Картотека игр для работы с одаренными детьми в ДОУ (для педагога-психолога)
картотека по психологии

Дигурова Яна Олеговна

Эта картотека разработана для помощи педагогу-психологу в организации развивающих занятий с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении. Игры и упражнения направлены на развитие различных аспектов одаренности: интеллектуальных способностей, креативности, лидерских качеств, эмоционального интеллекта и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_odar.detmi_.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для работы с одаренными детьми в ДОУ

(для педагога-психолога)

Автор:

педагог-психолог

МБДОУ детский сад №65

Дигурова Яна Олеговна

Эта картотека разработана для помощи педагогу-психологу в организации развивающих занятий с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении. Игры и упражнения направлены на развитие различных аспектов одаренности: интеллектуальных способностей, креативности, лидерских качеств, эмоционального интеллекта и т.д.

Общие рекомендации по работе с одаренными детьми:

  • Индивидуализация: Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка, его темп развития и интересы.
  • Стимулирование: Создавайте условия для проявления инициативы, самостоятельности и творчества.
  • Поддержка: Поощряйте стремление к познанию, не бойтесь ошибок, помогайте преодолевать трудности.
  • Разнообразие: Используйте разнообразные формы и методы работы, чтобы поддерживать интерес детей.
  • Сотрудничество: Взаимодействуйте с родителями, делитесь наблюдениями и рекомендациями.
  • Создание развивающей среды: Обеспечьте доступ к разнообразным материалам, книгам, играм, которые будут стимулировать развитие одаренных детей.
  • Гибкость: Будьте готовы адаптировать игры и упражнения под конкретную группу детей и их текущие потребности.
  • Позитивное подкрепление: Отмечайте успехи детей, хвалите их за усилия и достижения, это повышает их самооценку и мотивацию.
  • Развитие метакогнитивных навыков: Помогайте детям осознавать свои мыслительные процессы, учить их планировать свою деятельность, оценивать результаты и корректировать свои действия.
  • Предоставление выбора: По возможности, давайте детям возможность выбирать задания или темы для исследования, это повышает их вовлеченность.
  • Создание ситуации успеха: Подбирайте задания, которые ребенок сможет выполнить, но которые будут требовать от него некоторого усилия. Это формирует уверенность в своих силах.

Раздел 1: Развитие интеллектуальных способностей

  • Игра "Что лишнее?"
  • Цель: Развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать.
  • Материал: Карточки с изображениями предметов, объединенных по общему признаку, но с одним "лишним" предметом.
  • Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть карточку и определить, какой предмет не подходит к остальным и почему.
  • Пример: Карточки с изображением яблока, груши, банана и стула. Лишний предмет - стул.

  • Игра "Найди пару"
  • Цель: Развитие внимания, памяти, умения устанавливать связи между предметами.
  • Материал: Карточки с парными изображениями (например, животное и его детеныш, предмет и его тень).
  • Ход игры: Карточки раскладываются на столе изображением вниз. Ребенок по очереди открывает две карточки, стараясь найти пару.
  • Игра "Загадки"
  • Цель: Развитие логического мышления, умения анализировать и обобщать информацию, расширение словарного запаса.
  • Материал: Карточки с загадками различной сложности.
  • Ход игры: Педагог загадывает загадку, ребенок отгадывает.
  • Упражнение "Продолжи ряд"
  • Цель: Развитие логического мышления, умения выявлять закономерности.
  • Материал: Карточки с рядами изображений или чисел, в которых необходимо продолжить последовательность.
  • Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть ряд и определить, какое изображение или число должно быть следующим.

Раздел 2: Развитие креативности и воображения

  • Игра "Несуществующее животное"
  • Цель: Развитие воображения, креативности, умения придумывать новое.
  • Материал: Бумага, карандаши, фломастеры.
  • Ход игры: Ребенку предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, описать его особенности и среду обитания.
  • Игра "Придумай историю"
  • Цель: Развитие воображения, речи, умения строить сюжет.
  • Материал: Картинки с различными персонажами, предметами, ситуациями.
  • Ход игры: Ребенку предлагается выбрать несколько картинок и придумать историю, связывающую их между собой.
  • Игра "Рисование по кругу"
  • Цель: Развитие креативности, умения работать в команде.
  • Материал: Бумага, карандаши, фломастеры.
  • Ход игры: Несколько детей садятся в круг. Первый ребенок начинает рисовать что-то на листе бумаги, затем передает лист следующему, который продолжает рисунок.
  • Упражнение "Закончи предложение"

Раздел 3: Развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков

  • Игра "Кто главный?"
  • Цель: Развитие умения брать на себя ответственность, принимать решения, организовывать других.
  • Материал: Различные материалы для конструирования (кубики, конструктор, бумага, ножницы, клей).
  • Ход игры: Детям предлагается совместно построить что-либо (например, башню, дом). Один ребенок назначается "главным" и руководит процессом, распределяя задачи и помогая другим. Затем роль "главного" передается другому.
  • Игра "Расскажи мне о себе"
  • Цель: Развитие навыков самопрезентации, умения слушать и слышать других, установление доверительных отношений.
  • Материал: Мяч или другой предмет для передачи.
  • Ход игры: Дети сидят в кругу. Один ребенок бросает мяч другому и говорит о себе что-то интересное (например, любимое животное, любимое занятие). Тот, кто поймал мяч, продолжает рассказ о себе.
  • Игра "Помоги другу"
  • Цель: Развитие эмпатии, умения сотрудничать, оказывать поддержку.
  • Материал: Различные задания, требующие совместных усилий (например, собрать сложный пазл, построить высокую башню из неустойчивых материалов).
  • Ход игры: Детям предлагается выполнить задание в парах или небольших группах, где каждый должен помочь своему партнеру.
  • Упражнение "Мост"
  • Цель: Развитие умения договариваться, находить компромиссы, работать в команде для достижения общей цели.
  • Материал: Два стула, расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
  • Ход игры: Дети должны перебраться с одного стула на другой, не касаясь пола. Для этого им нужно договориться, как они будут помогать друг другу, кто кого будет поддерживать.

Раздел 4: Развитие эмоционального интеллекта и саморегуляции

  • Игра "Зеркало эмоций"
  • Цель: Развитие умения распознавать и выражать различные эмоции, понимать их причины.
  • Материал: Карточки с изображениями различных эмоций (радость, грусть, злость, удивление и т.д.).
  • Ход игры: Педагог показывает карточку с эмоцией, дети должны изобразить эту эмоцию мимикой и жестами. Затем можно обсудить, в каких ситуациях возникают такие эмоции.
  • Игра "Волшебный мешочек"
  • Цель: Развитие тактильных ощущений, умения описывать предметы, развитие воображения.
  • Материал: Непрозрачный мешочек, различные мелкие предметы (шишка, пуговица, каштан, игрушка).
  • Ход игры: Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и описывает его, не вынимая. Затем пытается угадать, что это.
  • Упражнение "Дыхание дракона"
  • Цель: Развитие навыков саморегуляции, снятие напряжения, успокоение.
  • Материал: Не требуется.
  • Ход игры: Педагог предлагает детям представить себя драконами, которые могут выдыхать "огонь" (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот с имитацией шипения). Это упражнение помогает детям научиться контролировать свое дыхание и успокаиваться в стрессовых ситуациях.

Раздел 5: Развитие познавательного интереса и исследовательских навыков

  • Игра "Что внутри?"
  • Цель: Развитие любознательности, умения выдвигать гипотезы и проверять их.
  • Материал: Непрозрачные коробки или контейнеры с различными предметами внутри (например, коробка с гремящими предметами, коробка с мягкими предметами, коробка с чем-то, издающим запах).
  • Ход игры: Детям предлагается послушать, понюхать, потрогать коробку (не открывая) и предположить, что находится внутри. Затем коробка открывается для проверки гипотез.
  • Игра "Юный натуралист"
  • Цель: Развитие наблюдательности, интереса к природе, умения описывать увиденное.
  • Материал: Лупы, блокноты, карандаши, природные материалы (листья, камни, цветы, насекомые – если возможно).
  • Ход игры: Дети отправляются на прогулку, где им предлагается наблюдать за растениями, животными, насекомыми. Они могут зарисовывать свои наблюдения, описывать их, задавать вопросы.
  • Упражнение "Экспериментариум"
  • Цель: Развитие исследовательских навыков, понимания причинно-следственных связей, умения проводить простые опыты.
  • Материал: Безопасные материалы для проведения простых опытов (вода, соль, сахар, пищевые красители, сода, уксус, мыльные пузыри, магниты).
  • Ход игры: Педагог предлагает детям провести простые эксперименты, объясняя им, что происходит и почему. Например, "Что произойдет, если смешать соду и уксус?", "Почему мыльные пузыри круглые?". Важно акцентировать внимание на процессе исследования и полученных результатах.

Раздел 6: Развитие критического мышления и навыков решения проблем

  • Игра "Что было бы, если..."
  • Цель: Развитие способности к прогнозированию, анализу последствий, нестандартному мышлению.
  • Материал: Карточки с различными гипотетическими ситуациями (например, "Что было бы, если бы люди умели летать?", "Что было бы, если бы исчезли все книги?").
  • Ход игры: Детям предлагается представить предложенную ситуацию и рассуждать о возможных последствиях, как положительных, так и отрицательных. Важно стимулировать их к поиску разнообразных решений и точек зрения.

  • Игра "Детективное агентство"
  • Цель: Развитие логического мышления, умения анализировать информацию, делать выводы на основе фактов, работать с противоречивыми данными.
  • Материал: Набор "улик" (предметы, записки, картинки), описывающих некую ситуацию или "преступление" (например, пропавшая игрушка).
  • Ход игры: Дети выступают в роли детективов. Им нужно изучить улики, задавать вопросы (педагогу или друг другу), чтобы восстановить ход событий и найти "виновного" или разгадать загадку.
  • Упражнение "Мозговой штурм"
  • Цель: Развитие креативности, умения генерировать большое количество идей за короткое время, работать в команде, принимать и развивать идеи других.
  • Материал: Большой лист бумаги или доска, маркеры.
  • Ход игры: Педагог предлагает проблемную ситуацию или задачу (например, "Как сделать наш детский сад еще лучше?", "Как помочь животным зимой?"). Дети по очереди высказывают любые идеи, которые приходят им в голову, без критики. Затем идеи группируются и обсуждаются.

Раздел 7: Развитие творческого самовыражения и эстетического восприятия

  • Игра "Музыкальная шкатулка"
  • Цель: Развитие слухового восприятия, воображения, умения ассоциировать музыку с образами и эмоциями.
  • Материал: Различные музыкальные произведения (классическая музыка, народные мелодии, звуки природы).
  • Ход игры: Детям предлагается прослушать музыкальный отрывок и нарисовать то, что они услышали, или придумать историю, связанную с музыкой. Можно также попросить их изобразить эмоции, которые вызывает музыка.
  • Игра "Театр теней"
  • Цель: Развитие воображения, творческого мышления, навыков повествования, умения работать с пространством и светом.
  • Материал: Экран (белая простыня), источник света (фонарик или лампа), фигурки из картона или рук.
  • Ход игры: Дети создают свои собственные истории, используя тени от фигурок или рук. Они могут озвучивать персонажей и создавать диалоги.
  • Упражнение "Скульптура из пластилина"
  • Цель: Развитие мелкой моторики, пространственного мышления, творческого самовыражения, умения воплощать идеи в материале.
  • Материал: Пластилин разных цветов.
  • Ход игры: Детям предлагается слепить что-либо по заданной теме (например, "Мой любимый сказочный герой", "Животное из далекой страны") или дать полную свободу для творчества. Важно поощрять их к созданию оригинальных форм и деталей.

Раздел 8: Развитие навыков самообучения и самостоятельного поиска информации

  • Игра "Библиотека знаний"
  • Цель: Формирование интереса к чтению, умения находить нужную информацию в книгах, развитие навыков поиска и систематизации информации.
  • Материал: Книги, энциклопедии, журналы, карточки с вопросами.
  • Ход игры: Детям предлагается найти ответы на определенные вопросы, используя доступные источники информации. Можно организовать мини-презентации найденной информации.

  • Упражнение "Создай свою инструкцию"
  • Цель: Развитие умения четко и последовательно излагать информацию, структурировать знания, учить других.
  • Материал: Бумага, карандаши, фломастеры.
  • Ход игры: Дети выбирают какое-либо действие (например, как завязать шнурки, как построить башню из кубиков) и создают пошаговую инструкцию с иллюстрациями.

Важно помнить:

  • Поощряйте вопросы: Одаренные дети часто задают много вопросов. Важно не отмахиваться от них, а стараться отвечать, стимулировать дальнейшее исследование.
  • Не бойтесь сложности: Предлагайте задания, которые требуют от ребенка мыслительных усилий, но при этом достижимы.
  • Создавайте атмосферу принятия: Ошибки – это часть процесса обучения. Важно, чтобы дети не боялись пробовать новое и ошибаться.
  • Сотрудничайте с родителями: Родители – ключевые партнеры в развитии одаренного ребенка. Обмен информацией и совместные стратегии помогут достичь наилучших результатов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Развитие навыков взаимодействия педагога –психолога и воспитателей в работе с одаренными детьми

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".

Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления,  психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Принципы, которыми необходимо руководствоваться в работе с одаренными детьми» в рамках практико-ориентированного семинара ЦРО: «Система работы педагога по развитию одаренности и творческого потенциала ученика (воспитанника).

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, ...