Настольные игры как инструмент работы педагога-психолога ДОУ.
презентация по психологии

 Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОУ. В своей работе использую такие игры с детьми. Результаты психологической диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников  говорят об увеличении количества детей со сниженной уровнем развития когнитивной сферы, со сниженным уровнем развития игровых навыков и т.д.). Как один из методов работы с такими детьми является использование психологических настольных игр.

В настоящее время настольные психологические игры считаются новым, инновационным инструментом для работы психолога. Это не только веселый досуг, такие игры способствуют развитию психических процессов и развитию эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry._borblik.pptx2.76 МБ
Файл nastolnye_igry._borblik.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Настольные игры как инструмент работы педагога-психолога ДОУ. Подготовила: педагог-психолог С.В.Борблик

Слайд 2

В настоящее время настольные психологические игры считаются новым, инновационным инструментом для работы психолога. Настольные игры позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий.

Слайд 3

В игре у ребенка формируется и развивается: усидчивость, умение сосредоточиться, они учатся понимать и принимать правила игры, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, радоваться и сопереживать победам и поражениям других детей. довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие. основные навыки, такие как счет, численная и количественная оценка, выдержка в совместной игре, развитие логики, внимания и межполушарных связей, помогают развивать моторику.

Слайд 4

И гра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Слайд 5

Этапы игр: Познакомиться с карточками, Объяснить правила. Сама игра. Рекомендации: На первых порах задания должны быть доступны для всех играющих (убрать трудные карты); Использовать больше поощрений; Придумать какой – то стимул для проигравшего.

Слайд 6

В своей работе я использую такие игры как: " Опасности волшебного леса", (автор О.В.Хухлаева ) , « Весёлый, грустный, злой?», развивающая игра «Кубики эмоции», комплект игр «Волшебный сундучок» ( автор Ирина Васильева), нейропсихологические игры, например «Повтори за мной, рисунки на спине ».

Слайд 7

1."Опасности волшебного леса". Психологическая игра для работы со страхами" (автор О.В.Хухлаева ) Игра способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Слайд 8

Динамическая игра « Веселый, грустный, злой?» Данная игра способствует развитию эмоционального интеллекта, артистизма и коммуникативности .

Слайд 9

Развивающая игра « Кубики эмоций». Данная игра знакомит ребенка с пониманием и восприятием всех граней настроения: радость, удивление, грусть, спокойствие и многие другие эмоции. Занимательная и развивающая игра, стимулирующая логическое и математическое мышление ребенка, координацию и моторику рук, воображение и внимание, а также учит распознавать цвета и определять формы.

Слайд 10

Комплект игр « Волшебный сундучок» (автор Ирина Васильева). Игры помогают решить разные психологические задачи для детей разного возраста. С помощью игр можно решить проблемы с засыпанием, побороть страхи или научиться слушать других. Развить разные качества и навыки ребенка. Тренировка мышления, развитие памяти и внимания, речи и воображения, эмоциональной сферы и навыков общения; расширение словарного запаса и воспитание характера.

Слайд 11

Нейропсихологическая игра «Повтори за мной, рисунки на спине». Эта увлекательная настольная игра с карточками специально разработана для развития логики и улучшения мелкой моторики, внимания и межполушарных связей у детей. В процессе игры дети учатся: копировать простые и сложные фигуры; объяснять пространственное расположение деталей рисунка другому человеку; работать в команде - доверять друг-другу и слушать партнёра.



Предварительный просмотр:

Настольные игры как инструмент работы педагога-психолога ДОУ.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОУ. В своей работе использую такие игры с детьми. Результаты психологической диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников  говорят об увеличении количества детей со сниженной уровнем развития когнитивной сферы, со сниженным уровнем развития игровых навыков и т.д.). Как один из методов работы с такими детьми является использование психологических настольных игр.

В настоящее время настольные психологические игры считаются новым, инновационным инструментом для работы психолога. Это не только веселый досуг, такие игры способствуют развитию психических процессов и развитию эмоционально-волевой сферы.

Настольные игры позволяют решить одновременно несколько различных задач:

  • снятие психоэмоционального напряжения,
  • обеспечение психологической разгрузки детей,
  • побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности,
  • осуществление диагностических и коррекционных мероприятий.

Настольные игры способствуют формированию и развитию у детей произвольного внимания, они учат соблюдать определенные правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. В ходе игры дети узнают о честности, о соблюдении очереди, испытывают чувства победы и поражения. В игре у ребенка формируется и развивается

  • усидчивость, умению сосредоточиться,
  • они учатся понимать и принимать правила игры, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения,
  • радоваться и сопереживать победам и поражениям других детей. довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.
  • основные навыки, такие как счет, численная и количественная оценка,
  • выдержка в совместной игре,
  • развитие логики, внимания и межполушарных связей,
  • помогают развивать моторику.

Их  можно прекрасно использовать в психологической работе и с детьми с ОВЗ, а также в работе с семьями воспитанников.

Тем самым игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как:

  • любознательность,
  • активность,
  • способность управлять своим поведением и планировать действия,
  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи,
  • развитие умственных способностей,
  • произвольности психических процессов,
  • творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок и т.п., что тоже достаточно экономично. Это делает её выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий.

Следует сказать о том, что какую бы настольную игру мы ни взяли, ее влияние на психологическую сторону развития ребенка будет в первую очередь положительным.

Обратите внимание на слайд,

Игры данной категории имеют этапы и некоторые рекомендации:

 Этапы игр:

  1. Познакомиться с карточками
  2. Объяснить правила.
  3. Сама игра.

Рекомендации:

  • На первых порах задания должны быть доступны для всех играющих (убрать трудные карты);
  • Использовать больше поощрений;
  • Придумать какой – то стимул для проигравшего.

Игр в настоящее время достаточно много, каждый специалист, безусловно, выбирает их исходя из собственных предпочтений и задач. В своей работе я использую такие игры как: психологические игры "Опасности волшебного леса", (автор О.В.Хухлаева) , «Весёлый, грустный, злой?», развивающая игра «Кубики эмоции»,  комплект игр « Волшебный сундучок» ( автор Ирина  Васильева), нейропсихологические игры, например  «Повтори за мной, рисунки на спине».

Приведу примеры использования настольных игр в своей практике.

1."Опасности волшебного леса". Психологическая игра для работы со страхами" (автор О.В.Хухлаева)

Автор игры - известный психолог Ольга Владимировна Хухлаева, чьи пособия и программы хорошо знакомы.

Игровой процесс ориентирован на коррекцию различных страхов, деструктивного поведения, боязни самовыражения, демонстративности.

Суть игры-Дети совершают путешествие по волшебному лесу, в котором хозяйничают шесть забавных гномов, задания которых нужно выполнять, передвигаясь по дорожке из клеточек (на которых нарисованы гномики) добраться до финиша. Игроки выбирают фишку, поочередно бросают кубик, и, ориентируясь на то чисто, которое выпало на грани, передвигаются на нужную клеточку и выполняют задание гномика. Если игрок не выполняет задание - он перемещается назад, на ту же клеточку, с которой начался ход.

Гномов в этой игре –шесть. Игровое пространство населяют Злюкодавы, Неправины, Поболтушки, Бояськины, Смехотуны. Злюкодав попросит вас злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин - дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин - пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка - улыбаться и рассказывать истории, Добролина - благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун - хихикать от души и смешить партнеров по игре.

В игровой деятельности у детей проявляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение. Кроме того, учащиеся учатся регулировать свое поведение. Ведь нарушение правил и отказ от их выполнения не дают игроку двигаться  по игровому полю и достичь цели игры. 

Игра хорошо работает не только с тревожными детьми, но и с детьми агрессивными, замкнутыми, застенчивыми, с «синдромом отличника».

Количество гномов в игре может варьироваться, в зависимости от задач, которые ставит перед собой специалист. На первых порах задания должны быть доступны, их также можно сокращать, убирать то, что непонятно детям или с трудом им дается (трудные задания). 

Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

2. Динамическая игра « Веселый, грустный, злой?»

Это групповая игра, поэтому в нее могут быть задействованы от двух и более детей. Суть данной игры – первым начинает игру самый старший игрок. В свой ход игрок берет из колоды верхнею карточку, на которой изображен персонаж из игрового поля, а также её эмоции. Другие игроки не должны видеть изображения на карточке.

Игрок надевает на руку нужную куклу-эмоцию. Задача игрока- объяснить персонажа из карточки с помощью куклы таким образом, чтобы другие игроки смогли  найти его на игровом поле.

Игрок,  который  первый найдет персонажа на игровом поле, забирает карточку себе. Далее ход переходит следующему игроку по часовой стрелке, и игра продолжается таким же образом уже со следующей карточкой.

Игра заканчивается, когда один из игроков первым соберет 5 карточек. Этот игрок считается победителем!

Советы:

  1. При объяснение персонажа можно не использовать слова внизу карточки. Это сделает игру сложнее и интереснее.
  2. Игроки могут заранее оговорить другое количество карточек, необходимое для победы.

Данная игра способствует развитию эмоционального интеллекта, артистизма и коммуникативности.

3.Развивающая игра « Кубики эмоций».

Это  групповая игра, поэтому в нее могут быть задействованы от двух до четырёх детей.

Суть данной игры –  ведущий делит кубики и карточки соответствующего цвета между игроками. Вытаскивает случайную карточку со смайликом и предлагает собрать такую же рожицу. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит 5 карточек.

Данная игра знакомит ребенка с пониманием и восприятием всех граней настроения: радость, удивление, грусть, спокойствие и многие другие эмоции.

Занимательная и развивающая игра, стимулирующая логическое и математическое мышление ребенка, координацию и моторику рук, воображение и внимание, а также учит распознавать цвета и определять формы.

4.Комплект игр « Волшебный сундучок» (автор Ирина  Васильева).

 Данный комплект  состоит из "365 игр для развития ребенка", также есть книга с описанием разнообразных игр, которые нравятся детям.

Комплект состоит  из четырех тематических наборов карточек: "Волшебные существа", "Чудесные предметы", "Сказочные герои" и "Эти разные эмоции". Наборы можно смешивать, а игры - адаптировать под конкретную ситуацию и ребенка.

Игры помогают решить разные психологические задачи для детей разного возраста. С помощью игр можно решить проблемы с засыпанием, побороть страхи или научиться слушать других. Развить разные качества и навыки ребенка. Тренировка мышления, развитие памяти и внимания, речи и воображения, эмоциональной сферы и навыков общения; расширение словарного запаса и воспитание характера.

5.Нейропсихологическая игра «Повтори за мной, рисунки на спине».

Нейропсихологическая игра «Повтори за мной, рисунки на спине» состоит из разных вариантов и уровней: от знакомых ребенку символов до непонятных графических изображений.

 Вариант 1. Начальный уровень.

Цель: собрать как можно больше каточек.

   Смысл игры заключается в том, что игроки «рисуют» пальцами на спинах своих партнеров случайно попавшиеся им карточки. Задача партнера - отгадать, что ему «нарисовали» на спине (рисует изображение на чистом листе бумаги). В Случае правильного ответа пара забирает себе карточку с заданием.

   

Вариант 2. Диктовка

Один из игроков должен продиктовать партнёру движения, которыми тот «нарисует» ему на спине заданную фигуру.

Задача партнера – пальцем «нарисовать»  изображение, максимально приближенное к образцу, и нарисовать его на бумаге. В случае правильного ответа пара забирает себе карточку.

Вариант 3. Паровоз

     Игроки делятся на команды. В каждой команде игроки становятся друг за другом, образуя «паровозик». Количество игроков в каждом «паровозе» может варьироваться.

Минимальное количество – четыре человека.

    В этом варианте игры нужно как можно быстрее и точнее передать рисунок по цепочке до игрока, стоящего в начале «паровозика».

Вариант 4.Цифры.

Смысл этого варианта в том, чтобы «написать» на спине игрока цифры, соблюдая заданные ведущим условия.

         Все варианты игр предполагают обязательное присутствие ведущего. Лучше, чтоб это был взрослый. Игра проводится в парах, поэтому важно, чтобы игроков было счётное количество.

  Цель данных  игр: понять, что «рисует» у тебя на спине партнер и графически изобразить ответ (или назвать, если это возможно).

 В процессе игры дети учатся:

  •  копировать простые и сложные фигуры;
  • объяснять пространственное расположение деталей рисунка другому человеку;
  • работать в команде - доверять друг-другу и слушать партнёра.

   Эта увлекательная настольная игра с карточками специально разработана для развития логики и улучшения мелкой моторики, внимания и межполушарных связей у детей.

В заключение хотелось бы отметить, что автор каждой представленной игры дает некоторую свободу специалисту, позволяя слегка изменять правила игры, подстраивая ее возможности под конкретный контингент воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познаватель...

Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

В материале представлена авторская настольная игра «Волшебное путешествие»  для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие у детей коммуникативной сферы (в частности, н...

«Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ»

laquo;Психолого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»«Дидактическая играв коррекционной работе педагога-психолога ДОУ» Введение ФГ...

Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе средствами игры (из опыта работы педагога-психолога).

Как отмечал А.И. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. ...

Использование настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога с детьми 5-7 лет.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОО. В своей работе испол...

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи....