Памятка для родителей «Формирование произвольного поведения у дошкольников»
методическая разработка по психологии

Туренко Ольга Алексеевна

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т. п.), можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_proizvolonost_povedeniya.docx131.66 КБ

Предварительный просмотр:

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.

Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т. п.), можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей. Поэтому родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы.

Для развития этих особенностей в условиях дома (семьи) родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. Приучайте ребенка к режиму дня – все должно осуществляться в свое время: сон, отдых, питание, игры, занятия и т. д. (такая организация жизнедеятельности очень дисциплинирует ребенка);

2. Приобщайте ребенка к посильному труду (у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным);

3. Не потакайте всем желаниям ребенка по первому же обращению (ребенок должен знать, что желаемого необходимо добиваться и заслуживать, преодолевая определенные трудности. При этом взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления);

4. Будьте последовательны в воспитании (если наказали за какую-то провинность – проследите, чтобы наказание было доведено до конца);

5. Последовательность в воспитании должна прослеживаться у обоих родителей (если мама сказала, что должно быть так, то и папа должен придерживаться этой линии в воспитании. Рассогласование во взглядах на воспитание у родителей приведет к тому, что ребенок станет манипулировать родителями).

6. Проводить беседы с ребёнком о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребёнка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.

7. Побуждать ребёнка к сознательному выбору в рамках свободной игры. Вопросы типа «Во что ты хочешь играть: в кубики или в машинки?», «С кем хочешь играть?» и другие заставляют ребёнка представить разные варианты действий, осознать своё желание и самостоятельно принять решение.

8. Ориентировать ребёнка на выполнение любого задания с начала до конца. Нужно приучать ребёнка думать и о результате.

9. Нацеливать ребёнка на стремление к хорошему результату. Следует ориентировать на то, что завтра ребёнок сделает лучше, чем сегодня.

Рекомендуем вам поиграть с ребёнком в следующие игры (на развитие произвольности):

1. Игра "Три пункта".

А. Самое простое задание: 1. Хлопни в ладоши три раза; 2. Назови какую-нибудь мебель; 3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

Б. Усложненное задание: 1. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет; 2. Напиши в тетради название водоплавающей птицы; 3. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

2. Игра в «солдатики».

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т. п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

3. «Убиральная машина».

Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости, но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может «сломаться» на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы. Пусть Ваш малыш побудет «убиральной машиной». «Включит е» его, а сами периодически проверяйте, хороша ли «убиральная машина». Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли «машины» совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех ребят, у кого еще не сформирована собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

4. «Левее–правее».

Вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

5. «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже» и т. п.

6. «Раскрась фигуры».

Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 5-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

7. Лото, мозаика, настольные игры (не компьютерные)

8. Конструктивные виды деятельности: конструирование, лепка, аппликация.

Главной задачей воспитателя и родителей является подготовка к школе, нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

        

МБДОУ д/с № 26

Памятка для родителей

«Формирование произвольного поведения у дошкольников»

           

Подготовила:  педагог – психолог О.А. Туренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Формирование культуры поведения во время еды у дошкольников"

Автором представлены рекомендации для родителей по формированию культуры поведения во время еды у дошкольников....

Памятка для родителей "Формирование произвольности у детей"

Для ребёнка формирование произвольности является актуальной задачей всего дошкольного периода.Поведение ребенка спонтанно, внимание удерживается яркими объектами, событиями, желания изменчивы, деятель...

Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...

Памятка для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"

Памятка для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"...

Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"

Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....

Консультация для родителей Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников"

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут угрозу здоровью и даже жизни. Основная задача в...