«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам, средством проведения комплексных занятий по изобразительной деятельности».
методическая разработка (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

ЦО №109(Д/С1488)


Оглавление

1. Теоретическая часть…………………………………………………………………………......3

1.1 Пояснительная записка. 3

1.2   План работы. 5

1.3    Анализ психолога - педагогической литературы по данной проблеме. 6

2. Практическая часть…………………………………………………………………………….……..15

2.1  Диагностика  уровня знаний о живописных жанрах детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование) 15

2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования (формирующее исследование) 18

2.3 Контрольный эксперимент по выявлению знаний о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………………23

Приложение……………………………………………………………………..25


Программа экспериментальной работы на тему: «Приобщение  детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам, средством  проведения комплексных занятий по изобразительной деятельности».

1. Теоретическая часть

1.1  Пояснительная записка.

  • Актуальность данной проблемы: В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к культуре, жанрам изобразительной деятельности является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

     В связи с актуальностью  проблемы была определена цель нашего исследования – формирование знаний  у дошкольников о различных видах и жанрах изобразительной деятельности.

  • Объект исследования – особенности знакомства детей старшего дошкольного возраста с живописными жанрами.

  • Предмет исследования – методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с живописными жанрами, средством  проведения комплексных занятий по изобразительной деятельности

  • Исходя из объекта и предмета исследования были поставлены следующие Задачи:
  1. Проанализировать исследования  по проблеме  в отечественной и зарубежной психологии;
  2. Осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня знаний о живописных жанрах
  3.  Выявить уровень знаний о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать методические рекомендации по приобщению  детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам с помощью проведения комплексных занятий по изобразительной деятельности».

  • Гипотеза исследования: процесс приобщения  детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам средством  проведения комплексных занятий по изобразительной деятельности будет наиболее эффективен при создании следующих условий:
  1. Организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  2. Учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Применении различных стимулов для повышения желания к получению новых знаний о живописных жанрах у  детей в системе обучения дошкольников.
  • Практическая значимость:  состоит в выявлении условий  для эффективного приобщения  детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам; разработке и апробации методических рекомендаций по  приобщению  детей старшего дошкольного возраста к различным живописным жанрам средствами проведения комплексных  занятий по изобразительной деятельности.
  • Для решения поставленных задач был использован комплекс методов включающих в себя:

1.Теоретические:

        1) анализ, синтез, моделирование

2. Эмперические методы:

1) наблюдение;

2) беседа;

4) анкетирование;

5) тестирование.

3. Метод количественной обработки данных.

   

1.2   План работы.

В соответствии с поставленными задачами работа была организованна в 4 этапа:

  • Первый этап: проводился анализ литературы по данной проблеме, уточнялись отдельные стороны психолого – педагогического процесса.
  • Второй этап: разрабатывались и подбирались адекватные методики  для выявления уровня знаний дошкольников о живописных жанрах
  • Третий этап: на основе данных методик выявлялся уровень знаний дошкольников о живописных жанрах;
  • Четвертый этап: разрабатывались методические рекомендации для педагогов, подводились итоги исследования, шло оформление работы.


  1. Анализ психолога - педагогической литературы по данной проблеме.

Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс воспитания детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др. Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой. В понимании детского творчества и подходе к развитию способностей можно выделить два противоположных направления. Сторонники первого считают источниками творчества внутренние импульсы, стремление человека выразить свои мысли и настроение. Отсюда вытекает требование не вмешиваться в этот процесс, не мешать самовыражению, не учить способам изображения, потому что ребенок якобы найдет их сам. Другое направление исходит из понимания потребности человека в изобразительной деятельности как способе отражения впечатлений, полученных от окружающей жизни, и выражения своего отношения к ним. Для того чтобы ребенок мог создать адекватное изображение предмета, удовлетворяющее его, необходимо помочь ему овладеть способами изображения. Конечно, данные подходы противоположны и ими не исчерпываются все существующие концепции, но последние в той или иной мере приближаются к одному из названных направлений. Чаще всего мы встречаемся не с крайними проявлениями названных подходов, а с чем-то средним, объединяющим позиции первого и второго направлений. Это обусловлено взаимопроникновением идей о развитии детского творчества в педагогические теории и практику разных стран. В 1923 г. Научно-педагогической секцией при Государственном ученом совете, в состав которой входили П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др., под общим руководством Н.К.Крупской были созданы программы комплексного обучения - так называемые «программы ГУСа».(2)

Комплексный метод, иначе его определяют как метод проектов, предполагал интеграцию знаний из разных предметных областей вокруг некоторой общей проблемы. Он был первым практическим опытом организации учебного процесса на интегрированной основе. Программами ГУСа предусматривались такие комплексные темы, как «Времена года», «Разведение картофеля в нашем районе», «Садоводство», «Труд мужчины и женщины в нашем хозяйстве» и т.п. «Если отражение хозяйственных, социальных и бытовых потребностей среды в обработке программ мы должны признать первым ее признаком, то вторым, бесспорно, - ее комплексность, т.е. соединение разных образовательных средств и материалов для проработки очередной главной темы известного периода работы в школе и вне школы».

Постановление ЦК подвело черту под первым этапом развития интеграционных процессов в образовании. Само по себе оно было лишь констатацией естественной смерти той новой революционной педагогики, которую партия активно поддерживала в период с 1917 по 1925 г. Трудовая школа практически доказала свою несостоятельность.

Второй этап - период 50-70 годов - комплексный интегрированный подход отходит от общеобразовательных школ на второй план, чаще всего на дополнительное обручение. В школе утверждается предметное обучение. Большое внимание уделяется межпредметным связям, развиваются принципы обучения и содержание образования.

Межпредметные связи выделяются в дидактический принцип педагогики. Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[11, С.40]. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль. Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей» Л.С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли».(3) Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила» (3) Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у детей способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность детей большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого воспитателя по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания детей, формирования у них диалектического образа мышления.(15)

Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. При этом важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного обучения являются первой ступенькой к интегрированному обучению

в 70-х г., по мере все более системного и глубокого исследования этой проблемы, с межпредметностью в педагогическом сознании произошли удивительные превращения. Межпредметные связи парадоксальным образом стали пониматься большинством исследователей как принцип дидактики: «...Межпредметные связи, отражая в учебном процессе связи реальной действительности, являются выражением закономерности объективного мира и в силу своего философского и дидактического значения определяют содержание, методы и формы обучения... Поэтому есть все основания считать межпредметные связи одним из принципов советской педагогики (дидактики)».

В 70-е гг. межпредметные связи приобрели в педагогическом сознании фундаментальность и самостоятельность, что с точки зрения их традиционного понимания было абсурдно. Противоречие между формой (межпредметные связи) и новым содержанием (принцип дидактики) привело к смене формы - понятие межпредметные связи в 80-х гг. уступило место понятию интеграции.

Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Занятия по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на занятиях. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.(6) Особенно эффективно использование межпредметных связей занятий изобразительного искусства и развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у детей. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.

Первым научно-педагогическое исследованием проблем интеграции в образовании явился сборник научных трудов «Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования», изданный в 1983 г. Этой работой понятие интеграции было введено в отечественную педагогику. По мнению авторов, их сборник -«первая попытка отразить сущность интегративных процессов в педагогике как общенаучной закономерности».

Интеграция в начале воспринимается педагогами как общенаучный, социальный фактор. Такая позиция в определенном смысле оправдана и удобна: она позволяет ввести понятие интеграции в категориальную систему педагогики на том основании, что оно принято в других науках и отражает характер современной социально-политической, экономической и духовной жизни. В соответствии со сложившимся в 70-е гг. пониманием межпредметности как принципа дидактики, интеграция сразу же приобретает статус фундаментального понятия. «Интеграция, - читаем мы в сборнике, -это способ формирования всесторонне гармонично развитой личности советского человека», т.е. не что иное, как способ осуществления основной задачи образования. Определение интеграции как принципа дидактики характерно и для последующих исследований (В.Т.Фоменко, К.Ю.Колесина, Г.И.Герасимов и др.).

Только в середине 70-х г произошел существенный сдвиг в данном направлении, который в области художественной педагогики наиболее активно отразился в исследованиях ученых НИИ художественного воспитания (ныне Института художественного образования). В 80-е годы проблема интеграции в педагогике переживает новый подъем. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы, в том числе и в художественной педагогике.

Интегративный курс - та же система межпредметных связей, но значительно упрощенная для удобства практического использования и рассчитанная не на учителя с обширными многопредметными познаниями и опытом систематической работы в разных учебных дисциплинах, а на обычного профессионала-предметника. (3)

Интегрированные курсы локальны, предметны, дидактически конкретны. Они позволяют педагогу работать в хорошо знакомой предметной системе и служат небольшим дидактическим дополнением к его основной дисциплине. В интегрированных курсах впервые получает определенное, хотя и одностороннее решение парадоксальная идея межпредметности как принципа дидактики.

Широкое внедрение в образовательный процесс интегрированных дидактических систем создает необходимость в их научном осмыслении. В первой половине 90-х гг. под руководством В.Т.Фоменко осуществляются исследования проблемы интеграции в образовании. Впервые предметом систематического научного рассмотрения становится интегрированный курс как средоточие интегративных процессов в образовании.

Если в 1983 г. понятие интеграции вводится в педагогику как абстрактная и для самой педагогики мало что говорящая общенаучная категория на том простом основании, что оно широко и продуктивно используется в других отраслях науки, то в работах ростовских ученых 1995 -1996 гг. понятие интеграции впервые выводится путем анализа накопленного, главным образом, за предшествующее десятилетие опыта развития интегративных процессов в образовании. Интеграция становится конкретным педагогическим понятием, наполняется педагогическим содержанием. Так полагается начало систематической научной разработке проблемы интеграции в образовании.

В последние годы под руководством Н. А. Ветлугиной была предпринята попытка разработать методику проведения комплексных занятий, включающих восприятие детьми различных видов искусства (музыки, песен, репродукций картин, иллюстраций, произведений художественной литературы и так далее) и непосредственную художественно-творческую деятельность детей. В ее работах под комплексом понимается целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Значение слова «комплекс» означает «связь», «сочетание», следовательно, элементы, части комплекса относительно самостоятельны. __

Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании, в основе которой лежат интегрированные блоки (циклы). Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами, в том числе и уровни, подобные тем, которые образуют комплекс, то есть комплекс, как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.

В это же время вопросами интеграции в дошкольной педагогике занимались Григорьева П.Г. Казакова Т.Г. Сакулина Н.П. другие педагоги и методисты.

В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.П.Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятии, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А.Горшунова, О.М.Клементьева, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.Н. Новикова, О.С.Ушакова и другие). Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности.

Казакова Т.Г. в своей книге «Развивайте у дошкольников творчество» приводит методику развития изотворческих способностей. В книге приводятся комплексные занятия по изобразительному творчеству, применительно к каждой возрастной группе.

Опираясь на идеи, взгляды ученых, деятелей культуры и искусства, оценивая их, с позиций художественной педагогики главным концептуальным положением моего исследования явилось коренное переосмысление фундаментальной проблемы современной подготовки детей к реальной жизни с позиций художественной педагогики.

Таким образом, в результате проведенного анализа литературы по проблеме комплексного подхода можно прийти к выводу, что данная методика органично включила в себя лучшие достижения мировой педагогической мысли. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Содержит рекомендации по развитию изотворческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность; дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

«Комплексные занятия».

Суть этой системы — комплексный подход, который предполагает педагогический процесс во взаимосвязи, взаимозависимости всех его сторон.

При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по рисованию.

В течение определенного времени (одной - двух недель) можно объединить занятия, имеющие общие программные задачи и тематику (например, изображение птиц, игрушек, человека, животных.) В каждом конкретном случае дети все больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, то есть происходит развитие образа. Эти занятия называются одновидовыми.

Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисованием существует определенная зависимость (занятие предметным рисованием предшествует сюжетному).

Изображение сюжета требует передачи места действия, пространства, характерных особенностей персонажей. В разных возрастных группах эта взаимосвязь будет специфичной.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке. Все это происходит на одном занятии и дает возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа. Такие занятия называются тематическими. Они планируются, чередуясь с одновидовыми, на которых дети обычно только рисуют.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми беседы и на занятиях.

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Например, прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Такие занятия называются комплексными. Планируются они один раз в квартал вместо одного музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексным занятиям предшествуют одновидовые и тематические, которые помогают детям овладеть всеми навыками, умениями, облегчают выполнение заданий, то есть комплексные занятия строятся на знакомом материале.

Исследование показало большую роль таких занятий в развитии творчества, самостоятельной художественной деятельности детей.

Однако повальное увлечение этими занятиями дает обратный эффект. Они начинают заформализовываться, проводятся без учета специфики детей дошкольного возраста, заключающейся в том, что внимание детей, особенно младших, неустойчиво, ребенок не умеет еще сосредоточенно заниматься. Постоянное переключение внимания (в течение времени занятия — от 15 до 25—30 мин в зависимости от возраста детей — они два - три раза переходят от одного вида деятельности к другому) может усугубить его неустойчивость, лишить ребенка возможности углубленно сосредоточиваться на одном виде деятельности, вызовет вообще поверхностное отношение к занятиям, приведет к неумению доводить начатое дело до конца. Поэтому такие комплексные занятия в том развернутом виде, как они предполагаются, лучше проводить с детьми старшего дошкольного возраста, когда дети привыкнут сосредоточенно заниматься, доводить начатое дело до конца, когда переключение внимания на другой вид деятельности не затмит главной задачи, а позволит выполнить ее более качественно.


2. Практическая часть

2.1  Диагностика  уровня знаний о живописных жанрах детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование)

Исследование проводилось на базе ЦО №109 Д/С 1488 г.Москва, в  группе Монтессори №10. Всего было обследовано 10 детей.

Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:

Методика 1. « Диагностика уровня знаний о живописных жанрах». Цель: выявить у детей уровень представлений о живописных жанрах Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи. (Приложение 1)

Методика 1.

Беседа с детьми проводилась индивидуально.

Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.Левитана «Золотая осень», «Виноград и яблоко» 1921 К. Петрова – Водкина, Валентин Серов  «Девочка с персиками» и ответить на ряд вопросов:

1.Ребенку предлагалось определить живописный жанр.  

  1. Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
  2. Как он выделил главное?
  3. Почему именно это художник выделил в картине?
  4. Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
  5. Почему именно так художник положил лист?
  6. В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;

Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;

Что хотел показать художник, написав эту картину.

Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:

Высокий уровень – отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;

Средний уровень – отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;

Низкий уровень – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание картины, не умеет находить выразительные средства.

После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в диагностическую карту. (Приложение 2)

Уровень развития навыков пейзажного рисования

Результаты констатирующего эксперимента (%)

Низкий уровень

50%

Средний уровень

50%

Высокий уровень

-

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но не имея достаточно знаний не смогли этого сделать. Результаты представлены в таблице 1.

Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста.

Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи:

Разработать и апробировать систему занятий, способствующих развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Написать консультацию для родителей.

На формирующем эксперименте мы попытались выстроить систему работы усвоению живописных жанрав на занятиях по изобразительной деятельности.

Реализация содержания системы работы по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях по изобразительной деятельности предусматривала несколько этапов.

  1. Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование комплексных  занятий по освоению навыков в рисовании разных живописных жанров у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Основной этап – систематизация знаний и представлений о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Закрепляющий этап – закрепление представлений о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста.

2. Анкетирование для родителей.

Инструкция: Было составлено восемь вопросов:

1Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

  1. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?
  2. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?
  3. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?
  4. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?
  5. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?
  6. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?
  7. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка

На них предлагалось ответить родителям «да» или «нет»

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.

Для родителей была написана консультация «Может ли дошкольник понимать живопись?»(Приложение 4)

 и помещена в родительский уголок .

2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования (формирующее исследование)

Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста.

Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи:

Разработать и апробировать систему занятий, способствующих приобщению к живописным жанрам  детей старшего дошкольного возраста.

Написать консультацию для родителей.

На формирующем эксперименте мы попытались выстроить систему работы по приобщению к живописным жанрам  на занятиях по изобразительной деятельности.(Приложение 3)

2.3 Контрольный эксперимент по выявлению знаний о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы определить эффективность проделанной нами работы по развитию навыков пейзажного рисования и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. Он дал возможность выявить изменения в уровне знаний у детей старшего дошкольного возраста, происшедшие в результате специально организованных занятий, сравнить вновь полученные результаты с данными констатирующего этапа. Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам.

Таблица 2

Уровень развития навыков пейзажного рисования

Результаты контрольного эксперимента (%)

Низкий уровень

-

Средний уровень

60%

Высокий уровень

40%

Таблица 3 Динамика изменений уровня знаний о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития навыков пейзажного рисования

Результаты констатирующего эксперимента (%)

Результаты контрольного эксперимента (%)

Низкий уровень

50%

-

Средний уровень

50%

60%

Высокий уровень

-

40%

По результатам констатирующего и контрольного эксперимента мы составили диаграммы рис.1, рис.2.


Рисунок 1.

Рисунок 2.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что используемые нами занятия дали развивающий эффект. Достаточно высокий результат показали дети, которые были на среднем уровне и значительные результаты показали те, кто находился на низком уровне.

Проведя контрольный эксперимент, мы пришли к такому выводу, что уровень развития навыков пейзажного рисования в группе №10 Д/С №1488 достаточно повысился, о чем позволяет судить наша вторая диагностика.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности методики, способствующей развитию знаний и навыков рисования в разных  живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, что и подтверждает нашу гипотезу.


Заключение

Нашей главной целью было выявить влияние комплексных занятий по изобразительной деятельности на развитие знаний  о живописных жанраху детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что занятия являются одним из важнейших компонентов этого вида деятельности. Мы выяснили, что занятия по изобразительной деятельности являются предпосылкой для дальнейшего развития навыков в целом, т.е. занятия по изобразительной деятельности являются зоной ближайшего развития дляовладения разными живописными жанрами. От сюда вытекает, что если систематически использовать комплексные занятия, у детей повысятся знания.

Для подтверждения верности нашей гипотезы, мы проанализировали планы-конспекты занятий и апробировали на практике их влияние на приобщение к живописным жанрам детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы мы смогли выявить эффективность наших занятий для группы детей, состоящих из 10 человек, мы провели диагностическое исследование в виде беседы, перед апробированием нашего комплекса и после него.

Анализ результатов показал, что уровень знаний детей о живописных жанрах у детей старшего дошкольного возраста после проведения занятий повысился. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение.

После того, как мы получили положительные результаты и пришли к выводу, что на сегодняшний день остается необходимым не останавливаться и продолжать работу по следующим на правлениям:

необходимо проводить комплексные занятия по приобщению детей к живописным жанрам в системе и последовательно;

проводить наблюдения на прогулке за изменениями в природе для обогащения представлений и эстетического восприятия детей;

выводить детей на экскурсии и выставки, знакомить с работами художников;

организовывать работу с родителями.

                           


   Список  используемой литературы:

1.     Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.   

  1.  Большая советская энциклопедия. – М., 1955.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,2001
  3. Ильина Т.В. Игрушка – не игрушка! – М., 1964.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997, 1999.
  5. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.
  6. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.
  7. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Изд. 2 – е. \ Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288 с.
  8. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.
  9. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.: В мире прекрасного: Програм.-метод. Пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.:
    ил. – (РОСИНКА).
  10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.
  11. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
  13. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
  14. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.  Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.
  15.  Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. – Л., 1970.
  16.   Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.
  17. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
  18. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература,, развитие речи/ Сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.- 78 с.
  19. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

 


Приложение 1.

Анкета  для родителей.

  1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?______________________________________________________________________________________
  2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?_______________________________________________________________________________________

  1. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?________________________________________________________________________________________
  2. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями? ______________________________________________________________________________________________
  3. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?_______________________________________________________________________________________
  4. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки? _______________________________________________
  5. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?_______________________________________________________________________________________
  6. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка_________________________________________________________________________________________


Приложение 2.

Диагностическая карта по выявлению уровня знаний о различных живописных жанрах у детей  старшего дошкольного возраста.

Фамилия имя ребенка

натюрморт

пейзаж

портрет

Умение отличать жанр натюрморт от других живописных жанрах.

Умение рисовать с натуры.

Умение строить композицию, учитывая пространственные отношения предметов натуры, выделять передний, средний и задний планы

Умение отличать жанр пейзаж от других живописных жанров

Умение использовать выразительные средства при рисовании природы;

Умение использовать цветовую гамму, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.

Умение отличать жанр портрет от других живописных жанрах.

Умение  увидеть и понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека:

Умение выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь)

  1. Беккер София

С          В

С         В

С                    В

С           В

С                В

С                 В

С                 В

С                 В

С                          В

  1. Бородина Екатерина

С         С

Н        С

Н                    С

С           С

Н                С

Н                 С

С                 С

Н                 С

Н                          С

  1. Данильчук Валентина

С             С

С         С

Н                    С

С           С

С                С

Н                 С

С                 С

С                  С

Н                          С

  1. Заграбян Сос

С            С

С          С

С                    С

С            С

С               С

С                 С

С                 С

С                С

С                          С

  1. Лукинская Анастасия

С          В

С         В

С                    В

С            В

С                В

С                 В

С                 В

С                 В

С                          В

  1. Муравьев Антон

С            С

С          С

С                    С

С            С

С                С

С                 С

С                 С

С                 С

С                          С

  1. Низов Андрей

С          В

С         В

С                    В

С           В

С                В

С                 В

С                 В

С                 В

С                          В

  1. Пляшкевич Тимофей

С          В

С         В

С                    В

С           В

С                В

С                 В

С                 В

С                 В

С                          В

  1. Пучко Даниил

С         С

Н        С

Н                    С

С           С

Н                С

Н                 С

С                 С

Н                 С

Н                          С

  1. Сальникова Любовь

С            С

С          С

С                    С

С            С

С                С

С                  С

С                 С

С                  С

С                          С

Высокий -   Н.Г. – 0;   К.Г -4

Средний -   Н.Г. – 8;   К.Г -  6

Низкий   -    Н.Г. – 2;   К.Г -0


Приложение 3.                              ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКТЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

ЗНАКОМСТВО С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

рассматривание

Познакомить детей с жанром живописи «пейзаж», учить выделять отличительные особенности этого жанра. Вызвать у детей интерес к живописи. Желание   любоваться картинами.

Репродукции картин пейзажной живописи. Фланелеграф, раздаточный материал.

2.

"ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА" Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 29

РИСОВАНИЕ

учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.

Иллюстрация с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти - мягкая и жесткая, краски.

Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

3.

" ЧУДО-ДЕРЕВО" И.А. Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр.27-29

ЛЕПКА

познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики - модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал.

образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.

4.

"БЕРЕЗА  В КРУГЕ"

АППЛИКАЦИЯ -

Учить составлять композицию из  в круге,  закреплять навык обрывания, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус.

Бумажная тарелка, цветная бумага (клей кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.

НОЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Репродукция картины Левитана «Золотая осень»

2.

"ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ".

РИСОВАНИЕ  

познакомить с новым приемом рисования учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства - пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.

образец, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.

Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?"

3.

"БЕРЕЗОВАЯ РОЩА ОСЕНЬЮ»

АППЛИКАЦИЯ

закреплять у детей умение из бумаги, сложенной вдвое, вырезать симметричные формы, из бумаги, сложенной в несколько раз, получая одинаковые формы, красиво располагать их, закреплять правила обращения с ножницами, развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить детей убирать свое рабочее место по окончании работы. Анализировать свою выполненную работу, и работу товарищей.

альбомный лист , цветная бумага черный фломастер или карандаш, клей, кисти, клеенка, тряпочка, поднос.

4.

"ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА "ВЕТКА РЯБИНЫ"

ЛЕПКА

учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины; развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца.

соленое тесто, клей ПВА, стеки, дощечки, образец, ветка рябины.

ДЕКАБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

"РАССТЕЛИЛА ЗИМУШКА-ЗИМА БЕЛОСНЕЖНЫЕ УЗОРЫ"

 Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 171

РИСОВАНИЕ

развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать знакомые приемы при рисовании (тампонирование, тычком, использование природного материала - листья, цветы)

листы бумаги, краски (гуашь, акварель), кисти мягкая, жесткая, природный материал, тампоны.

2.

"ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА СПЕШАТ НА ЕЛКУ"

 Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 168

ЛЕПКА

воспитывать у детей интерес к сказочным образом, учить передавать их в лепке, используя полученные приемы лепки, продолжать учить лепить фигуру человека, продолжать учить лепить из целого куска, украшать детали одежда. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность.

пластилин, стеки, дощечки.

3.

"БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ" Малышева "Аппликация в д/с" стр. 75

АППЛИКАЦИЯ

учить вырезать снежинку из бумаги сложенной несколько раз. Побуждать детей участвовать в оформлении группы к празднику Новый год.

бумажная салфетка белая, ножницы, простой карандаш.

4.

"ОПУШКА ЗИМНЕГО ЛЕСА"

 Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 134 - 135

РИСОВАНИЕ

учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

иллюстрации с зимними пейзажами, гравюры, таблица с изображением штрихов, неполное изображения ели и сосны ( без хвои), силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом. У детей листы шероховатой рисовальной бумаги (1/2 листа), черные карандаши или черные восковые мелки.


Январь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

"ЛЫЖНАЯ ПРОГУЛКА"

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж )изображать деревья, кусты). Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.

Материал: альбомные листы тонированный светло-голубым, карандаши цветные, восковые мелки.

2.

" ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ"

Литература: Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 178

РИСОВАНИЕ

Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж )изображать деревья, кусты). Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.

Материал: тонированная бумага, гуашь, кисти.

3.

"ЛЫЖНИКИ"

Литература: Казакова "Развивайте:" стр. 172

ЛЕПКА

продолжать учить лепить фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции.

Материал: пластилин, дополнительный материал (бумага, сухие веточки, поролон и др.)

4.

"СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ"

Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 55-57

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: продолжать развивать навыки общения (в совместной работе); учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего; формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины)

Материал: фланелеграф, два снегиря в разных позах, ветка с ягодами рябины, части снегиря; удлиненный прямоугольник для показа вырезания крыльев для летящего снегиря; на двух детей исходные формы для вырезания снегирей; ножницы, клей, фломастер. Ветка рябины выполняется заранее на листе голубой или серой бумаги.


Февраль

Тема занятия

техника

Программное содержание

Оборудование

"ПОРТРЕТ ПАПЫ"

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: продолжать знакомить детей с портретной живописью, овладевать приемами контурного рисования карандашом, учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма .

Предш.раб.: рассматривание рисунков, портретов.

Литература: Казакова "Развивайте:" стр. 180

Материал: бумага (30*40), краски гуашь, кисти, простой карандаш.

"МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ"

Материал: картон белого или желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика. Пшено, клей ПВА, кисть, краски гуашевые, кисть для рисования.

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: познакомить детей с новым способом выполнения аппликации из сыпучих материалов (пшено, рис и т.п.), учить раскрашивать картину способом примакивания кисти. Развивать мелкую моторику, аккуратность, терпение.

Предш.раб.: Беседа о Дне защитников Отечества, о разных родах войск.

Литература: Малышева "Аппликация в д/с" стр. 114

1. "Солдат на посту"

Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 31-33

ЛЕПКА

Пр.сод.: познакомить с новым способом лепки - лепки на форме, показать последовательность работы, продолжать учить использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и декорирования образа солдата (использование дополнительного материала -  цветная бумага или ткань). Развивать художественные способности, худ. вкус, творчество.

Материал: пластелие, цветная бумага.

"ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС"

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народно творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет.

Литература: "Русский сувенир" стр.17

Материал: таблица с элементами жостовской росписи, подносы, для детей подносы разной формы, гуашь, кисти.

 

Март

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

"КЛОУН"

Материал: Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 31-33

ЛЕПКА

Пр.сод.: познакомить с новым способом лепки - лепки на форме, показать последовательность работы, продолжать учить использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и декорирования образа клоуна (использование дополнительного материала - бисер, цветная бумага или ткань). Развивать художественные способности, худ. вкус, творчество.

Пластилин, стеки, дощечки

2.

"МИМОЗА" - поздравительная открытка

Литература: Малышева "Аппликация в д/с" стр. 118

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: тренировать в выполнении наклеивания комочков из бумаги, закреплять умение мелкие надрезы, симметричное вырезание предметов. Продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать желание порадовать своих мам, бабушек, сотрудников д/с в праздник 8 Марта. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца.

Материал: альбомный лист, 2 желтые бумажные салфетки, 3 прямоугольника светло-желтого цвета размером 3*7 см, розетка с влажной губкой, ножницы, клей ПВА, кисть, поднос, зеленый фломастер, розетка под клей.

1.

"ПОДАРОК МАМЕ"

Литература: Д/в N 11,99 стр.44

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: прививать интерес к цветам. Воспитывать желание делать подарки ближним людям. Продолжать учить выполнять работу нетрадиционными приемами - тычком, продолжать учить рисовать эскиз работы не давя на карандаш.

Материал: альбомные листы, краски гуашь, кисти.

2.

"ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ"

Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 117

ЛЕПКА

Пр.сод.: учить передавать в лепке сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятельно находить способ лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее.

Материал: игрушка лебедя, книга Пушкина "Сказка о царе Салтане" с иллюстрациями, стеки, пластилин (соленое тесто), дощечки.

3.

"ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ"

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: учить передавать в аппликации сказочного персонажа, продолжать учить выполнять аппликацию способом мозаики, полностью заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. Познакомить с новым способом выполнения аппликации - обрывание. Учить способом обрывания выполнять волны на море. Учить подбирать цвет. Закреплять умение обводить по шаблону. Дополнять композицию деталями самостоятельно. Развивать художественный вкус, самостоятельность, мышление.

Материал: альбомный лист тонированный светло-синим, цветная бумага, шаблон лебедя, простой карандаш клей, кисть, тряпочка, клеенка. Образец.

4.

"ЦАРЕВНА ЕСТЬ, ЧТО НЕ МОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ:"

.

Литература: образец данного занятия - Швайко "Занятия по ИЗО" стр.112

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: .: учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг другу и передачу движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками "помокрому". Развивать фантазия, память, мышление, творчество.

Материал: иллюстрации к сказке "Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкина; альбомные листы, краски акварель, гуашь, мягкие и жесткие кисти, вода, ватные тампоны

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

"ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА"

Литература: Лыкова " Лепим, фантазируем, играем" стр. 79

ЛЕПКА

Пр.сод.: направить детей на поиск новых способов фантастических образов; развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию; предложить вылепить, используя эскизы, разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.

Материал: пластилин, проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейлей.

2.

"ПОЛЕТ К ЛУНЕ"

Литература: Гусакова "Аппликация" стр.62 Малышева "Аппликация в д/с" стр.81

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, самостоятельно придумывать композицию работы, рисовать эскиз, вырезать по контуру, наклеивать в определенной последовательности. Развивать творчество, художественный вкус, чувство цвета.

Материал: тонированная бумага или черный (синий) картон, цветная бумага светлых тонов, ножницы, простой карандаш, клей, кисти, клеенка, тряпочка. Иллюстрации о космосе.

3.

"В КОСМОСЕ"

Литература: Казакова "Развивайте:" стр. 185-186

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.

Материал: бумага, краски , кисти. Иллюстрации о космосе.

4.

" ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА"

Литература: Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 85

ЛЕПКА

Пр.сод.: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.

Материал: цветной пластилин (соленое тесто), стеки, пуговицы, нитки.

Май

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

 "Вечный огонь»

ЛЕПКА

Пр.сод.: Пр.сод.: учить передавать в лепке форму звезды и пламени самостоятельно находить способ лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее.

Материал: Пластилин, стеки

2.

Открытка к 9 мая"Аппликация" стр.62 Малышева 

АППЛИКАЦИЯ

Пр.сод.: учить составлять изображение из готовых деталеи и вырезать недастоющие

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, клеенка, поднос.

3.

«Вечный огонь»

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.:. Пр.сод.: продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя вечный огонь.

Материал: альбомные листы, цветные карандаши.

6.

"ВЕСЕННИЙ БУКЕТ В ВАЗЕ"

Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 159

РИСОВАНИЕ

Пр.сод.: учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть лепестков заостренными кончиками у нарциссов, и закругленных и тюльпанов), красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня, передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.

Материал: ваза с несколькими тюльпанами и нарциссами, удлиненные листы тонированной бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш.



Приложение 4.

Может ли дошкольник понимать живопись?

| Автор: Мацокина Наталья 

К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему?

Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение, прочитанное им воспитателем на занятии или родителями дома.

Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?
Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.
В старшем дошкольном возрасте существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными.

Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий.
Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.
В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом — нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый — эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Например: «Мне понравилась картина «Новый район Ленинграда» (художник Е. А. Галунов). Она рассказывает о строительстве красивых домов, о новой части города. Здесь красные дома и белый снег. Мне она понравилась потому, что напоминает работу моего папы, он строитель. Строители хорошо работают. Об этом говорят лица рабочих на переднем плане картины: серьезные, сосредоточенные. Они думают о том, чтобы построить хороший, прочный, красивый дом. В этой картине все заняты, кажется, что все движется — люди, машины. Красиво».

Второй — это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенных на картине людей. Рассказывая о картине «Гвардейское знамя» (художник А. В. Сафонов), ребенок говорит: «Мне понравилась картина «Гвардейское знамя», потому что я увидел в кино, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Это было нелегко. Они мужественные. Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину».

Опыт работы показал, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.
Однако понять замысел художника, идею произведения (о чем картина) им удается не сразу. Они воспринимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, переданные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности, между главным и деталями): «Эта картина не о мужчинах, а о солдатах. Они на войне, один ранен, а другой с автоматом. Картина темная, невеселая».

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью: «Художник показал красоту природы, мысли людей о хлебе. Вот они идут по полю, лица серьезные, и думают, что сделать, чтобы хлеба было больше. А хлеба много, он золотой, тяжелый. Красиво» (о картине «Хлебное поле», художник Н. П. Ерышев). «Художник сам увидел разноцветный луг, красивый от цветов, настроение у него стало радостным, вот и нам рассказал про эту красоту» (о картине «Сенокос», художник А. А. Пластов). Но к такой относительно высокой оценке эстетической значимости содержания произведения дошкольник подходит, исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок («Картина красивая, потому что много разных красок»).

В. Тропинин «Девочка с куклой»

В. Тропинин «Девочка с куклой»

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г. П. Сорогин). Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями развития — невысокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия. Рассматривая вместе с детьми портрет «Девочка с куклой» (художник В. А. Тропинин), дети обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка — она бережно прижимает руками куклу. У ребят возрастает интерес к содержанию картины.

Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения.

Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении.
Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины: «Картина о дне рождения. Сколько здесь разных красок: красные, синие, зеленые, белые, розовые — всякие, девочка нарядная, весело на дне рождения. А если бы все нарисовать одной краской, то не получилось бы такого веселого дня рождения» (о картине «Гости», художник О. Б. Богаевская). «Здесь звучит грустная музыка. Художник показал через коричневый и голубой цвет задумчивую музыку. Лицо пианиста задумчивое, он думает» (о картине «Играет Святослав Рихтер», художник Д. Д. Жилинский).

Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови: «Лица у людей грустные, губы сжаты, невеселые. Плохое настроение — по лицам видно».

Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.

Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник в содержании произведения самое главное располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы: «Дети нарисованы здесь нарядными на переднем плане, чтобы все их увидели, рассмотрели. Они изображены так, чтобы все увидели, как художник любит детей» (о картине «Гости», художник О. Б. Богаевская).

В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.
Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия.

Задача родителей и учителей научить ребенка не просто смотреть, а размышлять – учится анализировать!


Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по изобразительной деятельности в старшей группе "Вместе весело шагать по цветной дорожке"

Повысить интерес к своему здоровью. Познакомить с понятием "плоскостопие", с причинами  заболевания и способ ее профилактики. Формировать навыки рисования пальцами ног, продолжать учить детей при...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст). Тема "Жигули живописные".

В данном конспекте рассматривается вопрос о патриотическом воспитании дошкольников и показано как строится и проводится работа с детьми по заданной теме.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","...

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...

Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка».

Конспект разработан с целью: 1) развивать творческое, образное мышление и воображение. 2)знакомит с нетрадиционными техниками рисования. 3)знакомит с особенностями дымковской игрушки....

План-конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности «Портреты Зверей» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей.Задачи: Закрепить умения рисовать приемом: примакивания;Закрепить навыки приемов лепки: скатывание, раскатывание, примазывание;Воспитывать аккуратность при прикл...