Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
учебно-методический материал по теме

Вафина Татьяна Владимировна

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного материала и нетрадиционных техник для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiskhodyashchie_v_strane_modernizatsiya_obrazovani1.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

          Происходящие в стране модернизация образования , особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обуславливают необходимость  изменений в содержании и организации педагогического процесса. Это требует от педагога поиска новых способов и методов для развития ребёнка. Внутренние резервы современных детей  раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет , он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортней и все можно успеть. Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность, чем их ровесники 80-90-х годов 20 века. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень выполняемой деятельности, на стиль общения с людьми, на осознание своих достоинств и недостатков.

           Креативность, т.е. способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалами. Нас интересует изобразительная деятельность. В частности, влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на развитие творческой стороны личности ребёнка. Изобразительная деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют создать образ без каких-либо особых технических художественных навыков и способствовать развитию творческого воображения.

           Данная программа ориентирует на активное освоение детьми разнообразными средствами и материалами для самовыражения творческого начала в рисовании, лепке, аппликации, а также природоведческой и речевой сферах. Автор программы считает, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщенна разнообразными ситуациями, материалами, побуждающими детей к творческой самостоятельности, проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок, в соответствии со своими склонностями и интересами, приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Цель:

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе овладения ими нетрадиционными художественными техниками.

Задачи:

  • Способствование развитию моторики рук, элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения с помощью природного материала, используемого в изобразительной деятельности.
  • Развитие творческого потенциала и креативности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
  • Формирование правильного отношения к изобразительным материалам, преодоление чувства брезгливости и неприязни к ним.
  • Воспитание доброты, инициативы, усидчивости, терпения, эстетического вкуса.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога. Проводиться  в течение 4 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 10-35 минут. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

. Ожидаемый результат:

  • Развитие  мелкой  моторики рук детей дошкольного возраста.
  • Повышение уровня развития творческих способностей, креативности.
  • Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,  обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие высокого уровня  творческого воображения.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики.  Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

Интеграция  образовательных областей:

  • Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
  • Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
  • Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей. Ознакомление с картинами великих художников.
  • Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие. Обогащение тактильного опыта детей.
  • Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
  • Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
  • Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки  через аудиозаписи.
  • Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
  • Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток..

  Анализируя свой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста, я пришла к выводу, что проблемы недоразвития мелкой моторики рук наиболее эффективно и интересно можно решить с помощью изобразительной деятельности. Именно в этом виде творчества ребёнок может, действуя с предметами, не теряя интерес, развивать моторику рук. Это было первостепенной задачей для моей работы. В совместной деятельности с детьми для этого я использовала природный и бросовый материал. Известно, что только та деятельность развивает способности, в процессе которой возникают положительные эмоции, поэтому, работая с детьми , я опиралась на их интерес, эмоциональный настрой, также с учетом возрастных возможностей. Используя нетрадиционный материал в аппликации, лепки, рисовании, дети получали информацию о разнообразии окружающего мира, как, например, используя крупу, муку, листья в аппликации, они знакомились со свойствами этого материала.

 Рекомендации по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности по возрастам:

                        II младшая группа

            Аппликация

  • техника нарывания бумаги
  • техника сминания бумаги, где, при создании образов ( колобок, щенок, снеговик), дети совершенствуют моторику рук.

               Лепка

  • из глины
  • из теста

Рисование

  • пальчиками
  • ладошками
  • ватными палочками
  • сухой жесткой кистью
  • мятой бумагой

Средняя группа

Рисование

  • губкой
  • печаткой
  • техника резервирования
  • печатание растениями
  • восковые мелки

Аппликация – добавляется техника обрывания бумаги.

Лепка – совершенствуется техника лепки из теста и глины.

Старшая группа

Рисование

  • по сырому слою
  • рисование отдельных пятен
  • выдувание из трубочки
  • набрызг
  • нитью
  • мыльными пузырями
  • углем
  • гелиевыми ручками и маркерами
  • техника гратаж
  • техника раздельного мазка
  • монотипия
  • тонирование бумаги солью, пищевой пленкой
  • тонирование губкой, жесткой кистью

Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам изобразительно деятельности по возрастам.

      Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческого воображения у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому свою работу  начинаем с развития мелкой моторики рук и кинестетической памяти (то есть двигательной памяти кистей рук). Для этого  используется а во время лепки муляжи необходимых мне форм. Предлагается детям раскатать между ладоней муляж палочки, сделанной из катушек ниток, при лепке округлых форм дети раскатывают шарики  от погремушек, при лепке морковки - муляж конусовидной формы. Детские руки запоминали движения и с легкостью могли вылепить нужную форму. При этом, для работы нужен не пластилин, а соленое тесто. Оно намного эластичней и мягче.

      Используя природный материал (орехи, крупу, семена, плоды) дети выкладывают в альбомах по схемам, а затем и самостоятельно предметы, узоры. Это тоже позволяет развивать мелкую моторику  и в то же время творчество.

      Применение сухого бассейна, наполненного горохом, фасолью, бобами позволяет детям обогащать тактильные ощущения.

      В аппликации в младшем возрасте используется техника нарывания бумаги. Это позволяет развить мышечную силу в пальцах рук, причем начинаем нарывать салфетки, затем – газеты, и только после этого цветную бумагу. Нарванная бумага используется для передачи образов( «Снежная горка», «Румяный колобок»)

      В рисовании дети овладевают навыком техники рисования пальчиками, ладошками, тычком, ватными палочками и техникой резервирования. Что касается последней техники, это совместная деятельность воспитателей и детей. Педагог рисует образ свечой или восковым мелком, а дети закрашивают широкой кистью. Рисунок проявляется, для детей это - чудо.

      В среднем возрасте перед детьми раскрывается секрет техники резервирования, и они начинают самостоятельно рисовать образ, а затем закрашивают лист («Облака», «Снегопад», «Горы в снегу»). На этом же этапе учат рисованию штампами, которые сделаны из пробкового материала. Именно в этом возрасте можно говорить, что у детей появляется креативность в работах, так как накапливается определенный опыт владения некоторыми нетрадиционными техниками.  Ребята самостоятельно выбирают, чем им лучше рисовать : пальцем, кисточкой или ватной палочкой, для лучшей передачи образов. В этой же группе знакомятся с техникой рисования губкой.

      В лепке ребенок по-прежнему оттачивает свои навыки, используя глину и соленое тесто, причем они уже самостоятельно могут определить, какой предмет из чего лучше вылепить.

      К старшему дошкольному возрасту совершенствуется не только мелкая моторика рук, возрастает жизненный опыт ребенка. Он осознанно создает вопросы «откуда?», «Как получают?». Это период экспериментаторов, и здесь следует учитывать их интересы. Происходит знакомство с тем, как можно самостоятельно получить акварель, гуашь, масленые краски. Смешивается цветной мел с водой, маслом или клеем, получаются нужные материалы. Также проводятся  опыты по смешиванию, например, гуаши разного цвета прямо  на листе бумаги ( синяя  +желтая, получается ярко-зеленое поле, добавить ромашки – получается красивый летный пейзаж). На данном этапе знакомят с техникой рисования по мокрому слою и техникой отдельных пятен, дорисовывая тонкой кистью элементы, получаются красивые зимний, осенний, весенний пейзажи. Очень нравится детям при получении цветной мыльной пены получать на бумаге её отпечатки, и в этих отпечатках они видят разные образы. Обводят эти образы карандашом, фломастером, дается воля фантазии.

          В технике выдувания дети с  удовольствием узнают в веселых кляксах человечков, цветы, деревья, насекомых - все, что видит детский глаз, детская фантазия.

          При обучении техники рисованию нитью, развивается творческое мышление, умение видеть образ, дорисовывать до нужного.

         Техника монотипии знакомит ребенка с законами симметрии и учит находить в своих кляксах образы (отражение пейзажа в реке, собаку, бабочку и так далее). Малыш додумывает и дорисовывает то, что получилось.

         В 6 лет ребенок сам способен приготовить фон для своей будущей работы, например, с помощью крупной соли или мятой бумаги придать своей будущей работе определенную фактуру. Экспериментируя с разными материалами, ребенок знакомится элементарными законами физики, химии. Так, например, овладевая техникой граттаж, дети самостоятельно готовят фактурный фон, а затем, с большим старанием, выцарапывают на поверхности свой сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети уже более аккуратны в обращении  с нетрадиционными материалами, поэтому знакомятся с техникой рисования углем, сангиной, учатся определять пригодный вид бумаги для данной техники.

           На данном этапе детям нравится рисовать мелкие предметы, детали, поэтому актуально познакомить их с техникой рисования гелиевыми ручками. Основным условием данной техники является то, что предмет не должен быть закрашиваться, а только быть расписан декоративными элементами (точки, колечки, зигзаги, волнистые линии, и т.д.) При такой работе размер листа уменьшается вдвое или вчетверо, так как это очень кропотливая работа.

           В декоративной лепке, опять же, используется глину, а работы высушиваются, покрываются белилами и расписываются элементами народных промыслов.

          Для того, чтобы дети черпали вдохновение, параллельно со знакомством с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, происходит их знакомство с произведениями знаменитых художников. Ребята начинают понимать тонкости пейзажной живописи, портрета. Большой вклад в развитие эстетического вкуса вносит посещение виртуального мира Русского музея. Здесь дети видят полотна великих мастеров русской живописи и иконописи. Дети посещают картинную галерею и выставки учеников школы искусств изобразительного отделения.

Предварительная работа по обогащению опыта детей

Экскурсии в природу:

  • «Осенний парк» (наблюдение за изменениями в окраске листвы деревьев, травы, цветов, неба; наблюдение за отлетом птиц в теплые края) Д\игры: «Найди похожий оттенок», «Какого цвета листья?», «Назови цвета осени», « На что похож листик, коряга, облако и т.п.»
  • «Зимний сон нашего парка» (наблюдение и сравнение оттенков снега в солнечный день, восход солнца, закат, пасмурная погода), рассматривание зимних деревьев и кустарников ( на что похожа крона, сучок), наблюдение за зимующими птицами.
  • «Река уснула» (наблюдение и нахождение линии горизонта; Д\и «Цвета неба и земли», экспериментирование с водой и снегом, с гуашью – получение оттенков и тонов зимы.
  • «Ледоход на Волхове» (наблюдение за движением льдин, формы льдин на что похожи? Назвать цвет воды)
  •  «Вот журчит в канавке быстрый ручеек» (наблюдение за таянием снега «Оттенки ранней весны»); Д\игра «На что похожа проталинка?»
  • «Краски летнего луга» (наблюдение за насекомыми, цветами, травой, обследование живых объектов)

Экскурсии в музеи

  • «Виртуальный мир Русского музея» Дворец культуры г. Кириши

-«Знакомство с Русским музеем» (просмотр видеоролика, рассказ экскурсовода, вопрос, беседа, словесная игра на запоминание терминов, проблемная ситуация)

- Знакомство с иконописью. Рассматривание иконы « Ангел златые власа» (рассматривание иконы на экране, рассказ экскурсовода, вопрос, беседа.)

-Знакомство с картинами художников: Левитан, Поленов, Остроухов «Золотая осень» (рассматривание, беседа по вопросам, сравнение картин, вхождение в картину посредством компьютера.)

-«Рождественские встречи». Картины о зимних забавах. Рассматривание на экране, беседа по вопросам, художественное слово.

-«Мамин праздник». Знакомство с женским портретом (рассматривание, беседа, вопросы).

  •  «Музей природы» ДК г. Кириши (рассматривание экспонатов, рассказ экскурсовода, вопросы, проблемные ситуации, беседа)
  • 3. Краеведческий музей г. Кириши. Выставка кружевоплетения местных и вологодских кружевниц. (рассматривание узоров, рассказ экскурсовода, обследование инструментов для плетения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» в старшей группе

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это пол...