Статья "Развитие детского творчества в изобразительной деятельности (из опыта работы)"
статья

Гаврина Ольга Васильевна

Творчество, по мнению Б.М.Теплова, для детей является естественным компонентом  развития, который следует развивать как творческий потенциал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_1_gavrina_statya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

I.1.

Развитие детского творчества в изобразительной деятельности

(из опыта работы)

Гаврина Ольга Васильевна,

воспитатель  

ГБОУ Школа № 1015  ДО № 2

Последняя редакция Федеральных Государственных образовательных стандартов РФ отражает острую потребность общества в неординарной творческой личности. Причём, эта потребность –всемирный тренд. В наш век информационный технологий, когда любую справку, любые сведения можно найти в интернете за очень короткое время, наличие фактических знаний не так высоко ценится, как способность человека быстро проанализировать сведения и быстро выбрать наиболее эффективный способ действия именно в этой ситуации. Но, безусловно, лучше уметь не только выбрать из набора способов и методов наиболее подходящий, а придумать новый способ, неординарный ход, т.е. может выбиться за рамки поисковика и создать нечто новое. В своей книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» определил творчество как создание нового. Кроме этого, великий психолог определил, что же будет способствовать развитию творчества. К средствам, стимулирующим творческое развитие ребёнка будет относиться:

- проектно-исследовательская деятельность, которая опирается на неуёмную жажду новых впечатлений, на способность наблюдать и открытость по отношению к любым экспериментам. Данный вид деятельности начинается в тот момент, когда на вопрос или предложение ребёнка взрослый не начинает объяснять почему этого не надо делать, а предлагает «Попробуй!»;

- проблемное обучение, когда взрослый вместо готового ответа или выполнения спрашивает у ребёнка «совета»: как это можно сделать?

- игра, являющаяся ведущей деятельностью ребёнка старшего дошкольного возраста, открывает возможность преображения и трансформации ребёнка в любой образ, компенсацию любых черт и качеств, раскрепощает и снимает все установки, обеспечивает ситуацию успеха;

- художественно-изобразительное творчество, изобилующее вариациями изобразительных средств и техник, способов, стимулирует попытки выразиться не только в образе, но и в форме или цвете, причём, создать образ своими руками.

Учитывая, что творчество, по мнению Б.М.Теплова, для детей является естественным компонентом его развития именно в этом возрасте и следует развивать творческий потенциал. Для этого необходимо соблюдение принципа открытости и активности. Из этого следует, что педагог или взрослый должны обеспечить ряд условий для творческого развития:

  1. Опыт ребенка.
  2. Принцип свободы
  3. Эмоциональный отклик
  4. Воображение

Исходя из первого условия, следует говорить о детях старшего дошкольного возраста, когда можно опираться на некоторый осознанный опыт. Это опыт чувственный, познавательный и опыт первых самостоятельных обобщений. Сюда же включается опыт взаимодействия с окружающими людьми и первые установки. Но с педагогической точки зрения, воспитатель или педагог дополнительного образования, а также родственники способны значительно обогатить опыт ребёнка через знакомство с новыми материалами и способами их применения, раскрывая особенности каждого, с новыми техниками использования различных предметов или материалов. Кроме этого, опыт и представления накапливаются у детей от посещения различных центров культуры (различные по направленности выставки, галереи и т.д.), от привлечения их к красоте в совместных путешествиях, в хобби и проч. Конечно, здесь нельзя не сказать и о речевом развитии, т.к. дошкольникам необходимо средства для выражения своего опыта, своих эмоций и чувств. Поэтому считаю, что нужно обогащать словарь детей и с помощью образца речи окружающих его людей, и через чтение художественной литературы. Также мощный ресурс содержится в красоте родной природы. Большое значение имеет социально-культурологическая среда, окружающая маленького человека –творца. Научно доказано, что вкус развивается в старшем дошкольном возрасте и именно в это время следует обращать внимание и на объекты, предметы культуры, и на собственное творчество ребёнка.

Говоря о принципе свободы, подразумевается не «свободное воспитание» по системе М.Монтессори, а свободу выбора. В педагогической практике мы наиболее часто мы сталкиваемся с диктатом. Ведь считается, что взрослые «лучше знают…». Взрослые – и педагоги, и родители - лучше знают, что надеть, что есть, как и чем рисовать, как отбивать или кидать мяч. От ребёнка требуется беспрекословное подчинение. Но ведь не научившись делать выбор, дети не смогут научиться и ответственности за его последствия и, значит, продолжая практиковать эту педагогическую ситуацию, взрослые получать безответственного потребителя вместо активного созидателя. Применительно к теме данной статьи, речь пойдёт о выборе материала (акварель или гуашь, или пастель) или о технике (монотипия или рисование ладошками, или пластилинография) и вполне возможно о выборе объекта или сюжета для изображения. Мне представляется правильным давать детям время для творческой реализации, и для этого в перспективном планировании я намечаю НОД и эстетические и художественно-изобразительные досуги, в которых дети сами выбирают чем и как они будут что-то изображать- рисовать, лепить или складывать. Обычно такой досуг планируется в конце месяца по какой-либо обобщающей теме («Рыбки», «Прилетели птицы», «Золотая осень» и проч.). У нас получается коллективная работа. В течение месяца мы знакомимся или закрепляем какую-то изобразительную технику, но я всегда готовлю образцы в нескольких техниках. То есть постоянно напоминаю о разнообразии способов изображения. В начале нашего творческого занятия предлагаю вспомнить и материалы, и способы. Я предлагаю детям не просто назвать, а рассказать о том, как и что следует делать. И здесь уместно будет вспомнить, что в творчество – это особое состояние человека, это –процесс, а не результат. Результат тоже важен, но, добиваясь итога, мы формируем у ребёнка совершенно иные качества личности, не менее важные, но не творческие, не креативные. Следует отметить, что первоначально в группе наблюдалась некоторая скованность, попытки скопировать технику выполнения. Работы получались разные, но выполнялись всего в нескольких техниках (например, пуантеризм или рисование пальчиками). Но через 2 месяца во время досуга акцентировала внимание детей на применении той техники или способа, или материала, который они называли и тут же предложила взять их, чтобы применить в дальнейшем. Конечно, у детей были свои любимые способы. Им нравится приём монотипии, например, потому что кажется очень лёгким. А техника набрызга помимо художественных достоинств обладает способностью снимать напряжение и понижает уровень агрессии.

Казалось бы, наиболее понятное условие – наличие эмоционального отклика со стороны взрослого. Однако зачастую мы отмахиваемся от продуктов детского творчества, причём, порой нам кажется, что приготовленный рисунок действительно был показан не вовремя, что были более важные дела. С точки зрения ребёнка, на его порыв вы не отреагировали и ему представляется, что и он, и его подарок не важны для нас, ничтожны. Более того, ребёнок находит этой ситуации своё объяснение: ему кажется, что он-плохой. Это вовсе не значит, что мы должны безмерно восторгаться любым результатом. Более того, начиная со старшего дошкольного возраста, можно и должно использовать конструктивную оправданную критику, но хвалить ребёнка следует и за задумку, и за цвет, и за оригинальность, и за наблюдательность, и за творческий подход. Искусство и творчество такие тонкие материи, что мне не кажется справедливым оценивать детские работы, поэтому мы никогда не выбираем лучшие работы. В нашей группе (в ДОО) делается общая выставка или демонстрируется общая работа, подчёркивая значимость вклада каждого, своеобразие каждой работы и человека. А вот недавно я открыла для себя искусство похвалы, которая не должны быть однообразной, оценивающей, но особенно высоко ценится и понимается детьми искренность. «Хорошо!», «Молодцы!» никогда не сравняться по силе эмоционального воздействия на дошкольника с похвалой «Мне нравится, как ты изобразил грозовое небо!» или «Удивительного эффекта прозрачности ты добился сегодня акварельными красками!». Дети буквально расцветают!

Развитие воображения у ребёнка требует от взрослых специальных усилий. Воображение базируется на мышлении, поэтому прежде всего и воспитателям, и родителям следует озаботиться развитием мышления и его психологической базой (внимание, восприятие, память). В сочетании с эмоциональным откликом взрослого воображение ребёнка развивается бурно и позитивно, открывая перед ребёнком горизонты достижений. На прогулке мы часто наблюдаем за облаками, пытаясь увидеть в них какие-то образы. Ищем их в трещинах асфальта. Ни одно удачное или неординарное замечание не остаётся без внимания группы. Такие успехи стимулируют детей, которые не слишком сильны в чём-то другом, но уверенность ребёнка многократно возрастает, когда его талант становится значимым.

Таким образом, руководствуясь личностно-ориентированной концепцией личности Л. С. Выготского, создав указанные выше условия, а также объединив усилия семьи и дошкольного учреждения, можно положить начало формированию полноценной творческой личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...

Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной  деятельности в группе раннего возраста.- Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё,...

Статья. Детское творчество в изобразительной деятельности.

Этот материал можно использовать в работе с родителями....

Детское творчество в изобразительной деятельности.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством в эстетическом...

сообщение «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество» включают в себя:Развитие предпосылок ценностно-смысло...

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста статья по рисованию (младшая группа)

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста. - Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует...