Главные вкладки

    Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"
    методическая разработка на тему

    Арсланова Лилия Рифхатовна

    Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического процесса культуры здоровья дошкольников. Возрастная динамика валеологической культуры дошкольника для младшей, средней и старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon TV_otchet_2.doc144.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

                                                                 
     
                                           
                                                             Выполнила:   АРСЛАНОВА
                                                             Лилия  Рифхатовна,
                                                             воспитатель МДОУ д/с №2

                                                                 

    Межгорье

     На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

           Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно.

    Из инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»: «Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространённость функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%.  Более 20% детей имеет дефицит массы тела.  У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими  являются  нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60-70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

    Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится всё более значимым: получают дальнейшее распространение программы для часто  и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а также профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы  физического воспитания нового поколения».

    На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов:

    1. Наследственность – доля влияния составляет 20 процентов;
    2. Воздействие окружающей среды  (экологические и природно-климатические факторы) – доля влияния 20 процентов;
    3. Влияние факторов организации медицинского обслуживания – доля влияния 10 процентов;
    4. Социально-экономические факторы и образ жизни – доля влияния составляет 50 процентов.

    Эти данные заставляют нас обратить самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. Её составляют отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

    Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.

    В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве в условиях дошкольного образовательного учреждения. Впервые о необходимости валеологической  культуры и её сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору  в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

    Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50% - от его образа жизни.

    Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребёнком, широким спектром педагогических средств и приемов.

             Здоровье одна из сущных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.

            Как вы думаете, можно ли рассматривать здоровье только ради здоровья, культуру здоровья только ради культуры здоровья?

            В подобной точке зрения нет никакого смысла!

    Во-первых, потому что культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и осуществляться в этих видах деятельности самой.

            Во-вторых, потому что общечеловеческая культура и как её часть – культура валеологическая обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами вхождения в общественную жизнь, механизмами самосознания, осмысливания своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

    В-третьих, она позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность, умелость, умение использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.

            Представляется, что смысл культуры здоровья прежде всего выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни. Собственно сама валеология как наука о здоровье человека призвана синтезировать знания таких наук, как экология, психология, медицина в осмысленное существование здорового человека, процесс его здорового взаимодействия с окружающим миром. По мнению основоположника валеологии академика И.И. Брехмана, комплексное изучение процесса социализации и здоровья ребёнка продиктовано современным уровнем развития общества, в котором «человек достиг своей наивысшей сложности и совершенства, где возникло диалектическое единство биологического и социального, материального и духовного».

    Таким образом, очевидно, что культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – личностно-социального развития ребёнка в дошкольном детстве.

    Какие же функции выполняет валеологическая культура здоровья в личностно-социальном развития ребёнка- дошкольника?

    Итак, валеологическая культура:

    1. помогает ребёнку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности;
    2. дает возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения  со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования;
    3. обеспечивает становление субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность;
    4. позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие;
    5.  гармонирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника.

    Таким образом, валеологическая культура дошкольника как условие личностно-социального развития – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

     ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

    Условие 1. Формирование сознательного отношения  к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий. Суть теории развития понятий заключается в следующем: при усвоении сложных общебиологических понятий их нельзя сообщать, как это обычно делается при усвоении отдельных факторов. Их надо именно формировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно в течение года возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения. Воспитатель должен постоянно держать в памяти все сложные понятия и ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разнообразных видах деятельности.

    Работу по формированию здоровьесберегающих понятий необходимо начинать с первого года жизни. Когда сведения о мире усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем эти понятия станут фундаментом будущих понятий, будут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую.

    Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений.  В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

    Условие 3. Занятие в детском саду не может копировать по форме и по структуре школьный урок. Помимо таких форм обучения как: специально организованные познавательные занятия, комплексные занятия,  прогулки, игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), свободная самостоятельная деятельность в течение дня, следует широко практиковать решение логических и экологических задач, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, модулями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка и способствуют развитию его познавательных способностей.

    Условие 4. Объем знаний по человековедению настолько велик и интерес детей к нему выражен так сильно, что на специально организуемых занятиях невозможно реализовать все знания в полном объеме. Для этого не хватит никакого времени. На занятия выносятся только узловые вопросы, основная же масса сведений сообщается  детям в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители  в  обыденной жизни, а также в  ходе реализации  принципа «делай, как я».

    Условие 5.  Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно,  ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.

    Условие 6. Знания должны даваться детям малыми дозами. Необходимо учитывать возраст и знания своих детей.

    Условие 7.  Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребёнка по реализации принципов здорового образа жизни.

    ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

    В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.

    Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно.  

            Долг каждого воспитателя, долг родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.

             Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.

    В работе по разделу «организм человека», я придерживаюсь определённой логики, которая с учётом возможностей возраста детей позволяет обеспечить усвоение познавательного материала и воспитать нравственные чувства и отношения. Эта логика такова.

    Прежде всего,  важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с  младшего дошкольного возраста, так как те, кто постарше, без труда решают такую задачу: «Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, ушки, носик, язычок…». Я использовала различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорю: «моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитируют движения. Использовала различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, читала народные потешки, песенки. В простых упражнениях типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой», «покажи язычок», «давай спрячем носик от мороза», «ножками потопай, ручками похлопай», «покажи пальчики, сожми их в кулачок» тоже заложено своего рода обучение владению собственным телом.

    Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

    Затем я решила выяснить, понимают ли дети назначение органов чувств и частей тела. Детям первой младшей группы я задавала такие вопросы как: «Зачем тебе глазки?, носик, ротик, ушки, язычок ноги, руки?..»  На вопрос «Зачем тебе глазки? Алеша ответил: «Чтобы плакать», а на вопрос «Зачем тебе язычок? Вероника ответила: «Чтобы его показывать». Других ответов я и          не надеялась услышать.  Если,  на эти вопросы ребёнок  трёх лет ответит: «Глаза – чтобы слёзы вытирать», а «ухо – чтобы чистить после купания», то для такого возраста ответ можно считать правильным, так как малыш верно соотнёс орган с тем, как использует его в жизни сам. В силу наглядности и конкретности мышления и неумения устанавливать причинные связи и зависимости, да и в силу малого жизненного социального опыта, трёхлетний человек вряд ли сможет дать другой ответ.

    Вопрос «Зачем тебе глаза, уши и т.д.?» задается детям  и в дальнейшем. Чем старше ребята, тем точнее должны быть их ответы.  Хорошо, когда такому

    вопросу предшествуют упражнения, опыты, наблюдения за собой, игры.   Например, я предлагала  детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать  что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить  задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к  людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.   Или  использовала такой прием: предлагала  посмотреть на предмет и рассказать о нём, а затем взять предмет в руки, обследовать его, послушать звучание и повторить рассказ о предмете. Объяснить, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли ему в этом.

    В педагогическом процессе  я использовала  дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

    В результате,  дети  самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно  необходимы человеку,  все они помогают больше узнать об окружающем.

    После того, как я убеждалась в умении ребёнка называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, я переходила к следующему этапу.

    Я помогала детям  найти  ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Когда речь шла о частях тела – руках, ногах, мы беседовали об их строении и функционировании,  рассматривали на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога, почему они именно так устроены. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене? Проводили такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях», «Выпей воду из стакана, не сгибая рук  в локтях», «причешись». Или такая ситуация: «Если бы у людей не было пальцев?» Я предлагала сжать пальцы в кулак и попробовать застегнуть пуговицы, разрезать ножницами бумагу, написать мелом на доске и т.д. Дети с помощью таких ненавязчивых экспериментов в игровой форме убеждались о необходимости тех или иных органов.

     Следующим этапом в моей работе является овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

    После того как дети на практике, в жизни, убеждались в важности органов чувств и частей тела, я приступала к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводила с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского, А Барто, В Маяковского и других поэтов.

    Цель бесед – вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе. Мы с детьми подготовительной группы составили «свод правил», которые оформили в папку  «Правила Чистюли», «Правила безопасности дома», «Правила поведения на улице», «Правила пожарной безопасности», «Правила здорового сердца». Некоторые  правила я предложила детям оформить рисунками.

     Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.

    Детей старшего дошкольного возраста я знакомила со значением и функционированием внутренних органов.  Конечно,  выбор органов должен быть предельно ограничен – сердце, желудок, лёгкие, мозг. Также необходимо учитывать возраст и знания детей, не перегружать большим объемом информации, научными терминами. Информация должна быть доступной, понятной и, конечно же, интересной для детей.

    Логика построения работы аналогична предыдущей: познакомить детей с названием органа, примерным его расположением.  Так как мы не можем рассмотреть внутренние органы на себе, как, например, нос, глаза, руки, ноги, я оформила дидактическую игру «Анатомический фартук», с помощью которого дети могут наглядно рассмотреть, как выглядит определённый орган и где примерно он расположен.  Также  путём упражнений и наблюдений давала детям почувствовать орган (сердце сильнее бьётся после бега, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух; чувство сытости даёт возможность нащупать желудок и т.д.). Затем знакомила детей с  функциями данного органа, его значением для жизни и здоровья человека и знакомила со способами бережного отношения к нему. Нужно отметить, редко встречаются дети, не проявляющие интереса к такого рода знаниям.

    По  теме «Влияние  здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника»  я работаю с 2001-2002 учебного года. Каждый год веду кружковую работу по плану, который составила сама. По каждой теме разработала конспекты:

    1.«Мой организм. Гигиена и здоровье».

    2.«Для чего нужны ноги? Гигиена ног. Гигиена обуви».

    3.«Для чего нужны руки. Гигиена рук».

    4. «Опорно-двигательный аппарат. Гигиена опорно-двигательного аппарата».

    5. «Закаливание организма».

    6. «Сердце. Кровь и кровообращение».

    7. «Носы нужны не только для красы. Гигиена дыхания».

    8. «Глаза. Гигиена зрения».

    9. «Чтобы уши слышали. Гигиена слуха».

    10. «Кожа. Волосы. Ногти. Гигиена».

    11. «Ротовая полость. Зубы. Гигиена ротовой полости».

    12. «Желудок и кишечник. Гигиена питания».

    13.»Отдых. Сон. Гигиена сна».

    14. «Настроение».

    15. День здоровья. Лыжная прогулка в лес с детьми и родителями.

    16. «Откуда берутся болезни. Чтобы нам не болеть».

    17. «Как вести себя во время болезни. Служба 03».

    18. «В мире опасных предметов. Безопасность дома»

    19. «Электроприборы. Правила обращения с электроприборами»

    20. «Пожар. Причины пожара. Служба 01»

    21. «Знай и выполняй правила уличного движения. Дорожные знаки»

    22.. «Личная безопасность на улице»

    Данные конспекты можно использовать при работе с детьми разного возраста.  Для малышей нерационально проводить занятия в полном объеме. Попытка провести все занятие в полном объеме ничего, кроме перегрузки детей, не даст. А для работы с детьми старших и подготовительных групп можно использовать дополнительные методические пособия. То есть каждый педагог должен учитывать возраст и знания своих детей, отбирать из предлагаемого материала те опыты и понятия, которые необходимы для решения конкретных задач, стоящих перед детьми на определенном этапе обучения.

            Тематика занятий позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобщении знаний

    Работая с детьми младшего возраста, я стараюсь включать в свою работу как можно больше игр, потому что,  играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают детям шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.  Удовольствие, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребёнка.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Моя работа по ознакомлению дошкольников с человеком и по формированию взглядов на здоровый образ жизни базируется на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах. Это позволяет максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущего детям дошкольного возраста.

    1. при постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных или физических качествах ребёнка, состоянии его здоровья. Это прерогатива медицинского работника, а не педагога;
    2. не следует перегружать детей негативной информацией: пугать «микробами», «червячками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни;
    3. все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными. Недопустимы действия, которые могут повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребёнка:
    4. при организации работы с детьми необходимо быть предельно корректным и тактичным. Это правило надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов;
    5. нельзя  заставлять ребёнка производить действия, которые тому неприятны или кажутся неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие;
    6. в процессе работы необходимо придерживаться установки: изучается человек как таковой, а не Петя или Вася. Поэтому полученные результаты должны быть безымянными, неассоциированными с конкретными объектами наблюдения.

    Работая по своей  теме  «Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника» я решила осуществить комплексное исследование, позволяющее мне получить информацию об особенностях валеологической  культуры ребёнка и её влияния на характер его личностно-социального развития.

    Познакомиться с особенностями культуры здоровья дошкольников, узнать, что дети думают о здоровье, как относятся к проблеме его сохранения и поддержания, ознакомиться с особенностями валеологической компетентности воспитанников, увидеть зависимость культуры здоровья и личностно-социального развития, познакомиться с особенностями культуры здоровья родителей наших воспитанников мне помогает  использование педагогической диагностики.

    Диагностика является важнейшим этапом в реализации концепции опытно-экспериментальной работы. Именно ее результаты определяют целесообразность и последовательность профессионально-педагогических действий преобразующего характера на последующих этапах эксперимента.

    Цель моей диагностики – проследить возрастную динамику формирования представлений о человеке во всех группах детского сада.

    В настоящее время создается большое количество программ по разным дисциплинам и различным направлениям деятельности образовательных учреждений, которые базируются на принципах непрерывности  образования. Я свою работу построила тоже по принципу непрерывности. Ежегодно, при повторном возвращении к каждой из тем, знания постепенно пополняются новыми понятиями, смыслами, ценностями. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей, ее обогащения новым  жизненным опытом ребёнка, повзрослевшего на год.. Такое выстраивание учебного содержания соответствует концентрической модели. Использование этой модели позволяет реализовать на практике ряд преимуществ, связанных с возможностью многократно возвращаться к пройденному материалу.

            

    При проведении диагностики культуры здоровья дошкольника я придерживалась следующих правил:

    1. диагностический процесс должен выглядеть естественно и непринужденно для ребёнка, проходить в привычной для него среде.
    2. если ребёнок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми,   то не стоит делать поспешных выводов об особенностях его валеологической культуры. Уважайте ребенка, его права и желания!
    3. дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка.
    4. с опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому активно используйте наглядные средства, особенно это касается детей младшего  дошкольного возраста.
    5. спокойствие и мягкость Вашего голоса позволят ребёнку быть увереннее в своих ответах, расположат его к беседе.
    6. некоторые вопросы могут быть непонятны ребенку именно как вопросы, поэтому будьте готовы оперативно (быстро) переформулировать вопрос, упростить его, задать, как проблемную ситуацию.
    7. очень важно уметь выслушать и услышать ребенка! Это означает, что Вы стремитесь понять его, хотите проникнуть в то, что  воспитанник хочет выразить не только с помощью слов, но и с помощью эмоций, мимики, действий, поведения.
    8. знания никогда не показывают особенностей компетентности ребенка, они скорее говорят о его образованности, эрудиции.
    9. диагностика валеологической культуры ребёнка организуется для того, чтобы обогатить эту культуру всевозможными педагогическими средствами в условиях образовательного процесса детского сада. Диагностика – это первая ступень в индивидуальной помощи ребенку!  

    ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

    ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

            В возрастной динамике формирования представлений о человеке можно выделить следующие задачи:

    1. формирование социальной сферы;
    2. формирование продуктивной сферы;
    3. формирование нравственной сферы
    4. формирование гигиенических навыков;
    5. формирование взглядов на здоровый образ жизни.

    Младший возраст (третий -  четвертый год жизни)

            Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегабщего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми  в общение, с интересом изучает себя, положительно настроен на  выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.) Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие.

    Развитие социальной сферы:

    1. Знать свое имя, фамилию и принадлежность к определенному полу, к концу года использовать свое «я»;
    2. правильно называть имена родителей и людей ближайшего окружения;
    1. знать названия некоторых органов и частей тела человека (горло, голова, живот и др);
    2. уметь выделять у человека и животных одни и те же внешние органы – глаза, рот, нос, зубы и др.
    3. знать общие закономерности развития человека: вначале он бывает маленьким и ходит в детский сад, затем вырастает и учится в школе, работает, а потом становится стареньким;
    1. отличать живое от неживого на интуитивном уровне;
    1. общаться с другими детьми, понимать, что значит «играть дружно», делиться игрушками;
    2. от «игры рядом» переходить к совместным играм;
    3. интуитивно понимать различия в одежде, играх, занятиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

    Развитие продуктивной сферы:

    1. запечатлевать образы работающих людей;
    2. начинать осваивать простейшие трудовые операции;
    3. уметь работать рядом с воспитателем;
    4. выполняет простейшие поручения взрослых.

    Развитие нравственной сферы:

    1. проявлять желание ухаживать за растениями, животными, беспокоится, не остались ли они голодными;
    2. выражать свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам  сказочных персонажей;
    3. выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстниками;
    4. знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит;
    5. уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в определённых условиях (игры, труда, бытовой деятельности).

    Формирование гигиенических навыков:

    1. правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого;
    2. положительно относиться к умыванию, отличать чистые руки от грязных;
    3. начинать учиться чистить зубы и расчесывать волосы;
    4. уметь есть  аккуратно, не спеша и не разбрасывая пищи;
    5. элементарно  уметь помочь в организации процесса питания;
    6. элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком;
    7. знать место расположения предметов личной гигиены (полотенца, расчески, мыла);
    8. одеваться и раздеваться при помощи взрослого;
    9. начинать поддерживать (с помощью взрослых) порядок и чистоту в игровом уголке;
    10. Формирование потребности в здоровом образе жизни:
    11. на собственном опыте замечать  ухудшение самочувствия при заболевании; понимать смысл слова «болезнь»;
    12. положительно относиться к закаливающим процедурам и начинать понимать их значение;
    13. осознавать смысл слова «нельзя!»
    14. положительно относиться к людям медицинской профессии, понимать, что они помогают выздоровлению;
    1. знать правила поведения на улице, во дворе;
    2. переносить в игру правила здоровьесберегающего  и безопасного поведения при участии взрослого;
    3. понимать об опасности режущих, колющих предметов;
    4. знать и уметь объяснить, что такое «пожар»;
    5. в опасных сложных ситуациях  позвать на помощь взрослых.

    Средний возраст (пятый год жизни)

    Отношение данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.

    Развитие социальной сферы:

    1. знать свое имя, фамилию, имена родственников, имена сверстников;
    2. понимать смысл и употребляет в активной речи существительные с обобщающим значением «люди» и «человек»;
    3. иметь устойчивое представление о внешнем виде человека (себе, сверстнике и взрослом);
    4. иметь представление о наличии у человека сердца и желудка;
    5. уметь назвать сходства и различия  в строении и основных жизненных отправлениях людей и животных (имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, рождают детей);
    6. знать, что люди растут, иметь представление о возрастных периодах (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старик);
    1. разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама – ребёнок» и «дедушка – папа – ребенок»,
    2. понимать, что мальчики будут папами, а девочки – мамами,  что мамой может стать только женщина;
    3. объяснять, что такое  «семья»;
    1. понимать смысл и употреблять в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое»;

    Развитие продуктивной сферы:

    1. выполнять инструкции, содержащие 2-3 несложных поручения одновременно;
    2. уметь помочь взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбу;
    3. систематически помогать воспитателю ухаживать за животными уголка природы: наливать воду в поилки, класть готовый корм в кормушки;
    4. знать название нескольких профессий, уметь назвать, что делают представители этих профессий.

    Развитие нравственной сферы:

    1. уметь быть вежливым во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
    2. знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит, уметь проявить заботу к больному человеку;
    3. знать правила культурного поведения в обществе;
    4. слушать   художественные   произведения,   рассматривать   иллюстрации,

    уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей,

    1. понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок».
    2. знать правила поведения в общественных местах.

    Формирование гигиенических навыков:

    1. знать, что необходимо мыть руки с мылом перед едой, а также после прогулки, посещения туалета, работы с животными и растениями;
    2. уметь самостоятельно умываться,  чистить зубы и расчесывать волосы;
    1. самостоятельно одеваться, раздеваться, стремясь помочь сверстникам; ухаживать за своими вещами;
    2. самостоятельно есть, соблюдая правила поведения за столом;
    3. положительно относиться к закаливающим процедурам и  понимать их значение;
    4. самостоятельно поддерживать  порядок и чистоту в игровом уголке;
    5. начинать понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

    Формирование потребности в здоровом образе жизни:

    1. понимать смысл слова «простудился», знает простейшие признаки простуды (болит голова, горло, поднимается температура);
    2. знать, что в холодное время года простудные заболевания возникают чаще, понимать, как одеваться в разные сезоны года  и при различной погоде;
    3. знать, что овощи и фрукты необходимо мыть перед едой, понимать, зачем это нужно делать;
    4. положительно относиться к людям медицинской профессии, понимать, что они помогают выздоровлению;
    5. знать, правила обращения с опасными предметами: острые, колющие предметы, лекарства, спички и т.д.)
    6. знать, как надо себя вести около своих и чужих животных;
    7. знать правила поведения на улице, во дворе;
    8. знать правила поведения с незнакомыми людьми;
    9. переносить в игру правила здоровьесберегающего  и безопасного поведения, проявлять осторожность;
    10. объяснить, что такое «пожар», что может быть причиной пожара;
    11. знать правила поведения во время пожара;  
    12. уметь позвать   на   помощь взрослых  в  опасных   сложных   ситуациях.    

    Старший возраст (шестой-седьмой год жизни)

            Прежде всего это ребёнок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребёнок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.)  

    Развитие социальной сферы:

    1. иметь представление о некоторых внутренних органах (желудке, кишечнике, сердце, мозге), их местонахождении и основных функциях;
    2. иметь представление обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости;
    3. уметь назвать сходства и различия  в строении и основных жизненных отправлениях людей и животных, понимать гомологичность органов: руки и ноги равноценны лапам животных,  волосы - шерсти;
    4. понимать значение пищи, воды, воздуха для человека;
    5. отличать живое от неживого на сознательном уровне.
    6. вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
    7. иметь постоянных друзей и подруг;
    8. разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама – ребёнок» и «дедушка – папа – ребенок», знать, что у каждого человека и у каждого животного есть родители (папа, мама), уметь обсудить их роль;
    9. Уметь объяснить, где он живет, как зовут его родителей и как с ними связаться (знает адрес и телефон).

    Развитие продуктивной сферы:

    1. уметь работать самостоятельно, под незаметным контролем воспитателя, в конце работы докладывать воспитателю о  результатах;
    2. проявлять желание помочь другим детям, не умеющим, что-либо делать;
    1. уметь помочь взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбу;
    1.  знать название многих профессий, уметь назвать их;
    2. знать, что делают представители разных профессий.

    Развитие нравственной сферы:

    1. замечать в своем окружении страдание человека, животных, растений и стремиться им помочь;
    2. знать, что нельзя шуметь, если в доме кто-то болеет или спит;
    3. уметь проявить заботу к больному человеку;
    4. уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать, пожалеть, успокоить;
    5. проявлять желание ухаживать за растениями, животными, уголка природы, заботиться о них;
    6. слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации, уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей,
    7. понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок».
    8. уметь культурно вести себя в общественных местах в соответствии с обстоятельствами (в детском саду, в гостях, магазине, в кинотеатре и т.д.);
    9. уметь организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице.

    Формирование гигиенических навыков:

    1. Владеть культурой приема пищи (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с набитым ртом, правильно пользоваться ножом и вилкой, пользоваться салфеткой);
    1. уметь обслужить себя и владеть полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (самостоятельно вымыть руки, почистить зубы, ополоснуть рот после еды, причесать волосы);
    2. знать алгоритм процессов умывания, одевания, приема пищи;
    1. уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за своими вещами;
    2. уметь правильно  одеваться на прогулки и походы в лес;
    1. положительно относиться к закаливающим процедурам и  понимать их значение;
    2. самостоятельно поддерживать  порядок и чистоту в игровом уголке;
    3. понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

    Формирование потребности в здоровом образе жизни:

    1. уметь определить состояние своего здоровья(здоров или болен),а также состояние здоровья окружающих;
    2. уметь назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
    3. уметь правильно питаться, различать полезные и вредные для здоровья продукты;
    4. уметь пользоваться опасными  предметами: ножницами, иголкой и пр. (под присмотром взрослого);
    5. уметь пользоваться бытовыми приборами (телевизор, магнитофон)  под присмотром или с помощью взрослого;
    6. знать о съедобных и несъедобных грибах, ягодах и растениях;
    7. проявлять осторожность при общении с животными;
    8. знать о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми;
    9.  переносить в игру правила здоровьесберегающего  и безопасного поведения, проявлять осторожность;
    1. объяснить, что такое «пожар», что может быть причиной пожара;
    2. знать правила поведения во время пожара;  
    1. уметь оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее);
    2. в опасных ситуациях обратиться к взрослому за помощью, привлечь его внимание.

    РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

            Подготовленная мною диагностика (см. приложение) позволяет в любое  удобное  время определять уровень образованности детей по рассматриваемым в ней вопросам.         Если дети конкретной возрастной группы владеют понятиями, предусмотренными соответствующим разделом, уровень их образования расценивается, как нормальный. Я обозначаю этот результат буквой «С», т. е. полностью соответствует программе. Если ребенок знает больше, уровень знаний оценивается как высокий. Я обозначаю буквой  – «В». Если познания отдельного ребёнка соответствуют предыдущей возрастной группе, то уровень его знаний оценивается, как ниже нормы, буквами «НС».  Если же ребёнок не владеет понятиями, предусмотренными соответствующим разделом, то его уровень знаний оценивается, как низкий, буквой «Н».

            Для диагностирования я  применяю следующие методы: наблюдение,  беседа, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности.

    С 2002 года я начала кружковую работу с вновь прибывшими детьми 4-5 летнего возраста (средний возраст). В кружке занималась половина группы, так как  вторая половина посещала башкирский кружок. Чтобы убедиться в необходимости и значимости проводимой работы, я  решила в подготовительной группе провести независимую диагностику.  Для сравнения я обследовала подгруппу детей, которые занимались со мной в кружке и подгруппу детей, которые не занимались. И получила такие результаты:

    На начало  2004-2005 учебного года дети, посещавшие кружок «Школа безопасности» показали следующие знания (см.  круговую диаграмму): высокий уровень 6,4%,   уровень, соответствующий норме 68,6%, уровень ниже нормы 25%,   низкого уровня нет. Дети, не посещавшие кружок «Школа безопасности»: высокого уровня нет, уровень, соответствующий норме 63,6%,  уровень ниже нормы 34,1%,   низкий уровень 2,3%.

    Мы видим, что у детей, которые не посещали кружок тоже есть определённые знания,  они приобретались по мере накопления жизненного опыта: на познавательных занятиях, при общении со взрослыми (родителями, соседями, знакомыми и т.д.), но знания поверхностные, не глубокие, также видим, что отсутствует высокий уровень как в начале учебного года, так и в конце учебного года. В то время, как дети, которые посещали кружок «Школа безопасности» к концу года показали лучшие результаты: высокий уровень 15%, уровень соответствующий норме  81,8%,  уровень ниже нормы 3,2%.  

            Проанализировав данные результаты, я убедилась в целесообразности выбранной мною темы и необходимости преподнесения материала всем детям. Кружковую работу считаю удобным проводить по подгруппам (по 10 человек) во вторую половину дня. Составила план  кружковой работы для детей младшего возраста (см.  приложение), куда включила разнообразные игры – тихие и подвижные, развивающие эмоциональную сферу детей, воображение, игры с использованием нестандартного физкультурного оборудования.

            В начале учебного года провела диагностику валеологической культуры детей второй младшей группы  и получила следующие результаты:

    высокий уровень 2,3%, уровень, соответствующий норме 57,5%, уровень, ниже нормы 32,5%, низкий уровень 7,7%.  Слабые знания дети показали по разделу «Формирование потребности в здоровом образе жизни», например, дети почти не имеют представления о пожаре, не знают, как поступить в сложных ситуациях, как позвать на помощь. Я планирую этому разделу уделить особое внимание и надеюсь, что в конце года дети покажут хорошие результаты.

            Диагностику я провожу не в форме опроса, а в виде игры, наблюдения за деятельностью детей на специально организуемых занятиях (кружковая работа), в играх (сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических), на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня. Такой вид диагностики помогает выявить более высокий результат.

    Проанализировав заболеваемость и посещаемость детей в своей группе с 2004 года, я увидела следующее: на первых этапах работы с детьми  коэффициент заболеваемости в группе выше (0,2; 0,18; 0,25), а затем понижается (0,12; 0,06; 0,04); отмечается лучшая посещаемость по детскому саду. В достижении положительной динамики мне помогает применение здоровьесберегающих технологий,  таких как локальная гимнастика для разных частей тела, воздействие на биологически активные точки, аурикулярный массаж, психогимнастика, самомассаж, закаливающие процедуры, специальные игры, туристические походы с детьми, кружковая работа и др. Варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка в организованной и в свободной деятельности также приносит положительный результат.

    Хочется отметить, что выполнение двигательной активности с использованием разных  форм её организации в регламентированной деятельности (физкультурно-оздоровительной, учебно-организационной, организационно-массовых мероприятиях, самостоятельной деятельности детей), применение нетрадиционного физкультурного оборудования повышают интерес к физической культуре и развивают у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

            Неоценимую помощь в моей работе оказывают родители воспитанников. А чтобы сделать родителей своими союзниками, я использую интерактивные формы: провожу практикумы, круглые столы, родительские гостиные, устные журналы, встречи с интересными людьми и многое другое. На таких мероприятиях родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, сеанс точечного массажа, ароматерапия, «путешествие в страну целебных звуков» и др. ).  Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.

    Намечая перспективы в своей работе, я хочу уделить больше внимания

    -   раскрытию функционального резерва ребенка на физкультурных занятиях,       -     достижению тренирующего эффекта в учебной деятельности,

    -  проведению занятий  с учетом темпов физического развития  детей, их  функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями,

    -   включению элементов двигательной активности детей в сюжетные игры.                 Для выполнения алгоритма системности обучения основным движениям я наметила составить перспективное планирование основных движений по возрастам на учебный год. При проведении физкультурно-оздоровительной работы я планирую применение аромофитотерапии со 2-й младшей группы при согласовании вопроса с медицинским персоналом.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина  «Безопасность»  

    К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Канрыкинская, Л.В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В.Н. Сахарова «Как обеспечить безопасность дошкольников». Просвещение.1998г.

    А.С. Галанов  «Игры, которые лечат» для детей от 3 года до 5 лет,  Педагогическое общество России.  Москва. 2005г.

    А.С. Галанов  «Игры, которые лечат» для детей от 1 года до 3Творческий центр «Сфера».  Москва. 2004г.

    В. А. Деркунская  «Диагностика культуры здоровья дошкольников» Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва, 2005.

    А.И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Творческий центр. Москва. 2005г.

    С. А. Козлова  «Я и моё тело» Тело человека. Тематический словарь в  картинках.

    Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8

              лет. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003г.

    А.А. Усачев, А. И. Березин «Основы безопасности жизнедеятельности»  ООО «Фирма «Издательство АСТ», Москва 1999.  

    Клаус Фопель «Привет, ножки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет.  

              Генезис. Москва. 2005г.

    Клаус Фопель «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет

              Генезис. Москва. 2005г.

    Клаус Фопель «Привет, глазки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет

              Генезис. Москва. 2005г.

    Клаус Фопель «Привет,ушки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет

             Генезис. Москва. 2005г.

    З.Р. Халимова «Воспитание гигиенических навыков у младших школьников». Сибай. 1999г.

    Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2000г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

    Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

    «Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»

    Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...

    «Формирование ценностей здорового образа жизни и развитие физических качеств дошкольников».

    Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать в...

    Перспективный план работы по направлению «Формирование ценностей здорового образа жизни и развития физических качеств дошкольников» в ДОУ

    Задача: Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать, сохранять его и приобретение двигательного оп...

    Выступление на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни и развитие творческих способностей через использование здоровьесберегающей технологии «Ниткография»

    Занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.Актуальность здоровьесберегающей технологии «Ниткография» заключается в том, ч...