«Особенности и условия игры в детском саду"
статья по теме

Без игры нет детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -  

детский сад №17 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Краснодарский край

Статья

 «Особенности и условия игры

в детском саду»

Составила

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ ЦРР-Д/с №17 г. Кропоткин

Кавказский район

Краснодарский край

Добрина Елена Викторовна

Игра

                       Зинаида Гиппиус (написала стихотворение в возрасте 70 лет)

Совсем не плох и спуск с горы:        Играет с рифмами поэт.

Кто бури знал, тот мудрость ценит,        И пена -  по краям бокала…

Лишь одного мне жаль: игры…        А здесь, на спуске, разве след –

Ее и мудрость не заменит.        След от игры остался малый.

Игра загадочней всего        Пускай! Когда придет пора

И бескорыстнее на свете.        И все окончатся дороги,

Она всегда - ни для чего,        Я об игре спрошу Петра,

Как ни над чем смеются дети.        Остановившись на пороге.

Котенок возится с клубком,        И если нет игры в раю,

Играет море в постоянство…        Скажу, что рая не приемлю.

И всякий ведал -  за рулем –         Возьму опять суму мою

Игру безумную с пространством.        И снова попрошусь на землю.

   Без игры нет детства.

   Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно  с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным.

   Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить.

  Но откуда берется в человеке это умение играть? Игра зарождается еще в грудном возрасте. Но значение этого возраста для развития игры обычно недооценивается взрослыми. Это очень трудный период и для малышей и для родителей. Игра приходит в мир ребенка от вселюбящих родителей. Как мы радуемся, когда наши малыши начинают играть в «ладушки» или «сороку-белобоку" и какое чувство гордости появляется за своего малыша.

  Познание мира предметов, их свойств и преобразований продолжается всю жизнь, но в раннем детстве у малыша есть время не спеша изучить предметы быта, насладиться игрой с игрушками. Для него нет более удивительного занятия, чем по нескольку раз открывать и закрывать ящик или дверцы стола, закатывать шарик под кровать, вынимать шнурки из ботинок, нанизывать кольцо на стержень и т.д. У ребенка закладывается фундамент любознательности. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок практически познает мир людей: как они действуют с предметами, как относятся к животным, друг к другу, как проявляют заботу, нежность, внимание.

   Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные. Но если 3-х летний ребенок уже знает свой дом, двор, улицу, если книги и сказки начинают входить в его жизнь, ему есть во что играть. Вот дочка, как мама, ласково напевая, укладывает куклу, вот шалун притих и сосредоточенно читает газету «как папа», затем деловито идет за инструментом и «ремонтирует» свою машину. Чтобы обогатить игру ребенка необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех делах, читать и рассказывать ему сказки, стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку. В такие игры как «Дочки-матери», «Доктор», «Строительство», «Шофер» дети играют с 2-х до 7 лет и старше. Но эти игры не надоедают малышам, потому что они близки и дороги им по содержанию, всякий раз вносится что-либо новое, помеченное в жизни. Но в своих играх дети подмечают не только положительные моменты в жизни. И сели бы мы, да и родители хоть изредка присмотрелись к играм своих детей, то легко бы узнали себя и может по-другому оценили некоторые свои поступки.

   Чтобы подвести детей к любой игре, нужны знания, навыки, которые постепенно приобретают малыши. Так, например, начиная играть в сюжетно-ролевую игру «Повар», необходимо сходить на экскурсию на пищеблок. Здесь рассмотрели специфику и выразительность профессиональной одежды, обратили внимание на оборудование кухни, какой посудой оснащена кухня и т.д. Во время наблюдения нужно вести беседу и пояснять, почему кастрюли такие большие и др. В следующий раз необходимо пронаблюдать за приготовлением пищи. Дети должны увидеть готовый результат. Также дать рекомендации родителям, чтобы и дома они показывали своим детям как они готовят пищу. Также воспитатели должны продолжать расширять знания детей о профессии «повар» на занятиях по развитию речи, проводить игры-инсценировки «Сварим суп из овощей», «Приготовим винегрет» и другие, но предварительно ознакомить детей с овощами, с их особенностями, вкусовыми качествами, поиграть в дидактические игры, нарисовать их на ИЗО и т.д.

   Но игровая деятельность присутствует не только в свободное от занятий время, но и на любом занятии есть игровой момент для того, чтобы заинтересовать детей и решить, поставленные воспитателем задачи. Также игровая деятельность присутствует во всех режимных моментах.

   Самостоятельно играя с игрушками, ребенку нравится, чтобы при этом присутствовал взрослый: тогда ему уютно, он чувствует не только защищенность, но и внутреннюю поддержку. Возникает эмоциональный комфорт. Зачастую мы не можем удовлетворить эту потребность ребенка, что приводить к тому, что ребенок начинает играть беспокойно, капризничает, или вообще не хочет играть. Это необходимо как можно убедительнее объяснять родителям.

   Наряду с индивидуальными играми дети с самого раннего возраста стремятся к играм со сверстниками. С 4-5 лет многие предпочитают играть не в одиночку, а с друзьями. Коллективные игры более эмоциональны, динамичны. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками. В таких играх надо самому выполнять роль, чтобы она была интересной не только ему, но и другим. Необходимо понять, что делают другие участники, быстро сориентироваться, постоять за свою идею или изменить ход игры, если этого требуют друзья. Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку дети – хорошие партнеры, часто лидеры в коллективных играх. Они всегда вносят в игру что-нибудь новое, с ними любят играть сверстники. Пример коллективной игры – игра-драмматизация.

   Игра – хороший помощник взрослых в воспитании.

   Для всестороннего развития детям нужны разные игрушки. С одними они не расстаются все детство, другие вызывают интерес не столь продолжительное время. Какие должны быть игрушки вы все знаете, поэтому перечислять не буду. Также вы все знаете, где и как хранить игрушки, но самое главное – они должны быть эстетичны, по возрасту и доступны. И еще необходимо научить детей убирать игрушки после игры. «Находясь рядом с ребенком, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим человеком среди людей».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ДЕТСКОМ САДУ № 150 ОАО «РЖД»

: В статье представлен опыт создания педагогических условий личностного развития в сюжетно- ролевой игре в Детском саду №150 ОАО «РЖД»...

Развивающие игры в условиях дома и детского сада

Развивающие  игрыв условиях дома и детского сада....

Условия организации игры в детском саду

МКДОУ Новоживотинновский детский сад       Тема: «Условия организации игры в детском саду» Воспитатель: Кретинина Е.К....

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития сюжетно - ролевой игры в детском саду.

Консультация содержит информацию о создании условий для развития сюжетно-ролевой игры в ДОУ в разных возрастных группах....