Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением
статья (старшая группа) по теме

Роттер Марина Александровна

 

    Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей,  и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и не всегда дожидаются ответов, постоянно везде суют свой нос.

Гиперактивные дети дезорганизуют работу на занятиях. Такой ребенок не может ждать, пока его спросят, перебивает воспитателя и сверстников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность не целенаправленна. Они не пользуются симпатией у сверстников, не бывают лидерами. Некоторые приёмя в работе с такими детьми предоставлены в данной работе могут оказаться полезными педпгогам и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением

                Содержание

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

а) Симптомы нарушенного внимания

б) Симптомы гиперактивности

в) Симптомы импульсивности

2.  Комплексный подход в воспитании и обучении в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением.

3.  Прогноз для детей  с дефицитом внимания

4. Игры, направленные на преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

а) игры на развитие внимания

б) игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости

в) игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности  

г) Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

5. Участие родителей в коррекционном процессе: правила общения с детьми

6. Список, используемой литературы

7. Приложение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Синдром дефицита внимания является самой частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте.

Основными проявлениями данного синдрома являются:

     - общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция поведения;

     -нарушение целенаправленности и концентрации активного внимания;

     - импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;

     -проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

     -заниженная самооценка.

   Указанные выше расстройства приводят в дальнейшем  к школьной и социальной дезадаптации. Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения ими дисциплины нельзя считать преднамеренными. Их взрывчатая раздражительность сочетается с легкими переходами от смеха к слезам.  У девочек меньше выражена гиперактивность, но в большей степени присутствуют тревога, эмоциональная лабильность, нарушения мышления и речи.

   В нарушениях поведения у этих детей доминируют взрывчатость, раздражительность, склонность к агрессивным разрядам, возникающим по малейшему поводу. Аффективные вспышки таких детей могут представлять опасность для окружающих. В состоянии раздражения они могут бросить камень в голову обидчика, громко нецензурно браниться. Мальчики в состоянии такого аффективного возбуждения становятся неуправляемыми. У девочек часто имеет место сочетание агрессивных проявлений с истероидным компонентом, неудержимыми крикливыми рыданиями.

   Многие из симптомов – невнимательность, гиперактивность, импульсивность – типичны и для родителей этих детей.

Симптомы нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности проявляются ранее 7 лет, обычно начиная с 3-летнего возраста.

   Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет СДВГ обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обуславливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Но не всегда в анамнезе детей, страдающих подобными нарушениями, можно  встретить такие нарушения. И в то же время данные клинических исследований указывают на возможную роль наследственной предрасположенности. Это подтверждается нейрофизиологическими и биохимическими исследованиями, выявившими изменения обмена веществ в мозге людей с нарушенным вниманием.

    Диагноз может  быть поставлен с 3-4 лет. Девочек часто поздно диагностируют, потому что они вообще спокойнее. При диагностике такие дети часто показывают хорошие результаты, если тест интересен и в новинку. В ситуации один на один ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, нежели в присутствии матери (к матери они больше привыкают, а отец – более в новинку для них).             При диагностике наибольшее внимание  следует уделять тщательному достоверному сбору анамнеза, наблюдению за ребенком, разговору с родителями.

Гиперактивность обычно нормализуется в подростковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушение внимания. Взрослый человек, если ему не была оказана адекватная помощь в детском возрасте, суетлив, легко отвлекаем, ему трудно сосредоточиться и удерживать внимание на предмете деятельности. Такие люди нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы. У них часто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе. В устройстве личной жизни.

У детей с СДВГ отмечаются более низкая самооценка, более высокий уровень алкоголизации и употребления наркотиков. Большая частота суицидных попыток. Соматических расстройств и нарушений закона. По мере взросления, при отсутствии адекватной помощи у 25% взрослых отмечается диссоциальное расстройство личности.

Симптомы нарушенного внимания

  1. Ребенок не обращает внимания на детали (например, надо закончить работу, внести дополнительные штрихи – скорее он отложит это, чем выполнит)
  2. ему трудно удержать внимание. Свойственна непоседливость.
  3. Ребенок не слушает, когда к нему обращаются, избегает длительного контакта взглядом, ему сложно сосредоточиться, чтобы слушать.
  4. Он может с большим энтузиазмом подойти к заданию, что – либо сделать, но никогда не доводит начатое до конца. Избегает задач, которые требуют напряженных умственных усилий и которые являются одновременно «скучными».
  5. Если он действительно чем – то  сильно увлечен, может заниматься этим часами, но если вдруг занятие наскучит, - сразу же бросит его.
  6. Легко отвлекается на посторонние стимулы, часто теряет свои вещи, постоянно забывает, что надо сделать (особенно в новых для него ситуациях или когда необходима быстрота реакции).
  7. С трудом или некачественно или  вовсе не могут выполнить задание по инструкции, если она состоит из нескольких звеньев.
  8. Ни одно задание не выполняется без многочисленных ошибок (дети отвлекаются на любые внешние раздражители, они повышенно забывчивы).

Симптомы гиперактивности

   - Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть. Он барабанит пальцами, все время двигается. У него всегда чувство внутреннего беспокойства. Он движется все время, даже если кажется, что он устал.

   - Часто эти дети спят меньше, чем обычно дети в их возрасте, даже в младенчестве. Двигательная активность у них повышена даже во сне.

   - Таким детям трудно играть тихо, но их избыточная моторная активность бесцельна, не соответствует требованиям конкретной ситуации

   - Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей нарушена координация движений, не сформированна мелкая моторика. Ребенок затрудняется в освоении навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.), навыков письма. Дети моторно-неловкие с трудом удерживают равновесие, зачастую это может привести к повышенному риску травматизма.

   - Ребенок не в состоянии  ждать своей очереди в играх и во время занятий, вмешивается в любой вид деятельности окружающих взрослых и детей, совершает необдуманные поступки.

   - Такие дети, обычно, очень говорливы – часто это основа для диагноза.

Гиперактивное поведение ребенка невозможно контролировать – дети не способны к тихому времяпровождению.

Симптомы импульсивности

    - Импульсивность выражается в том, что ребенок действует не подумав, отвечает до того, как его спросили (они не могут регулировать свои действия).

    - Часто перебивают или недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру, испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности (настольные игры, типа «лото», коллективное рисование, пересказ, спортивные эстафеты)

    - Излишне болтливы на занятиях, не считаясь с ситуацией.

    Для подтверждения диагноза СДВГ необходимо:

- наличие не менее 6 симптомовв гиперактивности и импульсивности и(или) нарушений внимания;

- возникновение их до 7 лет;

- сохранение указанной симптоматики на протяжении не менее 6 месяцев;

- выраженность симптоматики, свидетельствующей о недостаточной адаптации поведения ребенка и его несоответствии возрастным характеристикам.

      Было предложено выделять две формы синдрома СДВГ:

  1. С преобладанием симптомов гиперактивности и импульсивности.
  2. с преобладанием симптомов нарушенного внимания.

Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением.

   

   Рекомендуется комплексный подход к проблемам ребенка с СДВГ. Медикаментозное лечение само по себе недостаточно. Необходимым условием успеха является психологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изменить поведение и повысить самооценку ребенка.

    Среди дошкольников и младших школьников 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных. Дети различаются по своей подвижности. При этом, если одни, на взгляд взрослого человека, чрезмерно подвижны, то есть и такие, кто практически всегда находится в непрестанном движении. Посторонний наблюдатель может сделать вывод, что они просто гораздо активнее обычных детей, однако эта активность внешне ничем не мотивирована.

    Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей,  и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и не всегда дожидаются ответов, постоянно везде суют свой нос.

Гиперактивные дети дезорганизуют работу на занятиях. Такой ребенок не может ждать, пока его спросят, перебивает воспитателя и сверстников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность не целенаправленна. Они не пользуются симпатией у сверстников, не бывают лидерами. К счастью, к подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть.

    Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперативности. Такое состояние и получило название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития навыков  и нарушениями поведения.

    Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно.

    Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания – завести и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать правила игры, бросить игру, не доведя ее до конца.

   Педагогам, работающим с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью полезно иметь список, возможных поощрений и наказаний, и со временем вычеркивать неэффективные методы и обширнее использовать действенные

Для осуществления психокоррекционных задач Ю.С.Шевченко предлагает следующий список поощрений и приёмов и мотиваций для включения ребенка в работу:

- «аванс» или своего рода опережающая награда;

- обещание реальной награды (материальной или моральной);

- включение задания в игровой сюжет, увлекающий ребенка;

- неожиданное проявление доверия, побуждающее воспитанника, во что бы то ни стало оправдать его;

- совместная деятельность с группой или значимым для ребенка сверстником;

- моделирование успешности усилий, вдохновляющее «предвкушением победы»;

- выражение веры в силы и способности ребенка (подбадривание);

- подключение эгоцентрических установок (показательное выступление);

- мотивация за счет любопытства;

- азарт, спровоцированный соперничеством, конкуренцией;

- безусловное прощение прежних прегрешений «амнистия»;

- предоставление возможности самореализации (творческая мотивация);

- комплексная вдохновляющая стимуляция.

К поощрениям, следующим незамедлительно вслед за поведением, которое необходимо зафиксировать, относят следующие воздействия:

1. Похвала (выражение радости и благодарности за приложенные усилия);

2. Ласка (поглаживание, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку и соответствующие содержанию поступка);

3. Лакомство;

4. Развлечение (максимально приближенное по времени к ситуации);

5. Символический подарок (как символ одобрения);

6. Публичное восхваление (по принципу «доски почета»);

7. Лестное сравнение с почитаемым авторитетом;

8. Проявление уважения (общение  как со взрослым).

В список наказаний  Ю.С. Шевченко предлагает внести следующие меры:

1. Лишение удовольствий, привилегий;

2. Смена дружеского тона на строгое официальное общение;

3. Лишение внимания (иногда вплоть до игнорирования);

4. Прием «выключенного времени» (стул для раздумий).

Вслед за наказанием, исправлением поведения необходимо позитивное эмоциональное подкрепление – поощрение.

Как помочь ребенку с нарушением внимания

Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию  уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время – лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно дадут свой результат.

 Игры, направленные на преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

 игры на развитие внимания

  1. «Запомни ритм»

Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он произвел с помощью хлопков. Для облегчения задачи можно вслух считать хлопки. После освоения всеми детьми мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном темпе. Сбившийся выбывает.  

  1. «Внимательные животные»

Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображается характерной позой, жестами. Первый играющий показывает  свой образ животного, второй показывает первый образ и свой и т д., игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из игроков не ошибся в показе или  выдержал паузу более трех секунд, тогда он выбывает.

  1. «Шапка - невидимка»

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их. Эту игру хорошо проводить на этапе автоматизации поставленных звуков в словах.

 

  1. «Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, до 3-х мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Варианты игр, подобные игры:

игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости

  1. «Восковая скульптура»

Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами , «лепят»по цепочке друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.

Варианты игры, подобные игры:

  1. «Живая картина»

Создав сюжетную сценку, соучастники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает , что  они изображают.

 Варианты игры, подобные игры:

  1. «Автомобиль»

Дети выступают в роли деталей(колеса, багажника, капота и т.д.), из которых водящий «собирает» автомобиль. Варианты игры, подобные игры:

  1. «Море волнуется» и как варианты другие игры типа «замри-отомри»

игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности  

  1. «Личный подвиг»

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание: подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать; вновь подняв руку. Опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если  хочет высказаться.

  1. «Скалолазы»

Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая добравшаяся до противоположного угла.

 Варианты игры, подобные игры:

  1. «Съедобное - несъедобное»

Игра с мячом, требующая самоконтроля для избежания импульсивных реакций.

 Варианты игры, подобные игры: «летает - не летает», «да и нет не говорить», «плавает - тонет» и т. д.

  1. «Угадай мелодию» и как варианты другие игры типа «узнай изображение на картинке».

Игры и упражнения, направленные на развитие устойчивости к стессу и снижению агрессивности детей.

       Основными  способами снижения агрессивности детей  дошкольного возраста являются: игры,  хоровое пение, участие в самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу. Эти упражнения можно практиковать с 3,5 лет. Каждое упражнение необходимо повторять 5-10 раз. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки: им очень трудно сразу настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу.

  1. упражнение  «Расхождение рук»

Руки встряхнуть, опустить, передохнуть. Вытянуть руки вперед, развести в стороны, опустить. Для большего эффекта от выполнения упражнения детей надо убедить в том, что руки сами отталкиваются друг от друга.

  1. упражнение «Схождение рук»

Руки в стороны, вперед, опустить. Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой

3. упражнение «Всплывание рук»

Закрыть глаза. Руки поочередно поднимать и опускать (выполняется в произвольной для каждого позе). Когда рука начинает «всплывать», возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности «без труда вынуть рыбку из пруда» настолько неожиданное, что вызывает улыбку (об этом можно сказать детям, чтобы они лучше представили себе это  ощущение). Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы движений.

4.упражнение «Полет»

Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем опускать (выполняется в произвольной для каждого позе). Взрослый предлагает детям представить что они летят, их руки – крылья ионии летят высоко-высоко над землей навстречу теплому солнцу, а вокруг чистое небо. Хорошо вспомнить о тех  чувствах, которые дети испытывали, когда качались на качелях.

  1. упражнение «покачивание»

Глаза можно закрыть или оставить открытыми. Тело покачивать то вправо-влево, то вперед-назад, делать круговые движения. Руки произвольно. При раскачивании каждому нужно найти свой ритм. Взрослый предлагает детям несколько ассоциаций, например, представить или вспомнить как мама убаюкивала их, как их тело покачивалось на волнах, качелях, в поезде.

  1. упражнение «движение головой»

Сидя или стоя, медленно совершать движения головой вперед-назад, вправо-влево, вращение по кругу. При выполнении упражнения необходимо найти приятный для себя ритм. Постепенно темп замедляют, а к концу сводят на нет.

Человек с хорошей внутренней координацией (именно на ее формирование направлены данные упражнения) менее других поддается внешним влияниям, обладает самостоятельностью мышления, быстрее находит выход из сложных ситуаций.  Дети, выполняя эти упражнения, успокаиваются, отвлекаются от своих проблем. В итоге формируется способность контролировать себя без напряжения, одним собственным желанием и в любое время. Эти упражнения полезны детям: они позволяют уберечь их от чужих влияний.

Игры, направленные н формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

    Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

   Содержание предложенных ниже игр направленно на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.  Главный метод – непосредственное взаимодействие. Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты, снимают напряженность, замкнутость, боязнь речевых ошибок, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру.

  1. «Жизнь в лесу»

Участники, сидят по кругу вокруг педагога. «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить. Что все хорошо наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы?  Тогда начали.»  Дальнейший ход игры педагог разворачивается произвольно, следя за соблюдением правил игры. «Живая картина»

Создав сюжетную сценку, соучастники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает , что  они изображают.

 Варианты игры, подобные игры:

  1. «Птенцы»

Взрослый: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Птенчик разбивает своим маленьким клювом скорлупу яйца и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Ему все ново: и цветы, и трава и солнце. Он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Вот так (показ). Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

  1. «Театр теней»

Педагог: «Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения.  Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит сейчас роль детей, а те, кто по левую – их теней. Потом мы поменяемся. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая не единого звука.  Итак, начали!»

  1. «Большая семья»

Педагог: «представьте себе, что мы одна большая и очень дружная семья. И нас так много, что наша мама готовит нам вкусный обед и наливает его в одну очень большую тарелку, которую можно удержать только двумя руками. А есть нам помогает наш сосед справа (кормит), затем большую тарелку передаем по кругу влево дальше и кормим того,  кто ее держит.  Во время обеда не разговаривают, поэтому все делаем молча. Итак, начали!»

Участие родителей в коррекционном процессе: правила общения с детьми

   Эмоциональные реакции родителей детей с СДВГ бывают чрезмерными. И все же им необходимо помнить, что достижение успеха для их ребенка вполне реально. Родителям стоит взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, то им самим необходимо обратиться за помощью к специалисту – психотерапевту.

    Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснять другим взрослым, общающихся с их ребенком, что он имеет специфические трудности в выполнении заданий, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнут непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Родители должны быть в курсе всех мероприятий по оказанию помощи ребенку и в тесном контакте с теми специалистами, кто их проводит: педиатром, невропатологом, логопедом, психологом. Хорошо зарекомендовали себя группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. Общение в таких группах оказывает эффективную помощь ребенку.

    Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка их настораживает. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10-15минут, чтобы побыть с ним, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и подержать. Следует почаще использовать наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершенного поступка.

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы ваш ребенок «все» знал о своих трудностях и способах справляться с ними.

Постарайтесь в общении с ребенком придерживаться  следующих правил.

  1. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности он сразу выполнит очень хорошо.
  2.  Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи.
  3.  Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.
  4. Составляйте с ребенком устные соглашения типа «Я, Егор, обязуюсь три дня подряд выполнять артикуляционную гимнастику. Если я это выполню, то смогу смотреть мультфильмы на 15 минут дольше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможного для ребенка и оговаривать только одно условие.
  5. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним игрушки и вещи.
  6.  Не следует давать ребенку только директивные указания: «ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорите с ним в более мягкой форме: «после того как ты уберешь игрушки на место, можешь пойти поиграть на улицу».
  7.  Расширяйте список обязанностей по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться не отвлекаясь.
  8.  Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешить выполнять ее самому.
  9. Объясните, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять  в другое время, предназначенное для отдыха и развлечений.
  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания. Выключайте телевизор, не приглашайте в дом друзей во время выполнения ребенком домашней работы.
  11. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом можно забыть их сделать.
  12.  Помогайте ребенку приступить к выполнении задания, так как начало для него – самое трудное.
  13.  Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

Список используемой литературы

  1. Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина  «Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением».  -  Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 2. -2002.

  1. Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина  «Как помочь ребенку с нарушением внимания».  -  дефектология. - № 1. -2000.

  1. Л. Ватова  « Как снизить агрессивность детей».  – Воспитание и обучение .

  1. Е. Смирнова, В. Холмогорова  «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам». – Дошкольное воспитание.

Приложение

Анкета для опроса родителей детей с предполагаемым  диагнозом СДВГ

  1. Правша или левша ребенок, владеет ли он двумя руками в равной степени?
  2. Отмечаются ли колебания настроения? Нет ли тенденции быть в хорошем настроении один день, а на следующий – впадать в депрессию?
  3. Соответствуют ли достижения ребенка его возможностям?
  4. Имеются ли трудности включения в задание?
  5. замечают ли родители, что ребенок не может сидеть спокойно, покачивает ногой, стучит пальцами, ерзает?
  6. Всегда ли ребенок доводит начатое до конца?
  7. Много ли и часто ли ребенок мечтает с отсутствующим взглядом, «спит наяву»?
  8. испытывает ли ребенок вспышки гнева, нетерпения, когда он расстроен?
  9. Импульсивен ли ребенок?
  10. Легко ли его отвлечь?
  11. Откладывает ли ребенок начатое на потом?
  12. Часто ли бывает, что оно «загорелся» по по поводу чего-нибудь, а потом быстро «остыл»?
  13. Есть ли у ребенка привычка часто менять программы по ТВ, крутить ручку радио?
  14. Способен ли ребенок работать по инструкции?
  15. Легко ли приходит в состояние гнева?
  16. Имеются ли у ребенка выраженные трудности в обучении, усвоении программы?
  17. Нет ли подобных нарушений у других членов семьи?
  18. Часто ли ребенок нарушает правила?
  19. Часто ли ребенок испытывает беспокойство по любому поводу?
  20.  Низкая ли у него самооценка?
  21. Не играет ли ребенок в детском коллективе роль клоуна?
  22. Не усыновлен ли ребенок?
  23. Желанный ли ребенок в семье?
  24. Не страдает ли ребенок аллергией?
  25. Трудно ли ему сохранять секреты?
  26. Любит ли он новые вещи?
  27. Свойственна ли ребенку агрессивность, ломает ли он часто игрушки,  рвет книжки?
  28. Часто ли ребенок говорит неправду?
  29. Часто ли ребенок берет без спросу чужие вещи?
  30. Отмечается ли у него асоциальное поведение?
  31. Свойственна ли ему эмоциональная незрелость?
  32. Отвергают ли ребенка сверстники?
  33. Трудно ли ему планировать собственное поведение?
  34. Свойственна ли ребенку незрелая моторика и координация, энурез, нарушения сна?
  35. Отмечались ли у родителей гиперактивных детей в детстве симптомы СДВГ?
  36. Отмечается ли у родителей тревожность или депрессивность?
  37. Имеют ли родители склонность к алкоголизму, асоциальному поведению?
  38. характерны ли драки в семье?
  39. Полная ли семья?
  40. Есть ли в семье еще дети и подвержены ли они указанным нарушениям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....

Специфика обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада.

В презентации кратко изложена коррекционная  и педагогическая помощь детям с общим недоразвитием речи....

Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.

Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....

Консультация "Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья.Если в группе находится гиперактивный ребенок, признаки Синдрома дифиц...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...

Родительское собрание " Особенности воспитания и обучения в логопедической группе для детей с ОНР" (логопедическая группа)

1. " Особенности воспитания и обучения в логопедической группк для детей с ОНР." (Форма проведения беседа-диалог).2. Выбор родительского комитета.3. О разном....