Применение современных образовательных технологий в работе педагога-психолога.
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи,  а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

  Специфика работы психолога в детском саду состоит в умении владеть  различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

  Какие же  современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_obrazovatelnye_tehnologii.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий в работе педагога-психолога.

  Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин  «технология», исходя из  формулировок  многих литературных источников,  понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

    Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи,  а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

  Специфика работы психолога в детском саду состоит в умении владеть  различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

  Какие же  современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно  ориентируется  на их  личностные структуры. В своей работе мы используем следующие технологии:

  •  здоровьесберегающие технологии
  •  информационно-коммуникационные  технологии
  •  личностно-ориентированные технологии

Рассмотрим данные технологии подробнее.

   Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Направления здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое количество различных гимнастик, мы используем следующие:

 - гимнастика для глаз;

 - гимнастика дыхательная;

 - гимнастика пальчиковая;

 - динамическая пауза;

 -релаксация

 Технологии обучения ЗОЖ

-коммуникативная игра 

Активно в психолого-педагогической практике используются игровые технологии, связанные с игровой формой взаимодействия. Игра как средство социализации ребенка, включает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение знаний, ценностей. На занятиях в игровой форме дети осваивают навыки общения, учатся эффективному сотрудничеству. Дидактическая игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес.

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу  и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать   в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

● Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение   и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок»)

● Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)

● Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);

- игротерапия, игротренинги (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры,   в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания    и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего         и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);

-массаж         и  самомассаж  (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек,  сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).

 Коррекционные технологии

-сказкотерапия;

-цветотерапия;

-арт-терапия.

- психогимнастика

Информационно-коммуникационные  технологии 

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных  технологий(компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.

Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии.  Наглядность материала  повышает  его  усвоение  детьми,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный.

В своей работе я использую обучающие и развивающие компьютерные игры и задания(сообщают знания, формируют умения и навыки ),  например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программы базируются, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Так же, в своей работе я стараюсь использовать личностно – ориентированные технологии, которые  ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Я стараюсь создать ребенку развивающее пространство, в котором ведущую роль занимают материалы Монтессори, позволяющие ему проявлять собственную активность и наиболее полно реализовывать себя.

Таким образом, подводя итоги, использование новых образовательных технологий в работе педагога-психолога направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о применении современных образовательных технологий в работе с педагогами и родителями воспитанников ДОУ .

Педагогический коллектив нашего детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением педагогической просвещенности родителей; внедряет современные технологии, которые способствуют ...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Современные образовательные технологии в работе педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников

В статье изложены образовательные технологии и методы, применяемые педагогом-психологом ДОУ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога: повышение эффективности образовательной среды

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью образовательной среды, открывая новые перспективы для педагогов-психологов. При этом важно отметить, что успешность внедр...