Консультация для родителей. «Особенности формирования процессов памяти в детском возрасте»
консультация по психологии
Консультация для родителей.
«Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная образовательная школа №9
структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
Консультация для родителей.
«Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте»
Подготовила:
педагог – психолог: Павлова Гюзял Тахирзяновна
Особенности формирования процессов
памяти в детском возрасте
Развитие памяти в детском возрасте меньше всего похоже на процесс постепенного количественного роста или созревания. Человеческую память не стоит рассматривать и в качестве некоего пассивного хранителя информации — это активная деятельность. В своем развитии память претерпевает глубокую качественную перестройку, происходит принципиальное изменение как ее структуры, так и взаимоотношений с другими психическими процессами.
Способность ребенка запечатлевать и сохранять информацию в первые годы жизни не слабее, а даже скорее сильнее, чем в последующие. Наглядная память развита у ребенка гораздо больше, чем у взрослого. Однако память ребенка третьего и четвертого года жизни наряду с силой имеет и свои слабости: ее трудно организовать, сделать избирательной, она еще не является произвольной памятью, благодаря которой возможно целенаправленно запоминать нужное, отбирая нужную информацию среди остальной. Например, если предложить ребенку 2,5-3 лет запомнить, а затем воспроизвести 5-6 слов или картинок, он будет воспроизводить наряду с данными ему словами (или картинками) еще и другие, ассоциативно связанные с ними, так как не сможет затормозить побочные ассоциации и избирательно воспроизвести только нужную серию слов (картинок).
Процесс произвольного избирательного припоминания в этом возрасте еще недостаточно сформирован, способность подчинить свою память речевой инструкции созревает у ребенка значительно позже — вместе с общим развитием целенаправленного управляемого поведения, с развитием контроля над собственной деятельностью.
Такой противоречивый характер развития, некоторое уменьшение возможности непосредственной наглядно-образной памяти вместе с возрастанием управляемости процессов запоминания является первой отличительной чертой развития памяти в детском возрасте. Другой отличительной чертой является постепенное развитие опосредованного запоминания и переход от непосредственных, естественных к опосредованным, словесно-логическим формам памяти.
Развитие памяти детально изучали Л.С. Выготский и его сотрудники (А.Н. Леонтьев и Л.В. Занков). Для того чтобы представить те качественные изменения, которые претерпевает память в процессе развития ребенка, Л.С. Выготский проводил с детьми разного возраста две серии опытов. В первой из этих серий он давал ребенку задачу непосредственно (без всяких вспомогательных приемов) запомнить и воспроизвести ряд из 10 слов; во второй серии он давал ребенку ряд вспомогательных картинок, связав каждое слово с соответственной картинкой какой-либо вспомогательной связью.
Эксперименты наглядно продемонстрировали, какой сложный характер носит развитие процессов памяти у ребенка. Группа детей младшего дошкольного возраста успешно могла удерживать определенное число слов, не используя никаких приемов. Однако картинки, предложенные в качестве вспомогательного средства, не улучшали процесс запоминания — дети этого возраста не могли словесно-логически связать предложенную картинку с данным словом, заявляя «здесь нет таких картинок», либо стараясь непосредственно увидеть изображение данного слова на картинке. Ребенок этого возраста оказывался еще не в состоянии устанавливать или использовать вспомогательные («мнемотехнические») связи и в опыте с использованием картинок давал не лучшие, а иногда даже худшие результаты, чем в опыте с непосредственным запоминанием. Эти факты позволили установить, что процесс запоминания у ребенка младшего дошкольного возраста носит еще непроизвольный (а потому трудно управляемый) характер.
Иная картина открывалась, когда исследователи проводили этот же опыт над младшими, а затем и над старшими школьниками.Наиболее существенный сдвиг, наблюдавшийся в школьном возрасте, заключался в том, что теперь дети оказывались в состоянии использовать для запоминания внешние вспомогательные средства — картинки — в качестве опорных знаков для установления вспомогательных связей и запоминания нужного слова. Например, чтобы запомнить слово «школа», ребенок выбирал картинку с изображением тетради. В результате данного процесса число слов, запоминаемых с помощью вспомогательных картинок, резко увеличивалось и начинало обгонять число слов, которые ребенок мог удерживать непосредственно. Школьный возраст является этапом, когда наряду с непосредственной памятью у ребенка формируются процессы опосредованного запоминания.
Следующий этап развития памяти можно наблюдать у старших школьников и взрослых. Человек оказывается в состоянии запомнить предлагаемые слова с помощью внутренней логической организации, укладывая их в определенную логическую структуру и «кодируя» в определенные смысловые группы. Это позволяет превратить непосредственное механическое запоминание в логически организованную мнестическую деятельность. Таким образом механическая память постепенно превращается в логическую.
Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, связанного с восприятием, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением и основанному на осмыслении запоминаемого материала.
Развитие памяти идет главным образом по линии опосредованного запоминания. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в качественно ином плане, нежели ребенок, запоминающий непосредственно. Ведь от того, кто уже употребляет знаки и вспомогательные операции, требуется не столько механическая память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, то есть логическая память, богатое воображение, развитые мышление и речь.
В процессе развития ребенка меняется не только строение самой памяти, но также и отношения между основными психологическими процессами. Если на ранних этапах развития память носит наглядный характер и в значительной мере является продолжением восприятия, то с развитием опосредованного запоминания она теряет свою непосредственную связь с восприятием и приобретает новую связь с процессами мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....
Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".
В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....

Особенности формирования процессов памяти
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал....

консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста"
консультация...

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...
