Обобщение
консультация по психологии

Храпунова Елена Владимировна

Обобщение как мыслительная операция и навык.

Назови одним словом.Умение обобщать — это мыслительная операция, которая заключается в мысленном объединении предметов и явлений на основе сходства их существенных признаков.Проще говоря, -  умение обобщать, это умение найти и выделить наиболее существенные признаки, объединяющие эти предметы...Как любой навык, умение обобщать - вырабатывается в результате обучения и тренировки. И в то же время это не просто навык, это мыслительная операция. К 5-6 годам. ребенок должен не просто вызубрить,, что лук и морковка, это овощи.. Он должен понять почему лук и морковь - овощи, а яблоки и груши - нет.. Что их объединяет? Что отличает овощи от фруктов? Бывает начинаешь ребенка опрашивать, и он вроде бы дает правильные ответы - вот капуста - она овощ, вот яблоко, - это фрукт. Но, если задать вопрос - а как ты понял, что это именно фрукт или овощ выясняется, что ничего то он и не понял. Он просто зазубрил. И если попросить выбрать из четырех сходных по внешнему виду предметов, тот, который отличается от остальных по основному параметру, то ребенок либо будет делать случайный выбор методом угадывания. Либо придумает свое основание для исключения. Так, например, дети часто объединяют продукты и холодильник, потому что они относятся к еде.  Или стол и посуду, потому что тоже это все связано с  едой. Казалось бы, ну что в этом страшного, ну не умеет ребенок обобщать правильно, ну и ладно. Вот только, для каждого навыка есть свое оптимальное время. И не получив правильного развития в правильное время навык все равно формируется, но формируется не правильно. Далее на этом криво-косо созданном навыке будут формироваться уже следующие навыки. Такие как умение выделять главное в математических задачах. Или умение находить основания для применения правила в русском языке. И как вы сами можете догадаться этот навык тоже будет создаваться с затруднениями.. 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ № 106...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...