отчет по самообразованию "Развитие воображения у дошкольников"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в её изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 Лесозаводского городского округа»
Отчёт по теме самообразования:
«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Качалова Ольга Александровна,
педагог-психолог
Длительность внедрения темы: 2022-2024 г.
Год работы над темой: 2022-2024 г.
2023 г.
г. Лесозаводск
«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе занятий психолога.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
6. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе занятий.
7. Разработать коллекцию игр по развитию творческого воображения детей.
Источники Самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет-ресурсы, методическая литература, журналы.
План 2022-2023 учебный год
1.Подбор и изучение методической литературы.
2.Изучить возможные направления по развитию творческого воображения.
3.Собрать картотеку игр по развитию воображения.
Повышение профессиональной компетентности.
Всероссийская конференция «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании» 2023
Образовательный курс «Совершенствование работы психологической службы в образовательном учреждении» 144 часа 2023
Образовательный курс «Основы АВА-терапии» 36 часов 2022
Мастер-класс «Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения»
Вебинар «Развитие воображения у детей дошкольного возраста»; «Развитие творческих способностей у детей в условиях ДОУ»; «Творческое воображение как условие интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста».
Список литературы
1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
8. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961
9. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997
10. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994
11. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997
12. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. – 1992
13. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
14. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.
16. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
17. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике /Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.
18. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения /Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.
19. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
Способы развития воображения.
1.Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученым при восприятии реальных объектов.
2.Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваясь идеями. Играя словами ребенок создает новые образы.
3.Поддержка спонтанного и организованного детского творчества – рисования, простейшего музицирования, придумывание сказок, небылиц.
4.Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
5.Методические приемы – словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия.
Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевлять на действия, находить нетривиальные решения, сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.
Хочу немного развить ваше воображение. У меня в мешочке спрятаны идеи. Сейчас по очереди будете вытаскивать по одному предмету и придумывать игру с ним, которая может занять детей (ребенка) хотя бы на 2 минуты.
Далее продолжаю работать по этой теме.
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
1. Проведение консультации для педагогов по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».
2. Выступление на семинаре на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».
3. Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома»
4. Информационный стенд «Развитие творческих способностей детей»
5. Семинар-практикум для детей и родителей
6. Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.
7. Краткосрочный проект «Арт-Терапия» для старших дошкольников.
8. Пополнение материальной базы по развитию воображения.
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в её изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Как показывают исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.А.Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
В работах В.С.Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные процессы связанно с чувствами человека.
Большой интерес вызывает арт-терапия – метод связанный с раскрытием творческого потенциала индивида и нахождения оптимального способа решения своих проблем. Одним из видом арт-терапии является песочная терапия, он строится на теории Юнга, что каждый предмет внешнего м ира вызывает како-либо символ в глубинные бессознательного. Это один из современных методом психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Вырезки, копии, цитаты
Понятие «воображение» и «творческое воображение»
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.
Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами
Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами
Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...
Статья развития творческого воображения у дошкольников
Статья развития творческого воображения у дошкольников...

Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников
Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями, преобразовывать и...
"Развитие логического мышления и творческого воображения у дошкольников по программе "Успех"" (на татарском языке)
Компьютерная презентация выступления на педагогическом совещании на тему "Развитие логического мышления и творческого воображениядошкольников по программе "Успех"...

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"
В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....
