Эссе педагога - психолога
статья на тему

Проскурякова Инна Юрьевна

 

Эссе на тему «Я работаю психологом»

 

« Все мы родом из детства!Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» 

                                              А. де Сент-Экзюпери.

 

  Я работаю психологом в детском саду. Пришла я в эту профессию, далеко не

случайным человеком, а имея уже опыт работы с детьми и в школе и в

детском  саду.  Став педагогом – психологом, я многое для себя открыла и

переосмыслила.

   «Все мы родом из детства..» - писал Антуан  де Сент-Экзюпери.

Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь.

Иногда,  некоторые  детские переживания проносится с нами в течение

колоссального промежутка времени  и определяют наши поступки и наши

отношения с людьми  уже во взрослой жизни .Конфликты детского возраста

определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни,

депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же

переживаний в раннем детстве.

   Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.

    В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности,

 тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается

огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое

благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям,

 поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира.

 А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты

те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и

которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость,

капризы, страхи.

     Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным

считаю - помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и

уметь взаимодействовать с ним.

     Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до

последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам

диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с

миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому,

организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также  в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенст -

 вованием своих знаний и личностных качеств. Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?»,

то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы

работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё

 труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого

слова, к которому тянуться дети и взрослые.»

Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе,

своим коллегам и родителям детей:

- Прежде всего, надо «жить жизнью детей», только тогда мы сможем понять их.

- Надо быть сдержанным и терпеливым.  Развитие человека не терпит суетливости и нервности.

- Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения  и у ребёнка и у взрослого человека.

- Надо доверять детям. Это поможет их взрослению.

- Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает мой авторитет как психолога.

- Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком.

- Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

- Выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребёнка.

- Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам.

- И самое главное требование, это «Не навреди».

 От нашего с вами  отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на 

себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.

    Какими я вижу результаты своей деятельности?

Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеет переживать за другого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Эссе на тему «Я работаю психологом»

« Все мы родом из детства!Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» 

                                              А. де Сент-Экзюпери.

  Я работаю психологом в детском саду. Пришла я в эту профессию, далеко не

случайным человеком, а имея уже опыт работы с детьми и в школе и в

детском  саду.  Став педагогом – психологом, я многое для себя открыла и

переосмыслила.

   «Все мы родом из детства..» - писал Антуан  де Сент-Экзюпери.

Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь.

Иногда,  некоторые  детские переживания проносится с нами в течение

колоссального промежутка времени  и определяют наши поступки и наши

отношения с людьми  уже во взрослой жизни .Конфликты детского возраста

определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни,

депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же

переживаний в раннем детстве.

   Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.

    В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности,

 тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается

огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое

благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям,

 поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира.

 А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты

те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и

которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость,

капризы, страхи.

     Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным

считаю - помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и

уметь взаимодействовать с ним.

     Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до

последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам

диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с

миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому,

организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также  в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенст -

 вованием своих знаний и личностных качеств. Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?»,

то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы

работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё

 труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого

слова, к которому тянуться дети и взрослые.»

Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе,

своим коллегам и родителям детей:

- Прежде всего, надо «жить жизнью детей», только тогда мы сможем понять их.

- Надо быть сдержанным и терпеливым.  Развитие человека не терпит суетливости и нервности.

- Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения  и у ребёнка и у взрослого человека.

- Надо доверять детям. Это поможет их взрослению.

- Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает мой авторитет как психолога.

- Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком.

- Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

- Выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребёнка.

- Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам.

- И самое главное требование, это «Не навреди».

 От нашего с вами  отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на  

себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.

    Какими я вижу результаты своей деятельности?

Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеет переживать за другого.



Предварительный просмотр:

Искусство быть родителем.

Каждый любящий родитель задаёт себе вопрос: «Как вырастить ребёнка счастливым?» Мы, родители, делаем очень много для того, чтобы наши дети были счастливыми… Учим их, воспитываем, заботимся, переживаем, поддерживаем и помогаем. Но не всегда видим с собой счастливых детей. А ведь наши дети – наше отражение, отражение наших радостей и горестей, успехов и неудач, взлётов и падений. Они учатся, глядя на нас, и это очень важно и ответственно – быть родителем! Но нигде – ни в школе, ни в семье, ни в институте – никто не учил нас «Искусству быть родителем». И если дети – наше отражение, то какими же тогда должны быть взрослые, чтобы рядом с ними ребёнок вырос счастливым, радостным, здоровым, успешным, любящим, умеющим любить и верить в себя?

Многие современные родители, обеспечивая своих детей красивой одеждой, хорошей едой и дорогими игрушками,  называют всё это полной заботой о ребёнке, и даже любовью. И причём окружающие думают также: пришёл ребёнок в садик или в школу в красивой, дорогостоящей одежде и с мобильным телефоном в кармане : « О, как же заботятся о нём родители! Стараются, чтоб не было нужды ни в чём». А нужда как раз есть. Занятые дети стали удобны и как-то незаметны. Конечно, когда ребёнок приносит домой двойки, не слушается или грубит старшим, родители думают: «Почему он так себя ведёт? Мы ведь стараемся, вкладываем в него все наши силы, время и средства! По сравнению со сверстниками, у него всё есть!» Всё? Нет, не всё. Очень часто, такие дети несчастны, бедны, им не хватает самого простого – доброго человечного общения и эмоциональной близости с родителями. Потребность в дружеском, добром общении, как и само общение – вот, что перестало действовать в семье, потому что этим не пользуются. Общение – это не вопрос «ты уже обедал?» или «почему ты до сих пор не спишь?», это не нравоучения, нотации или команды. Это доброжелательный настрой родителя и ребёнка друг на друга, желание и умение в первую очередь родителя выслушать и понять чувства ребёнка, вникнуть в его внутренний мир, переживания, и принять, а не превращаться в жандарма, который только строго требует порядка, послушания и покоя. Потому что у родителей или на работе как всегда проблемы или «и так уже голова болит». Знакомые ощущения, не так ли?

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Этот возраст, когда происходит становление основных характеристик личности, когда ребенок начинает впервые осознано относиться и выделять хорошее и  плохое.

Проводимые мною исследования, целью которых являлось выявить, как ребенок старшего дошкольного возраста воспринимает свою семью, показали следующее. Было выявлено, что только 32% дошкольников имеют теплые дружеские  отношения в семье и ощущают гордость от принадлежности к этим людям. Эти дети и в рисунках изображают всех членов своей семьи, между членами их семей установлены теплые и прочные контакты.  27% дошкольников не изображают себя, а значит не ощущают себя членом семьи - по разным причинам. 12% - имеют нездоровые отношения в семье. Сюда относятся и дети, которые имеют одного из родителей, а другого - не помнят, либо вообще никогда не видели.7% детей - не владеют понятием семья, как объединением родных, близких им людям. Для дошкольников семья – первая и часто единственная среда, наиболее действующий фактор, формирующий его личность. В результате анализа результатов исследований приходишь к выводу, что современные дети нуждаются в серьезном и заинтересованном отношение взрослых к себе. А если они постоянно наталкиваются на равнодушие, нежелание разделять с ними радости и волнения, то потребность в душевном близком общение постепенно затихает. Дорогие родители! Как часто нам самим хочется, чтоб нас выслушали и поняли, приняли такими, какие мы есть, услышать похвалу в наш адрес, сочувствие или просто доброе слово! Дети хотят того же! Они хотят не критики, а понимания – словом, взглядом и прикосновением.  Три способа открыть ребенку свою любовь.

1.Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2.Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку. Погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его невозможно.

3.Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите, что хотите.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. . И пусть иногда что-то не получается, главное – пробовать, пытаться и, конечно, думать головой, а не пускать все на самотек. Ведь характер ребенка в ваших руках и дальнейшая его судьба во многом зависит от того, что дали человеку в детстве вы - родители.

                                                       Педагог – психолог МДОУ ЦРР д/с№7 Проскурякова И.Ю.



Предварительный просмотр:

Цель:  

-развитие логического мышления, речи.

-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

- совершенствование зрительного анализатора, как профилактика нарушения зрения

-совершенствование  мелкой моторики;

-снятие психоэмоционального напряжения и импульсивности;

-воспитание положительного отношения друг к другу, развитие чувства эмпатии.

Оборудование: картинки

Верхний ряд- фасоль,гранат,чаиник,петух.аист,кузнечик,лопата,ель,тюльпан,коза,воробей,волк;

Нижнийряд,чашка,мандарин,индюк,горох,лебедь,лиственница,муравей,медведь,овца,синица,

Гвоздика

Картинка –зонт;

На каждого ребенка: картинка с изображением зонта, карточка к заданию «Что получится».

Ход занятия:

Игра –приветствие «Эхо». Дети приветствуют друг друга , называя свое имя, а все, как эхо- повторяют.

Игра «Подбери пару» Психолог предлагает составить пары, подбирая к картинке из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Получая обоснованный ответ. Психолог меняет расположение картинок –входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.

Затем дается установка на запоминание пар. После чего нижний ряд убирается. А по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить какие были с ним в паре.

-Вы справились с этим заданием.  

Упражнение «Глазки бегают по кругу» 

Глазки бегают по кругу: влево ,вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежали друг за другом.

Не догнали-спрятались(зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими(максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Повтор.2 раза

Сегодня мы с вами продолжим решать необычные примеры. Вспомним знаки: плюс, минус, равно.

У вас лежат карточки с примерами. В пустом окошке вам надо нарисовать нужную картинку.

Дети выполняют упражнение «Что получится». Затем проверяют.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытна Варвара                          А Варвара смотрит вверх

    Смотрит влево,                                  Дольше всех и дальше всех!

    Смотрит вправо.                                Возвращаемся обратно-

    А потом опять вперед_                     Расслабление приятно!

    Тут немного отдохнет.

                                   А теперь посмотрим вниз-

                                   Мышцы шеи напряглись!

                                   Возвращаемся обратно-

                                   Расслабление приятно!

Беседа об осени

А сейчас вспомним какое время года?

-Назовите осенние месяцы?

-А сейчас какой месяц?

-Давайте подберем к осени подходящие слова. Скажите осень какая?

(Красивая,щедрая,холодная,дождливая.золотая)

-Осеннее небо какое?

(Серое,хмурое,облачное)

Что часто бывает осенью?

Что бывает часто осенью? (Дождь) Какой предмет помогает укрыться от дождя?

-Правильно зонт. Этот зонт разноцветный. Вы запоминайте как он раскрашен, а я вам раздам картинки где тоже нарисован зонт.

Затем картинка «зонт» убирается и дети по памяти  раскрашивают свои зонтики.

-Молодцы,ребята! Хорошие зонтики у вас получились. Обведите пунктирные линии и нарисуйте дождик.

 

Прощание

Дети стоят в кругу. Психолог передает горящую свечу, а дети высказывают свои пожелания друг другу.

Конспект занятия в подготовительной логопедической  группе

По теме : « Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти».

   

                                                      Проводит педагог – психолог:

                                                      МДОУ ЦРР д/с №7 Проскурякова И. Ю.

                                                        октябрь 2010г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе педагога-психолога

немного о профессии...

Эссе педагога-психолога "Это так просто увидеть красоту"

Мне кажется,  что каждый человек когда-либо ощущал симптомы эмоционального выгорания. И этот симптом чаще всего  затрагивает нас, педагогов.  Это состояние вмещает в себя тысячи гр...

Эссе педагога-психолога "Что самое главное в человеке?"

Что самое главное в человеке? Вопрос простой, часто задаваемый, а кто-то даже с возмущением воскликнет: «Банальный!«. Да, вроде бы наше человечество уже смогло найти ответ. Самое главное в человеке — ...

Эссе педагога-психолога

Эссе педагога-психолога...

Эссе педагога психолога: "Это больше, чем работа".

Эссе педагога - психолога: "Это больше, чем работа"....

эссе педагога-психолога

Что-то в груди теснится:Хочется разбежатьсяИ, словно большая птица,В лазурное небо вжаться.И в радуге искупаться, И облаком утереться,Что есть этот мирДетства!!!...


 

Комментарии

Миронова Наталья Васильевна

Замечательный материал,Инна Юрьевна!