Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"
методическая разработка по теме

Баталова Светлана Андреевна

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.
 

 А ведь по\   А ведь по мнению, многих педагогов и психологов, сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

 В описанном мною опыте работы коллеги смогут познакомится с системой  моей работы по   социализации личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_batalovoy.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Баталова С.А.

Управление  образования администрации муниципального образования Новокубанский район Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждениедополнительного образования

«Центр развития образования»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад № 3 «Колокольчик»

город Новокубанск муниципального образования

Новокубанский район

Тема: «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры.»

воспитатель : Баталова  

                                                                                                  Светлана Андреевна

г. Новокубанск

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………..

    1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…………….

    1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании………….

    1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………..

3. Педагогический опыт……………………………………………………

    3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………..

    3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………

    3.3. Новизна представляемого педагогического опыта………………

    3.4. Результативность педагогического опыта……………………….

    3.5. Технологичность представляемого педагогического опыта……

    3.6.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………..

4. Выводы……………………………………………………………………

5. Используемая  литература…………………………………………...

3

3

7

9

10

11

11

13

14

15

16

17

19

21

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСА

«Игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром».

                                       Фридрих Фребель

«В игре детей есть часто смысл глубокий».

                                                                                 Шиллер Иоганн Фридрих

                                                          «Игра- в значительной степени основа всей                                      человеческой культуры».

                                                                  Луначарский А.В.

                                                          «Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых».

                                          Корчан Януш

  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Иную трактовку игр дает теория “активного отдыха”, развитая немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется, в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей, и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть  различны.

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития. Среди отечественных исследователей феномена игры следует Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского и др.

Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы на которых направлена деятельность играющего.

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.

В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Педагогический коллектив детского сада №3 «Колокольчик», в котором я работаю воспитателем, работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В этой программе  большое внимание уделяется обучению детей игре.  Многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.
Предметом моего исследования является сюжетно-ролевая игра.
Объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей  дошкольного возраста.
2. Изучение роли сюжетно-ролевой игры социализации личности детей дошкольного возраста.
3. Рассмотрение необходимости применения сюжетно-ролевых игр на занятиях и свободное время для устранения психологических барьеров.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
Исходя из цели и поставленных задач, я предлагаю следующие гипотезы: эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий:
- Создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;
- Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;
- Устранения причин блокирования познавательного развития в педагогическом процессе.
Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в социализации личности детей.
Теоретическая значимость исследования: обоснование средства, методы в развитии социализации личности детей.
Практическая значимость состоит в разработке методологических рекомендаций. Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителям.
Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы; игра, наблюдение в ходе игровой деятельности; беседа, проективное интервью, игровые методы; анализ результатов педагогического эксперимента и др.

1.3.Основные понятия  и термины в описании педагогического опыта.

Игра-это особая самостоятельная творческая деятельность детей.

Игровая группа-это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра-это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т.д.

     

Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Игрушка- предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Работая на группе, провожу как индивидуальные, так и фронтальные занятия.  Я наблюдала за развитием детей, и заметила, что у них нет достаточных знаний  об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях ,  углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширить социализацию личности ребёнка через знакомство с окружающем миром. Наблюдения за играми детей показали, что у них недостаточно развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности». Это объясняется рядом причин  и прежде всего общими возрастными психическими особенностями : относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной  устремлённостью поведения. А так же ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений. Недостаточная развитость общественных изменений, творчества, воображения, так же отрицательно сказывается на длительности творческих игр детей. Недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов в определённой мере обуславливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

        "Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков
.

  1. Актуальность педагогического опыта.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  • учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  • формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  • учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  • воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

  1. Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных

методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника. 

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. Представлена картотека сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей.  

  1. Результативность педагогического опыта

       Много лет углубленно работаю по проблеме: «Социализация личности ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

             Однако сегодня,  во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе. Я проводила анкетирование родителей,  и получили следующие результаты:

все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 36% опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 47%. Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные,  компьютерные. Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, потому что она позволила нашим детям:

  1. эмоционально вжиться в сложный социальный мир взрослых.

     2.   пережить жизненные ситуации.

     3.   осознать свое реальное место среди других людей.

4. сделать для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими.

  1. надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  2. свободно выражать свои чувства.
  3. уважать себя и верить в себя.

Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действовали уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность нашего выбора.

3.5 Технологичность представляемого педагогического опыта.

Описанный мною опыт работы будет интересен не только  для воспитателей ДОУ, но и для родителей, а также для узких специалистов-психологов, логопедов. Использование в практике работы с детьми разработанного мною перспективного плана работы, а так же описанных мною сюжетно-ролевых игр, как отдельно, так и в системе позволит им всесторонне развить личность ребёнка,  развить их творческие способности, раскрыть их творческий потенциал.

3.6. Основные элементы представляемого педагогического опыта

Перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. ( см.Приложение №1)      

Конспекты занятий. Тематика игр, предусмотренных перспективным планом, разнообразна. Они проводятся в занимательной игровой форме, что способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей.  Каждое занятие - игра начинается с постановки проблемы, организации сюжета, обсуждения и решение ситуаций, что способствует  большей возможности  для проявления детской фантазии, воображения. Неотъемлемым условием является учет потребностей и интересов каждого ребенка. Это вселяет в ребенке уверенность в себе и дает возможность проявлению большой творческой самостоятельности, активности. Неотъемлемой частью некоторых занятий является сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяет сделать игру более выразительной и вселяет в ребенке уверенность в своих способностях, а так же  приносит удовлетворение, как педагогу, так и ребенку от совместной игры. (см. Приложение №  2)

          Диагностические карты. Представленные в опыте работы диагностические карты  позволяют проследить процесс обучения и усвоения  игровых навыков сюжетно-ролевой игре. Это способствует выявлению всех плюсов и минусов в своей работе и  наметить задачи на будущее. (см. Приложение №  3 )

            Рекомендации для педагогов. Включают в себя  описание обучения детей сюжетно-ролевым играм.  (см. Приложение 4)

Памятка для педагогов «Развитие творческих способностей детей через сюжетно-ролевую игру.       

   Экспериментально- творческая работа-Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми.  (см. Приложение №5) В работе  представлены наблюдения-описания за играми детей.

          Рекомендации для родителей. (см. Приложение 6) включают в себя «Советы для родителей - «Поиграй со мной»,анкетирование.

 Сюжетно-ролевые игры. (см. Приложение№7) включает в себя картотеку игр.

Фотомонтаж из опыта работы  (см.Приложение №8) 

  1. ВЫВОДЫ

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с.

2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.

3. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71

4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

5. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с.

8. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – 64 с.
9. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с.
12. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «Детство-Пресс», 2003-144с.
13. Воспитание дошкольника в труде/ В.Р.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
14. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с.
15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.

16. . История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-511с.
17. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина …: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-416с.
19. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001 - №9, с. 98 – 101.
20. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004. – 48 с.
21. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. – М.: Мнемозина, 1995. – 85 с.
22. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Рос. пед. агентсво, 1998. – 85 с.
23. Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения. – Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1999. - 192 с.
24. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 224 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.

26.Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2010.

27.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2010.

28.Воронкова Л.В. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей. Педагогическое общество России. Москва 2004.

29.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва. Московский психолого-социальный институт- 2001.

30.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. Академический Проект Москва 2001.

31.Захарюта Н.В. «Психология детства». Армавир 2000 АГПУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Опыт работы по теме: "Роль кружка детского творчества в развитии сюжетно - ролевых игр".

Социально-эмоциональное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач любого общества....

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

«Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры»

Тема: краеведение (патриотическое воспитание). Воспитание любви к родному городу через сюжетно-ролевую игру....

Статья "Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к...

Описание опыта работы по теме "Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности"

Основной целью «элементарного музицирования» является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих с...


 

Комментарии

Аксенова Анна Ивановна

МОЛОДЕЦ. Спасибо за интересный материал