«Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ»
статья (средняя группа)
«Психолого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» |
«Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ» Введение ФГОС ДО ориентирует каждое образовательное учреждение на создание условий психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования, на основе которых педагогами и специалистами детских садов выстраивается траектория реализации образовательной программы, развития детей группы, каждого ребенка в отдельности. В связи с этим одной из задач деятельности педагога-психолога является выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения, содействие развитию воспитанников, преодоление трудностей развития, оказание содействия педагогическому коллективу по организации комфортных психолого-педагогических условий в образовательном учреждении. Таким образом, одним из направлений деятельности педагога-психолога детского сада является организация индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, с целью профилактики и преодоления трудностей в развитии воспитанников. Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познавательный интерес снижен, а результаты деятельности не доставляют ребенку удовлетворения. Поэтому специалисту необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Одной из эффективных форм работы является дидактическая игра. В организации коррекционно-развивающей работы с детьми активно применяю дидактические игры с целью развития психических процессов, функций и качеств, поскольку в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих те или иные трудности в познавательном развитии. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Ценность дидактических игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Так используя игры с предметами дети учатся выделять их свойства, преобразовывать предмет, опираясь на схему. В процессе игры дети развивают наглядно-образное мышление, пространственную ориентировку, зрительный анализ и синтез, учатся работать по схеме-модели, выполнять правила игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. При этом настольно-печатные игры актуальны не только для детей, но и для родителей и педагогов. Настольные игры становятся все более популярным инструментом в работе психолога. Они оказывают влияние не только на развитие психических процессов и качеств, но помогают дошкольникам научиться согласовывать свои действия с действиями сверстника, соблюдать правила игры. Словесные игры могут быть использованы как ритуал начала занятия с целью организации детей и погружения в тему занятия, а также в качестве самостоятельной игры. Неотъемлемым атрибутом словесных игр является мяч. Считаю необходимым включать в работу с детьми разнонаправленные словесные игры уже с младшего дошкольного возраста. Применение словесных игр способствует развитию слухового внимания, образной памяти, фонематического слуха. Таким образом, в дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
|
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/09/img-fb9d0fb7579ce6984d1a90748103593e-v.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212861-1361987937.jpg)
координация коррекционной работы педагога-психолога в ДОУ
Карта-схема работы педагога-психолога в дошкольной организации....
Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-496459-1635917304.jpg)
Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ
Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познаватель...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/14/picture-664807-1465885393.jpg)
Коррекционная работа педагога-психолога ДОУ в рамках ФГОС.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоров...
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/10/picture-1146434-1710052568.jpg)
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...