Психологические характеристики развития мышления детей 5-7 лет
консультация по психологии
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является важным периодом в развитии мышления ребенка. В этот период происходит качественный скачок в становлении и
совершенствовании различных форм мыслительной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 331.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая Страничка
Психологические характеристики развития мышления детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является важным периодом в развитии мышления ребенка. В этот период происходит качественный скачок в становлении и
совершенствовании различных форм мыслительной деятельности.
- Наглядно-образное мышление.
В возрасте 5-7 лет мышление детей носит преимущественно наглядно-образный характер. Ребенок мыслит с опорой на конкретные образы и представления. Он
способен решать задачи, манипулируя с реальными предметами, картинками,
моделями. Развивается умение анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, делать простые умозаключения.
- Словесно-логическое мышление.
Параллельно с наглядно-образным начинает формироваться словесно-логическое мышление. Дети учатся рассуждать, оперируя понятиями, анализировать и обобщать. Они могут решать задачи, опираясь на знания и рассуждения, а не только на наглядные образы. Постепенно мышление становится более гибким и абстрактным.
- Творческое мышление.
В старшем дошкольном возрасте расцветает творческое мышление. Дети становятся более инициативными, любознательными, готовыми к созданию новых идей. Они могут предлагать оригинальные решения, проявлять фантазию при
рассказывании историй, рисовании, конструировании.
- Регуляция мышления.
Важным достижением в развитии мышления детей 5-7 лет является появление произвольности. Они начинают осознавать и контролировать свои мыслительные процессы, ставить цели, планировать ход решения задач. Постепенно формируется рефлексия — способность анализировать собственные мысли и действия.
Психологические характеристики развития мышления детей 5-6 лет выглядят следующим образом:
- Ребенок перестает воспринимать происходящие с ним события исключительно с собственной точки зрения, и уже способен увидеть ситуацию со стороны.
- Ребенок усваивает отдельные детали, но не в состоянии связать их друг с другом и увидеть общую картину.
- Он учится анализировать и понимать природу и происхождение предметов.
- Ребенок старшего дошкольного возраста, как правило, обладает хорошим словарным запасом, он может выстраивать сознательные логичные диалоги.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит развитие скрытности:
- они теряют свою детскую непосредственность и прямолинейность, начинают скрывать свои психологические проблемы и огорчения от родителей, контролировать свое поведение.
- Это сложный жизненный этап, когда у ребенка происходит быстрое психологическое развитие, формируются новые механизмы психологической деятельности и особенности восприятия мира. Ребенок задает много вопросов, стремится узнать больше, пытается выстраивать логические цепочки и видеть взаимосвязи. К концу этого возраста преобладает интерес к практическим занятиям.
- Дети становятся более уравновешенными, так как расширяется и сегментируется их восприятие реальности, конфликтов и неконтролируемого поведения становится меньше.
- Происходит развитие эмоциональных процессов, формируются сочувствие, сопереживание, хотя ребенок еще не может полностью оценивать происходящее с точки зрения другого человека.
- Ребенок формирует систему моральных и этических ценностей, появляются первые мысли о взрослении. Он воспринимает родителей как надежных друзей, наставников, хочет быть на них похожим, завоевывать авторитет среди сверстников.
- Формируется мотивация, ребенок может принимать простые решения, понимает, что нужно для достижения успеха, но иногда начинает манипулировать взрослыми. Появляется мотивация к обучению и творчеству, происходит интеллектуальный прорыв.
- Развивается понятие половой идентификации — девочки осознают женскую роль, мальчики корректируют поведение в сторону мужественности. Ребенок начинает осознавать время — прошлое, настоящее и будущее.
Важным аспектом самосознания является самооценка, на формирование которой ключевое влияние оказывают родители и их отношение к ребенку.
Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития ребёнка. Знание особенностей этого возраста позволяет педагогам
и родителям создавать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика развития речи детей 2 - 7 лет
В данной статье отражены особенности развития речи детей 2 - 3 лет, 3 - 4 лет, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 - 7 лет....
ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Характеристика развития речи детей среднего дошкольного возраста. Презентация.
Из опыта работы, которая проводилась в течение года по развитию речи детей среднего возраста....

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрастеВ ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: со...
Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.
Для определения стратегии и тактики успешного социально-психологического, развивающего образовательного взаимодействия, необходимо знать психологическую характеристику каждого возрастного периода разв...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....




