Конспект консультации для родителей на тему: "Особенности формирования психолгической готовности к школьному обучению"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Рябова Владилена Николаевна

Коспект коонсультации для родителей содержит общую ифнормацию о понятии "психологическая готовность ребенка к школьному обучению", описание типичных ошибок родителей при подготовке ребенка к переходу но новый уровень обучения и рекомендации о том, как избежать затруднений и сформировать у ребенка устойчивую познавательную активность и положительное отношение к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_rekom.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект консультации для родителей на тему: «Особенности формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению»

Дорогие мамы и папы! Вот и подошло к концу беззаботное дошкольное детство вашего малыша. Совсем скоро он впервые переступит порог школы, и в его жизни начнется совершенно новая глава. В этот момент нас, родителей, переполняют самые разные чувства: гордость, радость, но и тревога. «А все ли мы сделали? Справится ли он? Будет ли ему хорошо?» — эти вопросы крутятся в голове у каждого.

Часто мы думаем, что готовность к школе — это умение читать и считать. Но представьте себе дом. Умение читать — это красивый фасад, а психологическая готовность — это прочный, глубокий фундамент, скрытый от глаз. Именно от него зависит, выстоит ли здание под первыми нагрузками, не пойдут ли по стенам трещины разочарования и усталости.

Так что же это за фундамент? Психологическая готовность к школе — это не какой-то один навык, а целый комплекс. Это внутренняя зрелость ребенка, его мотивация, умение общаться, управлять своими эмоциями и, конечно, способность концентрироваться и мыслить. И формируется этот фундамент не за неделю до 1 сентября, а на протяжении всего дошкольного детства, в игре, в общении, в ваших совместных прогулках и разговорах.

К сожалению, в стремлении дать ребенку «все самое лучшее» мы иногда, сами того не желая, совершаем ошибки, которые могут усложнить ему старт.

Одна из самых частых — это подмена цели. Мы так хотим, чтобы наш ребенок был «самым-самым», что начинаем натаскивать его на учебные навыки, превращая подготовку в скучный урок. «Выучишь буквы — получишь конфету». И вот уже будущий первоклассник знает все азбуки, но не понимает, зачем ему вообще идти в эту школу. Ведь главная «конфета» — получение знаний — уже не кажется ему такой привлекательной. В результате к октябрю угасает искорка любопытства в его глазах, а учеба становится обязанностью.

Другая ошибка рождается из нашей тревоги. Мы заранее создаем образ строгой учительницы, сложных домашних заданий и серьезной ответственности. «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!» — говорим мы. И ребенок идет туда не за новыми открытиями, а как на каторгу, с чувством страха и неизбежности. Он внутренне сжимается, боясь сделать ошибку, и этот страх парализует его желание пробовать новое.

Бывает и обратная ситуация, когда мы, желая оградить ребенка от стресса, продолжаем опекать его как малыша. Мы собираем ему портфель, решаем за него все конфликты на площадке, не даем возможности самостоятельно принять хоть какое-то решение. И вот приходит момент, когда он оказывается один в новом коллективе. Ему трудно договариваться с одноклассниками, он теряется, если учительница не дала четкой инструкции, и ждет, что кто-то придет и решит его проблему. Формируется так называемая «выученная беспомощность».

Так как же заложить тот самый прочный фундамент? Главный секрет в том, что это происходит не за партой, а в жизни.

Давайте будем садовниками, которые выращивают интерес, а не плотниками, которые собирают по чертежам. Гуляя в парке, собирайте необычные листья, а дома ищите в книгах, как называются эти деревья. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь, почему лужа замерзает?» — и вместе ищите ответ. Пусть он почувствует, что процесс узнавания нового — это самое увлекательное приключение на свете.

Учите его не буквам, а управлению своими чувствами. Когда он злится или расстроен, не спешите говорить «не плачь». Лучше обнимите и назовите его эмоцию: «Я вижу, ты очень расстроился». Так он поймет, что любые чувства — это нормально, но ими можно управлять. Это умение — спасательный круг в океане школьных переживаний.

Создавайте ситуации, где ему придется проявить самостоятельность и упорство. Пусть сам завязывает шнурки, даже если это долго. Купите ему сложный конструктор, который не собирается за пять минут. Хвалите не за результат, а за старание: «Я горжусь, что ты не сдался!» Эти моменты научат его главному — верить в свои силы.

И, конечно, играйте вместе. Самые важные уроки дружбы, честности и умения работать в команде ребенок получает не из нравоучений, а из настольных игр, из ролевых игр «в школу» или «в путешествие». Здесь он учится и проигрывать, и выигрывать, и следовать правилам, и отстаивать свое мнение.

Помните, ваш ребенок не должен идти в школу «во всеоружии» знаний. Ему важнее идти туда с горящими глазами, с уверенностью, что его любят и поддержат в любой ситуации, с любопытством первооткрывателя и верой в то, что у него все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению

План коррекционно-развивающей  работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Консультация для родителей "Один год до школы. Психологическая готовность к школьному обучению"

Что же такое "психологическая готовность к школьному обучению?" И какие параметры психического развития она в себя включает? Что делать родителям, чтобы не отпугнуть ребёнка от школы? Это Вы...

Консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей, учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Вс...

Консультация для родителей: что включает в себя психологическая готовность к школьному обучению.

психологическая готовность ребенка к школьному обучению - важный аспект его благополучного поступления в школу....