Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии в подготовительной группе «Добрый песочек»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Юшкова Ольга Сергеевна

Цель: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.

Задачи:

1. Обучение детей старшего дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

2.  Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снижению их тревожности.

3. Помочь детям визуализировать свои страхи.

4. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

5. Создавать для ребенка атмосферу безопасности, ощущение комфорта.

6. Способствовать позитивному самопринятию детей, развитию у них уверенности в себе.

7. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Предполагаемый результат:

• снижение тревожности;

• уменьшение количества страхов;

• повышение уверенности в себе.

 

Методы и приёмы:

1.     Элементы песочной терапии

2.     Элементы сказкотерапии

3.     Элементы игротерапии

4.     Элементы куклотерапии

5.     Упражнения на релаксацию

6.     Упражнения на концентрацию

Функциональная музыка
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_yushkova.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей Невского района Санкт-Петербурга  

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии

в подготовительной группе

«Добрый песочек» 

Составила: Юшкова Ольга Сергеевна

    педагог-психолог

Санкт-Петербург

2021

Цель: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.

Задачи:

1. Обучение детей старшего дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

2.  Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снижению их тревожности.

3. Помочь детям визуализировать свои страхи.

4. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

5. Создавать для ребенка атмосферу безопасности, ощущение комфорта.

6. Способствовать позитивному самопринятию детей, развитию у них уверенности в себе.

7. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Предполагаемый результат:

• снижение тревожности;

• уменьшение количества страхов;

• повышение уверенности в себе.

Методы и приёмы:

  1. Элементы песочной терапии
  2. Элементы сказкотерапии
  3. Элементы игротерапии
  4. Элементы куклотерапии
  5. Упражнения на релаксацию
  6. Упражнения на концентрацию
  7. Функциональная музыка

Время занятия: 30 минут.

Место проведения: кабинет педагога-психолога.

Количество участников: 4-6 человека.

Оборудование: Юнгианская песочница с речным песком, камешки морские с глазами, пластиковый поднос с цветным кинетическим песком, кукла – Цветок добра, Кукляша (тряпичная кукла), кубики с буквами, лента, музыкальный центр.

I. Вводная часть - 5 мин.:

Приветствие

Психолог: У меня есть «цветочек доброты» сегодня он нам поможет поздороваться. Дети передают по кругу цветочек и здороваются.

Когда цветочек обходит весь круг, образуется круг из ленты, которую вы держите в руках. Подарив товарищам улыбки, вы отдали им частичку тепла своей души. Теперь вы – одно целое, так должно быть всегда.

Сюрпризный момент:

Знакомство с куклой Кукляшей.

Психолог: Вот Кукляша, она очень хорошая, добрая и милая, но пугливая. Она боится, что у нее что-то не получится и поэтому просто не хочет ничего делать. Закрывает глаза руками и дрожит.

Кукляша (в руках у психолога):

Я не Маша, я Кукляша,

Очень многого боюсь,

И со страхом не борюсь.

Психолог: Ребята, сейчас мы обратимся к доброму песочку и научим Кукляшу преодолевать страхи. А для этого мы должны произнести заклинание.
Дети берутся за руки. Вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, закрывают глаза и произносят заклинание:

Дети:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно,
Делать все внимательно!
Правила работы с песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.

II. Основная часть занятия - 25мин.:

Психолог: Я предлагаю вам всем вместе построить страну настроения на песке!

Игра «Продолжи за другом»

Цель: формировать умение создавать композиции на песке, гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного образа Я, чувства близости с другими людьми.

Психолог предлагает детям создать «страну настроения на песке». Каждый ребенок может пользоваться различным материалом для песка, дети по очереди подходят к песочнице и строят то, что считают нужным, в соответствии со своим настроением. Следующий пристраивает к этому что-то свое. Так продолжается до тех пор, пока участники группы не построят страну, дополняя друг друга. В конце стройки дети смотрят, что получилось и каждый рассказывает, почему он внес в строительство то или иное.

Психолог: Ребята, посмотрите какое у вас настроение в вашей стране получилось? А что делает наша Кукляша? Она снова закрыла глаза, наверно чего-то боится?

Психолог предлагает вылепить коллективный портрет страха. А все необходимое для этого вы найдете в песке. Каждый из ребят лепит по очереди и добавляет свою деталь к фигурке страха. Когда фигурка будет готова, психолог спрашивает, чего хочет страх, на кого он злится, что ему не нравится и кто его может победить.

Психолог берет цветочек доброты в руку, и прислоняет к своему уху. (Цветок что-то шепчет на ухо).

Психолог: Наш цветочек доброты открыл мне секрет, чего боится любой страх: страх боится, когда о нём рассказывают, когда его лепят, рисуют, не выносит, когда над ним смеются, а ещё страх – ужасный трус, он убегает от тех, кто смело идёт вперёд.

Намотайте вы на ус,

Этот страх – ужасный трус!

Храбро двигайтесь вперёд,

Страх сейчас же удерёт! (Е. Серова)

Дети повторяют за психологом кричалку.

Упражнение-кричалка:

Страх, тебя мы прогоняем, (машут руками на фигурку страха)

На кусочки разрываем, (разрывают по частям фигурку страха)

Страх, быстрее, пропадай, (кусочки бросают в контейнер)

Словно призрак исчезай! (круговые движения «колдуют»)

Я хлопаю (хлопают в ладоши)

Топаю (топают ногами)

Громко рычу (произносят «р-р-р»)

Страх прогоняю (машут руками)

И хохочу (произносят громко «ха-ха-ха»).

Психолог (обращается к Кукляше): Кукляша мы прогнали страх, а ты все дрожишь! (Прислоняет к своему уху,  Кукляша что-то шепчет)

- У Кукляши остался еще один страх, она боится идти в школу. А мы сможем помочь нашей Кукляше справиться со своим страхом?

Игра «Вопросы и загадки про школу»

Цель: развивать общую осведомленность детей, наблюдательность, внимание, восприятие, память.

Психолог: Я вам буду задавать различные вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Тогда Кукляша узнает, что школа - это совсем не страшно.

Некоторые задачи будут легкими, а некоторые сложными. Главное, не спешите и думайте хорошенько.

Вопросы для детей:

  1. -  Какого числа дети идут в школу?(1 сентября)
  2. Как называется помещение, где занимаются школьники? (Класс)
  3. - Носят на спине, складывают туда книги и тетради? (Рюкзак, ранец)
  4. - В какое время года дети идут в школу? (Осенью)
  5. - Туда записывают домашнее задание и ставят оценки? (Дневник)
  6. -  Как называется первая книга школьника? (Букварь, азбука)
  7. -  Что делает учитель? (Учит детей)
  8. - Что ты будешь делать в школе? (Учиться)
  9. -  В школе на доске чем пишут? (Мелом)
  10. - Какие вы знаете «волшебные слова»? (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания)
  11. - Как нужно вести себя на уроках в школе? (Хорошо, быть внимательным, старательным, прилежным, на переменах не бегать, никого не обижать))
  12. - Как называется летний отпуск школьников? (Каникулы)

Игра «Собери из кубиков отгадку»

- Как называется ребенок, который ходит в школу (ученик)

- Для чего звенит звонок, чтобы начался ….(урок)

- Шел урок, а он молчал-перемену, видно, ждал

Только кончился урок, громко зазвенел……(звонок)

Психолог: Ну что Кукляша, тебе все еще страшно думать о школе?

Кукляша: Нет, не страшно, в школе интересно! Я от ребят так много узнала. И теперь я не боюсь, очень в школу я стремлюсь.

Психолог: Дети, сегодня вы сделали доброе дело и помогли Кукляше справиться со своими страхами. У меня сейчас очень хорошее настроение. Какое у вас настроение? (Ответы детей)

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы -
В группу нам пора идти.
Психолог:  До свидания! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие с использованием песочной терапии по теме «Объёмные фигуры из пластилина. Грибы». Подготовительная группа

Цель: Корригировать психические  процессы через практическую работу с цветным песком и пластилином....

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием песочной терапии "Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии по лексической теме "Домашние животные". Занятие проводилось в рамках  моего проекта "Логопедическая песочница&qu...

Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"

Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром....

Групповое коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной терапии «Дорогою добра»

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций с использованием песочной терапии....