Главные вкладки

    Психофизическое развитие детей с нарушением слуха
    статья по теме

    В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleksnoe_vzaimodeystvie.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексное взаимодействие специалистов по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха

    Васильева Т.Н,

    Перевалова О.В.

    Целью деятельности специального коррекционного образовательного учреждения для дошкольников с нарушением слуха является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших направлений в её достижении является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей (в том числе, психологического), преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии.

    На протяжении многих лет в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха  проводилась интенсивная работа над созданием комплексной системы медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.

    Кроме этого, много внимания уделялось совершенствованию содержания работы по физическому воспитанию детей и поиску новых форм, которые способны повысить эффективность коррекционной поддержки каждого ребенка.

    Комплексная система медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с проблемами в развитии была построена в соответствии с такими принципами, разработанными в отечественной и зарубежной специальной педагогике, как: принцип принятия ребенка и принцип помощи, принцип индивидуального подхода, принцип сотрудничества с семьей и принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий.

    В создании режима оптимальной двигательной активности дошкольников с нарушением слуха выделяется два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

    Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

    а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы,  соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми, содержанию помещений, в которых они находятся, режиму двигательной активности и др.);

    б)         лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия);

    в)         оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание,  и др.).

    При этом сложились разнообразные формы комплексного  взаимодействия специалистов учрежедния: психолого-медико-педагогические консилиумы, мини-педсоветы в группах, текущие обсуждения проблем отдельных воспитанников, совместные встречи с родителями и др.

    Психолого-педагогический аспект создания режима оптимальной двигательной нагрузки на каждого ребенка и укрепления здоровья является одним из ведущих в нашем образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается:

    • относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;
    • планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей;
    • рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха;
    • проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима;
    • организацией правильного питания и сна детей.

    Возможность организации щадящего режима для дошкольников с проблемами в развитии в нашем учреждении обеспечивает соблюдение таких условий, как:

    • относительно небольшая наполняемость групп (от 6 до 8-10 человек),
    • наличие достаточного  количества высококвалифицированных специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели,
    • наличие соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы,
    • наличие развивающей среды, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.

    В результате длительной и планомерной работы были определены наиболее действенные средства психофизического развития ребенка с нарушением слуха:

    - создание особого психологического климата, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;

    - наличие высококвалифицированных    специалистов, понимающих приоритетное значение работы по психофизическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального, речевого и интеллектуального развития;

    - организация системы работы по физическому развитию детей квалифицированным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами;

    - наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;

    - оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;

    - четкое планирование работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;

    - введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей (в частности, использование в работе психолога элементов сенсорной комнаты);

    - активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей;

    - методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем развития.

    В основе построения всей коррекционно-развивающей работы лежит  тщательное обследование каждого ребенка в начале каждого учебного года  специалистами (психологом, дефектологом, учителем по физической культуре, функциональным диагностом и др.) и динамическое обследование (промежуточный контроль) в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. На плановых или внеплановых психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) результаты обследования обсуждаются совместно специалистами: учителем-дефектологом, психологом, методистом, врачом. По итогам ПМПк вырабатываются и систематизируются рекомендации по оптимизации образовательного маршрута для ребенка. Такая организация взаимодействия специалистов  позволяет сконструировать наиболее оптимальную программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования могут вноситься в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами отражать динамику в психофизическом развитии воспитанника за время его пребывания в детском доме.

    В результате комплексной работы по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха удается к концу четвертого года обучения ребенка добиться следующих результатов:

    • выработать необходимых умений и навыков в основных движениях;
    • оптимально развить двигательные способности, тонкие манипулятивные действия рук (пальцев рук);
    • нормализовать функции движения, провести коррекцию осанки;
    • сформировать совместные двигательные действия;
    • развить психофизиологические функции;
    • нормализовать психические функции.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

    Классификация технологий обучения и методы применения....

    Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....

    Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения

    Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...

    Речевое развитие детей с нарушениями слуха.

    У  детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...

    Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Особенности развития детей с нарушением слуха

    В статье представлены особенности развития детей с нарушением слуха. Статья будет полезна педагогам, родителям детей с нарушением слуха....