Проект
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovac._proekt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                     центр развития ребенка - детский сад первой категории № 34

                                                               Г. Челябинска.

        

Инновационный проект

«Игровая деятельность детей старшего  дошкольного возраста с учётом  гендерных особенностей».

        

                                                                                             

 

                       Разработал педагог

                                                           первой квалификационной категории

 Горбенко Елена Борисовна.

1.Тема проекта:  «Игровая деятельность детей старшего

дошкольного возраста с учётом  гендерных особенностей».

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Актуальность данного проекта нашла свое отражение  в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное   же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев  доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

3.Цель и задачи проекта.

Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставили перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

 Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

-изучить анатомо-физиологические, психологические и другие  особенности мальчиков и девочек;

-определить особенности содержания и игровых стилей  у мальчиков и девочек;

-составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной  социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип  интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

  • здоровье и физическое развитие;
  • социально – личностное;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое.

Необходимо отметить, что, несмотря на изменение, направлений государственной политики игра продолжает занимать важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

В игре происходит:

—развитие ребенка;

—развиваются его действия в представлении;

—происходит ориентация в отношениях между людьми;

—уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;

— коммуникативность, чувство собственного достоинства;

—навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

—положительное отношение к себе, как представителю того или иного пола;

—открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий  предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».

5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2011-май 2012)

6. План реализации

Сентябрь

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме;

Октябрь        

- согласовать тему с  психологом;                

- консультация  для специалистов, планирование работы по взаимодействию;

- изучить литературу по теме;

Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;

- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;

Декабрь

- зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек ;

- совместная деятельность педагога и детей « Мужчина и женщина, – какие они?»

Январь

-  беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина,  девочка, будущая женщина»

- выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы».

Февраль

-проведение праздника « День Защитника Отечества».

- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.)

- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».

Март

- проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!»

- руками русских мастеров и мастериц  (платки, посуда, литье, оружие).

Апрель

- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей « Мастера и Мастерицы».

Май 

-Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».

- панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня».

-создание фотоальбомов на тему: « мужские и женские профессии».

7.Предполагаемые результаты.

Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

—Модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;

 —Решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;

 —Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

—Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;

В процессе работы инновационного проекта  у детей должны вырабатываться:

— навыки доброжелательного отношения друг к другу;

— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

8. Востребованность результатов реализации проекта.

Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

9. Опыт работы по предложенному направлению.

Анализ материалов из опыта работы « Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников»  выявил  положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод,  что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. 

10.Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

  •  Анкетирование педагогов ДОУ  для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
  • Знакомство  педагогов  ДОУ с  особенностями организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах детских садов. 
  • Познакомить педагогов с маркерами гендерных различий. Провести для педагогов конкурс дифференцированных меток, эмблем, маркеров гендерных различий.
  •  Для ознакомления педагогов ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста будет проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду».

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План проведения семинара:

1. Гендерное воспитание в детском саду.

2. Мальчики и девочки.

3. Роль игры в жизни дошкольника.

4. Игрушки для девочек и мальчиков.

5. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).

  • Деловая игра "Педагогический комментарий".

Цель: Актуализировать  практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

  • Консультация для формирования у родителей гендерной компетентности "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?».

Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

  • Предложить проведение районного методического объединения на предстоящий учебный год по теме «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста».

11.Наличие эффективных механизмов распространения результатов проекта.

  • Публикация инновационного проекта на Блоге МДОУ.
  • Участие в научно- практической Интернет-конференции.
  • Публикация статьи в различных изданиях дошкольного образования: «Обруч»; «Воспитатель ДОУ»; «Дошкольное воспитание».
  • Публикация в районном сборнике инновационных проектов.
  • Презентация проекта на фестивале инновационных идей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...


 

Комментарии