ПРОЕКТ по художественно-эстетическому развитию «Песочное волшебство»
проект по психологии (старшая группа)
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценить себяДанный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т.е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мыслии стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 238.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Владивостока»
ПРОЕКТ
по художественно-эстетическому развитию
«Песочное волшебство»
Автор: Глинская Тамара Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Паспорт проекта:
Актуальность: | Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. |
Новизна: | Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т.е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. |
Проблемные вопросы: | 1. Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей? 2. Как влияет развивающая среда на развитие их художественных способностей? 3. Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе? |
Цель: | Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников, посредством техники рисования песком. |
Задачи: | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Сроки реализации: | Долгосрочный (сентябрь 2019 – март 2020 гг.) |
Тип проекта: | Исследовательско-творческий |
Место проведения: | МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Владивостока» |
Участники проекта: |
|
Этапы реализации проекта: |
|
Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: - развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка. - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них. - развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Познавательное развитие: - Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости. Художественно-эстетическое развитие: - использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком. - развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. - использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире. Речевое развитие: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком. Физическое развитие: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком. |
Педагогическая целесообразность | Рисование песком: - развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук; - улучшает память; - стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение. |
Направления работы | #1047;накомство со средствами песочной анимации (световой стол) Художественным материалом (песок различной фактуры, манкой, различными крупами). 2. Знакомство с приемами рисования песком, как художественным материалом; 3. Самостоятельное создание детьми изображений с творческим применением полученных знаний. |
Содержание работы | Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей со средствами песочной анимации, вызвав желание создать свои образы возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки песком. В результате освоения техники рисования песком: - дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений; - отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание); - отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка); - будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете; - смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов); - смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке); - смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении. |
Методы и формы работы |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Риски |
|
Предупреждение рисков |
|
Продукты проекта | Фотоколлаж, творческие работы воспитанников, буклеты |
Перспектива дальнейшего развития | Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности. |
Оценка результативности реализации проекта: | Диагностические критерии оценки детских работ
Начало проекта: сформирован 18 % частично сформирован52 % не сформирован 30 % Конец проекта: сформирован 38% частично сформирован 54% не сформирован 8% |
В результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, улучшились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. | |
Информационно-методическое обеспечение | 1. Бондарцева, С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева // Педагогический вестник. #8470;#1057;.5. 2. Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика. #8470;#1057;.26-29 3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.; 4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –2010-112 с.; 5. Грабенко, Т.М., Зенкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. 6. Васильченко. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» #1074;ып.#1057;.42-47. 7. Аромштам, М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».#8470; 12. 8. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия - песочная психотерапия- занятия. |
Этапы и сроки реализации проекта:
Мероприятие | Сроки | Результат | |
I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь 2019 год) | |||
Работа с воспитанниками | Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. | Сентябрь | Создана база знаний по изучаемой теме. |
Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных. | Октябрь | Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы. | |
Работа с педагогами | Определение задач воспитательно-образовательного процесса. | Сентябрь | Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам песочной анимации. |
Планирование деятельности с педагогами. | Сентябрь | Определены действия по популяризации инновационной деятельности. | |
Работа с родителями | Информирование родителей о проекте. | Сентябрь | Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности. |
Анкетирование родителей «Песочная терапия». (Приложение 1) | Октябрь | Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями. | |
Работа с социумом | Создание личного блога на сайте «; | Сентябрь-октябрь | |
II этап – практический (ноябрь 2019 – февраль 2020 гг.) | |||
Работа с воспитанниками | Презентация «Песок в жизни человека» | Ноябрь | Сформированы знания детей о песке |
Знакомство с правилами игры с песком. (Приложение 2) | Ноябрь-Декабрь | Сформированы знания о безопасной деятельности с песком. | |
Игры-эксперименты с песком. | В ходе реализации проекта | Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка. | |
Ритуалы приветствия: (вход в песочницу). (Приложение 3) | В ходе реализации проекта | Сформированы представления о песочном мире. | |
Игры, направленные на развитие текстильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Отпечатки наших рук», «Автогонки», «По камешкам», «Кому не везёт», «Секрет», «Выкладываем и печатываем на песке» и т.д. (Приложение 4) | В ходе реализации проекта | Развита мелкая моторика, координация движений, умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук. | |
Игры на коммуникацию: «Интервью», «Подари улыбку», «Ласковое имя», «Обзывалки», «Жужжа», «Доброе животное», «Тух. Тух», «День рождения», «Зайчики», «Два барана». (Приложение 4) | В ходе реализации проекта | Развит познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение, навыков общения детей. | |
Упражнения с использованием песка: "Песочный дождь", "Узоры на песке", "Мы едем в гости", "Секретное задания кротов", "Отпечатки", "Кто к нам приходил", "Песочный круг", "Победитель злости", "Песочный детский сад" | В ходе реализации проекта | Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала. | |
Прослушивание музыкальных произведений. | В ходе реализации проекта | Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений. | |
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Рисуем песком помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности» (Приложение 5) | Декабрь | Вызван интерес у педагогов к применению пескографии в работе. |
Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле». | Январь | Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком на светящем столе. | |
Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки». | Февраль | Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации. | |
Работа с родителями | Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком». | Сентябрь | Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком. |
Консультация для родителей «Песочная анимация для дошкольников». (Приложение 6) | Ноябрь | Увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации. | |
Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители». | Январь | Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ. | |
Рубрика: «В кругу семьи». | В ходе реализации проекта | Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях. | |
Работа с социумом | Обновление информации на страничке личного блога на сайте «;. | Сентябрь-декабрь 2019г. | Популяризация деятельности по проекту среди родителей и других педагогов. |
III этап – заключительный (март 2020г.) | |||
Работа с педагогами | Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ. | Февраль | Наличие методических разработок по теме проекта. |
Работа с воспитанниками | Мониторинг развития | Март 2020г. | Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы. |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка». | Март | Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка. |
Презентация проекта на родительском собрании. | Март | Родители информированы о результатах реализации проекта. | |
С социумом | Обобщение опыта по использованию социальных сетей для освещения работы по ведению инновационной работы. | Март | |
Приложение 1
Анкета для родителей «Песочная терапия»
Уважаемые родители!
Подчеркните или обведите нужную цифру и впишите ответ на приведенные ниже вопросы.
#1047;наете ли вы, что такое песочная терапия?
-да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?
- часто;
- редко (по желанию);
- не проявляет интерес к песку.
3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?
- ребенок играет самостоятельно?
- играем совместно с ребенком?
- не играем в игры с песком.
4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, оказывает ли положительно влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.).
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Правила игры с песком
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Ярко солнышко сияет,
И ребяток приглашает,
Поиграть в «Песочный дворик».
И в волшебный наш песочек,
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.
Приложение 3
Ритуал входа
Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней я, конечно, предлагаю готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка, Богиня песка, Песочная фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира.… Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортилы. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц.
Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их:
– песок не разбрасывать;
– не сыпать;
– не есть;
– не разрушать постройки других;
– не заливать всю песочницу водой;
– не уносить игрушки.
Учитывая негативное отношение дошкольников к частице «не», неспособность многих детей следовать правилам, предлагаем вам поработать над приветственным словом «песчаного персонажа» к детям.
Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных. Однако в педагогической работе возможно все, и на случай, когда границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну». Для этих целей можно использовать любой темный непрозрачный платок, которым вы грациозно закроете пространство песочницы. Учитывая невероятно приятные ощущения от работы с песочком, которых они лишаются, дети начнут активно возмущаться. Как правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не будет допускать нарушения законов песочной страны.
Для регулирования времени и поведения прекрасно подходит сюжет «День – ночь». В дневное время песочница открыта для деятельности, а на ночь она закрывается.
В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучить самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции. Предлагаю перед началом занятия завязать непринужденный диалог между хозяином страны и отдельными детьми, что позволит глубже погрузиться в сказочный сюжет, расслабит детей и – как следствие – обеспечит большую эффективность занятия.
Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от целей занятия и ситуации.
Можно дополнять ритуал входа музыкальным сопровождением.
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Педагог: Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Приложение 4
Картотека игр с использованием светового планшета и песка.
В данной картотеке представлены практические материалы, подобраны игры с песком для детей старшего дошкольного возраста (с нарушением речи, навыков общения, наличие агрессии и тревожности).
Песочная игротека объединяет игры, направленные на общую релаксацию, снятие гиперактивности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
В данной картотеке подробно описаны игры, направленные на: стимулирование сенсорного развития детей; компенсацию сенсорных впечатлений; развитие ориентации в пространстве, слуховой и зрительной памяти, внимания, восприятия, мышления.
Данный материал можно использовать в своей работе - педагогам-психологам, воспитателям и родителям.
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной работы, так и для развивающей работы с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных игр можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Здравствуй песок
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход игры: воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин – ...»
Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Песочный дождик
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.
Ход игры: воспитатель в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Кто по стёжечке идет?
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Ход игры: «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
«Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Секретные задания кротов
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Отпечатки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольного поведения мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Ход игры (первый вариант):
Воспитатель и ребенок по очереди делают отпечатки на песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например – только геометрические формы, только животные.
Прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольного поведения, мелкой моторики.
Ход игры: Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Песочные строители
Цель: развитие восприятия, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти.
Ход игры: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, волк — только прямоугольной, а лиса хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить лиса. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Ребенок расселяет всех жителей песочницы. Игру можно т усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Узоры на песке
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на интерактивной доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников.
Монисты для Аксиньи
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: У русской красавицы Аксиньи порвались бусы. Она сильно расстроилась и плачет. Поможем ей сделать бусы?
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название получившимся бусам.
Победитель злости
Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом.
Ход игры: Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Норки для мышки
Цель: Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки – норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек – зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Круглики
Цель: Развитие мышления, моторики.
Ход игры: Ребенок рисуе на песке разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные трафареты, насыпая на них песок. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Волшебство
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольного поведения.
Ход игры. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом. Можно нарисовать тропинки в лесу.
Мы едим в гости
Цель: развитие пространственных представлений, развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: Воспитатель в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики.
Ход игры: Педагог загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице рисует отгадку.
Цветные заборчики
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия мелкой моторики.
Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка нарисовать заборчик, затем украсить счётными палочками. Выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом – красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Во саду ли, в огороде
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая – в огород. Детям предлагается нарисовать сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру.
Лесные угодья
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Ход игры: Ребенку предлагается нарисовать в песочнице лесные угодья и заселить их дикими животными, обитающими в нашем краю. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, дом с мебелью и т.д.
Назад в прошлое
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Ход игры: Педагог рассказывает историю города Владивосток
Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова «Крибле-краблебумс», превращаются в защитников отечества, переносятся в прошлое и начинают строить город – столицу Приморского края.
После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
Следы
Цель: формирование умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.
Ход игры: Педагог говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь.
Ребенок слушает и говорит, сколько раз педагог ударяет по треугольнику, показывает это количество на пальцах. Затем оставляет на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов.
Театр
Цель: развитие у детей творческих способностей моделировать ситуации сказок с использованием различного природного оборудования.
Ход игры: Педагог говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой отправимся в настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. Сейчас мы с тобой посмотрим и послушаем сказку "Три поросенка" и т.д., а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка нарисовать на песке декорации сказки. Вспомни, какие в сказке были деревья, цветы, дома, растения, и т. д. Выбери из этих предметов то, что подходит.
В театрализованную постановку можно играть с подгруппой детей, разыгрывая сюжет сказки по ролям.
Художник
Цель: Развитие творческих способностей, мелкой моторики, речи.
Ход игры: Педагог предлагает детям представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики.
Ребенок рисует песочные картины, проговаривают вслух свои действия, украшает.
Заколдованные цифры
Цель: закрепление знаний счета (от 1 до 10), развитие мелкой моторики, речи, памяти, мышления.
Ход игры: Педагог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.
Педагог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками нарисовать цифры по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.
Азбука настроений
Цель: Развитие у детей способности с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением людей испытывающих разное настроение.
Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т.д.
Приложение 5
Консультация для педагогов
«Рисуем песком. Помогаем раскрыть ребенку его потенциальные творческие возможности»
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке.
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельна
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности. В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного пространства, которая «должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие; возможность самовыражения детей».
Известно, что художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления.
Актуальность
Работая уже не один год с дошколятами я наблюдаю, что у них слабо развиты такие психические процессы как память, мышление, внимание, плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда дети испытывают сложности при работе с инструментами и материалами, тяжело осваивают отдельные приемы и способы. При создании творческих работ отмечается низкий уровень развития художественно – творческих способностей.
Для решения данных проблем, в своей педагогической деятельности использую методы и техники: пальчиковая гимнастика, гимнастика с массажными мячиками, работа с пластилином, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами); техники «Гофротрубочки» и «Торцевание»; игры с крупами и пуговицами.
С 2019 года внесла в развивающее игровое пространство группы игры с песком и песочное рисование.
Проведя наблюдения за детьми во время самостоятельной и образовательной деятельности, было замечено, что подобранные игры и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, гиперактивные дети затихают при игре с песком.
Я заинтересовалась возможностью применения «Пескотерапии» в своей педагогической деятельности.
Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Проанализировала разработки: «Методический практикум по песочной игротерапии» «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева; программа для дошкольников «Песочная терапия» Большебратская Э.Э.; «Пишем и рисуем на песке» Зейц М.; «Песочная терапия в развитии дошкольников» Е.В. Гаранова., О.Б. Сапожникова. Сделала вывод, что методика интересна и доступна как взрослому, так и ребенку; она открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Пескотерапия подразумевает:
- игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;
- рисование на песке, одна из форм естественной и доступной деятельности ребенка, способствующая широким возможностям для развития и обучения детей различного возраста. Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
- рисование песком или «Пескография». Технические элементы рисования это кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпанние из кулачка.
При организации художественно-творческой деятельности я применяю некоторые формы и способы, адаптированные под особенности детей старшего дошкольного возраста… Это «Пескография» или рисование цветным песком, а так же игры и упражнения по методике Мариеллы Зейц. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Недаром существует выражение «через руки к речи».
Выделила основные направления моей деятельности:
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие рисованию песком.
- Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс с детьми.
- Развитие собственной креативности.
Выбрав работу по этим направлениям, я поставила перед собой цель и задачи.
Основная цель моей работы:
Развитие художественно-творческих способностей детей на основе техники «Пескография» или рисования песком.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами песочной графики;
- Создать условия для развития творческого потенциала;
- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
- Вырабатывать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных рисунков, работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
- Помогать детям в овладении техническими умениями рисования песком.
- Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
- Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
- Развивать творчество и фантазию.
Задачи в работе с родителями:
- Развивать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, взаимопонимания между родителями и детьми;
- Повышать уровень знаний родителей по использованию техники «Пескография» или рисование песком.
Поставленные задачи успешно решаю при использовании педагогических принципов:
- Цикличность, который помог спланировать работу с детьми. Был составлен тематический план по техники рисование песком, согласно тематическим неделям.
- Доступность. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала на занятии.
- Систематичность и последовательность. Строю процесс обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
- Принцип гумманизации, сотрудничества, партнерства.
Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
- Индивидуализация. В процессе художественно-творческой деятельности осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом возможностей и способностей ребенка, его ручных умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.
- Наглядность. Принцип наглядности особенно важен, так как в изготовлении работ отражаются наблюдения и впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляю возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, даю наглядный показ действий по выполнению изделия. Наглядность во всех случаях соединяю с чётким пояснением.
Методы, используемые в работе:
Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза.
Наглядные: иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели).
Словесные: показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры.
Планируемые результаты:
Для детей
- Появление субъективной новизны, оригинальности и вариативности, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
- Нахождение выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;
- Склонность к экспериментированию с песком;
- Индивидуальный «почерк» детской продукции;
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
Для педагога:
- Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;
-Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
- Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно-творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей по организации художественно-творческой деятельности совместно с детьми.
Реализация деятельности осуществлялась в 4 этапа:
Первый этап – информационно-подготовительный:
Цель: выявление знаний и умений детей и родителей; создание условий для осуществления целей и задач по реализации техники «Пескография» или рисование песком.
1. Проведено педагогическое наблюдение во время организации образовательной деятельности по области «Художественное творчество» (анализ продуктов творчества, беседа).
2. Анкетирование родителей по теме: «Использование пескотерапии в развитии художественно – творческой деятельности». Цель: выявление знаний родителей о нетрадиционных методах рисования, о значении «Пескотерапии» в развитии детей.
3. Изучена литература.
4. Организовано оснащение группы необходимым оборудованием и материалами, исходя из анализа материально – технических условий.
В педагогическом наблюдении принимали участие 28 детей в возрасте 5-6 лет. Многие дети не смогли выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат, что говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники.
Результаты анкетирования родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).
Педагогическое наблюдение и анкетирование позволило выявить типичные затруднения детей и их родителей в области художественно-творческой деятельности.
В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Исходя из полученных данных, спроектировала направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Составила тематический перспективный план работы с использованием техники «Пескография». Темы подбирала в соответствии лексическому плану, охватила несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
Для успешного развития детского творчества были созданы необходимые условия:
В группе оформлен центр «Песочные фантазии», где рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной подсветкой, кварцевым и цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета песка для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет установлен в доступном для детей месте.
Разместила разнообразный материал и инструменты для творческой деятельности по технике «Пескография»:
- стол – планшет с подсветкой для рисования с песком;
- кварцевый песок, цветной песок;
- памятки для детей – значок, который обозначает и напоминает детям о правилах безопасного пользования;
- схемы последовательности трудового процесса по технологии М. Крулехт;
- шаблоны, трафареты для рисования цветным песком.
Оформила место для организации выставок детских работ
Второй этап – практический:
Цель: вовлечение в познавательную и художественно-творческую деятельность участников образовательного процесса.
Один из путей эффективности реализации технологии, состоит в использовании разнообразных форм работы.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальная работа с детьми.
Формы работы с родителями:
- информационно-рекламная деятельность (родительская газета, памятки, буклеты; размещение информация на сайте группы «Ромашки».
- индивидуальные консультации;
- мастер-классы;
- конкурсы;
- организация совместных выставок.
Формы работы с педагогами:
- консультации;
- мастер-классы.
- памятки «Игры и упражнения» по методике разработанной Мариеллой Зейц.
Песок – необыкновенно приятный материал. Рисуя песком, дети и взрослые погружаются в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм – это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет.
В процессе в совместной и организованной образовательной деятельности средствами песочной графики дети воплощают свои фантазии в песочных рисунках.
Им предлагаются пальчиковые игры с песком, плавно переходящие в творческую, основную деятельность.
Образовательную деятельность, строю комплексно, нацеливая детей на результат, давая ребенку что-то понять или создать самостоятельно, ощутить свое «Я». Дети с удовольствием исследуют свойства песка под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Творческий процесс – это настоящее чудо. Я наблюдаю, как дети раскрывают свои способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Чтобы образовательная деятельность проходила интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использую мотивацию детской деятельности:
- мотивация личного интереса, создание картин, пейзажей, натюрмортов, в свое личное пользование;
- мотивация общения со взрослым, которая достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всем.
Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, родители с удовольствием участвуют в конкурсах и выставках. В конкурсе «В лесу родилось деревце» дети узнали много нового о деревьях нашего края. Так же используем детские работы для подарков детям и взрослым.
Для родителей оформлена наглядная информация: ширмы «Песочная терапия», буклеты «Пишем и рисуем на песке, организована консультация «Песочная терапия» - как игровой метод».
Особенно интересно прошёл мастер-класс с родителями по теме: «Игры и упражнения по методике Мариеллой Зейц». Родителям были предложены игры с песком и увлекательные упражнения на развитие ориентировки на плоскости, и для развития чувства симметрии.
В заключительной части мастер-класса для родителей была организована художественно творческая деятельность - рисование цветным песком.
Третий этап – оценочно-рефлексивный
Цель: подведение итогов, оценка эффективности реализации техники «Пескография».
В ходе реализации техники «Пескография» получены следующие результаты:
Для детей
- технология дала возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, развить творческий потенциал детей;
- способствовала развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- сформировались коммуникативные навыки;
- активизировался и пополнился словарь;
- повысился уровень ручной умелости, координации движений, художественно-творческих способностей
- дети научились правильно пользоваться инструментами и материалом данной технологии.
- наблюдается творческая инициатива в выборе темы для сюжета.
Для педагогов:
- обогатились представления об использовании нетрадиционной техники Пескография» в продуктивных видах деятельности;
- разработан и распространён среди коллег тематический план в области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного материала «Рисование песком» или «Пескография».
Для родителей:
- родители стали активными субъектами творческого процесса;
- результаты анкетирования родителей показали, что повысилась психолого-педагогическая компетентность в области детской продуктивной деятельности с использованием техники «Пескография».
Четвёртый этап – презентационный.
Цель: распространение опыта работы среди коллег детских садов.
- обмен опытом среди коллег ДОУ (проведение консультации на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие Художественно творческих способностей через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности», «Рисуем песком, помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».
Итак, рисование песком – это развивающий фактор для художественно-эстетического восприятия, психофизического и личностного развития детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Можно констатировать тот факт, что во время работы по песочной терапии, развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности (работе с песком) многократно улучшили навыки и умения детей.
Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья, тела и души.
Использование пескотерапии содействует развитию творческих способностей, создает условия для накопления запаса речевых впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования и, в конечном счете, предупредить появление серьезных проблем в школе.
Я планирую и в дальнейшем использовать технику «Пескотерапия» в своей педагогической деятельности, так как это положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность дошкольников.
Точки роста (моя перспектива):
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком» на мероприятиях разного уровня;
- изучение и использование в практике педагогической деятельности различные техники рисования песком по методике Алены Войновой – «Песочное рисование»
- популяризация передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов на сайтах.
Используемая литература:
1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск, 2010.
2. Валиева А.В. «Игры на песке» программа по песочной терапии для дошкольников.
3. Грабенко Т. М. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А.Качанова.
#1047;инкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии, - СПб. 2010., 20075.
Приложение 6
Консультация для родителей
«Песочная анимация для дошкольников»
Рисование песком – это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…
Рисование песком на стекле в последнее время стало очень популярным занятием. Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком – завораживает. Песок – материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.
Для организации занятий потребуется:
- планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)
- кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)
Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.
Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
Рисование песком развивает:
- Мелкую моторику
- Улучшает память
- Пластику движений
- Работу мозга
- Борьба со стрессом
Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…
Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- Дети чувствуют себя более успешными;
- На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
- В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
- Страх и напряжение исчезает.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержкой психического развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
Проект по художественно-эстетическому развитию."Разноцветных красок хоровод"
Проект по художественно-эстетическому развитию .Творческий, групповой, краткосрочный.Цель проекта: Способствовать развитию эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию "Космос и мы" для детей 4-6 лет с мультимедийной презентацией
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, включая художественно-эстетическое, проходит в повседневной жизни и в непосредственно организованн...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Светлячок"
Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...
