Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей, направленные на предотвращение детской жестокости и обеспечение психологической безопасности детей в образовательной организации.
презентация по психологии

В данном материале представлены основные направления и алгоритмы работы педагога-психолога по предотвращению детской жестокости и обеспечению психологической безопасности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokosti_doshkolniki.pptm531.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СтратегиИ предотвращения детской жестокости и обеспечение психологической безопасности детей Педагог-психолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС» Кострикина Светлана Валерьевна Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г . Старая Русса

Слайд 2

Психологическое здоровье Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после нагрузок – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области

Слайд 3

Что такое буллинг ? Буллинг - э то длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение . Буллинг — это агрессивное поведение детей по отношению к сверстникам, что сопровождается физическими или чаще психологическими издевательствами. Буллинг отличается от обычной детской ссоры (конфликта), осознанными, систематическими, преднамеренными, целенаправленными издевательствами сверстников над ребенком, который, по разным причинам, не вписавшимся в тот или иной коллектив.

Слайд 4

важный момент, о котором должны помнить взрослые: 1 . Без вмешательства взрослых травля в детском коллективе не прекратится! К ак разрушающее явление она будет трансформироваться, приобретать разные скрытые формы, будут меняться жертвы, но травля никогда не «пройдет с возрастом», не «перерастет», не прекратится сама собой . Это явление можно только остановить, прекратить . 2. Понимание того, что проблема буллинга (травли) может возникнуть в любом детском коллективе и травле может быть подвержен любой ребенок , заставляет говорить о необходимости мер психологической безопасности детей в коллективе. 3 .Уважающие себя и профессию педагоги не смотрят на травлю, как на обыденную вещь. 4. Благодаря тому, что есть педагоги, которым не все равно, надежда на положительные изменения есть.

Слайд 5

Выделяют несколько видов нападок ( буллинга ) · Нападки на социальный статус ( Гастарбайтеры ! Черные! Нищета! Подкидыш!) Нападки на коммуникацию (Шепелявая!) · Угроза применить насилие и применение насилия (Получишь у меня! На прогулке разберемся!) · Нападки на внешность (Лысый! Жирный! Ушастый!) · Нападки на рассовую принадлежность (Чурка!)

Слайд 6

Внешние и скрытые проявления буллинга Внешние проявления Скрытые проявления · испорченные вещи · следы щипков · синяки · нежелание ходить в детский сад / в школу · одиночка (в группе/классе нет друзей ) · часто жалуется на плохое самочувствие ( либо, чтобы не идти в сад, либо долговременный буллинг спровоцировал психосоматические расстройства) · не общается с детьми в группе (его намеренно игнорируют, боится злого осмеивания, унижений) · угнетенное состояние, страхи · категоричное отрицание факта буллинга (утверждает, что «все нормально»)

Слайд 7

Вынужденные роли каждого ребенка при буллинге Булли и союзники (зачинщик и помощники или те, кто находится на стороне зачинщика, помогает ему), - те, кто издевается, высмеивают, обзывают, распространяют порочащую ребенка информацию, игнорируют, не принимают. Жертва – тот ребенок, над которым издеваются. Наблюдатели – все те дети, которые не вмешивается и никак себя не проявляют; внешне нейтральны, не помогают зачинщику и не защищают жертву. Защитники жертвы (редкая и малочисленная группа или таковых нет).

Слайд 8

Долгосрочные последствия для каждого из участников буллинга ( результаты психотравмы ) Дети – жертвы получают психотравму на всю жизнь в дальнейшем имеют проблемы с учебой страдают от чувства тревоги, чувства неполноценности и неуверенности в себе страдают депрессиями, становятся склонными к психопатии и невростения имеют устойчивые поведенческие нарушения (поведение: провоцирующее, избегающее, псевдозрелое , незрелое, непредсказуемое, аддиктивное ) имеют проблемы со здоровьем: соматические нарушения, расстройства сна, питания (анорексии, булимии), пищеварения при длительном пребывании в роли жертвы формируется ненависть к окружающим, ощущение бесцельности бытия, жажда неосознанной мести

Слайд 9

Долгосрочные последствия для каждого из участников буллинга Дети- булли (зачинщики и союзники, часто милые внешне девочки и мальчики) несут во взрослую жизнь деформированные жизненные установки. В дальнейшей школьной и взрослой жизни это дети : наглые, изворотливые, чрезмерно эмоциональные агрессивные , жестокие , часто прибегают к насилию не признают отказа , бескомпромиссные не уважают не только педагогов в школе , но и коллег по работе тираны в семье и в коллективе не умеют любить

Слайд 10

Долгосрочные последствия для каждого из участников буллинга Дети- наблюдатели получают психотравму на всю жизнь: Такие дети выносят из детского сада и затем из школы следующее: они ничего не могут, ничего не стоят , не имеют права слова, не имеют права иметь свое мнение, самая надежная позиция в жизни - ни во что не вмешиваться, никогда не высовываться, ничего не предпринимать и быть никем. В дальнейшей школьной и взрослой жизни это дети : тревожны, не уверены в себе не могут сформировать здоровые отношения в семье не могут найти место в жизни имеют жизненную позицию «избегания» страдают фобиями и психосоматическими расстройствами

Слайд 11

Алгоритм правильных действий педагога при выявлении факта буллинга в детском коллективе Поговорить с родителями ребенка-жертвы (по возможности совместно с педагогом-психологом), рассказать родителям (научить родителей), как родители могут правильно помочь ребенку-жертве нападок Рассказать родителям, какие меры предпринимает педагог , чтобы у родителей было понимание, что воспитатель не бездействует, ситуация под контролем воспитателя и нападки на ребенка не будут повторяться. Убедить ребенка, что педагоги сделают все возможное для недопущения продолжения нападок Выяснить у ребенка, каких действий от взрослых он ожидает, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Слайд 12

Алгоритм правильных действий педагога при выявлении факта буллинга в детском коллективе 5 . Демонстративно разрешить ребенку жаловаться , если его обижают, высмеивают, обзывают, прячут или ломают вещи 6. Показать ребенку-жертве личную готовность заступиться и помочь в случае повторения нападок детей-агрессоров (помните: детьми-агрессорами могут не только мальчишки-хулиганы, но и милые девочки с завышенной самооценкой, самоутверждающиеся за счет не умеющих за себя постоять) 7 . Всем детям показать свою взрослую позицию категорического непринятия психологического террора сильных в отношении слабых 8. Принять меры для восстановления репутации ребенка-жертвы в детском коллективе (давать ему при всех поручения и хвалить при всех, создавать искусственно ситуации успеха для ребенка-жертвы, так, чтобы все видели успех).

Слайд 13

Алгоритм правильных действий педагога при выявлении факта буллинга в детском коллективе 9 . Определить в группе детей, которые сочувствовали ребенку-жертве травли, не участвовали в нападках или пытались соблюдать нейтралитет в травле и создать буферную зону для ребенка-жертвы (искусственно создавать ситуации совместного общения ребенка-изгоя с теми детьми, которые не участвовали в нападках, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем ). 10. Не принуждать насильно мириться и общаться ребенка-жертву и ребенка-обидчика (помните: то, что хорошо работает в ситуации детского конфликта, абсолютно не помогает в ситуации намеренных нападок). 11. Восстановить психологическое равновесие в детской группе, восстановить справедливость в отношении ребенка-жертвы (обидчики и их союзники должны при всех принести извинения за оскорбления и т.д.), устранить все ставшие известными проявления буллинга (прекратить изоляцию, пресекать насмешки, обидные прозвища, комментарии «по ходу дела» («чего с него взять…», «нытик…»), обсуждения («наябедничал всем…»), распространение порочащей информации («мамочке нажаловался»).

Слайд 14

Алгоритм правильных действий педагога при выявлении факта буллинга в детском коллективе 12. Принять меры для недопущения перехода буллинга ( игнора группой детей, осмеиваний , унизительных комментариев, тычков, затрещин) в другую форму , например, в моббинг (непринятие всеми ) или хейзинг («Если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, докажи, что не слабак, стащи конфету со стола учителя (из шкафчика Вани) и т.д.»). 13. Озвучить детям правила поведения в группе и правила уважительного отношения ко всем без исключения в группе и обязательно, установив правила, контролировать поведение и напоминать о правилах 14. Контролировать поведение всех детей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающи...

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченным...

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в ра...

Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»

laquo;Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно н...