План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кишинька Елена Валентиновна

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности дети был показан на МО учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у осени

С.В.Пшеничная,

                                                                   руководитель дефектологической

службы МОУ «Центр диагностики

                                                               и консультирования г.Губкина

                 Кишинька Е.В.

учитель-логопед МДОУ №1

«Снежинка»

Цели:

- Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе осенью. - Активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы».

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

- Совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные с суффиксом –ов-, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, распространять простые предложения прилагательными).

Коррекционно-развивающая:

- Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование: 

-натуральные овощи и фрукты; предметные картинки с изображением листьев берёзы, клёна, рябины, ивы, осины, тополя; «чудо-дерево»; листочки-билеты»; предметные картинки с изображением птиц; листы бумаги, цветные карандаши» 2 корзины.

 Ход

I. Организационный момент

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами к Елене Валентиновне. А где же она?

        Входит логопед.

Логопед: Здравствуйте!

Несу я урожаи,

        Поля вновь засеваю,

            Птиц к югу отправляю,

   Деревья укрываю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Догадались, кто я? Правильно, Осень.

Воспитатель: Ждали Елену Валентиновну, а пришла Осень.

Логопед: Да, я – Осень. Вы меня, конечно же, узнали. А мне очень хочется познакомиться с вами. Каждый из вас, ребята, назовёт своё имя ласково.

II. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

     Дети называют свои имена: Я Ирочка. Я – Дашенька. Я – Андрюшенька, Я – Дариночка.  Я – Женечка, И т.д.

Логопед. Ребята, я приглашаю вас в путешествие, где мы вспомним много интересного об осени. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, на чём мы будем путешествовать:

Братцы в гости снарядились.

                                         Друг за друга уцепились.

                                         И помчались в путь далёк,

 Лишь оставили дымок. (Поезд)

III. Приметы осени.

Логопед: Правильно, это поезд. Он уже ждёт нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто получит билетик-листок. А для этого надо назвать примету осени.

            Дети называют приметы осени:

- Осенью часто идут холодные дожди.

- Осенью на деревьях листья жёлтого, красного цвета.

- Осенью листья опадают с деревьев. Наступает листопад.

- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Осенью солнце часто прячется за тучами.

- Осенью насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, под листья.

-  Осенью перелётные птицы улетают в тёплые страны.

- Осенью люди убирают урожай фруктов и овощей.

   (Дети получают «билеты» - листья осенних деревьев)

Логопед: Все с билетами? Но внимательными будьте. Сядете в поезд тогда, когда услышите сигнал паровоза (за ширмой раздаются звуки барабана, бубна, паровоза).

     Дети занимают свои места, услышав гудок паровоза.

IV. Образование прилагательных.

         Логопед: Вот мы с вами уже в пути, посмотрите направо. Я вижу, за окном нашего поезда солнышко спряталось за тучи, на улице пасмурно, что можно сказать про осень, она какая? – Пасмурная осень.

        Небо затянули тучи. Если осенью часто идут дожди, как можно сказать про осень, она какая? – Дождливая осень.

        Посмотрите в левое окошко: а здесь светит солнышко, на улице тепло, как можно сказать про осень, она какая? – Солнечная осень.

        А вот, посмотрите, стоят деревья, на которых листочки словно золотые монетки переливаются, на деревьях много листьев жёлтого цвета, как можно сказать про осень. Она какая? – Золотая осень.

       А вот, смотрите, стоят на полянке деревья с листочками разного цвета, как можно сказать про осень, она какая? – Разноцветная осень.

      Логопед: А вот и наша первая остановка. Уважаемы пассажиры, поезд останавливается.

(Дети дают сигнал остановки: тсссс)

V. Распространение простых предложение относительными прилагательными.

      Логопед: Остановка называется «Чудо-дерево». Посмотрите, какое необычное дерево. Давайте назовём, с какого дерева листочки на нём. Это листок с ивы – ивовый листок.

      Дети продолжают:

Это листок с берёзы – берёзовый листок.

Это листок с дуба – дубовый листок.

Это листок с рябины – рябиновый листок.

Это листок с клёна – кленовый листок.

Это листок с осины – осиновый листок.

      Логопед: А сейчас обратите внимание на свои листочки-билеты. Ирочка, у тебя какой листок? С какого он дерева?

      Ира: У меня кленовый листок, он с клёна.

      Дети называют свои листочки-билеты:

- У меня рябиновый листок, он с рябины.

- У меня осиновый листок, он с осины.

- У меня ивовый листок, он с ивы.

- У меня берёзовый листок, он с берёзы.

- У меня кленовый листок, он с клёна.

- У меня дубовый листок, он с дуба. И т.д.

      Логопед: Дети, посмотрите, что у меня. Деревья приготовили для вас подарки. Вы узнали, что это? (Да). Можно сказать, что эти листики осенние? (Нет). Почему?

       Дети: Осенние листики жёлтого, красного, оранжевого цвета.

       Логопед: Давайте, превратим эти листики в осенние.

VI. Работа по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

      Выполнение движений по тексту:

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

      Логопед: Пройдите к столам, возьмите цветной карандаш и обведите листок по контуру.

(Дети обводят цветными карандашами контуры листьев)

      Логопед: Назовите, что у вас получилось.

     Дети: У меня красный кленовый листок.

                У меня оранжевый рябиновый листок.

                У меня коричневый дубовый листок.

                У меня жёлтый берёзовый листок. И т.д.

      Логопед: Ребята, наш поезд даёт нам гудок. Нам пора в путь. Занимайте свои места.

(Дети садятся на свои места)

VII. Работа по теме «Перелётные птицы»

      Логопед: Наше путешествие продолжается.

      Координация речи с движением.

Птицы в небо поднялись высоко

И летят они от нас далеко.

Отдохнуть на деревья сели,

Поднялись и опять полетели.

Попрощались мы с ними надолго,

А весной прилетят птицы снова.

      Логопед: А вот и следующая остановка. Она называется «Птичья». Посмотрите, сколько птиц. Назовите, каких птиц вы узнали.

      Дети называют птиц: ласточка, грач, воробей, синица, дятел, скворец, кукушка, сорока.

      Логопед: А что же случилось? Ведь у нас заканчивается осень, с каждым днём становится всё холоднее, скоро наступит зима. Разве все эти птицы остаются у нас на зиму?

      Дети: Нет. Перелётные птицы должны улететь в тёплые страны.

      Логопед: Поможем птицам? Назовите, какие птицы должны улететь в тёплые страны.

      Дети называют перелётных птиц и перевешивают их на другую сторону дерева: ласточка, скворец, грач, кукушка.

      Логопед: Оставшимся птицам зима не страшна, да и мы поможем пережить им зиму.

      Логопед: Дети, гудок поезда приглашает нас продолжить путешествие. И так, наше путешествие продолжается. Посмотрите налево. Вы видите, как в саду люди убирают урожай фруктов, а теперь посмотрите направо, вы видите, как собирают урожай овощей. Когда собран большой урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, как можно сказать про осень, она какая?

VIII. Образование относительных прилагательных.

      Логопед: А вот и наша остановка, она называется «Сад-огород». Можно выйти посмотреть какой урожай я собрала. Я так спешила, что сложила вместе и овощи и фрукты. Без вашей помощи мне не обойтись. Помогите мне: девочки соберите в эту корзину фрукты, а мальчики в другую корзину овощи.

      Д/игра «Собери урожай»

      Девочки берут, называя фрукт, кладут его в корзину, на которой символ сада:

     -  Это лимон, лимон – фрукт.

     -  Это апельсин, апельсин – фрукт.

     - Это яблоко, яблоко – это фрукт.

     - Это груша, груша – это фрукт.

      Мальчики берут, называя овощ, кладут его в корзину, на которой нарисован символ огорода.

    - Это капуста, капуста – овощ.

   - Это морковь, морковь – это овощ.

   - Это свёкла, свёкла – это овощ.

   - Это помидор,  помидор – овощ.

   - Это огурец, огурец – овощ.

   Это перец, перец – овощ.

      Логопед: Дети, у меня есть любимый сказочный герой – Карлсон. Для него я приготовила посылку. Давайте посмотрим, что я в  неё положила. Посмотрите, из какого фрукта в этой коробке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...