Реализация технологии Г.Б.Мониной "Лесенка РОСТА"
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Машковская Татьяна Николаевна

В статье описана система работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию готовности к обучению к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_g.b._moninoy_lesenka_rosta_kopiya.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ Г.Б. МОНИНОЙ «ЛЕСЕНКА РОСТА» КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Актуальность

В рамках концепции Министерства Образования РФ о создании психологической службы в образовательных организациях, нами было разработано положение о психологической службе. Психологическая служба ДОО осуществляет деятельность по формированию единого пространства психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.

Результаты диагностики детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьному обучению» показали, что дети испытывают трудности в:

  • в саморегуляции эмоционального состояния и поведения;
  • в адекватной самооценки;
  • в анализе собственной деятельности;
  • наблюдается низкая мотивация к познавательной деятельности;
  • коммуникативные навыки развиты слабо;
  • отсутствует креативность мышления.

А это, именно, те личностные качества, которые должны стать фундаментом для успешного вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения:

Технология Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА» формирует у детей такие интегративные качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, которые способствуют устранению выявленных дефицитов. [4]

Данная технология направлена на деятельность с такими целевыми группами, как педагоги, родители, дети с нормой в интеллектуальном развитии.

Познакомившись с технологией Ю.Б. Мониной «Лесенка РОСТА», учитывая ее объемное содержание и невозможность полной реализации только на встречах с детьми и родителми, я обратилась к психологу детского сада с предложением о совместной реализации данной технологии. Совместно мы пришли к выводу, что прежде чем реализовать ее вместе с детьми, необходима предварительная подготовка.

В 2022-2023 году мы подробно изучили данную технологию. Систематизировали диагностический материал для проведения мониторинга (сравнительного анализа в начале и по окончанию реализации технологии), выбрали необходимую художественную литературу, используемую в течение всей предполагаемой деятельности (психологических сказок Н.П. Крюковой, Н.П. Слободняк, О.В. Хухлаевой [3, 6], стихотворения Е. Благининой и др. авторов); видеоматериал (мультфильмы – «Нехочуха», «Аркадий Паровозов») [7, 8]. Подобрали и изготовили необходимые пособия для проведения игр и упражнений, используемых в технологии (плакаты «Как я разрешаю конфликты», «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я справляюсь со своим гневом», разнообразные карточки, как к плакатам, так и ко многим упражнениям и играм). Выстроили планирование по темам встречи (тематическое планирование). Встречи адаптировали по их содержанию, количеству встреч, с учетом имеющихся условий в нашем детском саду, а также индивидуальных особенностей детей данной группы.

Провели круглый стол с родителями с целью знакомства их с технологией, ее значимостью для детей и самих родителей, и какова роль родителей в данной технологии.

На 2-й год 2023-2024 мы приступили непосредственно к реализации этой технологии с детьми подготовительной группы.

Ведущая форма реализации данной технологии – совместная деятельность детей и взрослых.

Наше взаимодействие, как психолога и воспитателя, заключалось в подготовке каждой встречи (выбор места встречи, подбор игрового и учебного материала по теме, распределение обязанностей во время встречи с детьми).

Во время встреч мы включались в игровую деятельность с детьми (сначала активную, далее пассивную). Проводили анализ встреч и планировали последующую деятельность с детьми.

Родителям нами была делегирована часть полномочий (после освоения детьми того или иного навыка, закрепление вне детского сада).

Технология характеризуется следующими принципами.

  1. Учет возрастных особенностей ребенка: количество и сложность материала увеличиваются постепенно.
  2. Учет индивидуальных особенностей ребенка (физиологических и психологических): выполнение требований должно быть посильным для конкретного ребенка в конкретный момент времени (уровень работоспособности, степень утомляемости и др.).
  3. Учет имеющегося у ребенка жизненного опыта, знаний по изучаемому материалу.
  4. Последовательность в предъявлении требований
  5. Единые требования членов семьи и работников образовательного учреждения (для создания единого образовательного пространства).
  6. Контроль выполнения ребенком требований.
  7. Демонстрация волевого поведения самим взрослым

Цель работы. Формирование личностных качеств старших дошкольников: инициативности, самостоятельности, ответственности через реализацию технологии «Лесенка РОСТА» Г.Б. Мониной.

Задачи:

1.        Познакомить детей с понятиями «инициативность», «самостоятельность», «ответственность» для осознанного формирования данных качеств.

2.        Создать условия для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребенком.

3.        Формировать основы навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.

4.        Повышать самооценку.

5.        Отрабатывать навык уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослым.

6.        Развивать креативность детей.

7.        Формировать навыки конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности, ответственности детей.

Технология «Лесенка РОСТА» предполагает прохождение нескольких этапов: подготовительного, исследовательского, практического и аналитического.

Содержание технологии перекликается со всеми образовательными областями дошкольного образования.

Объем: 28 встреч.

Срок реализации: октябрь-май.

Целевая группа: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители.

Построение встреч в этой технологии структурирована.

  1. Приветствие.

Мы использовали разные формы приветствия (индивидуальное исполнение приветсвий, подгрупповое и групповое объединение), по желанию детей повторяли более понравившиеся приветствия (хлопками, частями тела, «Я сегодня вот такая», «Повторение ритма», «Коридор приветствий».

  1. Создание (на первых занятиях) и закрепление (на последующих) правил группы.
  2. Эмоциональная зарядка.

Упражнения, способствующие снижению эмоционального напряжения, самовыражения ребенка. Здесь мы использовали разные игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы («Похвалилки», «Вот мы какие», «Моя мечта», «Настроение дождя»).

  1. Формирование конкретного навыка.

В соответствии с целью темы этапа взаимодействия мы использовали различные формы работы: игры, упражнения, рисование, творческие задания, чтение, сочинение историй, просмотр мультфильмов, обсуждение.

  1. Закрепление достижений предыдущих этапов.
  2. Ритуал Прощания (мы использовали один и тот же – «Комплименты»).

ЭТАПЫ

1-й этап: подготовительный

Тема «Доверие» (4 встречи)

На этом этапе мы создавали доверительную атмосферу. Уже на этом этапе происходило повышение активности детей.

На начальных этапе мы разучивали считалки, которые способствуют не только развитию памяти, внимания, речи, а также помогали конструктивно решать некоторые конфликты в детской группы, что также обсуждалось. Считалки становятся своеобразным тренажером.

Здесь же идет научение презентации себя: «Что я умею делать?», «За что меня любит мама?», «Про то, что люблю я в жизни», «Если бы я стал волшебником», «Вот когда я вырасту – я стану…».

Тема «Информирование» (4 встречи)

На этом этапе мы выяснили, как дети понимают, что значит инициативный, самостоятельный, ответственный человек.

На примере литературных произведений (сказки про дракончика Памси – Н.П. Слободняк, «Белочка-припевочка» - Хухлаевой, стихи Благининой) мы формировали умение адекватно оценивать поступки свои и других людей [3; 6, с.148]. А понятия инициативность, самостоятельность и ответственность стали восприниматься детьми как ценностные качества, одобряемые взрослыми. Закрепилось это все созданием книг детьми, коллажа «Супергерой».

2-й этап: исследовательский

Тема «Самопознание» (4 встречи).

Мы создавали условия для осмысления каждым ребенком используемых им способов успешных действий, своего стиля индивидуальной деятельности, что помогло нам подготовиться к следующему этапу, некий переход к самоконтролю, саморегуляции, самоуправлению собственной деятельностью («Вождь краснокожих», «Какой я сейчас и каким я хотел бы быть», исполнение невербального Автопортрета (имитация «копание лопатой» – трудолюбивый), «Понарошку» («Походить как будто очень устали…» и т.п.)).

3-й этап: практический

Тема «Саморегуляция» (4 встречи):

Здесь мы тренировались выбирать удобные способы регуляции своего поведения и эмоционального состояния в процессе разнообразных игр и упражнений. На этом этапе дети учились управлять собой, становились более уверенным. У детей появилась собственная стратегия поведения в стрессовых ситуациях. 

Использовались различные нейропсихологические игры, упражнения на волевую регуляцию, «Да и нет», «Эмоциональное домино», «Азбука эмоций», Сказка про гномов «Хочу и Надо».

Тема «Уверенное поведение» (4 встречи):

Мы создавали условия для демонстрации уверенного поведения на фоне доброжелательной атмосферы в группе, развивали умения адекватно оценивать себя и свои поступки, отрабатывали умение формулировать свои просьбы, тренировали навыки уверенного отказа.

Использовали плакат «Как я справлюсь со своей тревогой», домашнее задание для детей «Как родители справляются со своей тревогой», на основе этого рисовали «Портрет уверенного и неуверенного человека» обсуждали сказки «Когда трудно сказать «нет» Н.П. Слободняк и др.[3]

Креативность (3 встречи):

Здесь мы выполняли задания творческой направленности (вербальные и невербальные). Дети перестали бояться совершить ошибку, раскрепощались, учились мыслить нестандартно.

Все это способствовало умению разрешать трудные жизненные ситуации новыми способами, т. е. способности к творческому решению проблем («Вождь краснокожих», «Смешное имя» (шуточные задания с фантами), «Маленький поэт», «Танец волшебных лепестков»).

Сотрудничество (3 встречи).

На данных встречах задания выполнялись только в групповой форме, где результат деятельности зависел от слаженной работы детей («Испорченный телефон», «Сказка по кругу», «Работаем в команде»).

4-й этап: аналитический

Основная задача на аналитическом этапе – проявление дружелюбия, объединение детей, проявление активности, накоплению позитивного эмоционального опыта.

На этом этапе дети анализировали, что у них хорошо получается в группе, дома, в общении с другими людьми, проговаривали, что можно сделать еще лучше в следующий раз.

Была проведена предварительная работа с родителями (изготовить книжку). Ребенок рассказывает о себе, каких-то событиях, впечатлениях, «Книжка про себя».

Вся деятельность в рамках технологии имеет продуктивный характер. Продукты деятельности детей обязательно обогащают ППС (рисунки, коллажи, книжки, альбомы, газеты). Это побуждает детей проживать события встреч, рассказывать о них родителям, делиться впечатлениями друг с другом. Тем самым закрепляя полученные навыки.

Данная технология предполагает диагностику для отслеживания динамики в развитии детей.

На диагностическом и контрольном этапе использовали следующие диагностические методики:

  • Методика «Лесенка» Н.В. Нижегородцева (Исследование самооценки). [1, с.148]
  • Методика «Рукавички» автор Г.Л. Цукерман. Данная методика направлена на изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. Возрастной диапазон 6-7 лет. [5, с.16]
  • Анкета для воспитателей «Отношение ребенка к сверстникам» (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков). [2, с.13]
  • Анкета для родителей «Выявление уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников» (Г.Б. Монина). [4]

Метод наблюдения, Наблюдение за ребенком в специально организованной и свободной деятельности, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми оцениваются:

  • эмоциональные проявления детей;
  • коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми;
  • проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

В результате:

  • Сформировалось осознанное понимание «инициативности», «самостоятельности», «ответственности».
  • Дети научились проводить самоанализ, стали использовать те способы действий, в которых они успешны.
  • Сформировались навыки самоконтроля своего поведения, эмоционального состояния.
  • Повысилась самооценка.
  • Овладели коммуникативными навыками, которые позволяют бесконфликтное взаимодействие с окружающими, учитывая свои интерес.

Возможные риски при реализации технологии.

Для педагогов

Для родителей

Для детей

  1. Воспитатель может не поддержать инициативу психолога.
  2. Формальное взаимодействие (сбрасывание подготовки и анализа встреч на психолога).
  3. Недостаток материала для проведения встреч.
  4. Отсутствие контакта с родителями.
  5. Использование технологии не в системе, а отдельными упражнениями и играми.
  1. Занятость родителей.
  2. Не поддерживают инициативу детей (не выполняют домашние задания).
  3. Не видят эффективности в технологии.

  1. Дети не соответствуют возрасту для реализации технологии
  2. Перегружены (по расписанию выбирается день с меньшим количеством занятия)

Список литературы:

  1. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет – Волгоград: Учитьель,2014.
  2. Диагностический портфель для определения уровня готовности ребенка к переходу в замещающую семью» / Под общ. ред. Иониной О.В. – Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие —М.: Генезис.2002.
  4. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА», - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  5. Тихонова Т. М., Дружинина В. Н. Как составить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка младшего школьного возраста? - Карпогоры, 2018
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки, - М.: «Академический проект», 2019.
  7. https://yandex.ru/video/preview/15309538544407048943
  8. https://goo.su/E6ERCV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.

Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон,   направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие тво...

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

«Использование ИКТ в реализации технологии исследовательской деятельности».

Дети – пытливые исследователи. Создавая презентацию и видеофильм о новом для них материале, я постаралась так подобрать материал, чтобы он был максимально приближен к хорошо знакомой деятельности дете...

Использование ЭОР в реализации технологии исследовательской деятельности

¨«Утиные истории» - это цикл занятных дел по изучению свойств и качеств материалов: пластмасса, металл, стекло и дерево.¨В группе создана коллекция уточек из разных материалов.¨Почему уточки?¨Уч...

Стендовая информация по реализации технологии рисования песком или песочному творчеству для дошкольников.

Пусть стол усыпан мелкой крошкой,Сквозь пыль морскую бьется свет,Черчу я пальцами дорожки,Ладонью оставляю след....

Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"

Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"...