Практическая разработка сценария коррекционно-развивающего занятия для мамы и ребёнка 6 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Барашина Александра Витальевна

Коррекционно-развивающее занятие "Давай поиграем" направлено на коррекцию детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_barashinoy_a.v.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая разработка сценария коррекционно-развивающего занятия

ФИО: Барашина Александра Витальевна

Место работы: МДОБУ «Детский сад 19»

Название коррекционно-развивающего занятия: «Давай поиграем!»

Категория участников коррекционно-развивающего занятия и их возраст: обучающаяся подготовительной общеразвивающей группы 6 лет с мамой (семья СОП)

Цель и задачи коррекционно-развивающего занятия:

Цель: коррекция детско-родительских отношений.

Задачи:

- создать условия для эмоционального общения и сотрудничества ребёнка и родителя в разных видах деятельности;

- способствовать развитию у родителя умения демонстрировать принятие и поддержку индивидуальности ребёнка;

- создать условия для осознания причин возникновения злости и познакомить со способами бесконфликтного общения;

- отработать с родителем навыки позитивного оценивания детской деятельности.

Необходимые материалы для проведения занятия: музыкальный проигрыватель, музыкальные фоны, несколько больших полупрозрачных платков разного цвета, картинки с изображением колючего и цветущего кактуса, дощечки с пластилином разных оттенков зелёного цвета, зубочистки.

Место, которое занимает данное занятие в коррекционно-развивающей программе (название): программа коррекционно-развивающих занятий "Радость общения!", данное занятие как часть программы, направленной на коррекцию детско-родительских отношений в семьях СОП посредством игрового взаимодействия.

Описание хода коррекционно-развивающего занятия

Название этапа коррекционно-развивающего занятия

Формы организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (упражнение, игра, беседа и т.п.)

Цель организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (цель упражнения, игры, беседы и т.п.)

Инструкция для участников коррекционно-развивающего занятия по выполнению действий в каждом упражнении, игре и т.п.

Комментарий педагога-психолога относительно выполнения задания

Результат действий  участников  по достижению планируемых результатов в каждом задании коррекционно-развивающего занятия

1

Вводная часть

Ритуал приветствия: упражнение «Давайте  поздороваемся»

Игра «Яйцо»

Создать условия для проявления чувства эмпатии между родителем и ребёнком.

Способствовать эмоциональному принятию родителя и ребёнка в совместной игровой деятельности.  

Педагог-психолог предлагает родителю и ребёнку двигаться свободно по залу пока звучит музыка, когда она остановится – встать рядом друг с другом, сказать слова приветствия и погладить по сигналу психолога по щёчке (плечу, голове и др.)

Педагог-психолог просит выбрать участников понравившиеся платки и накинуть их на себя, затем поясняет, что это скорлупа яйца и он не знает, кто из них может появиться, просит участников после появления озвучить, в кого они превратились и показать, как выбранные персонажи могут взаимодействать. Поддерживает проявление эмоционального принятия и поддержки ребёнка родителем.

Психолог не только проговаривает инструкцию, но и поддерживает участников в проявлении доброжелательного отношения к друг другу во время игры

Эта игра носит и диагностический характер, в последующем на ее основе можно обсудить с родителем, используемые им способы коммуникации и варианты их коррекции.

В результате прикосновений друг к другу у участников поднимается настроение, снимается эмоциональное напряжение, улучшается контакт.

Родитель и ребёнок вовлечены в совместный игровой процесс

2

Основная часть

Демонстрация кактуса на слайде

Беседа

Продуктивная деятельность «Чудо-кактус»

Рассказ и обсуждение отрывка из терапевтической сказки «Чудо-кактус» Н.Сучкова

Телесно-ориентированное упражнение

«Кактус - Ежик»

Ввести семью в тему занятия.

Стимулировать интерес;

ввести метафору, которая будет способствовать достижению цели занятия.

Создать условия для отреагирования негативных эмоций ребёнка в безопасной ситуации; развивать умение договариваться друг с другом;

воспитывать терпимое отношение родителей к детям в совместной творческой деятельности.  

Стимулировать родителя и ребёнка к обсуждению причин возникновения злости.

Развивать умение ребёнка и родителя анализировать и проявлять злость через игру;

Развивать у ребенка навыки самоконтроля; способствовать снижению напряжения в паре «родитель-ребёнок».

Педагог-психолог обращает внимание мамы и ребёнка на слайд.

Вовлекает в обсуждение с помощью вопросов.

Педагог-психолог предлагает участникам слепить вместе кактус из пластилина и зубочисток, а затем потрогать иголки и обсудить, зачем они нужны кактусу.

Педагог-психолог рассказывает маме и ребёнку отрывок сказки и вовлекает в обсуждение через вопрос «А от чего у детей и взрослых могут становиться «иголочки» больше и острее?»

На 1 этапе упражнения педагог-психолог просит ребёнка превратиться в злого кактуса, а родителя попытаться обнять его. Психолог намеренно просит ребёнка отворачиваться и говорить «Нет!». Затем психолог спрашивает родителя, какие чувства у него возникали, когда он не мог обнять своего ребёнка. Затем педагог-психолог просит превратиться ребёнка в ёжика и свернуться в «клубок», а родителя найти подход, при котором ёжик захочет развернуться, установить взаимопонимание. В конце психолог предлагает родителю обратиться к ребёнку по имени со словами: «Когда я рядом с тобой, я всегда…»

Выявлен уровень знаний о кактусе у ребёнка, его качествах, местах и условиях произрастания.

На этом этапе важно не следовать готовому плану вопросов, а двигаться за участниками занятия, тем самым давая им возможность быть полноправными участниками процесса.

В ходе продуктивной деятельности необходимо поддерживать в родителе терпимое отношение к проявлению инициативы ребёнком. В случае же, когда ребенок не проявляет инициативы – подсказываем родителю мягкие способы стимулирования самостоятельности у ребёнка.

Выслушивая ответы родителя и ребёнка, необходимо сохранять безоценочность, и помочь участникам понять, что злость – важное чувство, и оно присуще всем людям

В конце упражнения важно обратить внимание участников на то, что злость не бесконечна и в их семье всегда есть инструменты, которые помогут разрешить им возникшее разногласие.

Участники получили возможность проявить себя. Это способствовало повышению их самооценки и уверенности в собственных силах.

При обсуждении поставленного вопроса ребёнок получил возможность отреагировать негативные эмоции; создавая совместную работу родитель и ребёнок тренировали умение договариваться, а родитель – навык терпимого отношения в совместной творческой деятельности.

Родитель и ребёнок приводят примеры причин возникновения злости

Ребёнок получил возможность отреагировать злость через движение;

Созданы условия для тренировки навыка самоконтроля через чередование динамики-статики;

У родителя закреплён навык установления взаимопонимания, за счет чего повышена самооценка и вера в свои возможности по бесконфликтному общению. В результате уменьшено напряжение в паре «родитель-ребёнок».

3

Заключительная часть

Расслабляющий

массаж  

«Кактус - кактусёночек»

Рефлексия

Ритуал прощания

Создать ситуацию для повышения доверия мамы и ребёнка друг к другу;

развивать желание доставлять приятные переживания.

Осуществить рефлексию по проведенному занятию.

Установить доверительные партнёрские отношения между психологом и семьёй.

Психолог просит ребёнка сесть спиной к маме, а родителя поглаживать спину, плечи, руки ребёнка под стихотворение В. Тимохиной «Кто-то любит розочки…». Психолог подсказывает родителю жестами, как можно разнообразить движения. По окончании спрашивает родителя и ребёнка, что им сейчас хочется сделать больше всего.

Педагог-психолог просит родителя и ребёнка ответить на вопросы:

- «Какое упражнение было самым приятным?»

- «Что из сегодняшней встречи хотелось бы еще повторить дома?»

Педагог-психолог благодарит участников за активное участие, подчеркивая наиболее удавшиеся моменты в их действиях.

Стихотворение читается очень ласково – это будет дополнительным стимулом для родителя демонстрировать доброжелательное отношение к ребёнку

Ласковые движения повышают доверие у участников, у родителя сформирована установка на успех.

Рефлексия помогает понять педагогу-психологу создана ли мотивация на сотрудничество в детско-родительской паре, участникам – осознать, что использованные навыки взаимодействия на занятии легко применимы в их общении дома.

Повышена мотивация для дальнейшего сотрудничества

Самоанализ проведенного коррекционно-развивающего занятия

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с запланированными результатами  проведена по следующим направлениям:

1. Достижение целей и задач:

   - Коррекция детско-родительских отношений: подобранные формы организации деятельности способствовали взаимодействию и улучшению отношений. Это нашло подтверждение, как в наблюдениях педагога-психолога, так и в обратной связи самих участников занятия.

- Создать условия для эмоционального общения и сотрудничества ребёнка и родителя в разных видах деятельности: этапы занятия включали в себя различные виды деятельности, которые позволяли участникам использовать как вербальные, так и не вербальные способы общения – телесно-ориентированные упражнения, продуктивная деятельность, игра-массаж расширили коммуникативный репертуар родителя и ребёнка;

- Способствовать развитию умения родителя демонстрировать принятие и поддержку индивидуальности ребёнка: упражнения в занятии располагали к тому, чтобы родитель мог демонстрировать принятие индивидуальности ребёнка, что важно для формирования доверия в отношениях.

- Создать условия для осознания причин возникновения злости и познакомить со способами бесконфликтного общения: работа над этой задачей потребовала особого внимания, т.к. существовал риск ухода участников от нейтрального озвучивания ответов к осуждению или высказыванию оценок, претензий или жалоб. Но работа через метафору («кактус») позволила провести этот этап бережно к чувствам как ребёнка, так и родителя.

- Отработать с родителем навыки позитивного оценивания детской деятельности: подобранные упражнения на разных этапах занятия создавали ситуации успеха, как для родителя, так и для ребёнка.

2. Эмоциональное состояние участников:

   - Занятие включало элементы, способствующие снятию эмоционального напряжения и повышению настроения, что было подтверждено рефлексией о приятных моментах в ходе занятия.

3. Развитие навыков:

   - Участники развивали навыки самоконтроля и терпимого отношения через игровые упражнения, такие как "Кактус - Ежик". Это позволило расширить репертуар бесконфликтного общения у участников.

4. Отреагирование негативных эмоций:

   - Ребенок получил возможность отреагировать негативные эмоции в безопасной среде, что является важным аспектом в коррекции детско-родительских отношений. Активное включение в обсуждение причин злости и заинтересованность родителя и ребёнка в тренировке навыков самоконтроля также указывает на успешность занятия.

5. Рефлексия и выводы:

   - Рефлексия в конце занятия позволила не только оценить, насколько участники осознали полученные навыки и готовы применять их в повседневной жизни. Это также дало обратную связь для психолога о мотивации на сотрудничество.

6. Мотивация к дальнейшему сотрудничеству:

   - Активное включение в предложенные виды деятельности родителем и ребенком, а также сложившийся контакт с педагогом-психологом, указывает на успешность занятия в плане формирования партнерских отношений.

В целом, занятие "Давай поиграем!" позволило охватить несколько направлений в работе педагога-психолога в ДОУ:

- консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с обучающимися;

- коррекционно-развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- просветительская работа с родителями по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей;

- реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"

Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром....

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"

В течение своей практической деятельности каждый педагог  находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"

Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....