Коррекционная работа педагога-психолога ДОУ в рамках ФГОС.
занимательные факты по коррекционной педагогике на тему

Акулова Анастасия Сергеевна

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования является актуальной. Актуальность обусловлена необходимостью привлечения внимания организаторов образования и общественности к проблеме реализации инклюзивного принципа в общеобразовательных учреждениях, о праве ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественные образовательные услуги, которые гарантируются в законе Российской Федерации «Об образовании». Для того, чтобы дети с ОВЗ успешно интегрировались (включились) в систему общего образования, необходимо поднимать вопрос о курсах повышения квалификации педагога-психолога и о привлечении специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии. Разграничение полномочий специалистов в области коррекционной работы также будет способствовать успешной реализации инклюзивного принципа, позволит выйти на индивидуальность ребенка с ОВЗ и учесть его особые образовательные потребности в условиях общеобразовательной школы.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
Рассматривая категории детей с нарушениями развития, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ, имеется категория детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития, а именно:
- педагогически запущенные дети;
- дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита);
- дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
- дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
Эта категория рассматривается как самостоятельная категория, занимающая промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначается как «группа риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем (И.Ю.Левченко, Н.А.Киселёва). 
Работая с такими воспитанниками, педагоги часто обращаются за помощью к педагогу-психологу, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с детьми «группы риска».
В ДОУ в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Два раза в год проводится диагностика. Одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка «группы риска» всеми специалистами. По результатам диагностики специалисты службы сопровождения составляют индивидуальные коррекционные маршруты, отслеживают динамику.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.
Цель коррекционной работы педагога-психолога оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. 
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:
- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
- индивидуальная диагностика по запросам родителей;
- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и умственном развитии. В детском саду, отклонениям, проявляющимся в нарушении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми, уделяется особое внимание, так как они могут способствовать возникновению у детей внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности, что может в дальнейшем привести к серьезным искажениям в развитии. С этими детьми проводится индивидуальная коррекционная работа. В этом случае усилия психолога детского сада сосредотачиваются на том, чтобы устранить причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей и убрать внешние проявления этих нарушений. 
В процессе диагностики выявляются и дети, требующие длительной психотерапевтической работы. Это такие категории детей как:
- эмоционально-заторможенные (замкнутые, робкие, ранимые, избегающие общения);
- тревожные;
- гиперактивные;
- имеющие психологические травмы;
- нуждающиеся в коррекции фобий;
Данные психологического обследования позволяют выявить уровень развития дефицитарных функций ребёнка и основные психолого-педагогические проблемы взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми, что служит для дальнейшего обеспечения индивидуального подхода и подборки методов и приемов в организации занятий коррекционного воздействия. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.
Такая поддерживающая работа с родителями направлена на оказание помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего, направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка, так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению симптоматики у ребенка.
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими.
Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов; занятия с использованием терапевтической песочницы.
Ежегодно, благодаря планомерной, систематической коррекционной работе педагога-психолога в ДОУ с детьми «группы риска» наблюдается положительная динамика психологического развития воспитанников. 
В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны быть владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса. 

Список литературы:
1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
2. Мелехин А.И. Индивидуальный маршрут развития особого ребенка. — Справочник педагога-психолога (детский сад) — 2011. — № 04. — С. 6—18.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: «Речь», 2004. — 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

координация коррекционной работы педагога-психолога в ДОУ

Карта-схема работы педагога-психолога в дошкольной организации....

Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ

Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог р...

Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познаватель...

Содержание коррекционной работы педагога-психолога

В данном материале изложены используемые программы и методики и их краткая характеристика, которые применяются в работе педагогом-психологом....

«Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ»

laquo;Психолого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»«Дидактическая играв коррекционной работе педагога-психолога ДОУ» Введение ФГ...

Система работы педагога - психолога в ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Данная презентация рассказывает о направлениях работы педагога-психолога ДОУ в рамках психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса согласно ФГС ДО...