Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду.
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду.
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействияс семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный.Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
• Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.
• Проводит мини-анкетирование родителей по теме: «Каким я вижу взаимодействие с психологом».
• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
•Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
• Встречается с родителями в индивидуальном порядке,организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.
2. Этап сотрудничества.Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
На этом этапе:
• Оформляются информационные стенды.
• Организуются индивидуальные беседы.
• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.
• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.
Тематика встреч самая разнообразная:
• «Особенности поведения детей 5-6 лет»
• «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
• «Психологическая готовность дошкольника к школе»
• «Семья на пороге школьной жизни»
• «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
• «Как справиться с кризисом 3-х лет?»
На этих встречах используются необычные приемы, например,такие как:
• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;
• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;
• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;
• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;
• проведение бесед в вопросно–ответной форме
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационные стенды:
• «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»
• «Развиваем внимание»
• «Развиваем мышление»
Памятки:
• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
• «Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»
• «Кризис 7 лет»
• «Как помочь тревожному ребенку?»
• «Готовим руку к письму»
• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
• «Тест для родителей «А я к школе готов?»
3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада.Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.
4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 –7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.
1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.
2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.
3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются: моделирование ситуаций, анализ детских работ, а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе....

Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду....
Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта
В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

Сборник памяток педагога-психолога для консультирования родителей воспитанников в детском саду
В разработку собраны несколько памяток педагога-психолога по типичным темам для консультирования родителей и педагогов....

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"
Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"...

СЕМЕЙНЫЙ ВЫХОДНОЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Все родители желают видеть своего ребёнка здоровым, сильным, физически развитым. И все мы прекрасно понимание, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддерживать...
