Применение куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по психологии

Дьякова Татьяна Васильевна

Применение куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ является эффективным инструментом комплексной реабилитации и воспитания. Этот метод помогает детям раскрыться, проявить скрытые таланты, улучшить эмоциональное благополучие и развить важные жизненные навыки. Куклотерапия создает комфортную и увлекательную среду, способствующую гармоничному развитию личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Применение куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ

Применение куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ является эффективным инструментом комплексной реабилитации и воспитания. Этот метод помогает детям раскрыться, проявить скрытые таланты, улучшить эмоциональное благополучие и развить важные жизненные навыки. Куклотерапия создает комфортную и увлекательную среду, способствующую гармоничному развитию личности каждого ребенка.

Куклотерапия представляет собой эффективный метод психологической коррекции и педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование кукол и театрализованных игр позволяет решать разнообразные психологические и образовательные задачи, помогая детям развивать речь, социальные навыки, эмоциональную сферу и саморегуляцию.

Основными задачами куклотерапии при работе с детьми с ОВЗ являются:

1. Развитие речи и коммуникативных навыков

🔹 Улучшение вербальной и невербальной коммуникации.

🔹 Формирование активного словаря, расширение запаса слов.

🔹 Тренировка правильного произношения звуков и слогов.

🔹 Стимуляция диалогического общения и умения поддерживать беседу.

2. Социально-эмоциональное развитие

🔹 Повышение уровня эмоционального интеллекта, распознавание и выражение эмоций.

🔹 Развитие эмпатии, способности понимать чувства других людей.

🔹 Снижение тревожности, страхов и агрессии.

🔹 Поддержка уверенности в себе и повышение самооценки.

3. Коррекция поведенческих проблем

🔹 Работа над преодолением стереотипного поведения, ригидности.

🔹 Коррекция гиперактивности и импульсивности.

🔹 Обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции.

4. Психологическая поддержка и адаптация

🔹 Помощь в преодолении стресса, связанных с учебой или изменениями в жизни.

🔹 Создание безопасной среды для самовыражения и проявления чувств.

🔹 Укрепление эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости.

Практические приемы и техники куклотерапии:

1. Театрализация сюжетов и историй

Создание мини-спектаклей и сценок с использованием кукол-персонажей. Это способствует развитию воображения, фантазии, сюжетного мышления и навыков драматизации.

Постановка простых сюжетов, отражающих повседневные ситуации, проблемы и конфликты, с которыми сталкиваются дети. Через проигрывание ролей дети учатся решать проблемы, проявлять эмпатию и сопереживание.

2. Игра с куклами

Игра с куклой как средством общения. Кукла становится посредником между ребенком и психологом, позволяя ребенку легче выразить свои чувства и переживания.

Диалоги и монологи через куклу. Ребенок рассказывает историю от лица куклы, что облегчает выражение сложных эмоций и переживаний.

3. Творческая деятельность с куклами

Рисование и раскрашивание кукол. Рисуя лицо куклы, ребенок выражает свое внутреннее состояние, настроение и отношение к миру.

4. Пальчиковый театр

Использование пальчиковых кукол. Эта техника особенно полезна для детей с нарушениями мелкой моторики, так как стимулирует координацию движений пальцев рук и кистей.

Проигрывание коротких рассказов и песенок с помощью пальчиков. Это улучшает память, внимание и концентрацию.

5. Песенки и рифмовки с куклами

Использование песенок и стишков в процессе игры с куклами. Ритм и мелодия способствуют улучшению ритма речи, координации движений и эмоциональному настрою.

Например, прием куклотерапии можно использовать на занятии «Как подружиться?», направленном на развитие навыков социального взаимодействия, формирование дружеских взаимоотношений.

Дети знакомятся с персонажами-куклами, придумывают им имена и рассказывают о том, какие они. Можно разыграть короткую сценку, в которой персонажи сталкиваются с проблемой одиночества и ищут друзей. Затем дети сами участвуют в создании истории, предлагая решения конфликта. Можно предложить детям выбрать карточку с эмоцией и показать, как их кукла чувствует себя в данной ситуации. Например, грустная кукла ищет друга, а другая кукла пытается её утешить. Дети с удовольствием рисуют портреты своих кукол, придумывают небольшие рассказы о них. В конце занятия можно провести обсуждение, как можно помочь друзьям и найти новых товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Ку...

Куклотерапия в работе с детьми

Статья о том как можно применить игрушки в работе с детьми в детском саду...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...