнений для тренировки познавательных процессов:
- Воображения;
- Восприятия формы предметов;
- Умения действовать по правилу и ориентироваться на образец;
- Активной памяти, богатства словарного запаса;
- Отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированности внимания и сенсорного восприятия;
- Концентрации, устойчивости и переключения внимания;
- Памяти;
- Связной речи, способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла;
- Мелкой моторики.
Дата _____________________________________
Педагог-психолог. ____________________________________
Аналитическая справка по итогам диагностики
актуального развития старшей группы.
Цель: определение уровня развития познавательных процессов.
Дата проведения:.
Мною, педагогом-психологом, было проведено диагностическое обследование актуального развития детей старшей группы №. Всего было обследовано _____ человек.
Обследование проводилось согласно следующему методическому аппарату:
№ | Название шкалы | Автор теста Название теста | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1 | Восприятие | Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?”, Р.С.Немов | Развитие способности восприятия целостной формы предмета | Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства. Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства |
2 | Внимание, речь | Методика “Нелепицы”, М. Битянова, О.Барчук | Развития зрительного внимания; элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира; также определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. | |
3 | Воображение | Методика “На что это похоже?”, Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Развитие воображения и оригинальности мышления | |
4 | Умение действовать по правилу | Методика “Нарисуй по точкам”, Т.Н. Головина | Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец | |
5 | Память | Методика “Назови слова”, Е.В.Доценко | Развитие активной памяти ребенка | |
6 | Восприятие | Методика “Эталоны”, О.М. Дьяченко | Отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированность внимания и сенсорного восприятия | |
7 | Внимание | Методика “Корректурная проба”, Б. Бурдона | Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания | |
8 | Память | Методика “Запомни предметы”, М.М. Семаго | Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения | |
9 | Связная речь | Методика “Сюжетные картинки”, И.А Барташникова, А.А Барташников. | Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла. | |
10 | Мышление | Методика “Исключение лишнего понятия”, С.Д. Забрамная О.В. Боровик | Развитие логического мышления | |
11 | Мелкая моторика | Методика “Проведи линии” Е.А. Горбунова | Развитие мелкой моторики руки |
Данный методический аппарат показывает нам как общую картину развития познавательных процессов детей, так и позволяет установить те проблемные составляющие, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке, отражая возрастную динамику детского развития.
Далее представлен средний балл по каждой методике:
Методики | Средний балл |
Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?”, развитие способности восприятия целостной формы предмета, Р.С.Немов | Средний балл = |
Методика “Нелепицы”, развития зрительного внимания; элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира; также определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, М. Битянова, О.Барчук | Средний балл = |
Методика “Нарисуй по точкам”, развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец, Т.Н. Головина | Средний балл = |
Методика “Назови слова”, развитие активной памяти ребенка, богатства словарного запаса, Е.В.Доценко | Средний балл = |
Методика “Эталоны”, отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированность внимания и сенсорного восприятия, О.М. Дьяченко | Средний балл = |
Методика “Корректурная проба”, определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания Б. Бурдона | Средний балл = |
Методика “Запомни предметы”, развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения, М.М. Семаго | Средний балл = |
Методика “Сюжетные картинки”, развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла, И.А Барташникова, А.А Барташников. | Средний балл = |
Методика “Найди лишний предмет”, развитие логического мышления, С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | Средний балл = |
Методика “Проведи линии”, развитие мелкой моторики руки, Е.А. Горбунова | Средний балл = |
Методика “На что это похоже?”, развитие воображения и оригинальности мышления, Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Средний балл =
|
Средний балл группы =
Количественный сравнительный анализ:
НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА
Качественный анализ:
Дети успешно справляются с заданиями направленными на восприятие формы предметов; умения рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения; умения действовать по правилу и ориентироваться на образец; концентрацию, устойчивость и переключение внимания; логическое мышление; отнесение свойств предмета к заданному эталону.
В то же время, у большинства детей возрастной группы отмечается низкий уровень развития мелкой моторики, воображения и связной речи.
Выводы по результатам диагностического исследования:
Таким образом, уровень актуального развития детей соответствует возрасту.
Рекомендации:
1. Родителям и воспитателям рекомендуется проводить с детьми комплекс упражнений для тренировки познавательных процессов:
- Воображения;
- Восприятия формы предметов;
- Умения действовать по правилу и ориентироваться на образец;
- Активной памяти, богатства словарного запаса;
- Отнесение свойств предмета к заданному эталону, сформированности внимания и сенсорного восприятия;
- Концентрации, устойчивости и переключения внимания;
- Памяти;
- Связной речи, способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла;
- Мелкой моторики.
Дата _____________________________________
Педагог-психолог, ____________________________________
Предварительный просмотр:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам диагностики актуального развития детей
Цель: диагностирование уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Дата: ______________________________
Диагност: педагог-психолог _______________
Обследованию подлежало: _____ человек подготовительной к школе группы №.
Были использованы следующие методики:
№ п/п | Название шкалы | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1 | МЭДИС Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина | Словарный запас | Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства. |
2 | Качественные и количественные отношения | ||
3 | Логическое мышление | ||
4 | Математические способности | ||
5 | “Графический диктант”, Д.Б.Эльконин | Умения ориентироваться на листке бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | |
6 | Методика изучения мотивации учения, Н.В.Калинина, М.И.Лукъянова | Мотивация ребенка к обучению в школе | |
7 | Изучение сформированности игровой деятельности | Сформированость компонентов игровой деятельности | |
8 | Методики в рамках игры “Дошкольная зрелость: Помощники доброго волшебника” М. Битянова, О.Барчук | Развитие психических функций ребенка |
Данный методический аппарат показывает нам, как общую оценку уровня готовности ребенка к школьному обучению, так и позволяет установить те проблемные составляющие, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке, отражая возрастную динамику детского развития.
Далее представлен средний балл по каждой методике:
Методики | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 1 субтест: общая осведомленность детей, словарный запас | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 2 субтест: понимание качественных и количественных отношений | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 3 субтест: логическое мышление | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 4 субтест: математические способности | Средний балл |
“Графический диктант” (Д.Б.Эльконин), умения ориентироваться на листке бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | Средний балл |
Методика изучения мотивации учения (Н.В.Калинина, М.И.Лукъянова), изучение мотивации к обучению в школе | Средний балл |
Изучение компонентов сформированности игровой деятельности | Средний балл |
Методика “ Уровень притязаний ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “ Координация ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Воображение” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Моторика” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Мышление” (Дж. Равен: интерпретация по М. Битяновой, О.Барчук). | Средний балл |
Методика “Слуховое внимание ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Зрительное внимание” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Память” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Речь: Правильность произношения” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Речь: Понимание обращенной речи к ребенку” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Речь: Словарный запас” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Речь: Правильность употребления грамматических конструкций” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Речь: Сложность предложений” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Произвольность” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Эмоции” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Наблюдение “Коммуникативный навыки” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл |
Методика “Лесенка” (В.Г.Щур) | Средний балл |
Средний балл группы = _____ балла (норма)
Количественный анализ:
Методики в рамках игры “Помощники доброго волшебника”
Качественный анализ:
Дети успешно справляются с заданиями направленными на общую осведомленность, словарный запас; логическое мышление; понимание качественных и количественных отношений; математические способности; умение действовать по правилу и ориентироваться на образец; моторику; координацию; воображение; слуховое и зрительное внимание; речь (правильность произношения, понимание обращенной к ребенку речи, словарный запас, правильность употребления грамматических конструкций, сложность предложений); произвольность; эмоции; коммуникативные навыки. Уровень развития самооценки соответствует норме; мотивация детей к обучению в школе и компоненты игровой деятельности сформированы на высоком уровне.
В то же время, у большинства детей возрастной группы отмечается низкий уровень развития притязаний.
Низкий уровень развития эмоциональной сферы показали следующие дети:
Низкий уровень развития притязаний показали следующие дети:
Низкий уровень координации показали следующие дети:
Низкий уровень развития произвольности показали следующие дети:
Низкий уровень развития воображения показали следующие дети:
Низкий уровень самооценки показали следующие дети:
Низкий уровень развития мышления показали следующие дети:
Низкий уровень развития памяти показали следующие дети:
Низкий уровень сформированности компонентов игровой деятельности показали следующие дети:
Уровень ниже нормы мотивации к обучению в школе показали следующие дети:.
Низкий уровень умения действовать по правилу и ориентироваться на образец показали следующие дети:
Низкий уровень развития общей осведомленности, словарного запаса показали следующие дети:
Низкий уровень развития качественных и количественных отношений показали следующие дети:
Низкий уровень развития логического мышления показали следующие дети:
Выводы по результатам диагностического исследования:
Таким образом, уровень готовности детей к школе соответствует возрастной норме.
Рекомендации:
1. Родителям и воспитателям рекомендуется проводить с детьми комплекс упражнений для тренировки:
- Интеллектуальных способностей ребенка (общей осведомленности, словарного запаса; качественных и количественных отношений; логического мышления; математических способностей);
- Умения ориентироваться на листе бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;
- Мотивации ребенка к обучению в школе;
- Развитие психических функций ребенка (воображения; слухового и зрительного внимания; мотивации к обучению в школе; памяти; речи; сформированности компонентов игровой деятельности; самооценки; уровня притязаний; координации; коммуникативных навыков; эмоций; произвольности);
2. Разработать коррекционно-развивающую программу “Совенок”.
Дата _____________________________________
Педагог-психолог,. ____________________________________
Аналитическая справка по результатам
“Диагностического комплекса для определения готовности к обучению в школе” подготовительной к школе группы №12.
Цель: диагностирование уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Дата проведения: _________.
Мною, педагогом-психологом Левашовой Ульяной Леонидовной, был проведен диагностический комплекс для определения готовности к обучению в школе для детей подготовительной к школе группы №____. Всего было обследовано ____ человек.
Обследование проводилось согласно следующему методическому аппарату:
№ п/п | Название шкалы | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1 | МЭДИС Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина | Словарный запас | Особенность Н.С., самооценка, личностные качества, уровень учебных навыков, внешние условия, динамические внутренние факторы, социальные обстоятельства. |
2 | Качественные и количественные отношения | ||
3 | Логическое мышление | ||
4 | Математические способности | ||
5 | “Графический диктант”, Д.Б.Эльконин | Умения ориентироваться на листке бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | |
6 | Методика изучения мотивации учения, Н.В.Калинина, М.И.Лукъянова | Мотивация ребенка к обучению в школе | |
7 | Изучение сформированности игровой деятельности | Сформированость компонентов игровой деятельности | |
8 | Методики в рамках игры “Дошкольная зрелость: Помощники доброго волшебника” М. Битянова, О.Барчук | Развитие психических функций ребенка |
Данный методический аппарат показывает нам, как общую оценку уровня готовности ребенка к школьному обучению, так и позволяет установить те проблемные составляющие, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке, отражая возрастную динамику детского развития.
Далее представлен средний балл по каждой методике:
Методики | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 1 субтест: общая осведомленность детей, словарный запас | Средний балл |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 2 субтест: понимание качественных и количественных отношений | Средний балл = |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 3 субтест: логическое мышление | Средний балл = |
МЭДИС (Е.И.Щелбанова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина) 4 субтест: математические способности | Средний балл =
|
“Графический диктант” (Д.Б.Эльконин), умения ориентироваться на листке бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | Средний балл = |
Методика изучения мотивации учения (Н.В.Калинина, М.И.Лукъянова), изучение мотивации к обучению в школе | Средний балл = |
Изучение компонентов сформированности игровой деятельности | Средний балл = |
Методика “ Уровень притязаний ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Наблюдение “ Координация ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Методика “Воображение” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Методика “Моторика” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Методика “Мышление” (Дж. Равен: интерпретация по М. Битяновой, О.Барчук). | Средний балл = |
Методика “Слуховое внимание ” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Методика “Зрительное внимание” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Методика “Память” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Наблюдение “Речь: Правильность произношения” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Наблюдение “Речь: Понимание обращенной речи к ребенку” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Наблюдение “Речь: Словарный запас” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Наблюдение “Речь: Правильность употребления грамматических конструкций” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Наблюдение “Речь: Сложность предложений” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Наблюдение “Произвольность” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Наблюдение “Эмоции” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл =
|
Наблюдение “Коммуникативный навыки” (М. Битянова, О.Барчук) | Средний балл = |
Методика “Лесенка” (В.Г.Щур) | Средний балл = |
Средний балл группы =
Количественный анализ:
Методики в рамках игры “Помощники доброго волшебника”
Качественный анализ:
Дети успешно справляются с заданиями направленными на общую осведомленность, словарный запас; логическое мышление; понимание качественных и количественных отношений; математические способности; умение действовать по правилу и ориентироваться на образец; моторику; координацию; воображение; слуховое и зрительное внимание; речь (правильность произношения, понимание обращенной к ребенку речи, словарный запас, правильность употребления грамматических конструкций, сложность предложений); произвольность; эмоции; коммуникативные навыки. Уровень развития самооценки соответствует норме; мотивация детей к обучению в школе и компоненты игровой деятельности сформированы на высоком уровне.
В то же время, у большинства детей возрастной группы отмечается низкий уровень развития притязаний.
Выводы по результатам диагностического исследования:
Таким образом, уровень готовности детей к школе соответствует возрастной норме.
Рекомендации:
1. Родителям и воспитателям рекомендуется проводить с детьми комплекс упражнений для тренировки:
- Интеллектуальных способностей ребенка (общей осведомленности, словарного запаса; качественных и количественных отношений; логического мышления; математических способностей);
- Умения ориентироваться на листе бумаги, точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;
- Мотивации ребенка к обучению в школе;
- Развитие психических функций ребенка (воображения; слухового и зрительного внимания; мотивации к обучению в школе; памяти; речи; сформированности компонентов игровой деятельности; самооценки; уровня притязаний; координации; коммуникативных навыков; эмоций; произвольности);
2. Разработать коррекционно-развивающую программу “Умный малыш”.
Дата _____________________________________
Педагог-психолог, ____________________________________
Предварительный просмотр:
ОУ
Адрес, телефон, электронная почта
Заключение
по результатам психодиагностического обследования
Фамилия Имя Отчество
Дата тестирования: «___________» _______________ 20____________ г.
Дата рождения: «___________» _______________ 20____________ г.
ОУ: __________________, __________________ класс
Возраст на момент обследования: ____________ лет _________________мес.
Повод обследования: запрос на ПМПК, запрос родителей, запрос в лечебное учреждение
Диагностический инструментарий: методика Векслера, наблюдение во время обследования, беседа.
Диагност: ФИО, квалиф. категория
Поведение во время обследования:
На контакт пошел легко, с напряжением, от заданий невербального характера оказывался, не отказывался, выполнял с желанием. Вербальные субтесты давались хуже (лучше), (не) стремился дать развернутого, полного ответа. Речь маловыразительная, развернутая, тихая, громкая и пр. Особенности работоспособности. Признаки тревожности. Отношение к ситуации обследования.
Чувствителен, не чувствителен к похвале, требуется (не требуется) поддержка взрослого. Помощь принимает, принимает частично, не принимает.
Физическое развитие соответствует (не соответствует) возрасту, внешне опрятен (не опрятен). Особенности физического развития.
Из беседы с родителями (законными представителями), с администрацией ОУ: особенности обучения, когда поступил в ОУ, динамика обучаемости, особенности ребенка, особенности семейного воспитания.
Результаты диагностики
ОПИ (общий показатель интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
ПВИ (показатель вербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
ПНИ (показатель невербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
- Субтест № 1 «Осведомленность». Общий объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления) соответствуют (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 2 «Понятливость». Умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 4 «Сходство». Способность к логическому обобщению и степени развития этих способностей соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 6 «Повторение цифр». качество оперативной памяти и активного внимания соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 7 «Недостающие детали». Развитие перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 8 «Последовательные картинки». Умение организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое, развитие перцептивного внимания и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 10 «Складывание фигур». Умение соотнести части и целое соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
- Субтест № 11 «Шифровка». Развитие свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Вывод: актуальный уровень развития соответствует ребенку (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Рекомендации:
- Прохождение ТПМПК для определения образовательного маршрута – обучение по адаптированной программе
- Консультация в лечебном учреждении с целью назначения медикаментозной коррекции
- Занятия с педагогом – психологом, логопедом, дефектологом и пр.
Педагог – психолог ФИО
Подпись
М. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки". Ю.В . Карпова. " Социально-коммуникативное развитие "
педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка. Программа " Тропинки" Ю.В Карпова" " Социально - коммуникативное развитие"...
педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова. " Речевое развитие"
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова " Речевое развитие "...
Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.
Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...

Диагностика развития детей дошкольного возраста (тесты на выявление психического развития ребенка)
Диагностика развития детей дошкольного возраста поможет вам самостоятельно оценить уровень психического развития вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает несколь...

Использование анкетирования родителей в проведении диагностики социально- коммуникативного развития ребенка
Мастер - класс для педагогов ДОУ...






























