«Рукавички» — методика Г.А. Цукерман для диагностики коммуникативных умений дошкольников ( 5-7лет).
тест по психологии (старшая группа)

«Рукавички» — методика Г.А. Цукерман для диагностики коммуникативных умений дошкольников ( 5-7лет). Проводится в виде игры, метод оценивания — наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата. 

Цель

Методика выявляет уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваются, например: 

  • умение слышать, слушать и понимать партнёра;
  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • умение взаимно контролировать действия друг друга;
  • умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Ход

Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. 

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша. 

Критерии оценивания

Некоторые критерии оценивания:

  • Продуктивность совместной деятельности — степень сходства узоров на рукавичках.
  • Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать.
  • Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
  • Взаимопомощь по ходу рисования.
  • Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

Интерпретация

Результаты задания анализируются по трём уровням: 

  1. Низкий уровень — в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства, дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своём.
  2. Средний уровень — сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень — рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором, дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.10.25.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Рукавички» — методика Г.А. Цукерман для диагностики коммуникативных умений дошкольников ( 5-7лет). Проводится в виде игры, метод оценивания — наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата. 

Цель

Методика выявляет уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваются, например: 

  • умение слышать, слушать и понимать партнёра;
  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • умение взаимно контролировать действия друг друга;
  • умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Ход

Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. 

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша. 

Критерии оценивания

Некоторые критерии оценивания:

  • Продуктивность совместной деятельности — степень сходства узоров на рукавичках.
  • Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать.
  • Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
  • Взаимопомощь по ходу рисования.
  • Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

Интерпретация

Результаты задания анализируются по трём уровням: 

  1. Низкий уровень — в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства, дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своём.
  2. Средний уровень — сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень — рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором, дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...

Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках изучения английского языка посредством упражнений на развитие моторики

Доказано, что работа детей пальчиками способствует развитию речи. Поэтому, если вы хотите быстрее услышать лепет вашего ребенка на английском языке, то уже с самого раннего возраста развивайте у ребён...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Диагностика изобразительных умений дошкольников

Развитие детского творчества - это сложный, неравномерный процесс овладения ребёнком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями для воплощения своего замысла. Расс...