Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада
консультация по психологии (младшая группа)

Кудрявцева Наталья Аркадьевна

Выступление на родительском собрании на тему «Кризис 3-х лет»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей

Задачи: 

  1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трёх лет. Раскрыть понятие «кризис трёх лет».
  2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
  3. Познакомить с эффективными приёмами общения и взаимодействия с детьми.

Ход выступления:

       Кризис трёх лет - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

       Расшифровать понятие «семизвездие симптомов» по Л.С.Выготскому: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, бунт.

       Рассказ о феномене «горькой конфеты», о первом рождении личности по А.Н.Леонтьеву. Об осознании нарушения договорённости (социального правила). Суть феномена: Ребёнку дается заведомо невыполнимое задание (взять игрушку) с наградой (конфета), но без присмотра. Он нарушает правило, берет игрушку, но когда его хвалят, конфета становится "горькой" и респондент плачет.

Как действовать родителям?

Показывайте на своём примере, что от ошибок никто не застрахован и их можно исправлять

       Если он что-то делает и у него не получается - покажите ещё раз и повторяйте до тех пор, пока малышу это не надоест или результат не станет положительным.

Не отступайте от соблюдения установленных правил

       Когда вы говорите ребёнку, что ругаться и драться на детской площадке - плохо, но позволяете ему делать то же самое дома, потому что никто не видит, это не возымеет ожидаемого эффекта.

Сохраняйте за ребёнком право выбора

       Ребёнок отказывается одеваться. Не будьте категоричными… «Ты наденешь синий джемпер или красный?» (имея варианты он перестанет сопротивляться и приступит-таки к одеванию)

Дайте ребёнку отреагировать в эмоциональном плане

       Если чувствуете, что он переживает негативную эмоцию, то расспросите его о ней. Что ему хотелось бы сделать? «Ты злишься? Ты большой, страшный, как серый волк? Помнишь, как он рычит? Давай порычим вместе - ррррр!»

Переключайте внимание ребёнка

       Нервная система ребёнка несовершенна и это касается анатомических особенностей и её созревания.  Большинство эмоций новы для малыша, он может не справляться с ними и оставаться в них надолго. Отсюда, например, длительный плач и крик, если не получилось самому застегнуть молнию на куртке. Сам остановиться ребёнок не может, потому что у него ещё нет навыка регуляции эмоций… «Давай, сейчас сделаем вывернем брюки на правую сторону, а потом вернёмся к молнии на куртке…»

Что запрещается категорически?

       Не отвечайте злостью на злость и агрессией на агрессию. Ребёнок в этом кризисе очень часто может говорить гадости, обидные и даже страшные вещи - но физическое и эмоциональное насилие в ответ на них недопустимо. Взрослые люди могут совладать со своими переживаниями. У малыша таких механизмов не имеется. Сохраняйте нейтралитет.

       Не обесценивайте желания и эмоции ребёнка. Какими бы абсурдными и неприятными они ни казались - признайте их существование не как проблему, а как часть развития вашего малыша. Ребёнок теперь личность, он имеет право на уважение, самоутверждение и самостоятельность. Хочет рисовать, не умея, - пусть рисует. Пытался приготовить самостоятельно еду и намусорил на кухне - не ругайте, хотя это и сложно. Лучше обучите его некоторым навыкам (снять упаковочную плёнку с колбасы, к примеру).

       Не планируйте на период кризиса переездов и смены дошкольного учреждения, что может усугубить переживаемые ребёнком симптомы.

 

Что поможет всем членам семьи перенести проявления кризиса трёх лет?

       Терпение и исследовательский интерес. Если он есть, родителю интересно узнавать своего ребёнка и наблюдать, как зарождается и развивается его личность. Совместные подвижные игры и тактильные ощущения. Когда ребёнок начинает кричать, это может быть признаком перевозбуждения, слишком большого количества эмоций. Тогда помогут игры, к примеру, с крупами или речным песком. Сыпучие материалы нормализуют эмоциональное состояние. Соблюдение режима сна и бодрствования.

       В конце выступления следует раздача памяток с рекомендациями по преодолению кризиса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему «Кризис 3-х лет»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей

Задачи: 

  1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трёх лет. Раскрыть понятие «кризис трёх лет».
  2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
  3. Познакомить с эффективными приёмами общения и взаимодействия с детьми.

Ход выступления:

       Кризис трёх лет - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

       Расшифровать понятие «семизвездие симптомов» по Л.С.Выготскому: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, бунт.

       Рассказ о феномене «горькой конфеты», о первом рождении личности по А.Н.Леонтьеву. Об осознании нарушения договорённости (социального правила). Суть феномена: Ребёнку дается заведомо невыполнимое задание (взять игрушку) с наградой (конфета), но без присмотра. Он нарушает правило, берет игрушку, но когда его хвалят, конфета становится "горькой" и респондент плачет.

Как действовать родителям?

Показывайте на своём примере, что от ошибок никто не застрахован и их можно исправлять

       Если он что-то делает и у него не получается - покажите ещё раз и повторяйте до тех пор, пока малышу это не надоест или результат не станет положительным.

Не отступайте от соблюдения установленных правил

       Когда вы говорите ребёнку, что ругаться и драться на детской площадке - плохо, но позволяете ему делать то же самое дома, потому что никто не видит, это не возымеет ожидаемого эффекта.

Сохраняйте за ребёнком право выбора

       Ребёнок отказывается одеваться. Не будьте категоричными… «Ты наденешь синий джемпер или красный?» (имея варианты он перестанет сопротивляться и приступит-таки к одеванию)

Дайте ребёнку отреагировать в эмоциональном плане

       Если чувствуете, что он переживает негативную эмоцию, то расспросите его о ней. Что ему хотелось бы сделать? «Ты злишься? Ты большой, страшный, как серый волк? Помнишь, как он рычит? Давай порычим вместе - ррррр!»

Переключайте внимание ребёнка

       Нервная система ребёнка несовершенна и это касается анатомических особенностей и её созревания.  Большинство эмоций новы для малыша, он может не справляться с ними и оставаться в них надолго. Отсюда, например, длительный плач и крик, если не получилось самому застегнуть молнию на куртке. Сам остановиться ребёнок не может, потому что у него ещё нет навыка регуляции эмоций… «Давай, сейчас сделаем вывернем брюки на правую сторону, а потом вернёмся к молнии на куртке…»

Что запрещается категорически?

       Не отвечайте злостью на злость и агрессией на агрессию. Ребёнок в этом кризисе очень часто может говорить гадости, обидные и даже страшные вещи - но физическое и эмоциональное насилие в ответ на них недопустимо. Взрослые люди могут совладать со своими переживаниями. У малыша таких механизмов не имеется. Сохраняйте нейтралитет.

       Не обесценивайте желания и эмоции ребёнка. Какими бы абсурдными и неприятными они ни казались - признайте их существование не как проблему, а как часть развития вашего малыша. Ребёнок теперь личность, он имеет право на уважение, самоутверждение и самостоятельность. Хочет рисовать, не умея, - пусть рисует. Пытался приготовить самостоятельно еду и намусорил на кухне - не ругайте, хотя это и сложно. Лучше обучите его некоторым навыкам (снять упаковочную плёнку с колбасы, к примеру).

       Не планируйте на период кризиса переездов и смены дошкольного учреждения, что может усугубить переживаемые ребёнком симптомы.

Что поможет всем членам семьи перенести проявления кризиса трёх лет?

       Терпение и исследовательский интерес. Если он есть, родителю интересно узнавать своего ребёнка и наблюдать, как зарождается и развивается его личность. Совместные подвижные игры и тактильные ощущения. Когда ребёнок начинает кричать, это может быть признаком перевозбуждения, слишком большого количества эмоций. Тогда помогут игры, к примеру, с крупами или речным песком. Сыпучие материалы нормализуют эмоциональное состояние. Соблюдение режима сна и бодрствования.

       В конце выступления следует раздача памяток с рекомендациями по преодолению кризиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы,  позволит обеспечить ее эффективность,...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО

laquo;В    дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицируе      себя    с   семьей,    открывая ...

План работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной группе

Представленный материал может быть использован педагогами при планировании и организации работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной гру...

Развитие коммуникабельности воспитателей при взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.

laquo;Самая главная роскошь на земле –это роскошь человеческого общения».                              ...