Главные вкладки

    Занятие по развитию эмоциональной сферы детей в старшей группе - Путешествие к царевне Несмеяне
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

    Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

    Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное.  Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их  личности.  Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

    В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

    Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

     Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

    Приобщая детей к  истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.  Можно проводить посиделки, досуги,  на которых дети  будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.  Именно здесь  вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных.  Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

    Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

             Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать  детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  чувств.

    Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они  никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей в старшей группе  - Путешествие к царевне Несмеяне.

    Цель: тренировка смены эмоциональных состояний.

    Задачи: 1) учить переключаться с одного эмоционального состояния на другое;
    2) закреплять представления детей об эмоциях «радость» и «грусть»;
    3) продолжать развивать умение распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их при помощи мимики и жестов;
    4) способствовать развитию психических процессов (речи - обогащение словаря словами, характеризующими данные эмоции; мыслительных операций - посредством собирания разрезной картинки, выбора нужного элемента из нескольких);
    5) сплочение детского коллектива;
    Дети входят в зал, становятся полукругом.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что означает слово «здравствуй»?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно, ребята, ведь слово «здравствуй»- это приветствие и пожелание здоровья и добра. Давайте поприветствуем друг друга.

    Коммуникативная игра «Здравствуй»

    1.   Здравствуйте!      разводят руки в стороны и слегка                                                      

    Улыбнись скорее!                 кланяются друг другу
    И сегодня весь день             
    "пружинка"
    Будет веселее.                       
    поднимают ручки вверх
    2. Мы  погладим лобик,         
    выполняют движения по тексту
    Носик,
    И щечки.
    Будем мы красивыми,          
    наклоны головы к правому и левому
    Как в саду цветочки!            
    плечу поочередно

    3.Разотрем ладошки                движения по тексту 

    Сильнее, сильнее!
    А теперь похлопаем
    Смелее, смелее!

    4.Ушки мы теперь потрем

    И здоровье сбережем.
    Улыбнемся снова,                
    Будьте все здоровы!            
    разводят руки в стороны

    Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

    Дети: Да!

    Воспитатель: А хотите оказаться в сказке  и путешествовать по волшебной Стране Чувств?
    Дети   соглашаются идти в путешествие.
     
    Воспитатель:

    Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
    Хлопну, топну, повернусь,
    В сказке тотчас окажусь.
    Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.

    Дети повторяют слова, а психолог  надевает корону и берет «волшебную палочку».

    Фея:

    Вот и в сказке мы, друзья!
    Фея Настроенья я.
    В моей стране не скучно,
    Встретят вас  радушно,
    Собирайтесь, в добрый путь!

    Ритуал входа в сказку.
    Звучит запись «Голоса леса». Дети идут  друг за другом, преодолевая различные препятствия, выполняя соответствующие движения по тексту стихотворения.

    Ой, смотрите-ка поляна,
    И высокая трава,
    Выше ноги поднимайте,
    Осторожно детвора.
    Впереди лежит бревно,
    Очень толстое оно,
    Мы его перешагнем,
    И опять вперёд пойдем.

    По дорожке мы пойдём,

    Наши ножки разомнём.
    Ручеек бежит играя,
    Мост лежит через него,
    Друг за другом мы пойдем,
    В ручеек не упадем.

    Фея: Вы наверно все устали. Отдохните и немного полежите (релаксация).

    Зеленая трава, зеленая листва,
    От ветерка колышется,
    В лесу у всех сперва кружится голова,
    Потом легко всем дышится.
    Зелень зеленная, чудо озонное,
    Зелень целебная,сила волшебная.

    Упражнение «Письмо»
    Все садятся на ковер. Она читает письмо от царя Сердце. В этом письме говорится о том, что дети уже знакомы с его слугами Радостью и Грустью. У царя есть дочь. Она раньше дружила с Радостью и звали ее Смеяна. Но потом она подружилась с Грустью и её стали называть Несмеяна. Царь просит детей помочь ему развеселить царевну.
      Затем фея задает вопросы по письму: как звали царевну? Почему у нее было такое имя? С кем она дружила? Что она любила делать? С кем она подружилась потом? Какой она стала? Почему теперь ее зовут Несмеяна?

     Упражнение “Кулачки”.

    Руки на коленях,
    Кулачки сжаты,
    Крепко, с напряженьем,
    Пальчики прижаты.
    Пальчики сильней сжимаем –
    Отпускаем разжимаем.

    Упражнение “Весёлые птички”

    Дуть на фигурки птичек. У кого дальше улетит птичка?

    Упражнение «Собери фотографию»

    Дети собирают фотографию грустной  Несмеяны. Затем Фея задает вопросы: как вы догадались, что эта девочка дружит с грустью? А когда вы грустите? Покажите, как вы умеете грустить? Дети приводят примеры, изображают грусть.
    Фея предлагает узнать, как выглядела царевна раньше. Для этого нужно собрать фотографию – разрезную картинку. Задает вопросы:  
     какая девочка на фотографии? Как вы догадались, что она радостная? А когда вы радуетесь и веселитесь? Покажите, как вы радуетесь, когда вам дарят подарок, идёте в гости, когда вас хвалят?
     Дети изображают радость при помощи мимики и жестов.

     Игра.

    Я коза, а вы – козлята.
    Озорные вы ребята.
    Мы пасемся на лугу,
    Едим сочную траву
    Целый день мы
    Пляшем, пляшем,
    И прыгаем прыг, прыг
    И хвостиками машем,
    И ножками брык, брык.

    Затем дети идут к дому.

    Фея: Долго, долго с вами  шли
           Вот и к дому подошли.

    Игра «Развеселим царевну» Дети стучат в дом, выходит царевна  и плачет. Рядом лежит корзина, вокруг разбросаны игрушки. Фея просит детей догадаться о причинах грусти царевны. Затем ребята помогают ей собрать игрушки. Царевна перестает плакать и благодарит их. Фея спрашивает, как еще можно развеселить Несмеяну? Дети предлагают свои варианты (пощекотать, рассказать смешную историю, подарить подарок и т.д.) поиграть.

    Выходите, дети, в круг.
    На вопросы отвечаем,
    Ни секунды не теряем
    - Кто любит шоколад?
    - Кто любит мармелад?
    - Кто любит груши?
    - Кто не моет уши?
    - Кто любит плавать?
    - Кто любит плакать?
    - Кто любит мыться?
    - А кто мухи боится?
    А теперь мы с вами вместе,
    Потанцуем танец мой!
    Повторяйте все за мной.

    Танец маленьких утят.

    Царевна смеется. После чего просит их показать, какой она была, когда грустила, затем, какой стала теперь.

    На память о встрече Несмеяна  дарит «улыбки».

    Ну что ж, вам пора возвращаться в детский сад.

    Ритуал выхода из сказки.
    Под ту же музыку дети выполняют те же задания что и в ритуале входа. Давайте скажем волшебные слова:

    Хлопну, топну, повернусь,
    Тотчас в детском саду окажусь.

      Упражнение «Мои впечатления» 
    Воспитатель: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось? Хотите ли  еще путешествовать в волшебную Страну Чувств и познакомиться с другими слугами царя Сердца? А теперь вам пора возвращаться. Будьте здоровы! возвращайтесь  и расскажите своим родным и друзьям где вы были и учите их быть здоровыми.

    С каким настроением вы вернётесь в группу?

    Ответы детей.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ « Путешествие в страну волшебных красок»

    Задачи:·        Развитие сенсорно-перцептивной сферы;·        Развитие произвольности поведения;·...

    Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

    Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету» ...

    Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город» (старшая группа)

    Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город»(старшая группа)Задачи:·        Создание положительного эмоционального микроклимата,  способствующего ...

    Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

    Продолжать знакомить с различ¬ными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть), используя пиктограммы; разви¬вать умение понимать свои чувства и чув¬ства других людей и рассказывать о них; воспитывать вни...

    Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы "Радость"

    Представляю конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада. Данный материал может быть полезен прежде всего педагогам-психологам, а также воспитателям дошкольных у...