Психокоррекционная работа с детьми
материал (подготовительная группа) по теме

Свиридюк Наталья Васильевна

Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностик, по запросам родителей, по наблюдениям. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

    Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, упрямство;

- коммуникативная: нарушение благополучия в семье;

- познавательная: низкий самоконтроль уровня познавательных процессов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brow_1300274336.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Кормиловский детский сад №3 «Юбилейный»»

Психокоррекционная работа с детьми

консультация для педагогов

Педагог – психолог:

Свиридюк Наталья Васильевна

Кормиловка 2009 г.

 Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностик, по запросам родителей, по наблюдениям. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

    Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, упрямство;

- коммуникативная: нарушение благополучия в семье;

- познавательная: низкий самоконтроль уровня познавательных процессов.  

1. Эмоционально волевая.

а) Агрессивное поведение

агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

 Рождается ли малыш агрессивным?

     Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Причем агрессивные черты в поведении детей можно увидеть с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдаются реакции ярости. Но младенец в первые месяцы жизни не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Способность иметь такое желание не возникает ранее первого года жизни. К концу первого года, наблюдается реакция ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Примером этого может служить тот случай, когда ребенок гневно швыряет игрушки, если его против воли усаживают в коляску.

     ОДИН - ДВА ГОДА

     До года ребенок в основном был занят освоением окружающего его мира: предметы, новые  виды деятельности. Теперь его все больше начинают интересовать люди (помимо знакомых, все больше привлекают незнакомые). Как правило, в год ребенок начинает ходить,  возможности освоения мира увеличиваются, а вместе с ними увеличиваются проблемы его родителей, остро встает вопрос дисциплины.

     Итак, формирование и проявление у годовалых детей агрессии мы рассмотрим через эти две характерные особенности возраста: обучение установлению контактов с людьми и освоение основных правил поведения.

     Начнем с дисциплины. Годовалый ребенок - исследователь. Его привлекает все, что встречается на пути. И если ему препятствовать в этом, он будет сердиться, вести себя агрессивно. Может стукнуть маму, если она запрещает что-то, может кусаться, упасть на пол и громко кричать. Может нарушать запреты и стремиться к тому, что нельзя, при этом, крича и вырываясь, если его пытаются остановить. Даже очень терпеливую мать все это способно рассердить. А если мама сама очень эмоциональна, несдержанна или просто устала, то она «срывается» и при значительно меньших проявлениях недовольства ребенка. Мамы и папы сердятся на любознательного малыша, называют его «вредным», «злым», «настырным» и т.п. Нередки случаи физического наказания и угроз (шлепок по попе, удары по рукам).  

     Но, как ни странно, ругань, физические наказания редко приносят желаемый результат. Такой способ решения проблем ничто иное, как проявление родительского бессилия. Почему такие наказания неэффективны? После вспышки злости и выхода ее через наказание у родителей часто возникает чувство вины. И появляется понятное желание как-то ее загладить. Мать может стать снисходительной к непослушанию ребенка в иной ситуации или позволит наказать себя.

     Все это непоследовательность воспитательных действий, и ребенок не понимает, почему в одной и той же ситуации мама ведет себя по-разному и требует разное. В результате малыш не усваивает норм и правил поведения. И в дальнейшем родителям (да и другим людям) будет с ним нелегко, и самому ребенку трудно будет уживаться с людьми. Именно такие дети из-за внутренних противоречий, из-за неумения соблюдать правила, принятые в обществе, склонны к агрессивному поведению, в том числе и с родителями. Кроме того, дети родителей, которые часто «срываются», перенимают агрессивные формы поведения, реагирование на ту или иную ситуацию. Помните, у агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети.

     Поэтому, обучая ребенка, как себя правильно вести, что можно и что нельзя, насколько необходимы эти умения в этой среде, где придется жить их малышу.

     Есть общие правила и нормы, которые не зависят от социальных и культурных различий, и среди них одно из важнейших - умение сдерживать свой гнев. Этому ребенок должен учиться с рождения, и введение запретов - это один из этапов воспитания самоконтроля.

     На втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможности самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое «Я сам!» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.

ТРИ - ЧЕТЫРЕ ГОДА

      В этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя» ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляцией.

     Э.Фромм, указывает на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект.

      Почти у каждого здорового малыша до 3 лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Для двухлетнего ребенка защита своей собственности - нормальное явление. Если двухлетний ребенок отнимает игрушки у других детей, это не значит, что он вырастет агрессивным. Он еще слишком мал, чтобы считаться с интересами других людей, он этому только начинает учиться.

     В этот период нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет осваивать активные физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться) и не паниковать, что малыш растет агрессором. Пройдет этот период, и ребенок освоит новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.

     Очень важным, для закрепления того или иного поведения ребенка, служит внимание взрослого. И дети, которым не хватает эмоционального контакта с мамой, часто находят другой способ привлечь ее внимание и делают то, на что мама вынуждена, будет обязательно среагировать. Очень часто это бывает агрессивное поведение.

ШЕСТЬ - СЕМЬ ЛЕТ

     К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена формы агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм (оскорбление, борьба). Достигнув, пика в раннем детстве, агрессивность постепенно убывает. По мере того как с возрастом дети становятся рассудительнее, осторожнее, физические нападки могут смениться словесными оскорблениями - дети, придумывают своим соперниками обидные прозвища, подвергают их уничижительной критике.  

     Психологи утверждают, что в норме к младшему школьному возрасту, агрессия сходит на нет, но в некоторых случаях становится наиболее приемлемой и часто используемой реакцией на сложные ситуации.

Причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста:

- стремление занять лидерские позиции;

- желание владеть предметом, которым владеют другие дети;

- ревность;

- замечание или наказание;

- чувство голода;

- повышенная утомляемость;

- скука, желание привлечь к себе внимание;

- давление родителей;

- впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

- чувство неполноценности.

    Выявив причины агрессии, следует приступить к коррекции агрессивного поведения. Для каждого возраста желательно использовать свои корректирующие упражнения, учитывающие уровень развития детей.  

Как играть с агрессивными детьми

(рекомендации для педагогов по подбору и использованию игр в работе с агрессивными детьми).

     На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

     Перечисленные  ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных  способов легального выплескивания гнева:

«Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг», «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки».

Игры для снятия мышечного напряжения:

«Штанга», «Сосулька», «Шалтай-болтай», «Винт», «Насос и мяч», «Водопад», «Танцующие руки», «Слепой танец», «Каратист», «Боксер», «Клоуны ругаются».

Подвижные игры:

«Обзывалки», «Два барана», «Доброе животное», «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Зайчики», «Я вижу...», «Ласковые лапки», «Толкалки», «Бумажные мячики», «Дракон», «Воробьиные драки», «Минута шалости»,

Творческие, эмоциональные методы (для детей 3-4 лет)

  1. Рисование пальчиками.

На лист ватмана, нанося рисунок карандашом: солнце, дом, дерево, цветы. Детям предлагается раскрасить картинку, подходя по очереди и раскрашивая один элемент.

  1. Рвем бумагу и делаем аппликацию.  
  2. Делаем мозаику.

Предложить детям раздавить скорлупу от яиц, чтобы получились небольшие кусочки. Наклеить эти кусочки на картон. Затем раскрасить.

Лингвистические, творческие упражнения  (для 5-6 лет)

  1. Рисуем стихотворение.

Читаем стихотворение, детям предлагается нарисовать стихотворение.

  1. Кто прав кто виноват?

Разбираем ситуации, Предлагается рассмотреть несколько картинок с разными сюжетами: мальчик сталкивает девочку с качелей, девочка отбирает у подружки куклу, большой мальчик бьет маленького мальчика. Спросить у детей: «Как ты думаешь, почему мальчик (девочка) так поступает? А ты как поступаешь так когда-нибудь? Как ты думаешь, почему так поступать плохо?» Дети отвечают по очереди.

    3.Слушае музыку.

Даете детям прослушать веселую музыку, грустную музыку, спросите, кто, что представлял себе, пока музыка звучала.

  1. Рисуем настроение.

б) Повышенная возбудимость  

    Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Это одна из главных функций нервной системы. Процессы возбуждения и торможения образуют основу высшей нервной деятельности. Что свидетельствует о повышенной возбудимости ребенка?

- ребенок вздрагивает, когда к нему подходят, обращаются неожиданно;

- у ребенка угловатые, резкие движения;

- ребенок быстро утомляется и начинает плакать;

- ребенка трудно упокоить, переключить его внимание на другую деятельность;

- ребенок постоянно обозначает потребность в матери, тяжело расстается с ней;

- во время занятий вскакивает с места;

- ребенок отказывается от еды, то ест с чрезмерным аппетитом;

- ребенок бывает, агрессивен без причины;

- ребенок отказывается следовать инструкции, старается настоять на своем.

    Повышенная возбудимость – проблема в первую очередь для самого ребенка. Он не понимает, что с ним происходит, почему он так себя ведет, за что его ругают или наказывают. Причины повышенной возбудимости различны: тяжелые роды, перенесенный стресс, напряженная атмосфера в семье, физическая травма, перенесенное заболевание, фобии. Коррекция повышенной возбудимости должна проводиться постоянно. В группе не должно быть более трех человек. При коррекции повышенной возбудимости можно не делать упражнения по возрастам, а идти от простых упражнений к сложным, отмечая и фиксируя изменения в поведении ребенка. Коррекция повышенной возбудимости включает: музыкальные задания, творческие задания, упражнения, развивающие пластику.

Музыкальные задания

  1. Раздать детям колокольчики. Включить музыку. Предложить детям тихонько звенеть колокольчиком в такт музыке; покажите. Как это делать.
  2. Извлекаем звуки. Предложить детям постучать ложкой о ложку, ложкой о стакан, смять лист бумаги, подудеть в дудочку. Спросите, какой звук понравился, а какой нет.
  3. Поем под «фанеру». Раздать детям игрушечные микрофоны и попросить изобразить песню, которую они слышат. Для каждого ребенка – своя песня. Выбирайте песни из мультфильмов, детских фильмов.
  4. Пушистая музыка. Дети под музыку перебрасываются пушистыми помпонами. Упражнение длится 3 минуты.
  5. Колобок. Лежа на коврике, поворачиваясь  с боку на бок, ребенок должен достать мячик. Сначала упражнение делают под быструю музыку, потом под медленную.
  6.  Времена года. Под музыку «Времена года» П.И. Чайковского дети рисуют то время года, которое, на их взгляд, соответствует прослушиваемому отрывку.

Занятия пластикой

1.Локоть – колено. Упражнение выполняют стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен правым локтем, коснутся левого колена, а левым локтем правого колена.

2. «Все выше, и выше, и выше» Дети лежат на ковриках на спине. По сигналу хлопок, стараются как можно выше тянуть руки и ноги. Когда раздастся два хлопка, опускают руки и ноги. Повторить 3 раза.

3. Нашел гриб. На полу расставить формочки, другие маленькие игрушки – «грибы». Около каждой игрушки ребенок медленно приседает, быстро выпрямляется, говорит: «Нашел!» Для каждого ребенка своя -  дорожка с грибами.  

Творческие занятия

Для коррекции возбудимости на творческих занятиях следует использовать нестандартные материалы: губки, тампоны, пенопласт, шерстяные и шелковые нитки, гофрированный картон и др.

  1. Рисуем губками. На лист бумаги нанесите контур рисунка. Чем меньше возраст ребенка, тем больше должен быть контур и меньше элементов содержать рисунок.
  2. Пенопластовые барельефы. Предложить детям раскрошить куски пенопласта на мелкие кусочки. Лист картона намазать клеем. Насыпать пенопластовую крошку, подождать, пока высохнет. Раскрасить пальчиковыми красками.
  3. Рисуем шерстяной ниткой. Откройте баночки с гуашью, перед каждым ребенком положите лист бумаги. Кончик шерстяной нитки (клубок должен быть небольшим) нужно обмокнуть в гуашь и нарисовать узор. Чтобы краски не перемешивались, использованный кончик нитки отрезать.
  4. Шелковая аппликация. Нитки мулине разных цветов нарезать на маленькие отрезки (1-2 см). На картон (половина листа А4) нанесите контур рисунка: бабочка, яблоко, кошка, рыба, цветок и др. Намазать картон клеящим карандашом и наклеивать нитки, плотно прижимая. Контур обвести карандашом.
  5. Мягкая мозаика. На листе бумаги нарисовать геометрические фигуры (недалеко друг от друга): ромбы, круги, квадраты, треугольники. Подготовить отрезки шелковых, шерстяных ниток, кусочки меха, бархатной бумаги. Намазать лист клеем и приклеивать элементы, стараясь не нарушать границы геометрических фигур.
  6. Царь – рыба. Вырезать из картона контур рыбы. Сделать и фольги конфетти. Намазать рыбу клеем, приклеить конфетти. Незаполненные места раскрасить пальчиковыми красками.

в) Страхи, фобии.  

Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи – тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изучаемая тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек. Причин детских страхов много: травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из – за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения, и т.д. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

- не засыпает один, не разрешает выключать свет;

- часто закрывает уши ладонями;

- прячется в угол, за шкаф;

- отказывается от участия в подвижных играх;

- не отпускает маму от себя;

- беспокойно спит, кричит во сне;

- часто просится на руки;

- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

- отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

 - категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребенка. В ДОУ можно помочь детям справляться со страхами, проводя вербально-художественные и творческие (музыкальные, пластические) занятия. Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или сложные упражнения.

Фобия – навязчивое состояние, при психических заболеваниях – болезненные, навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потоотделением и др. Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга.  

Вербальные и художественные упражнения.

  1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
  2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котом лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
  3. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, раздайте детям. Отпуская шары в небо, повторять: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
  4. Напугаем страх. Упражнение – кричалка.

Я хлопаю (хлопать в ладоши)

Топаю (топать ногами),

Громко рычу (произносить «р-р-р»),

Страх прогоняю (махать руками).

И хохочу (произнести громко «ха-ха-ха»).

5. Придумываем страшилку. Взрослый начинает, а дети прибавляют по предложению. Например: «Была ужасная ночь.…На прогулку вышла большая собака,…Она хотела кого-то укусить…» и т.д. Взрослый должен закончить страшилку смешно: «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженного. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженного».

6. Я не боюсь. Поставить перед каждым ребенком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку. Дети должны повторять за взрослым фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы: «Я не боюсь темноты. Яне боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома» и т.д.»

Творческие (музыкальные и пластические) задания.

  1. Кто и как боится? Взрослый предлагает детям без слов изобразить человека, который боится врача. Дети показывают по очереди. Спросите: «Почему некоторые дети боятся врачей?»
  2. Сильный, смелый, добрый. Упражнение выполняют стоя. По сигналу взрослого «Сильный!» - поднимают вверх левую руку. По сигналу «Смелый!» - поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый!» - хлопают рукой по колену. То же упражнение делают правой рукой и ногой. Повторить 4 раза.
  3. Морской ветер. Под музыку (звуки природы, море) дети начинают дуть, потом тянуть звук у-у-у.

г) Коррекция гиперактивного поведения  

Термин «гиперактивноть» обозначает синдром, присущий конкретному человеку, т.е. несколько симптомов, которые не стоит путать с живостью, активностью, свойственной большинству детей. О том, что ребенок гиперактивен, свидетельствуют следующие признаки:

- постоянное гримасничанье;

- быстрый темп речи, бессвязная речь; ребенок, начав что-то рассказывать, сам себя перебивает;

- движения ребенка порывисты, но неуклюжи;

- ребенок большее количество времени предпочитает находиться в «образе» (сегодня я волк) и требует обращения с ним соответственно;

- старается привлечь к себе внимание взрослых и сверстников любыми способами, вплоть до агрессивных;

- не может сосредоточиться и долго усидеть на месте;

- чаще, чем другие дети, ломает и разбирает игрушки, рвет книжки, портит вещи;

- не реагирует на просьбы и замечания взрослых, продолжая заниматься своим делом;

- демонстративно ведет себя в людных местах, выкрикивает ругательства, закатывает истерики;

- мало и плохо спит, предпочитает спать в родительской кровати.

Коррекция гиперактивного поведения в ДОУ может осуществляться в трех направлениях:

- снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;

- формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками;

- формирование самоконтроля.

Физические упражнения для коррекции гиперактивного поведения

  1. Цирк. Взрослый говорит ребенку: «Сегодня ты будешь львом. Ты должен прыгнуть через обруч». Двое детей держат обруч, третий проползает, изображая льва. Упражнение делают по очереди.
  2. Скачу как мячик. Под музыку дети перепрыгивают через 4-5 мячей, лежащих недалеко друг от друга. Мячи должны быть разной величины.
  3. Лежачий футбол. Дети лежат на животе. Двое с одной стороны двое с другой руками одновременно толкают два мяча, стараясь их столкнуть.
  4. Ловлю бабочек. У каждого ребенка в руках бумажная полоска длиной 1,5-2 м. На конце нарисована бабочка, дети двигают полоску вправо-влево, вверх-вниз. Один из детей должен ловить бабочек, накидывая шляпу или сачок.
  5. А на злючку не вставать. На листах бумаги А4 написать или нарисовать: добрый, хороший, умный, сильный, смелый, веселый, здоровый. На двух листах написать злючка. Листы раскладываются, как классы. Дети прыгают с листа на лист по очереди, стараясь не задеть лист с надписью злючка.

Формирование самоконтроля

Упражнения по развитию самоконтроля предполагают, что ребенок не должен чего-то делать или должен что-то делать в рамках предложенных инструкций. Упражнения направлены на развитие контроля в поведении, эмоциях.

  1. Смотрим на часы. Дайте каждому ребенку лист с нарисованным квадратом. Пока пересыпается песок в песочных часах, дети должны заштриховать квадрат.
  2. Сержусь, но улыбаюсь. Под медленную музыка дети в течение 1 мин топают ногами и сохраняют улыбку на лице.
  3. Три минуты тишины. Дети сидят на подушках, положив руки на колени, слушают тишину. Упражнение продолжается 3 мин.
  4. Повторяйте все за мной. Взрослый просит повторять фразы, которые детям кажутся правильными, а неправильные не повторять:

Сегодня я съел котлету.

Намело сугробы летом.

Я дружу с большой акулой.

В комнате 4 стула.

Ночью солнце светит ярко.

Дарят в Новый год подарки.

У меня живет слоненок.

Я пока еще ребенок.

5. Смотрю очень внимательно. Дети сидят на подушках, закрыв уши ладонями, и внимательно осматривают комнату. Через 3 мин дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые они запомнили.

6. Почему нельзя. Взрослый читает стихотворение и просит детей ответить: «Почему так делать нельзя?» Сначала стихотворение читается целиком, затем по строчке:

Нельзя царапаться, кусаться. Почему?

Нельзя с братишкой младшим драться. Почему?  

Нельзя плеваться и кривляться. Почему?  

В грязной луже нельзя купаться. Почему?  

Нельзя капризничать и хныкать. Почему?  

Нельзя в костер с разбега прыгать. Почему?  

Нельзя в людей песком кидаться. Почему?  

Нельзя толкаться и брыкаться. Почему?  

Формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками.

Кукольный театр. Взрослый предлагает детям разыгрывать некоторые ситуации от имени кукол. Сам комментирует ситуацию, помогает детям моделировать конструктивные диалоги. Примеры ситуаций:  

- куклы подрались из-за машинки;

- одна из кукол обиделась и не с кем не хочет играть, остальные её уговаривают;

- одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушки;

- одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет, остальные защищаются;

- одну из кукол все угощают, а она выплевывает и выкидывает еду, остальные уговаривают её попробовать;

- одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего странного нет;

- одна из кукол не хочет ходить в детский сад, остальные перечисляют, что в детском саду хорошего, интересного.

Прежде чем разыгрывать любую ситуацию, взрослый распределяет роли и раздает кукол. Объясняет детям, что от них требуется: «Ты будешь зайчиком, который всего боится. Ты будешь лисичкой, коротая, уговаривает зайчика не бояться, потому что у него быстрые ноги, и он может убежать» и т.д. Каждый ребенок должен произнести несколько реплик. Если он не может придумать реплику, следует сказать за него и попросить повторить. Надо предоставить всем детям возможность побывать в разных ролях. Такие же ситуации-представления можно разыгрывать и с пальчиковым театром.

Ролевые игры.   Взрослый предлагает детям ситуацию, героями которой они становятся. При необходимости перед тем, как разыгрывать ситуацию, подготавливаются аксессуары (наряды, предметы для манипуляций).  

  1. «Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого ты позовешь на помощь?» Все дети по очереди представляют себя Робинзоном.
  2. «Представь, что ты – доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек?» Взрослый может читать сказку К.И. Чуковского «Айболит», а дети показывать.
  3. «Представь, что ты новогодняя елка. Давай украсим елку. Что елка могла бы рассказать ребятам?» Дети отвечают по очереди, дополняя друг друга.
  4. «Представь себе, что ты капитан, плывешь в дальние страны. Опиши эти страны». Дети по очереди описывают то, что они «видят». Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый задает наводящие вопросы: «Какие здесь растут деревья. Какие животные водятся?»      

Занимаясь с гиперактивными детьми, следует учитывать, что они неусидчивы, часто бросают начатое дело. Задания и упражнения следует чередовать. Обязательно нужно отвлекать внимание гиперактивных детей от чего-то недозволенного, предлагая новый вид деятельности, новую игру.

д) Робость, застенчивость

Застенчивость – нежелание обращать на себя внимание других людей, склонность к уединению, неумение устанавливать контакты, смущение, замешательство при необходимости отвечать на вопросы. Робость – нерешительность, пугливость, осторожность, неумение постоять за себя.

Некоторые застенчивые дети не нуждаются коррекции поведения. В таких случаях, диагностируя ребенка, стоит отметить, что застенчивость – качество, которое не мешает ребенку, не создает проблем в контактах, ребенок не является объектом насмешек, его не обижают. Если же застенчивость мешает ребенку адаптироваться к коллективу , он испытывает дискомфорт, постоянно нуждается в одобрении своих действий и помощи в установлении контактов, тогда нужно помочь ему преодолеть застенчивость. Застенчивым детям надо помочь обрести уверенность в собственных силах, сформировать навыки общения, научиться постоят за себя.      

Упражнения, повышающие самооценку

  1. Я – смелый. Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит: «Я смелый». Упражнение делают по очереди.
  2. Я – ловкий. Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх, говорит: «Я – ловкий».
  3. Я – Умный. Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет: «Я – умный». Упражнение повторить 3 раза.
  4. Я – сильный. Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет 3 раза: «Я – сильный», по сигналу взрослого «Брось!» - бросает мячи.
  5. Я – добрый. Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят: «Я – добрый». Упражнение повторяется 3 минуты.

Формирование навыков общения.

  1. Возьмите меня в игру. Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнение делают все дети по очереди.
  2. Совет волшебника. Взрослый рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Однажды мальчик встретил доброго волшебника, и тот ему посоветовал. … Каждый ребенок придумывает и говорит, что посоветовал волшебник.
  3. Тихо, громко, очень громко. Дети хором говорят: «Я люблю играть с друзьями». Сначала говорят тихо, потом громче, потом очень громко. Повторить 3 раза.
  4. Поссорились – помиримся. Взрослый начинает предложения, а дети по очереди продолжают их.
  • Жили-были два друга. Как их звали?
  • Они всегда вместе играли и вдруг… поссорились. Почему?
  • Они хотели помириться, но не знали, как, и вот один подумал,… Что придумал один из друзей?
  • Они помирились и стали играть. Во что играли друзья?

Взрослый должен выслушать все ответы и дополнения детей.

  1. Я хочу играть один. Один ребенок сидит на подушках, отвернувшись от  

     других детей. Дети по очереди подходят и предлагают сыграть в какую-  

     нибудь игру. Ребенок на все предложения отвечает: «Я хочу играть один».  

    Взрослый помогает детям предложить ему такую игру или занятие, от которых  

    он не сможет отказаться. Как только ребенка уговорят, его место занимает  

    другой.  

Упражнения, развивающие координацию движений

Как научить застенчивого ребенка постоять за себя? Отстоять свои права, защитить себя могут дети, уверенные в себе, подвижные с хорошей координацией движений.

  1. Увернусь от мяча. Дети стоят по кругу, один ребенок в середине. Расстояние между детьми 2,5 м. Дети по очереди кидают надувной мяч в ребенка, стоящего посередине, он должен увернуться, приседая или нагибаясь.
  2. Нос – коленка. Под музыку дети делают наклоны, стараясь достать носом колена сначала правого, затем левого. Упражнение повторить 4 раза.
  3. Черепахи и жирафы. Дети лежат на ковриках на спине. По сигналу взрослого «Черепахи» переворачиваются на живот, сгибая руки в локтях, ноги в коленях. По сигналу «Жирафы» - встают, поднимаются на носочки, тянут руки вверх. Упражнение повторить 3 раза.
  4. Веретено. Под музыку дети вращают руками, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки, по сигналу (хлопок) убыстряют темп, по другому сигналу (два хлопка) замедляют. Упражнение повторить 3 раза.      

е) Негативизм, упрямство

Негативизм – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование негативизма связано с особенностями воспитания в детском возрасте. Упрямство – проявление негативизма. В ДОУ упрямые дети доставляют много хлопот воспитателям, их трудно уговорить, они часто делают что-нибудь назло. Коррекция негативного поведения заключается устранении противоречий между ребенком и взрослым, между ребенком и другими детьми. Следует использовать вербальные упражнения (сочинение сказок, историй, анализ стихов, моделирование ситуаций) и художественные (рисование, лепку, изготовление аппликаций, панно).

Вербальные упражнения

  1. Чего я очень не люблю. Взрослый задает детям вопрос: «Чего ты не любишь больше всего?» Дети отвечают по очереди. Ответов должно быть не менее трех.
  2. «Не хочу» и «Не могу» Взрослый предлагает детям придумать начало сказки про двух принцесс. «Жили-были две принцессы – «Не хочу» и «Не могу». Как вы думаете, почему их так назвали? Где они жили, с кем они дружили?» Выслушать все ответы детей.  
  3. Соглашусь или откажусь. Взрослый читает стихотворение. А дети после каждой строчки говорят «соглашусь» или «окажусь».

Подарят мне велосипед (соглашусь).

Заставят, съест 500 конфет (откажусь).

Пригласят на сцене спеть (соглашусь).

Скажут на Луну лететь (соглашусь, откажусь).

Скажут мне в крапиву сесть (откажусь).

Скажут мне на горку влезть (соглашусь).

Скажут все отдать игрушки (откажусь).

Скажут: «Дай нам полватрушки» (соглашусь).

Упражнения художественные

  1. Рисуем левой рукой. Перед каждым ребенком лист бумаги необычного формата: круг, треугольник, пирамида. Пока пересыпается песок в песочных часах. Нарисовать пальчиковыми красками узор на листе указательным пальцем левой руки.
  2. Большая рыба из маленьких кусочков. На листе картона. Нарисовать большую рыбу. Каждый ребенок рвет на маленькие кусочки два листа цветной бумаги. Намазать изображение рыбы клеем. Все дети приклеивают кусочки бумаги на изображение рыбы по очереди, стараясь не оставлять пустые места.
  3. Рисуем жителей страны Упрямии. На листе бумаге ребенок должен нарисовать карандашами, фломастерами, красками жителя страны Упрямии, каким он его представляет.

Как известно, для установления контакта с ребенком необходима позиция «глаза в глаза», но это, безусловно, справедливо к обидчивым детям. Тревожные дети, которые избегают контактов с людьми, именно такого подхода пугаются. Если ребенок отступает, следует как раз не смотреть прямо на него. А говорить с ним вполоборота; не приближаться, не сокращать дистанцию, лучше сделать шаг назад. Не надо протягивать к ребенку руки и дотрагиваться до него, делать резких движений. Контакт с тревожным ребенком воспитателю лучше устанавливать. Используя опосредующий предмет, игрушку (медвежонка, куклу или простой мячик).

    Рекомендуется говорить с такими детьми негромко, ровным голосом без излишних ярких эмоциональных интонаций, избегать интенсивной жестикуляции. Главное – воспитатель должен иметь терпение.

 

Используемая литература:

  1. И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», М.: Издательский центр "Академия", 1998г.
  2. М.В.Ермолаева «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками», М. -Воронеж Модек,1998.
  3. Овчинникова Т.Н. «Личность и мышление ребенка», М.: Акад. Проект, 2004г.
  4. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. «От игры к самовоспитанию», М.: Новая школа, 1993г.
  5. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....