Консультация для родителей. «Особенности формирования процессов памяти в детском возрасте»
консультация по психологии

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Консультация для родителей.

«Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_pamyati.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная образовательная школа №9

структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

Консультация для родителей.

«Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте»

Подготовила:

педагог – психолог: Павлова Гюзял Тахирзяновна

Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте

Развитие памяти в детском возрасте меньше всего похоже на процесс постепенного количественного роста или созревания. Человеческую память не стоит рассматривать и в качестве некоего пассивного хранителя информации — это активная деятельность. В своем развитии память претерпевает глубокую качественную перестройку, происходит принципиальное изменение как ее структуры, так и взаимоотношений с другими психическими процессами.

Способность ребенка запечатлевать и сохранять информацию в первые годы жизни не слабее, а даже скорее сильнее, чем в последующие. Наглядная память развита у ребенка гораздо больше, чем у взрослого. Однако память ребенка третьего и четвертого года жизни наряду с силой имеет и свои слабости: ее трудно организовать, сделать избирательной, она еще не является произвольной памятью, благодаря которой возможно целенаправленно запоминать нужное, отбирая нужную информацию среди остальной. Например, если предложить ребенку 2,5-3 лет запомнить, а затем воспроизвести 5-6 слов или картинок, он будет воспроизводить наряду с данными ему словами (или картинками) еще и другие, ассоциативно связанные с ними, так как не сможет затормозить побочные ассоциации и избирательно воспроизвести только нужную серию слов (картинок).

Процесс произвольного избирательного припоминания в этом возрасте еще недостаточно сформирован, способность подчинить свою память речевой инструкции созревает у ребенка значительно позже — вместе с общим развитием целенаправленного управляемого поведения, с развитием контроля над собственной деятельностью.

Такой противоречивый характер развития, некоторое уменьшение возможности непосредственной наглядно-образной памяти вместе с возрастанием управляемости процессов запоминания является первой отличительной чертой развития памяти в детском возрасте. Другой отличительной чертой является постепенное развитие опосредованного запоминания и переход от непосредственных, естественных к опосредованным, словесно-логическим формам памяти.

Развитие памяти детально изучали Л.С. Выготский и его сотрудники (А.Н. Леонтьев и Л.В. Занков). Для того чтобы представить те качественные изменения, которые претерпевает память в процессе развития ребенка, Л.С. Выготский проводил с детьми разного возраста две серии опытов. В первой из этих серий он давал ребенку задачу непосредственно (без всяких вспомогательных приемов) запомнить и воспроизвести ряд из 10 слов; во второй серии он давал ребенку ряд вспомогательных картинок, связав каждое слово с соответственной картинкой какой-либо вспомогательной связью.

Эксперименты наглядно продемонстрировали, какой сложный характер носит развитие процессов памяти у ребенка. Группа детей младшего дошкольного возраста успешно могла удерживать определенное число слов, не используя никаких приемов. Однако картинки, предложенные в качестве вспомогательного средства, не улучшали процесс запоминания — дети этого возраста не могли словесно-логически связать предложенную картинку с данным словом, заявляя «здесь нет таких картинок», либо стараясь непосредственно увидеть изображение данного слова на картинке. Ребенок этого возраста оказывался еще не в состоянии устанавливать или использовать вспомогательные («мнемотехнические») связи и в опыте с использованием картинок давал не лучшие, а иногда даже худшие результаты, чем в опыте с непосредственным запоминанием. Эти факты позволили установить, что процесс запоминания у ребенка младшего дошкольного возраста носит еще непроизвольный (а потому трудно управляемый) характер.

Иная картина открывалась, когда исследователи проводили этот же опыт над младшими, а затем и над старшими школьниками.Наиболее существенный сдвиг, наблюдавшийся в школьном возрасте, заключался в том, что теперь дети оказывались в состоянии использовать для запоминания внешние вспомогательные средства — картинки — в качестве опорных знаков для установления вспомогательных связей и запоминания нужного слова. Например, чтобы запомнить слово «школа», ребенок выбирал картинку с изображением тетради. В результате данного процесса число слов, запоминаемых с помощью вспомогательных картинок, резко увеличивалось и начинало обгонять число слов, которые ребенок мог удерживать непосредственно. Школьный возраст является этапом, когда наряду с непосредственной памятью у ребенка формируются процессы опосредованного запоминания.

Следующий этап развития памяти можно наблюдать у старших школьников и взрослых. Человек оказывается в состоянии запомнить предлагаемые слова с помощью внутренней логической организации, укладывая их в определенную логическую структуру и «кодируя» в определенные смысловые группы. Это позволяет превратить непосредственное механическое запоминание в логически организованную мнестическую деятельность. Таким образом механическая память постепенно превращается в логическую.

Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, связанного с восприятием, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением и основанному на осмыслении запоминаемого материала.

Развитие памяти идет главным образом по линии опосредованного запоминания. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в качественно ином плане, нежели ребенок, запоминающий непосредственно. Ведь от того, кто уже употребляет знаки и вспомогательные операции, требуется не столько механическая память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, то есть логическая память, богатое воображение, развитые мышление и речь.

 В процессе развития ребенка меняется не только строение самой памяти, но также и отношения между основными психологическими процессами. Если на ранних этапах развития память носит наглядный характер и в значительной мере является продолжением восприятия, то с развитием опосредованного запоминания она теряет свою непосредственную связь с восприятием и приобретает новую связь с процессами мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....

Особенности формирования процессов памяти

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал....

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...