Применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога: повышение эффективности образовательной среды
статья по психологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью образовательной среды, открывая новые перспективы для педагогов-психологов. При этом важно отметить, что успешность внедрения инновационных методик требует тщательного изучения особенностей их воздействия на учебно-воспитательную деятельность и необходимость адаптации используемых решений к специфическим условиям дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
к Положению Межрегиональной
научно-практической конференции
«Внедрение IT-технологий
в систему дополнительного образования:
актуальные вопросы теории и практики»
Наименование работы
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога: повышение эффективности образовательной среды
Автор – Кругова Наталья Викторовна – педагог – психолог,
МКДОУ ЦРР – детский сад № 21 г. Россоши
В современном образовательном пространстве использование информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) становится неотъемлемой частью деятельности педагога и не только повышает эффективность работы специалиста, но и открывает новые возможности для развития и коррекции детей. В МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши активно внедряется ИКТ, для лучшего обеспечения каждому ребенку оптимальных условий личностного роста и успешной социализации.
Цель работы
Целью данной работы является изучение и обоснование эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность педагога-психолога ДОУ для повышения качества образования и коррекции развития детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями (ООП).
Актуальность и задачи применения IТ - технологий в работе педагога-психолога
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью образовательной среды, открывая новые перспективы для педагогов-психологов.
При этом важно отметить, что успешность внедрения инновационных методик требует тщательного изучения особенностей их воздействия на учебно-воспитательную деятельность и необходимость адаптации используемых решений к специфическим условиям дошкольных учреждений.
В ходе исследования были выделены ключевые направления для постановки и решения актуальных задач применения и использования ИКТ:
1. Повышение доступности и привлекательности образовательного процесса: использование цифровых ресурсов, таких как интерактивные доски, онлайн-игры и виртуальные лаборатории, способствуют созданию увлекательной учебной среды, способствующей вовлеченности детей. ИКТ делают занятия более наглядными, интерактивными и интересными для детей, особенно для тех, кто испытывает трудности в обучении.
2. Индивидуализация образовательного пути: инструменты анализа и оценки достижений воспитанников помогают специалистам точно определять уровень развития детей и формировать индивидуальный подход к каждому ребёнку, адаптировать задания и методы работы в соответствии с его потребностями и возможностями.
3. Оптимизация процесса диагностики и коррекции: цифровые тесты и специализированные программы обеспечивают быстрый сбор и обработку данных, позволяя своевременно выявлять проблемные зоны и корректировать стратегии вмешательства. ИКТ предоставляют широкий спектр инструментов для проведения диагностики и коррекции различных нарушений развития, а также для мониторинга динамики развития ребенка.
4. Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога и других сотрудников: регулярное обновление профессиональных компетенций путём освоения новейших методик и практик становится возможным благодаря современным электронным ресурсам и специализированным инструментам обучения. ИКТ позволяют специалисту оперативно получать доступ к необходимой информации, обмениваться опытом с коллегами и использовать современные методики работы.
Средства ИКТ в практике педагога-психолога
Интерактивные игры и программы от "Мерсибо"
Один из эффективных инструментов в работе педагога-психолога — широкий выбор интерактивных игр и программ от портала "Мерсибо". Данные ресурсы способствуют формированию и развитию важнейших психических функций.
Набор "Внимание, память, логика"
Этот набор игрового материала используется на различных этапах работы с детьми:
- Этап знакомства: создание доверительной атмосферы.
- Этап диагностики: определение уровня развития основных познавательных функций.
- Этап коррекции: целенаправленное развитие необходимых навыков.
Развитие внимания: "Жадные пылесосы", "Тир выбивалка", «Прятки под шапкой» в игровой форме, стимулируют концентрацию и устойчивость внимания ребят.
Развитие памяти: «Пингвины – невидимки», «Модный удав», «Ветерок - озорник» яркие изображения, веселая музыка, волшебство появляющихся при правильном ответе картинок, поднимают настроение ребят и улучшают краткосрочную и долгосрочную память.
Развитие логики: «Загадки – заплатки», «Невнимательный художник», «Кто лишний?» интересные задания на классификацию, обобщение и выявление причинно-следственных связей укрепляют логическое мышление.
Благодаря увлекательной форме, ярким визуальным образам и ненавязчивому игровому подходу, эти ресурсы эффективно стимулируют развитие дошкольников. Игры "Мерсибо" дают возможность вовлечь детей в развивающий процесс в форме, максимально соответствующей их возрастным особенностям и интересам, обеспечивая эффективное и гармоничное развитие познавательной сферы.
Программное обеспечение "Конструктор рабочих программ"
Разработано для поддержки специалистов, работающих в области коррекционной педагогики. Основное назначение – содействие в создании индивидуализированных образовательных траекторий для детей. Программное обеспечение "Конструктор рабочих программ" является ценным инструментом для педагога-психолога, значительно оптимизирующим процесс разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями. Предоставляя возможность гибкой адаптации содержания занятий и, упрощая создание персонализированных программ, "Конструктор" позволяет специалисту существенно сократить время и энергозатраты на планирование и подготовку, а также способствует соответствию профессиональной деятельности квалификационным стандартам. В результате, педагог-психолог получает возможность высвободить ресурсы и направить больше времени и внимания непосредственно на работу с детьми, обеспечивая более качественное и индивидуальное сопровождение участников образовательного процесса.
Система КИМП ("Конструктор индивидуального маршрута и мониторинга")
является эффективным инструментом для педагога-психолога, позволяющим быстро и детально разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и программы развития для детей с ОВЗ. Система оптимизирует процесс определения целей и задач коррекционной работы, подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения и воспитания, а также обеспечивает постоянный мониторинг прогресса ребенка. Это позволяет оперативно отслеживать динамику развития, оценивать эффективность применяемых методик и своевременно вносить корректировки в образовательный маршрут, тем самым экономя время специалиста и обеспечивая наиболее точное и адресное сопровождение ребенка в его развитии.
Электронные средства обучения в работе педагога-психолога:
Телевизор: демонстрация мультимедийных материалов, повышающих интерес и мотивацию воспитанников.
Интерактивная доска: повышение активности и вовлечённости детей благодаря интерактивным заданиям.
Аудиосистема: поддержка формирования слухоречевого восприятия и улучшение коммуникативных навыков.
Использование электронных средств обучения, таких как телевизор, интерактивная доска и аудиосистема, существенно обогащает и оптимизирует образовательный процесс как для детей, так и для педагога-психолога. В ходе непосредственной образовательной деятельности и на коррекционных занятиях, демонстрация мультимедийных материалов на телевизоре не только повышает интерес и мотивацию воспитанников, но и делает процесс обучения более наглядным и увлекательным. Интерактивная доска, в свою очередь, активизирует детей, вовлекая их в интерактивные задания, что способствует развитию познавательной активности и самостоятельности. Аудиосистема играет важную роль в формировании слухоречевого восприятия и улучшении коммуникативных навыков, особенно у детей с речевыми нарушениями.
Во время диагностического обследования использование электронных средств позволяет создать более комфортную и непринужденную обстановку, что способствует установлению доверительного контакта между педагогом и ребенком. Визуальные стимулы и интерактивные задания делают процесс обследования менее формальным и более интересным для ребенка, что может повысить точность и информативность результатов.
В целом, применение электронных средств обучения делает общение педагога с ребенком более эмоциональным и позитивным. Возникновение положительных эмоций в процессе взаимодействия способствует формированию благоприятного психологического климата и укреплению взаимопонимания между педагогом и ребенком, что является важным фактором успешной коррекционной работы. Электронные средства обучения становятся катализатором положительных эмоций, делая образовательный процесс не только эффективным, но и приятным для всех участников.
Заключение:
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) играет ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Использование интерактивных игр и программ, таких как "Мерсибо" и других образовательных платформ, а также применение сенсорных панелей, VR/AR-технологий для создания образовательной среды, облачных сервисов для хранения и обмена данными, и систем аналитики для отслеживания прогресса ребенка, позволяет педагогу-психологу значительно расширить спектр возможностей.
Эти технологии способствуют:
• Индивидуализации образовательного маршрута, адаптируя контент к потребностям каждого ребенка.
• Оптимизации процессов диагностики и коррекции, обеспечивая более точную и своевременную поддержку.
• Повышению доступности и привлекательности образовательного процесса, вовлекая детей в активное обучение.
• Обеспечению непрерывности образовательного процесса посредством использования дистанционных технологий и платформ.
• Автоматизации рутинных задач, освобождая время для творческой и индивидуальной работы с детьми.
В дальнейшем, для эффективного использования ИКТ в работе педагога-психолога необходимо:
• Повышение квалификации специалистов в области применения IT в ДОУ.
• Активное изучение и внедрение новых технологических решений.
• Разработка и адаптация образовательного контента с учетом возможностей ИКТ.
• Изучение опыта других образовательных учреждений, успешно применяющих ИКТ в работе с детьми с ООП.
• Активное использование онлайн-ресурсов, вебинаров и курсов по IT в образовании
Дальнейшее расширение и грамотное использование ИКТ, подкрепленное непрерывным профессиональным развитием, позволит обеспечить каждому ребенку с ООП оптимальные условия для личностного роста, успешной социализации и полноценной интеграции в общество.
Список использованной литературы:
- Андреева Г.М., Карпенко Л.А. Психология: Учебник. — Москва: Просвещение, 2022.
- Бурменская Г.В., Толстых Н.Н. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Питер, 2023.
- Данилова Е.Е. Психодиагностика: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2023.
- Кабанова-Тарасова Н.П. Основы специальной педагогики и психологии. — Екатеринбург: РГППУ, 2022.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — Самара: Бахрах-М, 2023.
- Сухих Ю.С. Психолого-педагогический практикум. — Воронеж: МОДЭК, 2022.
- Щербакова О.Ю. Методологические основы психологического консультирования и психотерапии. — Омск: ОмГУ, 2023.
- Григорьев, С. Г., Гриншкун, В. В., & Макаров, С. И. (2019). Информационные технологии в образовании: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников
статья: Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
Применение ИКТ технологий. Диагностическая работа. Методическая работа. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родите...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты
В презентации представлены блоки сенсорной комнаты,применяемые в работе педагога-психолога при использовании в зоровьесберегающих технологиях...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...

Использование информационно - коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми ТНР
В соответствии с ФГОС дошкольного образования дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал...
Применение современных образовательных технологий в работе педагога-психолога.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое о...
