Психологические характеристики развития мышления детей 5-7 лет
консультация по психологии

Главинская Елена Анатольевна

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является важным периодом в развитии мышления ребенка. В этот период происходит качественный скачок в становлении и

совершенствовании различных форм мыслительной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психология Roseville Logo Психолог, психология, Разное, эмблема, товарный  знак png | PNGWingПсихологическая СтраничкаКак отличить хорошего психолога от плохого? | СККСПБ №1

Психологические характеристики развития мышления детей 5-7 лет

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является важным периодом в развитии мышления ребенка. В этот период происходит качественный скачок в становлении и

совершенствовании различных форм мыслительной деятельности.

  1. Наглядно-образное мышление.

В возрасте 5-7 лет мышление детей носит преимущественно наглядно-образный характер. Ребенок мыслит с опорой на конкретные образы и представления. Он

способен решать задачи, манипулируя с реальными предметами, картинками,

моделями. Развивается умение анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, делать простые умозаключения.

  1. Словесно-логическое мышление.

Параллельно с наглядно-образным начинает формироваться словесно-логическое мышление. Дети учатся рассуждать, оперируя понятиями, анализировать и обобщать. Они могут решать задачи, опираясь на знания и рассуждения, а не только на наглядные образы. Постепенно мышление становится более гибким и абстрактным.

  1. Творческое мышление.

В старшем дошкольном возрасте расцветает творческое мышление. Дети становятся более инициативными, любознательными, готовыми к созданию новых идей. Они могут предлагать оригинальные решения, проявлять фантазию при

рассказывании историй, рисовании, конструировании.

  1. Регуляция мышления.

Важным достижением в развитии мышления детей 5-7 лет является появление произвольности. Они начинают осознавать и контролировать свои мыслительные процессы, ставить цели, планировать ход решения задач. Постепенно формируется рефлексия — способность анализировать собственные мысли и действия.https://optim.tildacdn.com/tild6230-3332-4739-b730-373063363739/-/resize/960x/-/format/webp/Frame_198.png

Психологические характеристики развития мышления детей 5-6 лет выглядят следующим образом:

  • Ребенок перестает воспринимать происходящие с ним события исключительно с собственной точки зрения, и уже способен увидеть ситуацию со стороны.
  • Ребенок усваивает отдельные детали, но не в состоянии связать их друг с другом и увидеть общую картину.
  • Он учится анализировать и понимать природу и происхождение предметов.
  • Ребенок старшего дошкольного возраста, как правило, обладает хорошим словарным запасом, он может выстраивать сознательные логичные диалоги.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит развитие скрытности:

  • они теряют свою детскую непосредственность и прямолинейность, начинают скрывать свои психологические проблемы и огорчения от родителей, контролировать свое поведение.
  • Это сложный жизненный этап, когда у ребенка происходит быстрое психологическое развитие, формируются новые механизмы психологической деятельности и особенности восприятия мира. Ребенок задает много вопросов, стремится узнать больше, пытается выстраивать логические цепочки и видеть взаимосвязи. К концу этого возраста преобладает интерес к практическим занятиям.
  • Дети становятся более уравновешенными, так как расширяется и сегментируется их восприятие реальности, конфликтов и неконтролируемого поведения становится меньше.
  • Происходит развитие эмоциональных процессов, формируются сочувствие, сопереживание, хотя ребенок еще не может полностью оценивать происходящее с точки зрения другого человека.
  • Ребенок формирует систему моральных и этических ценностей, появляются первые мысли о взрослении. Он воспринимает родителей как надежных друзей, наставников, хочет быть на них похожим, завоевывать авторитет среди сверстников.
  • Формируется мотивация, ребенок может принимать простые решения, понимает, что нужно для достижения успеха, но иногда начинает манипулировать взрослыми. Появляется мотивация к обучению и творчеству, происходит интеллектуальный прорыв.
  • Развивается понятие половой идентификации — девочки осознают женскую роль, мальчики корректируют поведение в сторону мужественности. Ребенок начинает осознавать время — прошлое, настоящее и будущее.

Важным аспектом самосознания является самооценка, на формирование которой ключевое влияние оказывают родители и их отношение к ребенку.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития ребёнка. Знание особенностей этого возраста позволяет педагогам

и родителям создавать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика развития речи детей 2 - 7 лет

В данной статье отражены особенности развития речи детей 2 - 3 лет, 3 - 4 лет, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 -  7 лет....

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Характеристика развития речи детей среднего дошкольного возраста. Презентация.

Из опыта работы, которая проводилась в течение года по развитию речи детей среднего возраста....

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте

Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрастеВ ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: со...

Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.

Для определения стратегии и тактики успешного социально-психологического, развивающего образовательного взаимодействия, необходимо знать психологическую характеристику каждого возрастного периода разв...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....