Описание опыта работы по теме "Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности"
учебно-методический материал

Основной целью «элементарного музицирования» является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности, создание условий для развития творческой личности. Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом  -  это «талант в себе»,  каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая для этого благоприятные условия.   В своей работе я рассказала о том, как полезно и интересно можно играть на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Акимова Елена Юрьевна ГБДОУ НАО- ДС «Аннушка»

«Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности»

Автор Акимова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Аннушка»

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю» Конфуций

Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта

Опыт формировался в условиях Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития ребенка – детский сад «Аннушка». В ДОО 189 воспитанников, 8 групп, 2 из которых - группы раннего возраста. В коллективе трудятся 23 педагога. В детском саду имеется эстетически оформленный музыкальный зал, оснащённый всем необходимым техническим и дидактическим оборудованием (компьютер, музыкальный центр, экран и проектор, электронное пианино) отвечающий современным требованиям. Данный опыт формировался с детьми 4-7 лет на протяжении 3 лет музыкальным руководителем высшей квалификационной категории Акимовой Еленой Юрьевной, стаж работы музыкальным руководителем 20 лет. Опыт будет интересен музыкальным руководителям и педагогам ДОО.

Актуальность опыта

В современном мире все больше родителей хотят видеть своего ребенка успешным, развитым, водят его на различные дополнительные занятия, кружки, секции, считая, что чем больше он будет занят с самого раннего детства, чем больше получит знаний, тем больше пользы для ребенка. Но не всегда такое количество занятий, большая нагрузка приносят пользу для самого ребенка. В музыкальном воспитании дошкольников упор часто делается на подготовку детей к праздникам: на эффектные номера, где дети поют под фонограмму (при этом не важно, как поют), танцуют под «взрослую» музыку и детские праздники превращаются в «шоу» для родителей. И тут в основном выступают не все дети, а те, которым это легко дается, у которых есть музыкальные способности. А остальные – сидят в сторонке и скучают, обретая уверенность, что они ничего не могут, не умеют, делают все плохо. Песталоцци сказал “Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать”. Чтобы научиться понимать музыку, надо начинать с простого. Когда ребенок рождается, его кормят грудным молоком или смесью. Никому не придет в голову дать ему сразу котлету или жареную картошку. То же самое с музыкой. Ребенок должен пройти все этапы музыкального развития: колыбельные, пестушки и потешки, сказанные с ласковой интонацией – это первое знакомство с музыкой. Всем нам известные «Ладушки», «Сорока-ворона» - начало формирования «фундамента музыкальности» - музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить - понять музыку, и способность свободно в ней ориентироваться и свободно с ней «обращаться». Ведь ребенок должен попробовать себя не только в роли исполнителя, но и в роли композитора, чтобы понять, как создается музыка. А задача детского сада - создание условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Актуальность и важность данной проблемы определили выбор автором темы: «Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности».

Ведущая педагогическая идея опыта – Формирование творческой личности средством «злементарного музицирования». Большое значение творческой деятельности в музыкальном воспитании отмечал Д.Б. Кабалевский. Он считал, что все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому развитию детей, то есть, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то своё, новое, лучшее. Главным является не результат, не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам процесс творчества, так необходимый детям, возможность их самовыражения. Цель в том, чтобы сформировать привычку к творческому мышлению. Ведь если ребенок привык сам творить, а не выполнять четкие указания взрослого, он и в будущем будет это умение применять на практике в любой сфере деятельности - кем бы он ни стал.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года по май 2018 и была разделена на несколько этапов.

I этап – начальный: сентябрь 2015 – ноябрь 2015года,

II этап – основной: декабрь 2015 – апрель 2018 года,

III этап – заключительный: май 2018 года.

Первый этап включал:

- работу по изучению проблемы, поиску путей ее решения (изучение исследований по этой теме),

- выбор программы по музыкальному воспитанию, где развитию творческих способностей уделяется большое значение.

Второй этап заключался:

- в непосредственной работе музыкального руководителя с детьми: это НОД, зарядки, режимные моменты, праздники, развлечения;

- создании аудиотеки, картотеки с играми, создание предметно-развивающей среды, пополнение атрибутов для двигательного творчества и игры на музыкальных инструментах

Заключительный этап включал в себя анализ работы и выводы, а также составление плана работы на будущее.

Диапазоном опыта является система занятий с детьми и работа музыкального руководителя с родителями и педагогами: музыкальные занятия + индивидуальная работа с детьми + консультации, беседы с родителями и воспитателями ДОО; праздники, развлечения.

Теретическая база опыта.

Среди методик музыкального развития особое место занимает система Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей» (в переводе с немецкого «шульверк» - «обучение в действии»). Основная ее цель – раскрыть в ребёнке творческое начало, данное ему природой. «Ребенок является «создателем» своей музыки, «своего собственного музыкального мира» (Т.Тютюнникова).Основная идея системы Карла Орфа - творческое обучение. В основе лежит игра, импровизация, индивидуализация, творчество, которые объединяет речь, музыка и движение. Карл Орф говорил: «…В «Шульверке» нет и не должно быть ничего застывшего, окостенелого, завершенного; все в нем — в движении, развитии, изменении…». Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. «Элементарное музицирование» (термин ввел Карл Орф) – это процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. «Элементарное» означает доступное каждому, простое, а не «примитивное». Музицирование – связь музыки, речи и движения, естественная в том смысле, что любое слово, произнесенное ритмично и с какой-нибудь интонацией – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Соединение музыки, речи и движения составляет существо урока по принципам Орфа.

В своей статье «Введение «В музыку для детей» Вильгельм Келлер пишет о том, что в своем «Шульверке» К.Орф не требует от учеников особенных музыкальных способностей, какой-либо специальной подготовки. Но вместе с этим он не только не ограничивает развитие более талантливых детей, но и, благодаря разнообразным заданиям, дает им возможность показать и применить свои способности. «Шульверк» предназначен для работы с группами, в которых, при правильной постановке задач, все дети, с разными способностями получают возможность быть успешными, получать радость от взаимодействия, от коллективного «творения» музыки. «Шульверк» – это «не методика, а путеводитель» и педагог может с легкостью варьировать все предложенное автором.

В орфовском детском музицировании огромное внимание уделяется пению, однако пение не рассматривается как обязательное начальное проявление музыкальности. В. Келлер это подчеркивает: «Ни в примитивных, ни в высокоразвитых культурах инструментальное музицирование не развивалось из пения… на ранних стадиях музыкальной культуры и вообще человеческой деятельности ритмические движения тела, как форма выражения, являющаяся первоначальным видом инструментальной музыки, играют такую же важную роль, как и вокальные проявления». Синкретическое единство слова, музыки и движения. Идея синкретического развития, опирающегося на народные мелодии, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для Шульверка ключевой. Умение расслышать в поэтическом слове музыку: и ритмо-мелодическое начало, и тембры, и артикуляцию, построить из всего этого целостную музыкальную форму– этому уделяется в Шульверке особое внимание. И, конечно, не только отдельному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам…

У Карла Орфа появилось много последователей по всему миру: в России это Вячеслав Жилин, Вадим Каневский, Т.Э.Тютюнникова, Т.Боровик, И. Гаалянт и другие.

Среди современных программ по музыкальному воспитанию это авторы программы «Ладушки» И.Новоскольцева и И.Каплунова. Их пособие "Этот удивительный ритм"в доступной и легкой форме вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях. В основе разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Программа «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. В ее основу вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом" (А.И. Буренина).

Т.Э.Тютюнникова разработала программу «Учусь творить. Элементарное музицирование». Она дала такое определение «Элементарному музицированию»: «Элементарное музицирование – это акт самовыражения с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой». Для музыкальной педагогики важно, что музицирование – практическая деятельность, а не «созерцательная». Оно предполагает личное участие ребенка или взрослого в исполнении или творении музыки. Каждый человек «добывает» музыку, а не потребляет ее. Это познание музыки «в себе». Современное музыкальное воспитание предполагает вовлечение детей в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Происходит обучение: ребенок учится у педагога, самого себя и друг у друга: подсмотренная у партнера, идея находит у каждого ребенка свое воплощение – так начинает работать фантазия и воображение – основа для приобретения собственного музыкального опыта. Для автора эта тема актуальна, потому что система рассчитана на детей с разным уровнем способностей, ребенок сам участвует в процессе, а не наблюдает со стороны: двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации являются коллективными – каждый ребёнок может найти в ней своё место, какими бы музыкальными способностями он не обладал.

Новизна опыта. Новизна опыта состоит в принципиально новом и комплексном подходе. При проведении музыкальных занятий особое внимание автор уделяет развитию творческого потенциала, индивидуальности каждого ребенка, независимо от его способностей.

#1058;ехнология опыта.

Основной целью «элементарного музицирования» является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности, создание условий для развития творческой личности. Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом - это «талант в себе», каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая для этого благоприятные условия.

С целью определения уровня развития музыкально - творческих способностей детей в начале 2015 года была проведена диагностика среди воспитанников двух средних групп детского сада «Аннушка» города Нарьян-Мара. Данные занесены в таблицу. Для исследования была использована методика К.В.Тарасовой. Детям были предложены следующие задания (Приветствие – это обязательный «ритуал» занятия, именно на приветствии мы может распеться, сделать зарядку из звучащих жестов, поэтому все задания связаны с приветствием):

  1. «Придумай свой ритм»

- средняя группа - прохлопай свое имя, имя друга (Са-ша-Сашень-ка, Ма-ша-Ма-шень-ка)

- старшая - придумай звучащие жесты на слова «Доброе утро», «Здравствуйте», ритмическую «фруктовую» цепочку (БА-НАН, ман-да-РИН, ЛИ-МОН, а-пель-СИН)

- подготовительная – придумай аккомпанемент из звучащих жестов под музыку)

  1. «Спой ответ»

- средняя – спой свое имя, имя друга

- старшая – спой свою песенку (например, «Доброе утро», или ответ к песенке «Здравствуй, серая лошадка»)

- подготовительная – «разговоры» - вопрос-ответ «Что ты хочешь, кошечка? Молочка немножечко»)

  1. «Танцуй, как говорит музыка»

средняя – «мячики прыгают, мячики покатились»,

старшая – «Веселый танец» - дети выходят танцевать на определенные фразы: «танцуют те, кто в шортиках», или «Танцуют те, кто любит кашу» и т.д.,

подготовительная - «4 импровизации», «Патер из Сан-Франциско» - звучат разные музыкальные отрывки, дети двигаются под музыку)

Средняя группа №6 Кол-во человек - 26

Средняя группа № 7 Кол-во человек - 27

н

к

н

к

движение

в -7 с – 15 н - 4

В-9 С-14 Н-3

В-5 с-15 н-7

В-6 с-17 н-4

ритм

В-8 с-12 н-6

В-10 с-11 н-5

В-6 с-14 н-7

В-6 с-17 н-4

пение

В-6 с-9 н -11

В-7 с-14 н-5

В-5 с-15 н-7

В-5 с-16 н-6

Общее количество

В-7 с-12 н -7

В-8 С-13 Н-5

В-5 с-15 н-7

В-6 с-16 н-5

По результатам диагностики выяснилось, что у детей наблюдается средний и низкий уровень по этим показателям. Успешное развитие музыкально – творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относятся:

  • Наличие музыкально-певческой среды
  • использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара.
  • регулярность специальных занятий.
  • материально-техническая обеспеченность педагогического процесса
  • важно постоянно поощрять индивидуально-творческие проявления детей.
  • Учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.
  • Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений.
  • Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

В существующих условиях необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, учитывая, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. Были выделены следующие задачи:

- Создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;

- Творческое развитие его природной музыкальности;

- Помощь ребенку в формировании внутреннего мира и самопознания (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция);

- Получение детьми удовольствия от самовыражения в звуках «здесь и сейчас» (на занятии), которое в этом случае имеет шанс стать потребностью;

- Создание ситуаций, в которых ребенок будет спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которых он будет импровизировать. (2, стр.48)

Для этого следует придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип постепенности - «переход от простого к сложному» (например, от «звучащих жестов» к игре на инструментах: разучивая номер для оркестра мы сначала играем партию каждого инструмента «звучащими жестами» - так все дети знают партию каждого инструмента и могут заменять друг друга), используем речевое сопровождение для «диалога» инструментов («Вальс-шутка» Шостаковича – разговор 2 колокольчиков).
  2. Принцип гуманизма - признание ценности ребенка как личности, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей (все варианты исполнения, предложенные детьми, принимаются и применяются).
  3. Принцип развития творческого потенциала ребенка состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. (Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам: у кого-то способности к рисованию, у кого-то к пению. Мы же должны дать им необходимые знания, обязательные для всех).
  4. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Это музыка народов мира. Детская элементарная музыка любого народа нераздельно связана с речью и движением. Элементарная музыка предназначается не для точного повторения и воспроизведения, не как концертный отработанный номер, а для творческого самовыражения детей.
  5. Принцип сотрудничества. Педагог вместе с детьми участвует в процессе, ребенок учится, но не понимает, что его учат. Игра – основной вид деятельности.

Впервые автор услышала о системе Карла Орфа на курсах повышения квалификации у Т.Э.Тютюнниковой. Она создала свою программу, в которой соединила принципы педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Программа Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» включает в себя следующие элементы:
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Причем, хлопки могут быть прямой ладонью или выпуклой, пальчиками, скользящие, основанием ладони у запястья или костяшками пальцев – от этого зависит, какой получится звук. То же самое можно сказать и о шлепках, притопах – вариантов извлечения звуков очень много. Приветствие, с которого мы начинаем занятие – это тоже звучащие жесты. Обычно бывает много желающих поздороваться «по-своему», поэтому мы используем «стрелочку» и сигнал «стоп». Игры со звучащими жестами могут быть в кругу (передача хлопков по кругу), в парах (например, придумать варианты хлопков (поздороваться) в парах). Мы украшаем звучащими жестами небольшие стихотворения, потешки. Звучащие жесты – это подготовка к игре на музыкальных инструментах. Разучиваем партии разных инструментов всей группой, поэтому дети не «привязаны» к определенному инструменту – они знают все партии. Звучащие жесты – это и игры: массаж «Дождь, дождь» - в которой звучащие жесты, имитирующие дождь, град и гром дети играют на спине у соседа. С помощью таких игр создается доброжелательная обстановка. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Иногда, придя за детьми в группу, если еще не все готовы, автор начинает с ними игру, чтобы настроить их и собрать внимание: это «Зеркало»: автор играет цепочку из звучащих жестов, а дети повторяют. Ведущим в такой игре может стать любой ребенок. Придумали игру «В кафе» - надо прохлопать название того блюда, которое нам подают. Используются приемы «Эхо», «Зеркало», «Цепочка», «Передай другому».
Речевое музицирование. Направлено на развитие чувства ритма, формирование правильной артикуляции, знакомство с разнообразием динамических оттенков и темпов. Для речевых упражнений автор использует детский фольклор: кричалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, рифмы, имена. Короткие тексты прекрасно запоминаются детьми и поэтому с ними легко работать и импровизировать. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое.

Игру «Имена» мы начинаем уже в младшей группе с ритмичного проговаривания имени, используя разные варианты: громко и тихо, ласково, можно чередовать «соло» и «хором», сопровождая хлопками или игрой на музыкальных инструментах. Если на занятие приходит какая-то игрушка, мы придумываем и прохлопываем ее имя. Игра «Лежало печенье в вазе на столе» (приложение 1) пользуется у детей большой популярностью. Помимо развития чувства ритма, здесь идет работа над эмоциональностью, выразительными жестами, мимикой, а также развитием коммуникативных навыков. «Как на горке снег, снег…» - здесь с детьми можно поэкспериментировать с голосом: высоким – «на горке», «а под горкой» - низким, сопровождаем речь показом руки. Можно произносить текст с различной интонацией (вопросительно, грустно или весело, как будто болит живот или по секрету), от имени какого-то персонажа. Очень нравится детям говорить, как роботы, как фиксики. В игре «Таря-Маря» автор спрашивает «А какое настроение было у Тари-Мари», молодая она была или старенькая? Какая у нее была походка? Быстро шла или медленно?» Каждый придумывает свой вариант произнесения текста, сопровождая мимикой и движениями. «На стене часы висели», «Старая слабая бабушка», «Вышли мышки как-то раз» - каждое произведение озвучивается затем с инструментами, обыгрывается движениями – можно придумать с детьми небольшую сценку. Речевые игры мы включаем в праздники, развлечения, используем в театрализации.

Игра в оркестре и ансамбле. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Например, играя на маракасиках, сделанных из контейнеров от шоколадных яиц, мы слушаем, какой звук – громкий или тихий, дети предполагают, что там может быть внутри, если крупа – то много ее или мало, какая крупа. Дети сами дома делают маракасики и приносят в детский сад. Они могут быть на ручке, раскрашены, украшены чем-то. Однажды на занятии мы слушали, как звучит бумага, самая разная: тонкая (калька, гофрированная бумага) и плотная (ватман), шуршащая (фантики) и др. Мы мяли ее, рвали, резали, хлопали по ней, махали и слушали, как звучит различная по качеству бумага. И даже сыграли в «Бумажном оркестре». Такая же работа по поиску звуков проходит и с другими инструментами и просто предметами (какие звуки живут в стульчике: можно постучать кулачком, пальчиком, поскрести по стулу, хлопнуть ладошкой, даже уронить стул). Знакомство с музыкальным инструментом – это поиск приемов игры на нем. Здесь очень интересно можно поиграть в игру – диалог двух инструментов «Разговор колокольчика с барабаном». Взрослый помогает «перевести» этот разговор. Известное произведение «Вальс-шутка» Шостаковича – прекрасный пример такого «музыкального» разговора, когда один колокольчик будит другой колокольчик, который никак не хочет просыпаться. Тема очень понятна и интересна детям. В младшей группе, слушая «Польку» Глинки, автор рассказала детям, что сначала на полянку выскочили зайцы и прыгали («А вы прохлопайте в ладошки, как они прыгали»), а потом выбежали мышки и стали танцевать («Как можно про мышек сыграть? – пошлепать по коленкам или «фонарики»). В «Пиццикато» Делиба дети сначала играют на коробочках из-под йогурта, украшенных ленточками из гофрированной бумаги, дергая за резиночку, а затем танцуют с ней, Игра на инструментах несет в себе и другой смысл. Например, игры с палочками: из палочек можно сделать «ушки», «скрипочку», «молоток и гвоздь», можно изобразить дождик или цокот копыт и т.д., выложить какой-то рисунок и вместе пофантазировать, что же получилось? Очень любят дети игры «Палочки по кругу», «Делай, как я», «Поймай ритм». (Приложение 2). Игры с инструментами разнообразны. Можно играть всей группой, а можно поделить детей: одни играют, другие танцуют, а третьи поют.

Песни. Работа с голосом - процесс, когда мы с детьми вместе слушаем свой голос и узнаем его возможности – знакомимся с регистрами, динамическими оттенками, придумываем «свою» музыку – кряхтим, шипим, шепчем или «рисуем» голосом, растягиваем звуки или «колем иголочкой», импровизируем с аккомпанементом из звучащих жестов. Для аккомпанемента используются звучащие жесты, музыкальные инструменты. Песни очень коротенькие, с простой мелодией, удобным диапазоном, часто всего несколько звуков. Это опять же детский фольклор, попевки. Работаем над интонацией, артикуляцией, чистотой интонирования. Для этого пение должно быть негромким, чтоб дети учились слышать себя и друг друга. Творческие задания – «Спой ответ», «Спой свое имя», «Разговоры», где можно придумать мелодию на слова «да, да, да», спеть имя свое или друга, иногда автор поет детям, просто обращаясь к ним с каким-то заданием. И просит спеть ответ. Такие песни на 2-3 звуках хороши тем, что не надо запоминать сложную мелодию, (текст, как правило, очень простой) а можно экспериментировать с голосом, интонацией, темпом, придумывать разные способы исполнения – цепочкой, с использованием пиктограмм, дирижера, который регулирует динамику или темп. Часто мы используем прием «Эхо». На праздниках в качестве «эхо» выступают родители. Это детские песни «Воробей» И.Конвенан, «Белые-белые» Струве, «Желтый лист кружится» Осокиной. Обязательно используются карточки «Рисуем звук», дети сами могут нарисовать и спеть «свой» звук, придумать ему название, попробовать сыграть его на музыкальном инструменте. В качестве распевок – звукоподражание (автор задает вопрос, а дети поют ответ «Игого», «Мяу», «Гав» (Песни «Здравствуй, серая лошадка», «Джон зайчик», «Бобик», «Кошкин ответ» и др.).С помощью таких упражнений дети учатся петь в хоре.

Движение и активное слушание. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроение и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение выдержать паузу и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. «Делай, как я!», «4 импровизации», «Танцуют только руки» – варианты игр, в которой дети творчески познают возможности своего тела – наклоны, повороты, покачивания, движения руками и ногами, выполняемые по одному и в паре. Простые движения, многократно повторяющиеся в различных комбинациях – это умение формируется в течение длительного процесса. Подогревают интерес переходы «Индо еу», смена партнера («Добрый жук»), смена направления движения «Повороты», построение цепочкой «Сороконожки», смена заданий («Летчики»). Формируется умение именно слушать музыку: регистр, темп, характер – дети учатся передавать их в движении. Развивается фантазия, воображение - они представляют себя в различных образах, получаются небольшие сценки, в которых одни в роли зрителя, а другие – артисты и музыканты («Сапожник», «На слонах в Индии», «Баба Яга», «Пудель и птичка», «2 петуха», «Голодная кошка и сытый кот») – произведения, понятные детям. Они длятся ровно столько, сколько ребенок способен слушать музыку, чтобы ему не надоело. А всем известно, что гораздо интереснее не просто тихо сидеть и слушать, а двигаться или самому «творить» музыку – играть на чем-то, шлепать, хлопать, звенеть или стучать. Очень помогают здесь различные атрибуты: веревочки, ленточки, колечки, стаканчики, шляпы, деревянные кубики и палочки, шарфики и платочки, воздушные шары и мячики от сухого бассейна, и многое другое. Для создания непринужденной атмосферы и поддержания интереса часто даются веселые задания «Танцуют те, кто любит манную кашу; те, у кого есть собака, кошка, рыбки, хомячок» - дети ждут, когда же наступит их очередь выйти в круг и станцевать свой танец.

Импровизация. (лат. – внезапно, непредвиденно) – так называется деятельность, совершаемая без предварительной подготовки на основе фантазии и творческого подхода. Это деятельность – экспромт, основанный на интуиции. Как правило, импровизация широко используется в художественном творчестве как особый способ создания художественного произведения. Зародилась она в глубокой древности в играх, представлениях скоморохов, фокусников и ярмарочных артистов – лицедеев. Все, что они делают перед публикой, изобретают на ходу. Импровизировать стали и в профессиональном искусстве, особенно в музыке, поэзии. В основе импровизации лежит инсайт – озарение. Умению импровизации можно научиться.

Изабель Карлей, которая много лет посвятила воспитанию детей по Шульверку, считала, что «уроки импровизации – это не только уроки музыки, это уроки жизни» (Orff-Schulwerk,AmericanEd. 1989, р.322). В процессе музыкальных занятий у детей происходит накопление «музыкально-речевого и двигательного «багажа», а умение пользоваться этим багажом и есть импровизация: сочетание в различных комбинациях готовых блоков, шаблонов (звучащие жесты, различные варианты движений). Движения, которые дети придумывают в процессе исполнения становятся импровизированным танцем. Такая работа носит поисковый, исследовательский характер, будит фантазию и воображение. И если вдруг мы забыли, как исполнялась песенка на предыдущем занятии, всегда можно придумать новый вариант для исполнения. Любое проявление творчества детей – ценно! Для неуверенных детей это шанс проявить себя, показать результат. И в этом процессе творчества не бывает «неправильных ответов». Важно заметить и отметить каждое движение, дать ему положительную оценку, чтобы ребенок поверил в себя и в следующий раз получилось еще лучше. Очень интересна коллективная импровизация. На занятиях дети объединялись в группы по 3-4 человека и придумывали свои варианты исполнения одной и той же песенки, или движения под музыку. Например, произведение «Маленькие часики». После знакомства с произведением мы поговорили с детьми, какие бывают часы, послушали, как тикают наручные часы, завели настенные часы и автор предложила им поиграть в «часы». Все мы встали в круг. В центре круга стояли музыканты – они исполняли на инструментах (маракасы, треугольник, тарелочки, ксилофон) музыку часов – тиканье, завод, а остальные дети, разбившись на пары, по кругу придумывали движения. Движения эти были самые простые, дети могли посмотреть на своих соседей, повторить за ними, добавить что-то свое, но это была все равно их задумка, они так решили, а не взрослый показал как надо двигаться. Автор тоже встала в пару с одним мальчиком. После того, как наша игра закончилась, девочка из соседней пары тихонько сказала «А я у вас немного подсмотрела». Автор ей ответила, что тоже немного подсмотрела. Идея, подсмотренная у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое для разностороннего музыкального опыта. Современный немецкий педагог В.Вюнш сказал, что «духовный опыт человечества, запечатленный в музыке, «становится достоянием учащихся только в том случае, если они сами приступают к творческой воспроизводящей деятельности (в области музыки); судя по имеющемуся опыту, голого понимания здесь недостаточно» (Вюнш, 1998, с.7).

Создание на занятии особой атмосферы - доверия, раскованности, увлеченности, где все, включая педагога, находятся в одинаковых условиях, в едином процессе творчества – важный момент. Здесь у ребенка нет страха сделать что-то не так, главное правило «ЛЮБОЕ ЗВУЧАЩЕЕ НАЗЫВАЕТСЯ МУЗЫКОЙ» (это я сказал, это обо мне). Ребенок не повторяет за педагогом, а придумывает свое (музыку, танец, аккомпанемент) – и это хорошо, как бы просто не было то, что он сделал. Еще одно правило - «ДЕЛАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ». Наблюдая за детьми, автор всегда замечала, что самыми любимыми для них всегда были двигательная импровизация под музыку (именно импровизация, а не фиксированные движения по показу), игра на музыкальных инструментах, и, конечно, традиционное приветствие. С этого ритуала начинается каждое наше занятие – мы здороваемся звучащими жестами («Тюшки-тютюшки»), разными голосами («рисуем голосом»), с разной интонацией, используя «Кубик настроений», а также коммуникативные игры-танцы с музыкой и без: «7 прыжков», «Добрый жук», «Шла коза по лесу», «Веселый танец», «Ты шагай»). Для двигательной импровизации очень важно подобрать правильную фонограмму – музыка разных народов, яркая и простая для восприятия, дающая волю фантазии («Мексиканский вальс», «Патер из Сан-Франциско», «Контрасты») или аккомпанемент на музыкальных инструментах (ксилофон, барабан). Играя на них ритм шагов, сопровождать речевыми командами (например «Вот иду я, вот иду я, вот стою… Вот скачу я, вот скачу я, вот сижу…» - играем на ксилофоне ритм шагов, прыжков с четкой остановкой). Такие игры создают позитивный настрой на занятие, доброжелательную атмосферу, побуждают к совместным действиям, сближают детей друг с другом и педагогом, учат общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Доступный для понимания материал, народная музыка, побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

Инструменты. В нашем музыкальном зале есть малый набор инструментов Карла Орфа – это правильно настроенные ксилофоны, металлофоны, а также клавесы, пальчиковые тарелочки, барабаны, колокольчики, музыкальные молоточки. Металлофонов хватает на всю группу детей, что очень хорошо. Так как самый любимый инструмент для многих – это металлофон. Детей «притягивают» музыкальные инструменты. Как только ребенок взял в руки инструмент, он начинает проверять его: трясет, стучит – экспериментирует со звуками. Даже родители, приходя в зал заранее перед праздником или на репетицию, видя перед собой шкаф, в котором стоят металлофоны, ксилофоны, колокольчики, спрашивают «Можно?» и тоже берут их и начинают играть. Автор всегда включает в праздники «быстрый» номер в исполнении родителей: оркестр, танец или песня с детьми, частушки. Разучиваем прямо перед началом, минут за 5 – участвуют все.

Любимыми «помощниками» автора стали деревянные палочки и маракасы, сделанные из коробочек от «Шоколадных яиц»), фантики, баночки из-под йогурта, мешочки из ткани с разным наполнителем – самые простые предметы становятся в руках детей инструментами для творчества.

Работая с детьми, автор стала наблюдать, интересно ли им, что нравится больше. Если вдруг интерес пропадает – значит, надо что-то поменять. Для автора очень важно желание детей, их настрой. Иногда приходится полностью изменить ход занятия, так как замечаем, что они автора уводят в новое - и то, что она запланировала, может подождать. А сейчас важно «не оборвать ниточку», поддержать их интерес, чтобы дети проиграли понравившуюся ситуацию. Если им хочется танцевать – мы танцуем. Любая попытка реализовать себя – это положительный результат. Положительная оценка детского творчества побуждает детей побыть творцом своей музыки, будь это песня, танец или игра на инструментах.Творчество – это игра + удовольствие + спонтанность (ребенок хочет сейчас – развитие идет за желанием, а педагог помогает ему).

Каждый человек любит заниматься творчеством – шьет, рисует, лепит – и он обязательно получает от этого удовольствие.Занимается этим, пока у него получается, пока есть интерес. Точно так и с музыкой. Ребенок должен получать удовольствие от процесса – нельзя навязать ему радость от прослушивания, если надо тихо сидеть и внимательно слушать. А вот если он не «снаружи», а «внутри музыки» – это другое дело. Процесс разучивания танца не должен быть утомительным – часто интерес пропадает именно от того, что у ребенка не получается какое-то движение и его ругают. Поэтому движения должны быть простые, легко запоминающиеся, доступные всем детям – с разным уровнем музыкальных способностей. Конечно, ребенок растет, усложняются задания, мы не стоим на месте. Просто все должно быть постепенно и последовательно.

Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.(3)

  1. Результативность опыта.

Систематическая работа по данному направлению дала свои положительные результаты. Это можно проследить по диагностическим срезам, данные которых занесены в таблицу.

Группа №6

Средняя

Старшая

Подготовительная

Кол-во человек 26

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

движение

в -7 с – 15 н - 4

В-9 С-14 Н-3

В -9 С – 15 Н - 2

В-13 С-12 Н - 1

В- 15 С-11

В- 19 С-7

ритм

В-8 с-12 н-6

В-10 с-11 н-5

В-10 с-12 н-4

В-14 с-10 н-1

В-14 с-10 н-1

В-15 с-10 н-1

пение

В-6 с-9 н -11

В-7 с-14 н-5

В-6 с-14 н-5

В-13 с-11 н-1

В-13 с-11 н-1

В-16 с-9 н-1

Общее количество

В-7 с-12 н -7

В-8 С-13 Н-5

В-8 С-14 Н-4

В-13 С-13 Н-1

В-14 С-11 Н-1

В-17 С-18 Н-1

Группа № 7

Средняя

старшая

Подготовит-я

Кол-во человек 27

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

движение

В-5 с-15 н-7

В-6 с-17 н-4

В-8 с-16 н-3

В-12 с-13 н-2

В-14 с-12 н-1

В-16 с-11 н-0

ритм

В-6 с-14 н-7

В-6 с-17 н-4

В-6 с-17 н-4

В-9 с-15 н-3

В-9 с-15 н-3

В-12 с-15 н-0

пение

В-5 с-15 н-7

В-5 с-16 н-6

В-5 с-17 н-5

В-7 с-17 н-3

В-9 с-17 н-1

В-10 с-17 н-0

Общее количество

В-5 с-15 н-7

В-6 с-16 н-5

В-6 с-17 н-4

В-9 с-15 н-3

В-11 с-15 н-1

В-13 с-14 н-0

Из результатов таблицы видно, что высокий уровень у 13 (17) человек, а средний у 14 (18) человек. Из наблюдений за детьми можно сделать вывод, что :

  • Дети стали более раскрепощенными, уверенными;
  • Наблюдается устойчивый интерес к творческой деятельности; дети получают удовольствие от музыки и движения, удовольствие от общения со сверстниками и педагогом;
  • Умеют быть в роли ведущего, стремятся к этому;
  • Движения стали более пластичными, интересными и разнообразными,

дети легко включаются в игру, быстрее понимают правила;

  • Дети понимают музыку, двигаются осознанно – реагируют на регистры,

темп и динамику, могут выбрать инструменты для игры в оркестре;

  • Дети с большим желанием принимают участие во всех видах

музыкальной деятельности; у большинства детей есть любимые песни,

произведения для импровизации, игры в оркестре.

Результатом положительного опыта работы автора можно считать сформированность творческого самопознания, желания творить музыку и общаться, самовыражаться с помощью звуков и движений. Этому помогает особая атмосфера занятия, в которой царит взаимопонимание, общая увлеченность, душевный комфорт, раскованность. Это происходит благодаря применению коммуникативных двигательных и речевых игр. Они побуждают детей к сближению, к совместному творчеству – развивается эмоциональная сфера. «Музыку творят руками и пальцами, ртом, легкими, кто не владеет ни одним инструментом, тот пусть помалкивает о музыке» (Гессе 1991, с 128) (2, стр.22)

Список литературы:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение,1984. – 206 с.
  3. Каневский В. ОРФ для «чайников» [Электронный ресурс] / В.Каневский. - Режим доступа: .
  4. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм [Текст] / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2005. - 76 с. - (Ладушки).
  5. Основы духовной культуры [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь педагога. – Режим доступа: #item-3296
  6. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] /Л.А.Баренбойм [и др.]: под ред. Л.А. Баренбойма. – Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
  7. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - Вып.1. Игры звуками. – 100 с.
  8. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст]: монография / Т.Э.Тютюнникова. - М. Издательство научной и учебной литературы УРСС, 2003. - 72 с.
  9. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение [Текст]: программа, материалы семинара №1 / Т.Э. Тютюнникова. – М., 2003. – 24 с.
  10. Цитаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  11. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа [Текст] / Л.А.Баренбойм [и др.]: под ред. Л.А. Баренбойма. – М.: Советский композитор, 1978. — 376 c. - (Музыкальное воспитание в ХХ веке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...