ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал

Есина Евгения Юрьевна

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

Ранний возраст

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

 Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка.

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
  • «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
  • непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
  • мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
  • автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.

Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Дошкольный возраст

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники  групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в коррекционные группы.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с ОВЗ очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, педагог-психолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, маршрутов; лечебно-восстановительную работу.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа с семьей. Основной целью работы специалистов с родителями, воспитывающих таких детей - это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми, а также помощь семье в создании для ребенка с ОВЗ благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации и поддерживающей среды для самой семьи. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ,- реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Принципы работы с детьми с ОВЗ и их родителями:

1.Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2.Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода  психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями развития уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Школьный возраст

Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)

Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:

- определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;

- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса

Направления:

- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

- профилактика;

- консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

Возможности инклюзии детей с ОВЗ

        Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:  

  • детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
  • обучающимся по адаптированным образовательным программам;
  • имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
  • имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
  • имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
  • имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
  • обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;
  • обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются

  • при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.

Эпизодическая включенность рекомендуется:

  • детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;
  • детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Плюсы инклюзивного образования:

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности,  т.е.  терпимости,  милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Перспективы

  • Проведение мониторинга состояния образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в каждом муниципальном районе/городском округе
  • Анализ потребности муниципального района (городского округа) в создании условий для обучения детей разного возраста
  • Разработка дорожных карт
  • Формирование доступной среды
  • Организация совместного обучения

Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности.

ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРТЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ И ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ.

Олигофрения (в переводе «малоумие») - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (до 2 — 3 лет) периоды.

У учащихся специальной школы, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает повинна микросреда -семья, сверстники и т. д.

Детям с умственной отсталостью, в силу своих психофизических и индивидуальных особенностей не обладают многими знаниями и умениями. Отношения между такими детьми и педагогами налаживаются довольно сложно и медленно. Дети с нарушением интеллектуального развития в малой степени обладают коммуникабельными способностями, они склонны к неадекватным реакциям, не осознают  своих отношений с окружающими, личный интерес таких детей всегда превалирует над интересами коллектива. Общение с незнакомыми и даже знакомыми у таких детей вызывает большие трудности. Но если умственно отсталый ребёнок и вступает в контакт, то общение его очень осложненно тем, что он не может правильно построить свои вопросы, у него бедный словарный запас, зачастую дефекты речи и произношения, что негативно складывается на процессе адаптации, начинают формироваться отрицательные черты характера.

Со своими особенностями развития личности учащегося с нарушением интеллекта, такими как отсутствие самостоятельности, безынициативность, неосознанность мотивов деятельности, не правильное понимание главенства потребностей и интересов, неотъемлемо появляется необходимость педагогического контроля и руководства поведением и деятельностью такого ребёнка.

Индивидуальный подход к каждому такому ученику, со стороны педагога, поможет ему адаптироваться к условиям жизни в школе-интернате. Необходимо проявлять доверие к ученику, поощрять его, положительно оценивать пусть порой неумелые действия, все эти действия обязательно принесут свой положительный результат. Очень полезно и даже необходимо, чтобы умственно отсталый ученик общался с сотрудниками школы, а в какой- то степени и привлекать его к сотрудничеству, посещением школьных служб. Нужно сделать так, чтобы все эти меры воспитывали в ребёнке умение оценивать ситуацию, разбираться в правильности выбора своего собеседника, беседовать с ним, формировать правильно и понятно формулировать вопросы и ответы, находить решение выхода из затруднительных положений.

Однако согласно М.М. Безруких на процесс социальной адаптации влияют и ряд специфических особенностей развития детей с нарушенным интеллектом.

В специальных (коррекционных) школах для учащихся с нарушением интеллектуального развития обучаются дети с лёгкой, осложнённой формой умственной отсталости и  дети с атипичный формой умственной отсталости. Не смотря на разные формы отклонений, всех этих учащихся объединяют аномалии развития интеллектуальной сферы, которые указывают на недоразвитие всей психики, адапционные возможности, развитие личности в целом.

Интеллектуальное недоразвитие этих обучающихся проявляется в нарушении мышления: тугоподвижностью, невозможностью установления частных конкретных связей, не имеющих способностей отвлечению.

Учащиеся с лёгкой умственной отсталостью отличаются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств, они более работоспособны и в средней степени удовлетворены продуктивностью. Ярких выражений негативного поведения у детей с лёгкой умственной отсталостью обычно не наблюдается. При правильно выстроенном воспитательном процессе такие дети без труда осваивают адекватные формы поведения и в большой степени контролируют свои поступки. При неосложнённой интеллектуальной неразвитости педагогический прогноз зависит от сложности структуры дефекта и компенсаторных возможностей учащегося.

У учащихся со средней степенью умственной отсталости наблюдаются дополнительные психопатологические расстройства, которые негативно влияют на его интеллектуальную деятельность и обучение. Также, школьники с такой степенью умственной отсталости отличаются невыносливостью, нетерпимостью к длительному напряжению, расторможенностью, неусидчивостью, многообразием лишних движений, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, вялостью.

У обучающихся  с осложнённой формой умственной отсталости наблюдаются расстройства личности с растормаживанием, а и порой с раскованным сексуальным поведением, с извращением примитивных влечений. У таких детей очень серьёзные расстройства поведения и недоразвитие познавательной сферы, что усугубляет негативные проявления. У школьников  со средней тяжестью умственной отсталости проявляются эмоционально-волевые расстройства, которые выражаются в повышенной эмоциональной возбудимости, безосновательных перепадах настроения, снижен эмоциональный тонус, побуждающий к деятельности, нарушается контакт с окружающими, боязнь перемены обстановки, новых требований, страх агрессивности детей, страх перед учителем.

При сложных формах умственной отсталости адаптивные возможности таких учеников уменьшаются в разы, это очень осложняет их обучение.

Именно психофизиологические особенности  ребёнка с такой формой интеллектуальной недостаточности являются основой его атипичности, что в дальнейшем нарушает темпы его развития и увеличивает торможение его развития личности в целом.  

Данной категории детей недоступно получение удовольствия от интеллектуальной деятельности. В своём большинстве такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях, что также откладывает свой негативный отпечаток на их психическом развитии. И немало важный факт, влияющий на психическое развитие детей со сложной формой умственной отсталости, они поступают в коррекционные школы без предэтапа дошкольного воспитания, тем более специального (коррекционного).

А у детей, живущих в нормальных социальных условиях, но при этом по ряду причин страдающих сложной формой умственной отсталости, родители находятся в состоянии фрустрации. Они не могут принять того, что их ребёнок обучается в специальной (коррекционной) школе, для детей с нарушением интеллектуального развития, испытывая при этом разочарование, что в свою очередь приводит к отсутствию положительного отношения к школе. И это очень важный фактор в личностном и эмоциональном развитии их ребёнка.

Основными направлениями адаптивного образовательного пространства для учащихся с нарушением интеллектуального развития являются:

  • реализация образовательного и коррекционного процессов;
  • формирование культурной личности обучающегося, его адаптация и интеграция в общество;
  •  создание благоприятных условий для обучения, воспитания и коррекции отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта;
  • формирование социальных качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию, а социуме;
  • предоставление возможностей качественного обучения учащихся и разностороннего их развития;
  • обеспечение условий для осознанного выбора профессиональной ориентации.

Коррекционная  работа по социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллектуального развития должна проводится по следующим направлениям:  

  • психологическое;
  • социальное;
  • медицинское;
  • занятиями по развитию психомоторики и сенсорных процессов;
  • ритмика;
  • СБО.

Воспитательная работа обучающихся воспитанников с нарушением интеллектуального развития включает в себя все виды деятельности. Новые федеральные государственные стандарты в образовании внесли свои коррективы и в воспитательную систему специального образования. С введением новых стандартов приоритетными направлениями воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками являются:

  • интеллектуальное;
  • нравственное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное;
  • экологическое.

Коррекционно-развивающие занятий по данным направлениям составляют единое целое с реализацией образовательного процесса, что будет успешно способствовать социальной адаптации и интеграции учащихся в общество.

В рамках дополнительного образования учащиеся имеют возможность удовлетворять и развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному социуму, а также  помощь в развитии интересов, усвоении знаний (в соответствии со своими индивидуальными способностями), полноценно заполнять пространство свободного времени.

Также дополнительное образование помогает выпускника в самоопределении и выборе профессии, решает проблемы социальной адаптации.

Можно сказать с уверенностью, что качество жизни, социаная адаптация, интеграция в социум воспитанников с умственной отсталость, обучающихся в условиях школ-интернатов, тесно связано с повышением эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия. В рамках специального (коррекционного) образовательного процесса происходит развитие основ личной адекватной самооценки учащихся с нарушением интеллекта.

Социальная адаптированность воспитанников коррекционных учреждений зависит от того, насколько грамотно и в нужном направлении развивались жизненно необходимые навыки коммуникативные способности этих детей. Необходимо использовать все возможности для развития жизненно необходимых навыков, чтобы став взрослыми, эти «особенные» смогли самостоятельно себя обслуживать и свободно ориентироваться в окружающем их социуме.

 

ОСНОВНЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В практике ПК работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная психокоррекция.

Общая модель коррекции - это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Индивидуальная модель коррекции ориентирована на психологическую коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типовая модель - на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель — психокоррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.

Эффективность ПК процесса в значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррекционную программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования к программе:

• четко сформулировать основные цели работы;

• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

• определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;

• определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);

• отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

• запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

• разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;

• подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и использовать их можно не только в процессе занятий с психологом, а также в процессе учебной деятельности.

Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педагоги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура заключается в следующем:

1) ведущий читает каждое слово только один раз;

2) дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

3) ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке;

4) перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание. Например, для комментированного письма выбрано слово «пересадили»;

5) ведущий читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого ведущий предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность, в которой можно выделить 7 основных стадий: 1) первичное восприятие произносимого слова; 2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова; 3) прослушивание комментариев; 4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием; 5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием; 6) написание слова в соответствии с его орфографией; 7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием (С. Н. Калинникова).

Этот метод имеет важное диагностическое значение. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяют психологу судить об организации внимания учащихся при групповом взаимодействии.

Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыль-ницкая, 1974). Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у детей с задержкой психического развития.

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериори-зации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т. е. сформированность внимания.

Рассмотрим один из используемых авторами методов. Суть метода состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Выполнение этого задания не требует от детей специальных знаний и умений, а обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Например, детям предлагаются следующие тексты:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много ик-рушек. Гров червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». «Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л., 1974).

Работа проводится следующим образом. Каждому ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

Важное значение имеет психологическая коррекция свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

         Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов,  связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

         Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. 

         Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт  в данной области знаний.

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности  индивидуальной и групповой работы.

         Тренинг

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. 

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

  Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу,  экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие  включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...

Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»

Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...