Психофизическое развитие детей с нарушением слуха
статья по теме

В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_vzaimodeystvie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное взаимодействие специалистов по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха

Васильева Т.Н,

Перевалова О.В.

Целью деятельности специального коррекционного образовательного учреждения для дошкольников с нарушением слуха является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших направлений в её достижении является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей (в том числе, психологического), преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии.

На протяжении многих лет в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха  проводилась интенсивная работа над созданием комплексной системы медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.

Кроме этого, много внимания уделялось совершенствованию содержания работы по физическому воспитанию детей и поиску новых форм, которые способны повысить эффективность коррекционной поддержки каждого ребенка.

Комплексная система медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с проблемами в развитии была построена в соответствии с такими принципами, разработанными в отечественной и зарубежной специальной педагогике, как: принцип принятия ребенка и принцип помощи, принцип индивидуального подхода, принцип сотрудничества с семьей и принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий.

В создании режима оптимальной двигательной активности дошкольников с нарушением слуха выделяется два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы,  соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми, содержанию помещений, в которых они находятся, режиму двигательной активности и др.);

б)         лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия);

в)         оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание,  и др.).

При этом сложились разнообразные формы комплексного  взаимодействия специалистов учрежедния: психолого-медико-педагогические консилиумы, мини-педсоветы в группах, текущие обсуждения проблем отдельных воспитанников, совместные встречи с родителями и др.

Психолого-педагогический аспект создания режима оптимальной двигательной нагрузки на каждого ребенка и укрепления здоровья является одним из ведущих в нашем образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается:

  • относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;
  • планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей;
  • рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха;
  • проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима;
  • организацией правильного питания и сна детей.

Возможность организации щадящего режима для дошкольников с проблемами в развитии в нашем учреждении обеспечивает соблюдение таких условий, как:

  • относительно небольшая наполняемость групп (от 6 до 8-10 человек),
  • наличие достаточного  количества высококвалифицированных специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели,
  • наличие соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы,
  • наличие развивающей среды, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.

В результате длительной и планомерной работы были определены наиболее действенные средства психофизического развития ребенка с нарушением слуха:

- создание особого психологического климата, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;

- наличие высококвалифицированных    специалистов, понимающих приоритетное значение работы по психофизическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального, речевого и интеллектуального развития;

- организация системы работы по физическому развитию детей квалифицированным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами;

- наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;

- оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;

- четкое планирование работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;

- введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей (в частности, использование в работе психолога элементов сенсорной комнаты);

- активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей;

- методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем развития.

В основе построения всей коррекционно-развивающей работы лежит  тщательное обследование каждого ребенка в начале каждого учебного года  специалистами (психологом, дефектологом, учителем по физической культуре, функциональным диагностом и др.) и динамическое обследование (промежуточный контроль) в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. На плановых или внеплановых психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) результаты обследования обсуждаются совместно специалистами: учителем-дефектологом, психологом, методистом, врачом. По итогам ПМПк вырабатываются и систематизируются рекомендации по оптимизации образовательного маршрута для ребенка. Такая организация взаимодействия специалистов  позволяет сконструировать наиболее оптимальную программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования могут вноситься в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами отражать динамику в психофизическом развитии воспитанника за время его пребывания в детском доме.

В результате комплексной работы по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха удается к концу четвертого года обучения ребенка добиться следующих результатов:

  • выработать необходимых умений и навыков в основных движениях;
  • оптимально развить двигательные способности, тонкие манипулятивные действия рук (пальцев рук);
  • нормализовать функции движения, провести коррекцию осанки;
  • сформировать совместные двигательные действия;
  • развить психофизиологические функции;
  • нормализовать психические функции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...

Речевое развитие детей с нарушениями слуха.

У  детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....