Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
    Конспект вечера развлечения в подготовительной к школе группе

    Щукина Елена Петровна

    Вечер развлечения, проведенный в форме "литературной гостинной". Занятие способствует духовному становлению личности, расширяет и углубляет знания о русских народных сказках, развивает инстерес к художественной литературе, активизирует художественно - эстетические потребности детей, делает досуг дошкольников активным и познавательным

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Волшебное путешествие в русскую сказку

    Форма проведения: литературная гостиная

    Цели: активно способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями, развитие и совершенствование творческих способностей

    Образовательная: расширить и углубить знания воспитанников о русских народных сказках

    Развивающая: развивать интерес к художественной литературе; выявить и развить у воспитанников творческие способности, эстетический вкус; 

    Воспитательная: активизировать художественно – эстетические потребности детей; сделать досуг воспитанников интересным и познавательным

    Предшествующая работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рисование иллюстраций к русским народным сказкам

    Материалы и оборудование: мультемедийная установка, экран

    Ход

    (Слайд №1)

    Воспитатель : - Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все! А каких героев русских народных сказок вы знаете? (Выслушать ответы детей). 

    Воспитатель : - Сегодня мы попытаемся разобраться - кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках. Но перед тем, как начать свой путь, мы должны заглянуть в гости к древней и могущественной богине, ибо без ее разрешения никто не вправе вступить в таинственный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках". 

    Пугает ночью филин,
    Кричит в лесу сова.
    Там в маленькой избушке
    Живёт …….
     

     Как ее зовут? (Слайд №2) Баба Яга.

    Воспитатель: - По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху - волшебницу. Когда-то давным-давно, у наших предков - славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и богиней царства мертвых. Ее избушка считалась входом, воротами в нижнее, подземное царство - НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга. Чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. Какое? (ответы детей)"Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть".

    Воспитатель : - Почему избушка стоит именно таким образом - спрятав дверь? Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави - царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: "Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей..." Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, как Баба Яга встречала своего гостя? (ответы детей) "Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Вот зажарю тебя и съем, а потом на твоих костях поваляюсь-покатаюсь". Это тоже не пустые слова. Русский дух - это дух живого человека, чужака. И к нему Баба Яга настроена враждебно. Ей не нужны непрошеные гости, и она грозиться умертвить героя. Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А что отвечает ей добрый молодец? (ответы детей)"Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить - напоить. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками. Попробуйте и вы отгадать загадки: 

    1. Без рук, без ног, а в гору лезет (тесто)
      • Кругом вода, а с питьем беда
      (море, болото)
      • Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой
      (тень)
    2. Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах)
      • Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит
      (ручей, река)
      • Без рук, без ног, а в избу скок
      (ветер)
      • Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет
      (мороз).

    Воспитатель: - Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках? (ответы детей)  (Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, гребень и др.) 

    Воспитатель: - А о каких волшебных вещах говорится в этих загадках:

    • Маленький кругленький, аза хвост не поймаешь (клубок, который показывает дорогу)
    • Два арапа – родных брата: ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают
    (сапоги-скороходы)
    • Интересная вещица – без начала, без конца
    (кольцо)

    Воспитатель: - У Бабы Яги есть и волшебные помощники. Каких помощников Бабы Яги вы знаете? (Выслушать ответы детей). Самый первый помощник - Кот-Баюн – не обычный кот. (Слайд №3)  Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон, который не отличишь от смерти. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том..."

    Воспитатель: - Следующий волшебный помощник Бабы Яги – Полкан (полуконь). (Слайд №4)  Существо с телом коня и головой человека. Персонаж этот невзрачен с виду, даже уродлив: маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр: понимает людей и говорит человеческим голосом. Я думаю, что он вам напомнил героя одной сказки. Откуда это: "Ростом только с три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. На земле и под землей, он товарищ будет твой. Он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в жару медом напоит, в голод хлебом угостит". Конечно же, это - Конек-горбунок из сказки Ершова. (Слайд №5) 

    Физминутка.

    Воспитатель: - Вот путник отгадал загадки, получил дары, знает помощников Бабы Яги – и отправляется в путь дальше. На его пути встречаются и другие сказочные существа. Если путь его идет через лес, надо быть очень осторожным. Лес для наших предков был не только кормильцем, но и олицетворением таинственного, а значит враждебного мира: "В лесу есть ворота: филины и совы стерегут засовы, в каждой щелке живут злые волки". Но лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения.

    Воспитатель: - Царем, хозяином леса считается кто?

    Рассказ простой
    Он царь лесной.
    Ни конному , ни пешему
    Не уйти от ………..
     

    Лешего. (Слайд №6)  С виду, Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. В старину, заблудившись в лесу, винили в этом Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Надо было вывернуть одежду наизнанку, переобуться наоборот, и, пятясь задом из леса, произнести три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Следы будут идти в лес, вот Леший и запутается. (Предложить ребятам сделать это)

    Воспитатель: - А еще на путях-дорогах поджидал путника – Соловей-разбойник. (Слайд №7) Свил себе Соловей-разбойник гнездо на 12 дубах и сидя в нем, свистел так громко и сильно, что все вокруг разрушал своим посвистом на 10 верст: темные леса к земле приклонялись, богатырский конь спотыкался, мать-река Смородина с песком замутилась. Народная фантазия сравнивает свист бури со свистом соловья – отсюда и имя: Соловей-разбойник. Он воплощает злую, разрушительную силу ветра. До сих пор существует поверье, что свистом можно накликать несчастье. Лесные разбойники пересвистывались,  подавая друг другу сигналы. До наших дней дошла пословица: не свисти в доме – денег не будет. Кто же сумел победить Соловья-разбойника? Вспомните, как звали этого былинного героя-богатыря? (Илья Муромец.)

    Воспитатель: - Прошел наш герой через лес и вышел к реке. Кого он там может встретить, кто хозяин вод? – Водяной. (Слайд №8) Он живет в нарядном тереме из самоцветных камней и ракушек, он очень богат и могущественен. Зимой он спит, а весной пробуждается, буянит: ломает лед на реках, вызывает половодье, разгоняет рыбу. Чтобы его задобрить в воду лили масло, кидали гусей. Вспомните, как звали героя русской народной сказки, встретившего зимой Водяного в образе щуки? (Емеля из сказки "По щучьему велению, по моему хотению...")

    Воспитатель: - Но главные обитатели водоемов кто? – Русалки. (Слайд №9) Одни говорят, что это дочери Водяного; другие считают, что утонувшие девушки - жертвы несчастливой любви стали русалками. Это прекрасные бледнолицые девы с длинными волосами. В лунную летнюю ночь они выходят на берег, где водят хороводы, поют песни или качаются на ветвях деревьев. Про русалок говорят, что они заманивают путников, рыбаков в свои объятья, из которых никому не вырваться, и утаскивают с собой под воду.

    Воспитатель: - Нашему герою на пути может встретиться и препятствие в виде топи или болота. Вспомните, кто живет в болоте? – Кикимора. (Слайд №10) А в омуте водятся - кто? – Черти. Пословица говорит: "В тихом омуте черти водятся" или "Было бы болото, а черти найдутся". Болотные черти живут семьями. Маленьких чертят в старину называли - хохликами. Вспомните черта или беса из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". Черти всюду на земле могут проникнуть. А как же они выглядят?  (Слайд №11)  Это черные мохнатые существа с двумя острыми маленькими рожками на макушке и длинным хвостом. Черти - хромые, потому что сломали ноги, когда бог сбросил их на землю. Они умеют менять свой облик и представать в виде черной кошки, черной собаки или черной свиньи.
    Воспитатель: - А когда путник благополучно уйдет от всяческой нечисти, в конце пути он должен сразиться с Кощеем Бессмертным. (Слайд №12) Живет Кощей в мрачном непреступном замке, стоящем на вершине скалы. Его имя происходит от слова "кощь" – кость т.е. закостенеть, исхудать, засохнуть. Его изображают высохшим старцем, почти скелетом. Он хитер и жесток. В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, это маленькая временная смерть. Зимой природа, весь мир засыпает мертвым сном покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Кощей зовется Бессмертным потому, что вроде бы умирая, исчезая с первыми весенними лучами – оживает каждую зиму: убить Кощея нельзя. Но в некоторых сказках он был пойман и посажен в подвал на цепях. Но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Вспомните: (Выслушать ответы детей) "На дубе сундук, в сундуке – заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы смерть Кощеева". Яйцо у наших предков олицетворяло солнце. Солнце – свет, способный противостоять и победить тьму, зло и страх.

    Воспитатель - Есть еще много сказочных, мифологических и фольклорных персонажей в славянской культуре: домовой, кикимора, лихо-одноглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д. О них вы сможете прочитать в книгах.

    Воспитатель: - Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Вы познакомились с необычными сказочными персонажами, с историей происхождения многих обычаев и суеверий. Надеюсь, что теперь, когда вы будете читать русские народные сказки, вы будете лучше понимать их таинственный смысл...



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

    Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

    Конспект тематического развлечения в подготовительной к школе группе с применением ИКТ и технологии ТРИЗ на тему: «Всё дело в шляпе»

    Данный учебный материал позволяет:1. Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении;2. Упражнять в образовании относительных прилагательных (фетр-фетровая, шерсть-шерстяная);3. Упражнять...

    Вечер развлечения в подготовительной к школе группе на тему "Кто танцует круглый год, того скука не берет"

    Увлекательное путешествие детей  с песнями. танцами, стихами по временам года....

    "Смотр армейских войск" (конспект спортивного развлечения в подготовительной к школе группе)

    "Смотр армейских войск" (конспект спортивного развлечения в подготовительной к школе группе)...

    Конспект физкультурного развлечение в подготовительной к школе группе «А ну-ка девочки»

    Программное содержание: 1. Развивать желание участвовать в соревнованиях, проявлять дружеское, командное отношение. 2. Формировать качества как выносливость, ловкость, силу, быстроту в движения...

    Конспект летнего развлечения в подготовительной к школе группе " Что такое дружба?"

    Программные задачи:Образовательные: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; формировать навыки общения друг с другом.Развивающие: развивать навыки позитивного социа...

    Вечер развлечения в подготовительной к школе группе ко Дню пожилого человека «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой»

    Цель: организовать праздничную атмосферу совместного сотрудничества семьи и детского сада. Активизировать интерес детей к семейным традициям, семейным ценностям; воспитывать уважение, любовь к старшем...