Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике


Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_pesochnitsa_-_kopiya.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной  игротерапии

в развитии речи детей  дошкольного возраста

Тюганова С.С.

учитель-логопед  

2019

                                               

ПРОГРАММА  «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

1.  Введение в Песочную страну.  Знакомство со сказочной Песочной страной, её обитателями, правилами жителей Песочной страны.

1.1.  Остров сокровищ. Знакомство со свойствами сухого песка.

Цель. Познакомить детей со свойством сыпучести сухого песка; умением перемещаться с помощью ветра;  воспитывать познавательный интерес; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

Содержание.  Погружение рук в сухой песок. Шевеление руками.  Отыскивание «клада» в сухом песке. Наблюдение за изменяющимся рельефом. Освобождение рук от песка. Сдувание песчинок. Показать, как с помощью ветра происходит перемещение песка. Высыпание песка струйкой из ладони, из бумажной или пластиковой воронки. Знакомство с песочными часами.

1.2.  Остров сокровищ. Знакомство со свойствами мокрого песка.

Цель.  Познакомить детей со свойством песчинок слипаться под действием воды. Показать    детям, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он принимает любую нужную форму, пока не высохнет. Познакомить детей со свойством песка очищать воду. Воспитывать познавательную активность; аккуратность. Развивать фантазию и образное мышление. Совершенствовать навыки развития монологической речи.

 Содержание. Погружение рук во влажный песок. Проговаривание своих ощущений. Сравнительная характеристика сухого и мокрого песка. Раскопки открывающегося постепенно предмета или «клада». Подведение детей к выводу, что влажные песчинки не сдуваются, не имеют свойства сыпучести, зато мокрый песок  легко лепится, принимает любую нужную форму.

        Используя стакан и воронку, познакомить детей со свойством песка  очищать воду (подготовительная группа).

1.3.  Я – художник. Образование песка.

Цель. Сформировать у детей понятие, что песок образуется в результате разрушения камней под действием ветра, солнца, дождя (гранит, песчаник, известняк); воспитывать познавательный интерес; развивать моторику, глазомер; побуждать детей к активным  действиям и концентрации внимания; развивать связную монологическую речь.

Содержание. Скольжение ладони по поверхности песка: имитация движений змейки, зайчика, машинки и т.п. Прикосновение к песку ребром ладони: рисование прямых линий, дорожек. Игра пальчиками, как на клавиатуре, создание отпечатков, следов разных частей кисти рук (ребро, ладонь, кулачок, подушечки пальцев).  Рисование на сухом и влажном песке пальчиками, затем деревянной палочкой; обведение по контуру шаблонов геометрических фигур, букв и др. Проговаривание своих ощущений.

1.4.  Я – художник. Использование нетрадиционных видов изодеятельности.

Цель.  Закрепить  у детей понятие, что песок образуется в результате разрушения камней под действием ветра, солнца, дождя (гранит, песчаник, известняк). Вызывать у детей желание использовать нетрадиционные методы изодеятельности.  Развивать творческие способности детей; наблюдательность, глазомер, координацию, воображение. Развивать монологическую речь, активизировать словарь детей.  

Содержание:

  •  Создание коллажа путём растирания камней над смазанной клеем поверхностью.
  •  Использование в рисовании подкрашенного песка.
  •  Аппликация из песка путём выдувания его на смазанную клеем тонированную поверхность.
  •  Трафаретное рисование цветным песком.

1.5. Мой волшебный мир. Вариации игры «Песочный замок». Совместная деятельность педагога с детьми.

Цель. Формировать навыки позитивной коммуникации, творческого потенциала.

Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.

Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.

Содержание. Представление песочницы как сказочной Песочной страны. Заселение Песочной страны «жителями» (дидактические игрушки по изучаемым лексическим темам, игрушки киндер-сюрприза и др.). Знакомство с правилами игры в песок. Построение Песочного замка (Песочной страны) педагогом. Разыгрывание небольшого сюжета знакомой сказки.

                1.6.  Мой волшебный мир. Вариации игры «Песочный замок. Самостоятельная

          деятельность детей.

Цель. Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.  Развивать творческие способности и умение создавать художественные композиции из мокрого песка.  Воспитывать у детей наблюдательность, развивать кожные ощущения; учить самостоятельно придумывать сюжеты для построения Песочной страны. Развивать связную монологическую речь.

Содержание. Повторение правил игры в песок. Свободная деятельность детей в песочнице. Построение Песочных замков, Песочной страны с использованием природного материала, мелких игрушек, цветного песка. Поощрение фантазии и творческого подхода.


2.  Этот знакомый незнакомец. Окружающий нас мир: Кто рядом с нами? Что вокруг нас?

                Занятия 2.1. – 2.6. проводятся согласно тематическому плану, при этом учитывается возраст и индивидуальные особенности детей. Все занятия проводятся в игровой форме.

2.1.   Дикие и  домашние животные.

Цель. Расширить и углубить представления детей о диких и домашних животных. Установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных  и условиями зимнего сезона. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят.

Совершенствовать умение составлять загадки-описания. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Формировать творческие способности.

Содержание. Построение в песочнице МИРА ЖИВОТНЫХ. В одной части песочницы идёт построение ЛЕСА, где живут дикие звери вместе со своими детёнышами: белка – в дупле  (на дереве), медведь в берлоге, лиса – в норе и т.д.;  в другой – территория домашних животных, где люди заботятся о животных, а животные – служат людям.

2.2.  Транспорт. По земле, по воде, по воздуху. Виды транспорта.

Цель. Расширить представления детей о транспорте, назначении транспорта, видах транспорта. Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Активизировать словарь детей. Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления; логическое мышление, воображение.

Содержание. Подбор картинок-символов: земля – ёжик, вода – рыбка, воздух – птица. Картинки помещаются в песочницу: ёжик на дорогу (дети выкладывают из цветных камней), рыбка – в воду (ёмкость с водой помещается в песочницу или «строится» речка),  птица – к облаку, которое заранее укреплено над песочницей. Дети определяют вид транспорта и помещают его в песочнице, ориентируясь на картинки-символы. Классификация грузового и пассажирского транспорта проводится сначала на магнитной доске, затем дети «перевозят пассажиров» и «доставляют грузы» – в песочнице.

2.3. «Пекут в песочной печке - песочный пирожок» - игры и загадки в песочнице по теме «Откуда хлеб пришел?»

Цель. Закрепить представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря. Учить образовывать и употреблять глаголы в единственном и множественном числе по теме  «Откуда хлеб пришёл?» Развивать слуховое и зрительное внимание, фантазию, творческую активность.

Содержание.  Загадывание загадок и проведение игр по теме «Хлеб -  всему голова». «Выпекание» из мокрого песка различных куличей, булочек, баранок и т.п.  Украшение изделий солью, цветным песком, мелкой крупой.

2.4.  Я – строитель! Моделирование на песке.

Цель. Закрепить и расширить знания детей о строительных профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Учить словообразованию существительных, обозначающих строительные профессии. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.  Воспитывать познавательную активность, аккуратность; провоцировать  проявление творчества при строительстве из сырого песка. Воспитывать уважение к людям труда и желание трудиться.

Содержание. Моделирование на сыром песке. Построение домиков для ТРЁХ ПОРОСЯТ – с использованием мелкого деревянного конструктора, веточек, соломы. Разыграть в песочнице отрывок из сказки «Три поросёнка» - по ролям. Поощрять свободное творчество детей.

2.5.  Обитатели рек и морей.

Цель. Уточнить и расширить представления о пресноводных рыбах, сформировать представления о морских обитателях, их образе жизни. Учить согласованию прилагательных с существительными по теме «Рыбы морские и пресноводные». Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, аккуратность, творческие способности, память, мыслительные операции.

Содержание. Рисование в песочнице цветным песком «реки», «моря». Построение  ПОДВОДНОГО МИРА. Украшение дна подводного мира ракушками, цветными камнями, «водорослями». Классификация рыб – игра «4-й лишний». Вылепить из мокрого песка золотую  рыбку, раскрасить её цветным песком. Игра – соревнование: «Чья рыбка самая золотая?»

2.6.  Правила дорожного движения.  Школа пешеходных наук.

Цель. Систематизировать знания детей по теме «Правила дорожного движения». Закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; познакомить с понятиями «перекрёсток» и «двустороннее движение»; закрепить знание геометрических фигур. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Развивать монологическую речь, ее интонационную выразительность. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Поддерживать (нормализовать) эмоциональное состояние детей.  

Содержание. Построение в песочнице проезжей и пешеходной части дорог (перекрестка, тротуара, пешеходного перехода). Установить в песочнице игрушечный светофор, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»,  «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки»; заселение песочного пространства автотранспортом,  игровыми персонажами по выбору детей.  Игровая ситуация: прогулка по одной из улиц города (села) – разработать самый безопасный маршрут (для Лисёнка или другого сказочного персонажа) от дома до детского сада или школы. Дети проговаривают все свои действия.


3.   «Четыре царства». Сезонные изменения в природе.

3.1.  Осень. Сбор урожая в садах и огородах.

Цель. Активизировать номинативный и глагольный словарь по теме «Осень», «Сбор урожая в садах и огородах». Формировать умение образовывать относительные прилагательные; слова  с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать умение согласовывать существительные с числительными 2 и 5. Дифференциация понятий «Сад» - «Огород», «Овощи» - «Фрукты». Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания героям сказки.

Содержание. Построение в одной части песочного листа  САДА, где растут фруктовые деревья, в другой – ОГОРОДА, на котором растут овощи. Разрушение «ураганом» созданного на песке мира. Обыгрывание ситуации борьбы со злом (Кто поможет маленькому Гномику?)  Восстановление детьми песочного мира в соответствии со своими желаниями и приобретёнными знаниями и навыками.

                3.2.   Зима. Зимние забавы.

Цель. Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев. Уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега и льда. Учить подбирать однородные определения и глаголы.   Совершенствовать навыки образования относительных  прилагательных. Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы. Формировать слуховое и зрительное внимание, мышление, память. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Поощрять  творческие действия, нестандартные, оригинальные решения.

Содержание. Рисование в песочнице цветным песком и солью сюжета к «Белой сказке» Н.В.Нищевой. Индивидуальное рисование солью на подкрашенном голубой краской песке, тема: снеговик. В другой песочнице дети строят место зимних развлечений (помещают ёмкость со льдом (каток), из мокрого песка строят горки, снежные крепости, лепят снежки, затем всё это посыпается солью или измельчённым пенопластом; страна заселяется сказочными героями. Игра в песочнице проводится с опорой на сюжетную картинку «Зимние забавы».

3.3.   Весна. Первые полевые цветы.

Цель. Обобщить представления о характерных признаках весны. Уточнить представления о жизни растений весной. Расширить представления о растениях луга, первоцветах. Учить согласованию прилагательных с существительными. Развивать речевое дыхание; тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживание героям сказки. Развивать фантазию и творческие способности детей.

Содержание. Построение в одной части песочного листа замка маленькой Принцессы (по сюжету сказки), в другой – рисование цветным песком первых полевых цветов (можно изготовить цветы из соленого теста или цветной бумаги). Построить из разноцветных камней дорожку от замка Принцессы к полянке, на которой растут цветы. Использование элементов драматизации.

3.4.  Лето. На лесной лужайке.

Цель. Создать  благоприятный  психологический фон. Уточнить представление детей о лете, его признаках. Расширить представления о жизнедеятельности животных и растений летом. Закрепить  название полевых цветов, лесных ягод. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Развивать общую, речевую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память. Учить детей понимать свои чувства и рассказывать об этом.

Содержание. Использование в построении песочной страны настольного театра.

Обыгрывание в песочнице сюжета сказки Н.Н.Гусаровой «На лесной полянке».


4.  «Это чудо – театр!» Сказка в Песочной стране. Моделирование.

                На первом этапе рекомендуется проводить театрализованные занятия в песочнице, используя хорошо знакомые детям сказки «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».

4.1.  Театрализованное занятие в песочнице по сказке Н. Н. Гусаровой «Добрая песенка».

Цель. Расширить словарный запас по темам «Животные», «Птицы». Уточнить «Кто как голос подаёт?». Развивать диалогическую речь. Обучать передаче заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств. Совершенствовать навыки координации движения и речи. Развивать общую и речевую моторику.  Формировать восприятие, внимание, память.

Содержание. Проведение театрализованного занятия в песочнице по сказке Н. Н. Гусаровой «Добрая песенка».

4.2. Театрализованное занятие в песочнице «Сказка про БОЛЬШУЮ

 ПУТАНИЦУ».

Цель. Систематизировать  представления детей о местах обитания диких зверей.   Закрепить и расширить знания детей о диких животных и их детёнышах. Совершенствовать умение  образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать диалогическую форму речи; творческие способности; тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; произвольное внимание и память. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку. Развивать фантазию и воображение, чувство доброты и взаимопомощи.

Содержание. Проведение театрализованного занятия в песочнице «Сказка про БОЛЬШУЮ ПУТАНИЦУ».

4.3. Театрализованное занятие в песочнице по сказке О. Онисимовой

«Непоседа».

Цель.  Расширить представление о жизни животных, рек, прудов, сформировать представления о морских обитателях, их образе жизни. Учить согласованию прилагательных с существительными по теме «Рыбы морские и пресноводные». Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, аккуратность, творческие способности, память, мыслительные операции. Продолжать развивать монологическую и диалогическую форму речи.

Содержание. Проведение театрализованного занятия в песочнице по сказке О. Онисимовой «Непоседа».

4.4.Театрализованное занятие в песочнице по сказке Л. В. Забродиной «Как

            Ёжик и Хомяк расставили предлоги».

Цель. Закрепить правильное использование в речи  пространственных предлогов. Развивать пространственное мышление. Совершенствовать диалогическую речь, её интонационную выразительность; творческое воображение, умение передавать образы сказочных героев. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, произвольное внимание и память. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.  Развивать чувство доброты и взаимопомощи.

Содержание.  Проведение театрализованного занятия в песочнице по сказке Л.В. Забродиной «Как Ёжик и Хомяк расставили предлоги».             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    

  1. А.И.Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М., 2005.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.,1999.
  3. Гнедова О.Л.Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб., 2007
  4. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки. – СПб. 2006.
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.,1997.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
  7. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2007.
  9. Ивановская О.Г. Энциклопедия логопедических игр. – СПб., 2004.
  10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., 2005.
  1. Малахова А.Н. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников. – СПб., 2008.
  2. Медведева И.В. Логоигры. – СПб., 2003.
  3. Нищева Н.В. Разноцветные сказки – СПб., 1999.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы. – СПб., 2005.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  6. Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб., 2008.
  7. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб., 2007.
  8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.,  1998.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии в подготовительной группе «Добрый песочек»

Цель: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.Задачи:1. Обучение детей старшего дошкольн...

Групповое коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной терапии «Дорогою добра»

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций с использованием песочной терапии....

Методическая разработка "Занятие с использованием песочной терапии и психогимнастики"

Песочная терапия-один из видов арт-терапии, позволяющий создавать защищенные формы реального мира, отреагировать свои переживания, конфликты, развивать познавательные процессы, «заземлять&r...

Занятие с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.Задачи: упражнять в умении выкладывать счётные палочки (палочки Кюизенера) в определённой последовательности; закр...