Описание опыта работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике является не только знания, но и определенный стиль мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 1.7 МБ |
vystuplenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала
Задачи: эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность; стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление; передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации; поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Виды занимательного математического материала (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)
Развивающие (дидактические) упражнения
математические игры и задачи
Математическая сказка
Уголок занимательной математики
Формы взаимодействия с родителями и коллегами: тематические родительские собрания; беседы и консультации; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике; пропаганда знаний о роли занимательной математики; конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.
«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного» Л.Н. Толстой
Предварительный просмотр:
«Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной теме решила уделить особое внимание.
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Планирование деятельности осуществляю в соответствии с целью:
развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.
Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде:
- Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность;
- Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;
- Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;
- Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Виды занимательного математического материала, его характеристика (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
В своей работе я использую:
- развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
- математические игры и задачи
Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
- Математические сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести медведей с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «Уголок занимательной математики».
«Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Взаимодействие с родителями и коллегами.
Включая математические упражнения и игры в жизнь детей своей группы, одновременно организую работу с родителями, тем самым обеспечивая разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.
Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью.
Формы и методы работы с родителями по данной теме я использую разнообразные: тематические родительские собрания, беседы и консультации, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательной математики, даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.
Заключение.
Мой опыт еще совсем небольшой, но я и точно уверена, что занимательный математический материал является хорошим средством формирования у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, умения сосредоточить внимание на проблемных ситуациях. При использовании такого материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в процесс.
И закончить свое выступление хочется словами писателя Л.Н. Толстого «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Статья "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования....
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...
Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...
Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...