Практическая разработка сценария коррекционно-развивающего занятия для мамы и ребёнка 6 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Коррекционно-развивающее занятие "Давай поиграем" направлено на коррекцию детско-родительских отношений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая разработка сценария коррекционно-развивающего занятия
ФИО: Барашина Александра Витальевна
Место работы: МДОБУ «Детский сад 19»
Название коррекционно-развивающего занятия: «Давай поиграем!»
Категория участников коррекционно-развивающего занятия и их возраст: обучающаяся подготовительной общеразвивающей группы 6 лет с мамой (семья СОП)
Цель и задачи коррекционно-развивающего занятия:
Цель: коррекция детско-родительских отношений.
Задачи:
- создать условия для эмоционального общения и сотрудничества ребёнка и родителя в разных видах деятельности;
- способствовать развитию у родителя умения демонстрировать принятие и поддержку индивидуальности ребёнка;
- создать условия для осознания причин возникновения злости и познакомить со способами бесконфликтного общения;
- отработать с родителем навыки позитивного оценивания детской деятельности.
Необходимые материалы для проведения занятия: музыкальный проигрыватель, музыкальные фоны, несколько больших полупрозрачных платков разного цвета, картинки с изображением колючего и цветущего кактуса, дощечки с пластилином разных оттенков зелёного цвета, зубочистки.
Место, которое занимает данное занятие в коррекционно-развивающей программе (название): программа коррекционно-развивающих занятий "Радость общения!", данное занятие как часть программы, направленной на коррекцию детско-родительских отношений в семьях СОП посредством игрового взаимодействия.
Описание хода коррекционно-развивающего занятия
Название этапа коррекционно-развивающего занятия | Формы организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (упражнение, игра, беседа и т.п.) | Цель организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (цель упражнения, игры, беседы и т.п.) | Инструкция для участников коррекционно-развивающего занятия по выполнению действий в каждом упражнении, игре и т.п. | Комментарий педагога-психолога относительно выполнения задания | Результат действий участников по достижению планируемых результатов в каждом задании коррекционно-развивающего занятия | ||
1 | Вводная часть | Ритуал приветствия: упражнение «Давайте поздороваемся» Игра «Яйцо» | Создать условия для проявления чувства эмпатии между родителем и ребёнком. Способствовать эмоциональному принятию родителя и ребёнка в совместной игровой деятельности. | Педагог-психолог предлагает родителю и ребёнку двигаться свободно по залу пока звучит музыка, когда она остановится – встать рядом друг с другом, сказать слова приветствия и погладить по сигналу психолога по щёчке (плечу, голове и др.) Педагог-психолог просит выбрать участников понравившиеся платки и накинуть их на себя, затем поясняет, что это скорлупа яйца и он не знает, кто из них может появиться, просит участников после появления озвучить, в кого они превратились и показать, как выбранные персонажи могут взаимодействать. Поддерживает проявление эмоционального принятия и поддержки ребёнка родителем. | Психолог не только проговаривает инструкцию, но и поддерживает участников в проявлении доброжелательного отношения к друг другу во время игры Эта игра носит и диагностический характер, в последующем на ее основе можно обсудить с родителем, используемые им способы коммуникации и варианты их коррекции. | В результате прикосновений друг к другу у участников поднимается настроение, снимается эмоциональное напряжение, улучшается контакт. Родитель и ребёнок вовлечены в совместный игровой процесс | |
2 | Основная часть | Демонстрация кактуса на слайде Беседа Продуктивная деятельность «Чудо-кактус» Рассказ и обсуждение отрывка из терапевтической сказки «Чудо-кактус» Н.Сучкова Телесно-ориентированное упражнение «Кактус - Ежик» | Ввести семью в тему занятия. Стимулировать интерес; ввести метафору, которая будет способствовать достижению цели занятия. Создать условия для отреагирования негативных эмоций ребёнка в безопасной ситуации; развивать умение договариваться друг с другом; воспитывать терпимое отношение родителей к детям в совместной творческой деятельности. Стимулировать родителя и ребёнка к обсуждению причин возникновения злости. Развивать умение ребёнка и родителя анализировать и проявлять злость через игру; Развивать у ребенка навыки самоконтроля; способствовать снижению напряжения в паре «родитель-ребёнок». | Педагог-психолог обращает внимание мамы и ребёнка на слайд. Вовлекает в обсуждение с помощью вопросов. Педагог-психолог предлагает участникам слепить вместе кактус из пластилина и зубочисток, а затем потрогать иголки и обсудить, зачем они нужны кактусу. Педагог-психолог рассказывает маме и ребёнку отрывок сказки и вовлекает в обсуждение через вопрос «А от чего у детей и взрослых могут становиться «иголочки» больше и острее?» На 1 этапе упражнения педагог-психолог просит ребёнка превратиться в злого кактуса, а родителя попытаться обнять его. Психолог намеренно просит ребёнка отворачиваться и говорить «Нет!». Затем психолог спрашивает родителя, какие чувства у него возникали, когда он не мог обнять своего ребёнка. Затем педагог-психолог просит превратиться ребёнка в ёжика и свернуться в «клубок», а родителя найти подход, при котором ёжик захочет развернуться, установить взаимопонимание. В конце психолог предлагает родителю обратиться к ребёнку по имени со словами: «Когда я рядом с тобой, я всегда…» | Выявлен уровень знаний о кактусе у ребёнка, его качествах, местах и условиях произрастания. На этом этапе важно не следовать готовому плану вопросов, а двигаться за участниками занятия, тем самым давая им возможность быть полноправными участниками процесса. В ходе продуктивной деятельности необходимо поддерживать в родителе терпимое отношение к проявлению инициативы ребёнком. В случае же, когда ребенок не проявляет инициативы – подсказываем родителю мягкие способы стимулирования самостоятельности у ребёнка. Выслушивая ответы родителя и ребёнка, необходимо сохранять безоценочность, и помочь участникам понять, что злость – важное чувство, и оно присуще всем людям В конце упражнения важно обратить внимание участников на то, что злость не бесконечна и в их семье всегда есть инструменты, которые помогут разрешить им возникшее разногласие. | Участники получили возможность проявить себя. Это способствовало повышению их самооценки и уверенности в собственных силах. | |
При обсуждении поставленного вопроса ребёнок получил возможность отреагировать негативные эмоции; создавая совместную работу родитель и ребёнок тренировали умение договариваться, а родитель – навык терпимого отношения в совместной творческой деятельности. Родитель и ребёнок приводят примеры причин возникновения злости Ребёнок получил возможность отреагировать злость через движение; Созданы условия для тренировки навыка самоконтроля через чередование динамики-статики; У родителя закреплён навык установления взаимопонимания, за счет чего повышена самооценка и вера в свои возможности по бесконфликтному общению. В результате уменьшено напряжение в паре «родитель-ребёнок». | |||||||
3 | Заключительная часть | Расслабляющий массаж «Кактус - кактусёночек» Рефлексия Ритуал прощания | Создать ситуацию для повышения доверия мамы и ребёнка друг к другу; развивать желание доставлять приятные переживания. Осуществить рефлексию по проведенному занятию. Установить доверительные партнёрские отношения между психологом и семьёй. | Психолог просит ребёнка сесть спиной к маме, а родителя поглаживать спину, плечи, руки ребёнка под стихотворение В. Тимохиной «Кто-то любит розочки…». Психолог подсказывает родителю жестами, как можно разнообразить движения. По окончании спрашивает родителя и ребёнка, что им сейчас хочется сделать больше всего. Педагог-психолог просит родителя и ребёнка ответить на вопросы: - «Какое упражнение было самым приятным?» - «Что из сегодняшней встречи хотелось бы еще повторить дома?» Педагог-психолог благодарит участников за активное участие, подчеркивая наиболее удавшиеся моменты в их действиях. | Стихотворение читается очень ласково – это будет дополнительным стимулом для родителя демонстрировать доброжелательное отношение к ребёнку | Ласковые движения повышают доверие у участников, у родителя сформирована установка на успех. Рефлексия помогает понять педагогу-психологу создана ли мотивация на сотрудничество в детско-родительской паре, участникам – осознать, что использованные навыки взаимодействия на занятии легко применимы в их общении дома. Повышена мотивация для дальнейшего сотрудничества | |
Самоанализ проведенного коррекционно-развивающего занятия | Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с запланированными результатами проведена по следующим направлениям: 1. Достижение целей и задач: - Коррекция детско-родительских отношений: подобранные формы организации деятельности способствовали взаимодействию и улучшению отношений. Это нашло подтверждение, как в наблюдениях педагога-психолога, так и в обратной связи самих участников занятия. - Создать условия для эмоционального общения и сотрудничества ребёнка и родителя в разных видах деятельности: этапы занятия включали в себя различные виды деятельности, которые позволяли участникам использовать как вербальные, так и не вербальные способы общения – телесно-ориентированные упражнения, продуктивная деятельность, игра-массаж расширили коммуникативный репертуар родителя и ребёнка; - Способствовать развитию умения родителя демонстрировать принятие и поддержку индивидуальности ребёнка: упражнения в занятии располагали к тому, чтобы родитель мог демонстрировать принятие индивидуальности ребёнка, что важно для формирования доверия в отношениях. - Создать условия для осознания причин возникновения злости и познакомить со способами бесконфликтного общения: работа над этой задачей потребовала особого внимания, т.к. существовал риск ухода участников от нейтрального озвучивания ответов к осуждению или высказыванию оценок, претензий или жалоб. Но работа через метафору («кактус») позволила провести этот этап бережно к чувствам как ребёнка, так и родителя. - Отработать с родителем навыки позитивного оценивания детской деятельности: подобранные упражнения на разных этапах занятия создавали ситуации успеха, как для родителя, так и для ребёнка. 2. Эмоциональное состояние участников: - Занятие включало элементы, способствующие снятию эмоционального напряжения и повышению настроения, что было подтверждено рефлексией о приятных моментах в ходе занятия. 3. Развитие навыков: - Участники развивали навыки самоконтроля и терпимого отношения через игровые упражнения, такие как "Кактус - Ежик". Это позволило расширить репертуар бесконфликтного общения у участников. 4. Отреагирование негативных эмоций: - Ребенок получил возможность отреагировать негативные эмоции в безопасной среде, что является важным аспектом в коррекции детско-родительских отношений. Активное включение в обсуждение причин злости и заинтересованность родителя и ребёнка в тренировке навыков самоконтроля также указывает на успешность занятия. 5. Рефлексия и выводы: - Рефлексия в конце занятия позволила не только оценить, насколько участники осознали полученные навыки и готовы применять их в повседневной жизни. Это также дало обратную связь для психолога о мотивации на сотрудничество. 6. Мотивация к дальнейшему сотрудничеству: - Активное включение в предложенные виды деятельности родителем и ребенком, а также сложившийся контакт с педагогом-психологом, указывает на успешность занятия в плане формирования партнерских отношений. В целом, занятие "Давай поиграем!" позволило охватить несколько направлений в работе педагога-психолога в ДОУ: - консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с обучающимися; - коррекционно-развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников; - просветительская работа с родителями по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей; - реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....
Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"
Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром....

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"
В течение своей практической деятельности каждый педагог находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"
Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....
