Главные вкладки

    Проект (младшая группа) по теме:
    Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

    Трушкина Татьяна Николаевна

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc165.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

    Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха».

    Трушкина Т.Н.,  воспитатель

    МДОУ «Детский сад комбинированного

     вида №158» г. Саратова

     Актуальность проекта:  Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

            Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования

    деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

               Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умст-

    венного развития ребенка и в то же время имеет  самостоятельное значение,  так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения  многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально  развивающихся детей должна сформироваться система  сенсорных эталонов  (общепринятые образцы внешних свойств предметов). Усвоение этих сенсорных  эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить  сенсорный эталон означает  не просто умение правильно называть то  или иное свойство  предмета:  необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения  свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому очень важно уделять большое внимание обучению детей  способам  обследования предметов:  наложению,  прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Игры и задания должны быть с постепенным усложнением.           

       Мелкая моторика тоже играет важную роль в готовности ребенка к обучению в школе.  Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику.

               По мнению В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».  Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

    Цель проекта.

    • Обогащение сенсомоторного опыта ребенка.
    • Стимуляция познавательной активности.
    • Развитие мышления, памяти, внимания, сообразительности, наблюдательности.
    • Подготовка ребенка к обучению в школе:

          - подготовка руки к письму;

          - выработка определенных умений и навыков.

    • Развитие тактильно-вибрационных ощущений.
    • Развитие различных видов восприятия:

            - восприятие формы;

            - восприятие цвета;

            - восприятие пространства;

            - восприятие движений;

            - восприятие целостного образа предметов.

    Участники проекта:

     Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.

    Тип проекта.

    Практико – ориентированный.

    Срок реализации.

    Долгосрочный (сентябрь  – май )

    Ожидаемый результат.

    В ходе работы над проектом :

    • дети научатся различать цвета, формы, величины;
    • дети научатся ориентироваться в пространстве;
    • будут развиваться мышление, память детей;
    • будет развиваться мелкая моторика рук;
    • будет проходить подготовка ребенка к обучению в школе и

       подготовка руки ребенка к письму.        

    Мероприятия реализации проекта «Сенсомоторное развитие

    детей с нарушением слуха».

    1. Первичное обследование сенсорного развития детей. (см. приложение№1)

    Цели:

    • установить доброжелательные, доверительные отношения  взрослого с

            ребенком;

    • выявить степень сенсорного развития ребенка;
    • выявить проблемы и потенциальные возможности ребенка;
    • выявить имеющиеся у ребенка навыки и умения;
    • совместно с другими специалистами планировать коррекционно-

            педагогическую деятельность;

    • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

            сенсорного развития ребенка»    (см. приложение№1)

    1. Работа над развитием мелкой моторики рук детей.

    Цели:

    • формировать новые навыки и умения;
    • развивать мелкую моторику рук.
    • подготавливать руку ребенка к обучению письму.

    В течении года детям предлагаются различные упражнения, игры, задания по развитию мелкой моторики рук. Перечень заданий: «Сводная таблица заданий с нарастанием трудности на развитие мелкой моторики».  (см. приложение№2)

    1. Сообщение на родительском собрании

            «Развитие у ребенка мелкой  моторики рук».

    Цели:

    • познакомить родителей с понятием «мелкая моторика».
    • объяснить родителям:

           - значимость развития мелкой моторики рук у детей;

           - важность подготовки руки ребенка к обучению письму.

    • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.

    1. Консультации для родителей.

    1. Консультация

         «Пальчиковая гимнастика для детей  дошкольного возраста».

         

         Цели:

    • объяснить родителям важность развития мелкой моторики рук

              для подготовки ребенка к школе и для развития его речи;

    • познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой;
    • обучить родителей самомассажу кистей и пальцев рук.

    1. Консультация

          «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей».

         

          Цели:

    • познакомить родителей с различными играми и упражнениями по развитию  

             мелкой моторики рук.

    • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
    • объяснить родителям значимость развития мелкой моторики рук для  

             подготовки ребенка к школе и для развития его речи.

    1. Дидактические игры, творческие задания.

    Цели:

    • обогащение сенсомоторного опыта детей;
    • стимуляция познавательной активности;
    • развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности,

    воображения;

    • развитие различных видов ощущений и восприятий;
    • развитие мелкой моторики рук детей;
    • развитие речи детей;
    • подготовка детей к обучению в школе.

    1. Дидактическая игра «Вставь фигуры» («Почтовый ящик»)

                                                (восприятие формы)

          Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы

             в прорези коробки.

    1. Дидактическая игра «Собери матрешку».   (восприятие величины)

    Педагог предлагает раскрыть матрешку (трехсоставную) и собрать ее. («открой – закрой», «вложи – достань»).

         

    1. Дидактическая игра «Расставь матрешек по величине».

                                                   (восприятие величины)

    Педагог выставляет в ряд матрешек, выравнивая их по низу (размер определяют,

    ориентируясь на высоту матрешек). Затем педагог убирает одну из матрешек (из ряда) и предлагает ребенку найти ее место в ряду.

    1. Дидактическая игра «Сделай целую».

                  (восприятие целостного образа предметов).

    Педагог предлагает ребенку сложить целую картинку из частей  (количество частей – в  зависимости от возраста ребенка).

    1. Дидактическая игра «Цветные коврики».    (восприятие цвета)

    Педагог предлагает детям рассмотреть цветные «коврики». Затем предъявляются

     изображения игрушек и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

    1. Дидактическая игра «Разноцветные цепочки».   (восприятие цвета)

    Все дети делятся на две команды. Каждому ребенку дается флажок определенного цвета (синий, красный, желтый и т.д.). У каждой команды одинаковый набор флажков. Педагог показывает карточку с цветными кружками, расположенными в определенном порядке. По команде педагога детям каждой команды надо построиться в соответствии цвету своего флажка и кружочка на карточке. Карточки меняются 3-4 раза.

    1. Дидактическая игра «Посади огород».

                                    (восприятие цвета)

    Педагог раздает каждому ребенку карты, разделенные на 4 части (это «огород»)

    и набор нарисованных овощей. Затем показывает карточку-образец (с цветными кружками) и предлагает соотнести цветные кружки и овощи, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карте.

    1. Дидактическая игра «Найди предмет такого цвета»

                                     (восприятие цвета)

    Педагог показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает найти

    предмет (игрушку) в групповой комнате такого цвета. Назвать цвет и подобрать табличку с названием цвета.

    1. Дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь».

                                   (восприятие формы)

    Педагог накрывает фигуру салфеткой и предлагает ребенку под салфеткой (на ощупь) определить фигуру и назвать ее (выбрать из нескольких и показать).

    1. Дидактическая игра «Найди предмет такой формы».

                                                 (восприятие формы)

    Педагог использует карточки с изображением различных геометрических форм, детям раздает картинки , на которых изображены различные предметы. Педагог показывает карточку с геометрической  формой и предлагает  показать предмет такой формы («У кого предмет такой формы?»).

    1. Дидактическая игра «Три медведя».

                                      (восприятие величины)

    Перед детьми три медведя: большой, поменьше, маленький. Педагог предлагает

    детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин:  «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький.  Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький».  Затем дети самостоятельно расставляют  тарелки,  раскладывают ложки  («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.

    1. Дидактическая игра «Спрячь зайку».

                                  (восприятие величины)

    Педагог раздает детям домики, в дверном проеме которых изображены зайчики.

    «Спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).

    1. Дидактическая игра «Капельки и тучки».

                                      (восприятие величины)

    У каждого ребенка на столе тучки и капельки разного размера. Педагог предлагает разложить капельки под тучками по размеру.

    1. Дидактическая игра «Веселые человечки» («Зарядка»).

                               (восприятие пространственных отношений)        

    Педагог предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную («покажите такую картинку»). Затем педагог

    просит детей воспроизвести позу: «Делай так».

    1. Дидактическая игра «Шарик и кубик».

                          (восприятие пространственных отношений)        

    Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с различными изображениями квадрата и круга относительно друг друга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно (как на карточке): «Делай так».

    1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

                              (тактильно-двигательное восприятие)

    Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов. У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает проверить выбор, достает из мешочка предмет и показывает.»Верно? Угадал?».

    1. Дидактическая игра «Ощупай и слепи».

                      (тактильно-двигательное восприятие)

    Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке предмет и его вылепить(«Ощупай, что там. Слепи такой же»). Когда лепка закончена, педагог достает и показывает предмет, чтобы убедиться в правильности.

    1. Дидактическая игра «Посчитай сколько раз стукну».

                            (вибрационная чувствительность)

    Ребенок сидит на стуле (спиной к педагогу). Педагог несколько раз ударяет по спинке стула палочкой (или рукой), ребенок должен посчитать удары и сказать (показать на пальцах) сколько раз ударили.

    1. Дидактическая игра «Шумящие коробочки».

                             (вибрационная чувствительность)

    Ребенку предлагается 2 ящичка (по несколько коробочек в каждом). Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации – от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.

    1. Композиция (выставка) «Зимушка – зима».

            

    Цели:

    • привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе;
    • развивать творческое самовыражение родителей и детей через создание                            совместной поделки на тему «Зимушка – зима»;
    • развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
    • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы.

    1. Домашние задания.

    Цели:

    • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы;
    • закреплять пройденный материал;
    • привлечь родителей к участию в развитии сенсорного и моторного    восприятий детей;
    • привлечь родителей к подготовке ребенка к обучению в школе.

         

    1. Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце

              учебного года. (на завершающем этапе проектной деятельности).

    Цели:

    • Выявить степень развития сенсорного восприятия;
    • Выявить степень развития мелкой моторики рук;
    • выявить у ребенка полученные навыки и умения;
    • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

    сенсорного развития ребенка»   (см. приложение№3)

    Приложение №2

    Сводная таблица заданий с нарастанием трудности

    на развитие мелкой моторики рук.

           Нанизывание

    - колец с большим диаметром отверстия на стержень;

    - колец с диаметром отверстия почти равным диаметру

      сечения стержня;

    - колец на веревку или шнурок;

    - бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.

    Проталкивание мелких предметов в отверстия

    - проталкивание предметов разной текстуры и формы в  

       емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см.

    - проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр

      которого равен 1-1,5 см.

    - проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см.

    Закрывание отверстий

    - круглых;                                                  - треугольных;

    - овальных;                                                - четырехугольных;

    - квадратных;                                             - сложной формы.

    Занятия

    с кубиками.

    - выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости;

    - постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5см.;

    - постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3см.

    Раскручивание/ закручивание

    - крышек;

    - винтов сначала рукой,

      затем отверткой и другими  приспособлениями.

    Игры с

    мозаикой

    - вытаскивание больших фишек из отверстий поля;

    - вкладывание больших фишек в крупные отверстия;

    - вкладывание больших фишек в мелкие отверстия;

    - вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия;

    - вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия.

    Шнуровка

    - различного рода шнуровки (готовые или выполненные

                                                                       воспитателем)

    Выкладывание рисунка палочками

    - выкладывание узора по показу;

    - выкладывание узора по образцу;

    - выкладывание самостоятельно («Сложи что хочешь»)

    Рисование и другие

    виды изодеятельности

    - рисование пальцами;

    - рисование карандашами;

    - рисование кистью;

    - игры с пластилином;

    - аппликация.


    Приложение №1

    Диагностическое обследование сенсорного развития ребенка.

         

    Ребенок:  (имя, фамилия, возраст)                                           Дата проведения: ____________

    Диагностические

         игры.

    Желание

    сотрудничать

    со взрослым.

    Сконцентриро-

    ванность на

    выполнении

    задания.

    Общий

    фон

    настроения.

    Способ выполне-

    ния задания.

    (самостоятельн,,

    после показа,

    совместно,

    не выполнил).

    Способ ориентировки

    ребенка в задании.

    (хаотич. действия,

    пробующ. действия,

    примеривание, зритель

    ная ориентировка)

     Вставь

             фигуры.

             

             

     Собери

          матрешку.

             

    Расставь мат-

    решек по вели-

    чине.

             

             

             

       

       Сделай

               целую.

             

           

     

       

       Цветные

             коврики.

             

           

                                                                                                                                                                                 

     Приложение № 3

    Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце учебного года

    (на завершающем этапе проектной деятельности).

    Ф.И. ребенка

    Сенсорное развитие

    Восприятие

    цвета

    Восприятие

    формы

    Восприятие

    величины

    Восприятие

    пространств.

    отношений

    Тактильно-

    двигательное

    восприятие

    Вибрационая

    чувствительность

    Разноцветные

    цепочки.

    Посади

    Огород.

    Найди предмет

    такого цвета.

    Почтовый

     ящик

    Узнай фигуру

         на ощупь.

    Найди предмет

    такой формы.

    Три

    медведя.

    Спрячь

    зайку.

    Капельки

    и тучки

    Веселые человечки.

    Шарик

    и

    кубик.

    Чудесный

    мешочек.

    Ощупай

    и

    слепи.

    Отсчитай количествово

    ударов по

    спинке стула

    Шумящие коробочки.

    1.

     

     

     

     

     

     

     

     

       

       

     

     

    2.

     

     

    3.

     

     

     

     

    4.

     

     

    5.

     

    6.

     

     

     

     

     

    7.

     

     

     

     

    Способ выполнения задания:  самостоятельно (сам); после показа (п/п); совместно (сов); не выполнил (н/в).


    Список использованных источников:

    1. «Развитие сенсомоторики  детей дошкольного возраста» А.Н. Лебедева

    Москва,  «Школьная Пресса»  2004г.

    1. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»  под редакцией Н.В. Серебряковой – Санкт-Петербург, «КАРО»  2008г.
    2. «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха»

               Л.А. Головчиц  –   Москва,  «Граф Пресс»  2003г.

    1. «Дидактические игры и упражнения»   А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

    Москва, «БУК-МАСТЕР»  1993г.

    1. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду»  С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматулина, В.И. Евстигнеева.              Москва, «Скрипторий 2003»  2012г.
    2. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»   Е.А. Ульева

    Москва, «Мозаика- Синтез»  2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психофизическое развитие детей с нарушением слуха

    В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психоло...

    Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

    Классификация технологий обучения и методы применения....

    Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением функции ОДА

    Организация взаимодействия с семьёй - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным пом...

    «Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».

    Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....

    Речевое развитие детей с нарушениями слуха.

    У  детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...

    Особенности развития детей с нарушением слуха

    В статье представлены особенности развития детей с нарушением слуха. Статья будет полезна педагогам, родителям детей с нарушением слуха....