нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
методическая разработка

Ракульцева Виктория Валерьевна

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_psihologo-pedagogicheskie_aktsii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Психолого-педагогические акции как форма взаимодействия детского сада и семьи"

Автор: Ракульцева В.В., старший воспитатель МДОУ № 47.

Сроки проведения: в течение учебного года.

Группа: все возрастные группы (в зависимости от темы).

Актуальность,

        Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования звучит как «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция.

Психолого-педагогическая акция – это форма развивающей работы, балансирующая на грани «искусственной» и «естественной» (М. Битянова). Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями, столь популярными в искусстве советского постмодернизма 70–80 гг. XX века. По своей сути это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве ДОУ, группы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат.

Цель психолого – педагогических акций  - это повышение педагогической культуры родителей воспитанников, содействие оптимизации детского – родительских отношений. При этом особую значимость приобретает развитие у родителей умений согласовывать свои интересы с интересами ребенка.

Задачи формируются в зависимости от темы акции и способа ее реализации.

Отличительные особенности психолого-педагогических акций в условиях ДОУ:

  • ненавязчивость и необычность;
  • индивидуализированность;
  • интерактивность;
  • краткосрочность.

Ненавязчивость и необычность психолого-педагогических акций выражается в том, что акция сама по себе не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают   определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; учреждение  начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди – как близкие и интересные собеседники.

Индивидуализированность психолого-педагогический акций обусловлена тем, что, несмотря на то, что акция – групповой метод работы (организуется и проводится на уровне отдельно взятой группы или детского сада в целом), он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого субъекта акции: ребенка, родителя и педагога. Последнее выражается в том, что участники в ходе акции  не только раскрывают свой личный творческий потенциал, но и выражают свои предпочтения или пожелания, свое личностное отношение к теме акции.

Интерактивность акций. Понятие «интерактивность»  означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). А в ходе психолого-педагогических акций участники постоянно находятся во взаимодействии.

Психолого-педагогические акции, как правило, краткосрочны (от одного дня до одного месяца) в зависимости от способов реализации. Это позволяет сделать их ненавязчивыми  и вместе с тем привлекательными для участия.

     Кроме того, психолого-педагогический акции имеют возрастную адресность, так как реализуются в доступных для детей формах – доступных для понимания и воплощения.

  Алгоритм проведения психолого-педагогический акций:

Определение целей и задач;

Подбор методов и форм проведения;

Составление плана (сценария) акции;

Проведение мероприятий акции педагогами: занятия, игры, беседы, детско-родительские встречи и др.;

Подведение итогов акции.

Кроме вышеизложенного, психолого-педагогический акции должны быть тематическими. Выбор темы акции может быть обусловлен календарно-тематическим планом учреждения. В этом случае акции должны иметь заданную периодичность. Или же выбор акции как формы взаимодействия с родителями может стать результатом аналитической работы в ходе, которой были выявлены проблемы в детско-родительских отношениях, на преодоление которых акция и должна быть ориентирована.

План проведения психолого-педагогический акций в МДОУ № 47

Дата

Тема

Возрастная группа

Оборудование

Содержание

Планируемый результат

3-я неделя

сентября

«Комплимент»

Все возрастные группы

  1. Мультимедийный проекторили стенды для экспозиции.
  2. Фотоаппарат.
  3. Материалы для художественного творчества (цветная бумага, клей, картон, ткани, бисер и т.п.)

Каждый сотрудник мог в течение недели составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече… Родители также в течение недели (в любой день) могли особым способом совместно с ребенком здоровался и прощался с сотрудниками сада, с другими родителями, используя комплименты, а также подарить любому оформленный ими своими руками «комплимент от».Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного … А к концу недели в группах уже подводятся итоги конкурсов: «Самый лучший комплимент», оформляется выставка или фотовыставка «комплиментов от..». Вариант: в конце недели на медиапроекторе демонстрировать видеокомплименты от…

Закончится эта неделя может вручением родителям памяток: «Советы Дороти Нолти для родителей».

Сформировать позитивный настрой на новый учебный год, взаимодействие между субъектами воспитательно-образовательного процесса

Изготовление мини-комплиментов от воспитателя по количеству воспитанников группы, оформление выставки адресных комплиментов от родителей в холле учреждения

Фотоотчет «Давайте говорить друг другу комплименты»

4-ая неделя

октября

«Портрет дошкольного работника»

Старшие возрастные группы

  1. Фартуки по количеству выбранных должностей дошкольных работников.
  2. Материалы для художественно творчества

Воспитанники групп оформляют нано-фартуки в помощь выбранному дошкольному работнику (нашивают и оформляю карманы для необходимых по их мнению вещей. Например, карман для умных мыслей у методиста, для ласковых слов у воспитателя и т.п.

Подготовить презентацию нано-фартуков

Расширить представления детей о работе сотрудников учреждения, персонализировать их

Нано-фартуки в помощь (по желанию):

воспитателю;

помощнику воспитателя;

музыкальному руководителю;

инструктору по физической культуре;

и т.п.

Показ мод для дошкольных работников

2-ая неделя

ноября

«Ласковое имя»

Вторая младшая

  1. Материалы для художественного творчества.
  2. Стенды для экспозиции.

Родители вместе с детьми оформляют солнышки (ромашки и др.), где на каждом лучике записано как они ласково называют ребенка дома, затем в группе оформляется выставка – экспозиция поделок

Формировать позитивную самооценку у дошкольников.

Солнышки, символизирующие ребенка (может в центре ФИ ребенка/ фотография и т.п. с лучами – ласковыми именами

2-ая неделя декабря

«Игрушки на елке»

Все возрастные группы

  1. Искусственная елка или елка, сделанная своими руками в любой технике.
  2. Материалы для художественного творчества

На ватмане наклеена / нарисован елка, украшенная цветными именными шариками сделанными руками детей, на которых записано пожелание о подарке от Дед Мороза

Познакомить родителей с пожеланиями и предпочтениями их детей

Елка с украшениями

3-ая неделя января

«Наши игривые цветочки»

Средняя группа

  1. Ватман с изображением корзины с цветами. В сердцевинке каждого цветка – фотография ребенка.
  2.  Фломастеры

Родителям совместно с детьми предлагается вписать в лепестки цветочков любимые игры и занятия детей.

По результатам акции проводится анализ популярности у детей и родителей различных занятий и игр, сопоставление с возрастными особенностями игровой деятельности средних дошкольников. После акции проводится групповая дискуссия «Особенности игры в среднем дошкольном возрасте»

Повышение мотивации родителей к организации и проведению эффективного для развития ребёнка его собственного и  совместного семейного досуга, с использованием сюжетно-ролевой игры. Анализ популярных у воспитанников и  их родителей видов деятельности в свободное время. Фотоотчет.

В течение февраля

«Конвертики любви»

Старшие возрастные группы

  1. Цветная бумага для изготовления конвертиков.
  2. Материалы для художественного творчества
  3. Цветные картинки или наклейки.

Детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет или наклеивают понравившуюся картинку (наклейку), чтобы они могли различать свои и чужие конверты. Готовые разноцветные конверты крепятся на шкафчики.

В конверты ребята кладут друг другу записки – модели (например, «тучка» означает  – «Я по тебе скучал», «Сердечко» – «я тебя люблю» и т.п. о чем можно договориться заранее),  забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать.

К акции обязательно привлекаются родители и воспитатели.

По окончанию дети готовят презентацию трех самых ценных презентов (демонстрируют их и рассказывают почему именно они).

Укрепление детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстникам и воспитателями. 
Формирование ценностного отношения к близким людям и сверстникам.

Сплочение детского коллектива.
Формировать позитивную самооценку у дошкольников.

Фотоотчет презентации самых ценных подарков.

В течение марта

«Копилка добрых дел»

Все возрастные группы

  1. Материалы для художественного творчества.
  2. Баночки.
  3. Цветные камешки.
  4. Рекомендации для родителей по коррекции социальных отношений.
  5. Значок «Самый добрый»

Каждый ребенок оформляет свою баночку – копилку, куда воспитатель в течение месяца будет складывать камушки – бонусы за каждое сделанное хорошее дело и отнимать их за проступки. В конце месяца анализ содержимого (кто больше добрых дел сделал, какое самое запомнившееся, кто в группе получит звание «Самый добрый».

К акции обязательно привлекаются родители, которые рассказывают сколько доброго ребенок сделал дома.

Оформление буклетов с рекомендациями для родителей по коррекции социальных отношений.

Формирование у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Дети получают элементарные представления о том, что такое добро, доброта, добрые поступки.

Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.

У родителей повысился интерес к жизни группы, детского сада.

1-ая неделя апреля

«О чем мечтают наши дети»

Старшая и подготовительная группы

1.Опросные листы для фиксации результатов интервью.

2. Красочная таблица с результатами опроса.

В течение одного дня проводится интервьюирование родителей и воспитанников, детям задается вопрос: «О чём ты мечтаешь?»; родителям: «О чём мечтает Ваш ребёнок?», результаты опроса вносятся в общую таблицу и вывешиваются в раздевалках групп для ознакомления родителей.

Повышение мотивации родителей к живому общению с ребёнком. Изучение направленности воспитанников. Фотоотчет.

3-ая неделя  мая

«Путешествие будущих первоклассников»

Подготовительная группа

  1. Карта путешествия «от младшей группы до школы».
  2. Фломастеры
  3. Картинки.
  4.  Клей.

На «карте» изображены малыши, когда-то пришедшие в детский сад, и будущие первоклассники с «портфелями». Каждый ребёнок вместе с родителями кладет в свой портфель всё, что приобрёл в детском саду, и закрепляет на карте, отмечает свой дальнейший путь к школе.

Повышение мотивации детей к обучению в школе. Позитивный настрой детей и родителей на этапе перехода их ДОО в школу.

Фотоотчёт.

 

Список литературы

1. Давыдова О. И. Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. - приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2011, №

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. - С. 60.

3. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. -С. 57.

4. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.

5. Петрущенко Н. А. Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9

        Интеренет-ресурсы:   https://studfiles.net/preview/2626962/page:31/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО

laquo;В    дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицируе      себя    с   семьей,    открывая ...

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:...

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

План работы педагога-психолога  с родителями (законными представителями) воспитанников на 2020-2021 учебный год. Используются различные формы:тренинги, семейная гостиная, родительские собрания, т...