Этнокультурное развитие в процессе художественно-творческой деятельности (из опыта работы)
материал по теме

Семенова Елена Васильевна

Данный материал раскрывает художественно-творческую деятельность детей на основе этнокультурного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Орленок»

 Этнокультурное развитие дошкольников

в процессе художественно – творческой деятельности

(выступление на городском методическом объединении

 учителей марийского языка)

                                                          Выполнила:

учитель марийского языка

                                                               Семенова Е.В.

07.10.2011г.

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж знаний. Изучение новинок методической литературы.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе художественно-творческой деятельности.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, танцы.
  3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д. ).

Работая над данной проблемой, я определила следующие направления

Проблемное обучение, которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом:

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На мой взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются:

- развивающая среда;

- уровень общения со сверстниками;

- способность к сотрудничеству;

- профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;

- потребность родителей;

- опора на собственный опыт ребенка;

- обучение в действии;

- чередование индивидуальной и коллективной работы;

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты марийского, русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

- изучение краеведческой литературы о городе и крае;

-организация выставки фотографий и открыток»;

-шитьё для кукол марийских, русских народных костюмов;

- сбор и систематизация марийских, русских  пословиц и поговорок, отражающих разные стороны марийского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине,

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха). 4. 3нание марийских, русских народных сказок. 5. Марийские, русские, национальные костюмы. 6. Знание известных людей РМЭ.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.  Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме на занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Йошкар-Олы, Волжска, проходило знакомство с символикой РМЭ, РФ, с известными людьми РМЭ, РФ.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пыталась воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения. Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами - бумагой, деревом, тканью.

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада.

Большое место в организации моей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей - источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Используя различные формы организации занятий, игр, старалась обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Через игру, систему занятий, уголков в группах старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Марий Эл в форме деловой игры. Предлагали родителям  сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографии», подобрать и выучить пословицы на определенную тему. Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети - носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

  1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
  2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
  3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» /из опыта работы/

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

Статья "Развитие детского творчества в изобразительной деятельности (из опыта работы)"

Творчество, по мнению Б.М.Теплова, для детей является естественным компонентом  развития, который следует развивать как творческий потенциал....


 

Комментарии

Бутров Виталий Евгеньевич

Данное выступление рассказывает о том, как творческая деятельность влияет на социокультурное развитие дошкольников представлены цели, задачи, методы и условия.