Главные вкладки

    Опыт работы по знакомству с ДПИ Кубани
    методическая разработка по теме

    Тишкова Александра Николаевна

    Описание опыта работы по знакомству дошкольников с декоративно-прикладным искусством восточно-славянского населения Кубани в процессе дидактических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_opyta_tishkovoy_a.n..doc576 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тишкова Александра Николаевна

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Целостное описание опыта……………………………………………………………..3
    2. Результативность опыта………………………………………………………………..13
    3. Библиографический список……………………………………………………………16
    4. Рецензия на опыт работы………………………………………………………………17

    6.   Приложение к опыту………………………………………………………………………

    1) Приложение 1 – Комплект дидактических игр по знакомству дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.

    2)   Приложение 2 – Материалы в помощь педагогу: народное декоративно-прикладное искусство  Кубани.

                                         

                                       

    ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТА

    В начале ХХI века особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур.

    Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании этнохудожественного образования. Обращение к этнокультурным традициям в сфере художественного образования и воспитания является одним из актуальных направлений в современной российской педагогике. Такая тенденция характерна для всех регионов России, в том числе и Кубани.

    На Кубани, как и в других областях России, обращение к рассмотрению народного искусства и культуры на национальном и региональном уровне способствует активизации творчества педагогов и воспитателей, помогает им вырабатывать множество инновационных методик и подходов, разрабатывать программное и методическое обеспечение. На материале Кубани с 1990-х гг. разработкой данной проблемы активно занимается Е.Г. Вакуленко, Н.А. Гангур.

    Воспитание современного ребенка, выросшего в условиях урбанизированного быта, его приобщение к богатому наследию своего народа необходимо начинать с детского сада, с тем, чтобы с ранних лет зрело сознание, чтобы это была часть всего национального сознания.

    Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Не малую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра.

    «Учиться, играя!» - эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, получают коммуникативные навыки. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

    Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

    Есть много различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников, но игр, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомств с народным декоративно-прикладным искусством Кубани, недостаточно.

    Целью данного опыта является разработка, изготовление и использование комплекта дидактических игр по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани.

    Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

    Основные задачи, которые должны выполнить эти игры: обеспечить знакомство детей с декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани; развивать внимание, наблюдательность, речь, память и быстроту реакции; учить анализировать и др.  

    Для разработки проблемы привлекался широкий круг источников, которые можно разделить на несколько групп:

    1) подлинные образцы народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, хранящиеся в музейных коллекциях  Краснодарского края и Республики Адыгея, предметы из частных коллекций;

    2) материалы и архивы экспедиций: полевые исследования автора (личный архив); видео-, аудио- и фотоматериалы ежегодных фольклорно-этнографических экспедиций студентов и преподавателей кафедры этнографии и фольклора Краснодарского государственного университета культуры и искусств (архив кафедры этнографии и фольклора); полевые материалы фольклорно-этнографических экспедиций отдела фольклора и этнографии Краевого государственного творческого научного учреждения «Кубанский казачий хор» (архив НИЦ ТК);

    3) музейные документы;

    4) публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера, относящиеся к дореволюционному периоду, содержащиеся в периодических изданиях;

    5) научные исследования и публикации: докторские и кандидатские диссертации, научные монографии, статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам развития культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного искусства, культурологического и художественного образования, словари, энциклопедии и альбомы и издания альбомного типа.

    Исследование народного декоративно-прикладного искусства в контексте этнокультурного пространства региона выполнялось на основе системного, комплексного подхода к явлениям, тенденциям и процессам культуры. В основе такого подхода заложен принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий проанализировать объект со всех сторон, выявить как можно большее число его свойств, связей, отношений. Такой метод помогает свести воедино многосторонние специальные исследования, объединить полученные разными методами результаты.

    Большую помощь в исследовании и проведении этого опыта оказала Щербина Юлия Георгиевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры этнографии и фольклора Академии народной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств; ведущий специалист Краевого научно-методического центра культуры. Она предоставила материалы своей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а также фотоматериалы полевых исследований, зарисовки; приняла участие в разработке дидактических игр.

    Данный опыт работы под руководством Ю.Г. Щербина был представлен на конкурсе Олимп науки Кубани – 2006, где в педагогическом направлении занял 2 место. А в декабре 2007 года было издано методическое пособие «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани в дидактических играх дошкольников».

    Цель данного опыта заключается в разработке, изготовлении и использовании комплекта дидактических игр по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. В соответствии с обозначенной проблемой исследования были определены ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

    - проанализировать процессы формирования, развития и функционирования  народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте;

    - выявить аутентичные виды декоративно-прикладного искусства, их локальные особенности бытования и типологически общие (характерные и для других регионов России) черты;

    - разработать и апробировать комплект дидактических игр по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.

    Объектом исследования является народное декоративно-прикладное искусство.

    Предметом исследования выступает народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани в контексте историко-культурных тенденций развития общества.

    Методы исследования были обусловлены выдвинутыми целями и задачами, для решения которых потребовалось суммировать, синтезировать специальные исторические и искусствоведческие знания с достижениями в области философии, истории и теории культуры, этнологии, семиотики, эстетики, педагогики и др. Сформулированные выше задачи определили необходимость поиска наиболее адекватного способа изучения народного декоративно-прикладного искусства, который учитывал бы его и общественные,  и художественные особенности и черты.

    Историко-культурологический и искусствоведческий анализ народного декоративного искусства дополнялся многими конкретными методам разных дисциплин (философии культуры, культурологии, искусствознания, истории, этнологии и т.д.), которые  использовались выборочно, с учетом возможности их применения для разрешения поставленных в работе проблем. Сравнительно-исторический, логический, классификационный, описательный, эмпирический, ретроспективный, структурно-функциональный, семантический и т.д.  – все эти методы в работе представляются как  синтетические, интегративные способы (возникшие как результат сочетания элементов различных уровней методологии) в рамках исследования культуры.

    В опыте также применялся метод эксперимента, наблюдения (личные непосредственные наблюдения), опрос-работа с информаторами, фиксация полученных материалов (видеосъемка, фотографирование, графические зарисовки).

    Анализ состояния практики воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, занятий с детьми свидетельствует о том, что отсутствует систематическая работа с детьми по приобщению их к декоративно-прикладному искусству Кубани. Дети время от времени получают отрывочные, узкие знания, которые почти не усложняются и не пополняются с возрастом. У детей не складываются общие представления о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани как части народной культуры, духовной жизни народа. Основное внимание направлено на формирование у детей навыков и умений изображения отдельных росписей. Такой подход игнорирует духовный потенциал народного искусства. Методическая литература не достаточно обеспечивает воспитателя и содержательно,  и педагогической техникой работы с детьми.

    В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Традиционную форму представляет и самостоятельная художественная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных быстроразвивающихся направлений в работе с детьми.

    Однако в плане художественного развития ребенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения, так как вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выполнять в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинного художественного произведения народного искусства, умение высказать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

    Именно поэтому мною были поставлены задачи изучить народное декоративно-прикладное искусство Кубани и отобрать произведения народных мастеров для составления и изготовления дидактических игр для детей разных возрастов.

    Предметы декоративно-прикладного искусства представляют собой совокупность художественных и утилитарных функций. Народные мастера были тесно связаны с природой, земледелием, обрядностью, что давало им возможность наблюдения за миром животных, растений и явлениями природы. Умельцы брали от природы все, что она могла дать им: материалы (глина, кожа, дерево и др.), мотивы, цвета, композиции. Все это передавалось из поколения в поколении, закреплялось веками и становилось традиционным. Именно эти особенности: яркость, нарядность, даже, в какой-то степени, «примитивность» народного искусства понятны и близки детям.

    Для изготовления дидактических игр мною были подобраны следующие произведения народных мастеров:

    • несложные формы гончарного ремесла;
    • глиняные игрушки;
    • тряпичные куклы;
    • предметы кузнечного ремесла;
    • резные наличники;
    • пасхальные яйца («писанки»);
    • вышитые предметы быта и одежды.

    Для более полного представления детей о народных ремеслах Кубани я использовала не только произведения народных мастеров, но и приспособления и инструменты, с помощью которых они изготовлялись (приложение № 1, игра «Кому что нужно для работы?»; (приложение № 1, игры «Чем пользуется мастер?», «Прядем, ткем да вышиваем»). Также немаловажную роль играет и представление о процессе изготовления предметов народного мастерства (приложение № 1, словесные игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!», «Так бывает или нет?»).

    Для эффективного восприятия детьми  народного декоративно-прикладного искусства Кубани необходимо создать некоторые педагогические условия: оформление интерьеров групп подлинными произведениями искусства (приложение № 2); создание доброжелательной атмосферы; насыщенность жизни детей музыкальным фольклором, устным народны творчеством Кубани; дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям; весь материал для дидактических игр  должен храниться в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

    • Игры с предметами;
    • Настольно-печатные игры;
    • Словесные игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    Независимо от вида дидактическая игра имеют свою определенную структуру. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровое правило, игровые действия. Для выбора дидактической игры необходимо опираться на уровень подготовленности детей в данной области.

    Определяя дидактическую задачу нужно опираться на то, какие знания, представления детей должны усваиваться и закрепляться в ходе данной игры.

    При определении правил игры, важно ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Правила игры организовывают поведение и действия детей; могут разрешать, запрещать предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.

    В любой дидактической игре выполнение игровых правил контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от фантазии воспитателя. Иногда и дети вносят свои изменения.

    Все эти особенности в структуре дидактических игр были соблюдены мною при разработке и изготовлении дидактических игр по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. Условно их можно разделить на три группы:

    1 игры первой группы помогают различать виды кубанского прикладного искусства по основным стилевым признакам, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов

                                                              Дидактическая игра « Кубики»

     2 игры второй группы сосредотачивают внимание на стилевых особенностях узора, направлены на формирование первоначальных представлений об особенностях  разных видов декоративно-прикладного искусства  Кубани. Дидактическая игра « Кому что нужно для работы?»

    3 игры третьей группы знакомят с композиционным  построением узоров, использование ритма, симметрии.

    Дидактическая игра « Найди отличия»

         Вся педагогическая работа над опытом строилась по трем этапам.

    1 этап -  диагностико-организационный. Целью первого этапа было выявление форм и методов, используемых воспитателем, изучение уровня знаний и интересов детей.

               Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Кубани

                    Вопросы для изучения

        Да

        Нет

      Частично

    Какие формы работы планируются

    1

     Занятия

         +

    2

     Экскурсии

         +

    3

     Встречи с народными умельцами

            +

    4

     Беседы

         +

    5

     Рассматривание иллюстраций

    +

           

    6

     Рассматривание произведений искусства

         

    +

    7

     Просмотр диафильмов, слайдов

         +

    8

     Чтение произведений о кубанском народе, его искусстве

            +

    9

     Дидактические игры

         +

                    Оценка среды художественно-эстетического развития детей

                      Вопросы для изучения

        Да

      Нет

     Частично

    1

    Эстетическое и художественное оформление интерьеров групп, помещений подлинными произведениями искусства

            +

    2

    Организация мини-музея народного кубанского искусства и быта

       

    +

    3

    Организация выставок произведений декоративно-прикладного искусства

         +

    4

    Внесение в предметно-игровую развивающую среду:

    - материалов по ознакомлению с искусством;

    - предметов искусства;

    - дидактических игр;

    - народных игрушек (глиняные игрушки, свистульки, игрушки из соломы, лоскутков и др.).

          +

         +

          +

          +

    5

    Наличие материалов и оборудования для самостоятельной деятельности детей

          +

    Анализ планирования работы по знакомству с декоративно-прикладным искусством Кубани, анализ развивающей среды, диагностика уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве показали, что отсутствует систематическая работа в данном направлении, дети знакомы с такими росписями, как Хохлома, Гжель, Городец, Дымковская игрушка. При этом знания о декоративно-прикладном искусстве Кубани отрывочные, дидактические игры по данной теме отсутствуют.

    II этап практический. Наработка программно-методического обеспечения. Целью второго этапа было введение детей в сферу народного мироощущения, создание духовной среды кубанского народного быта. Для этого я изучила традиционные принципы дидактических игр, разработала перспективный план занятий познавательного цикла, занятий по развитию речи, по изодеятельности. Соответственно этим планам составила конспекты занятий.

    Формами и методами моей  работы были:

    • наблюдение в природе;
    • экскурсии в детскую школу искусств, гончарную мастерскую А.М.Максименко;
    • проведение народных праздников;
    • рассматривание подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, фотоматериалов;
    • занятия познавательного цикла;
    • занятия по развитию речи;
    • музыкальные занятия;
    • занятия изобразительной деятельностью;
    • создание кубанского уголка в группе с помощью родителей.

    В результате дети подводились к пониманию того, что они живут в России на Кубани. Им рассказывали о природе родного края, о казаках, заселивших Кубань, об их традициях, обычаях, праздниках, мастерстве создания красивых вещей.

    Изображение 080

    Для отбора произведений декоративно-прикладного искусства Кубани придерживалась следующих принципов:

    *   - соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления;

    *  -  яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей кубанского народного декоративно-прикладного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края;

    * -  разнообразие видов декоративного искусства  и материалов, в которых они выполнены;

    *  -  виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

    Таким образом, созданы были условия для выполнения главной цели – использование дидактических игр по знакомству дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. Поэтому следующим шагом на этом этапе была разработка и изготовление дидактических игр по данной теме (приложение № 1). В этих играх  закреплялись и систематизировались знания детей о  народном  декоративно-прикладном искусстве Кубани.

     Изображение 074

    Длительность работы над опытом с момента постановки целей и задач до момента выявления результативности составляет период с июня 2006 г. по июнь 2007 г.

    Работа проводилась с детьми средней группы (4 - 5 лет).

    Ребята проявляли интерес к дидактическим играм по знакомству с декоративно-прикладным искусством Кубани, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

    Сравнивая уровень усвоения знаний детьми о кубанском декоративно-прикладном искусстве на I  и II этапе,  можно сделать вывод, что большинство детей перешло с 0-уровня на первый уровень (80 %). Дети знают страну, край, в котором живут, называют гончарные изделия, глиняные и тряпичные игрушки, изделия с вышивкой. Возрос интерес к данным играм.        

     

    III этап – заключительный. Подведение итогов и вывод. Цель этого этапа – выявить результативность использования дидактических игр данной направленности.

    Проведенный опыт показывает. Что дети лучше усвоили те виды народного декоративно-прикладного искусства, о которых больше есть информации: словесной, наглядной, практической. Дети лучше и больше знают о гончарном искусстве, так как они и  гончарную мастерскую посещали, встречал их там мастер Алексей Михайлович Максименко, и рассматривали глиняные изделия: посуду, игрушки, сами лепили из глины и т.д. В дальнейшем надо уделить внимание другим видам народного декоративно-прикладного искусства, особенно, кузнечному искусству и деревообработке, так как по данным видам мало иллюстративного материала и в играх он не достаточно показан.

    В ходе наблюдения педагогического процесса и самостоятельной деятельности детей выявлено, что  знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Кубани через игры имеет положительный результат.

     

                                           

    Исходя из данных этой диаграммы, видно, что знания детей о разных народных промыслах Кубани неодинаковы. Из этого следует, что необходимо обратить внимание на расширение знаний о лозоплетении, росписи пасхальных яиц, кузнечном ремесле и, особенно, обработке дерева.

                                     

                                                   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

    Положительные результаты опыта проявилась в следующем:

    • систематизировались и расширились знания и представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани и России в целом;
    • расширился кругозор;
    • проявилось уважение к творцам прекрасного;
    • появилась гордость за свой народ, активный интерес к фольклору, истории, быту;
    • пополнился и активизировался словарь;
    •  улучшилось  звукопроизношение, связная речь, умение правильно выражать свои мысли;
    • повысился уровень представления о бережном отношении к окружающим их предметам, произведениям искусства, игрушкам как продуктам труда взрослых;
    • изменилось представление о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности;

    В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Традиционную форму представляет и самостоятельная художественная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных быстроразвивающихся направлений в работе с детьми.

    Однако в плане художественного развития ребенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения, так как вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве.

    Современная педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей. Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей  с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знания, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей.

     Но дело в том, что именно игра может выполнять в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинного художественного произведения народного искусства, умение высказать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

        С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

    Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

    Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

            Говоря о стабильности результатов опыта нужно сказать о том, что для закрепления полученных знаний, их расширения, как и в любом другом виде деятельности, нужна системность и последовательность.

    Выводы и результаты исследования народного декоративно-прикладного искусства Кубани позволяют расширить представления о художественной культуре восточнославянских народов Кубани, дополняют уже имеющиеся сведения о развитии культуры всего северокавказского региона и способствуют возрождению и развитию аутентичных традиций народного мастерства. Сегодня они могут быть использованы: 1) для написания обобщающих работ по истории художественной культуры и этнографии кубанского региона; 2) в разработке учебных программ и пособий; 4) в области внедрения модели региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры на всех ступенях культурологического и  этнохудожественного образования и воспитания; 5) в практике художественного творчества профессиональных и самодеятельных коллективов, творчестве отдельных лиц, занимающихся народным декоративно-прикладным искусством; 6) в создании предпосылок для достижения подлинности в передаче самобытных эстетических воззрений на красоту рукотворных вещей как в сферах театра, кино, телевидения, так и народно-сценического искусства, а также в области дизайна и производства.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992 . – 96 с.
    2. Бабенко В.А. Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края. Екатеринослав, 1905. – 114 с.
    3. Бежкович А.С. Настенная роспись украинской хаты // Советская этнография. – М., 1954.  – № 2. – С. 121-128.
    4. Бич Ю.Г. Изделия из глины в быту населения Кубани (XIX – начало ХХ вв.) // Глина в руках человека. – Краснодар, 1989. – С. 57–67.
    5. Бич Ю.Г. Гончарное ремесло на Кубани ХIХ – начала ХХ вв. // Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность. Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ф.А. Щербины. – Краснодар, 1999. – С. 139-141.
    6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. –159 с.
    7. Борчевский М.И. К вопросу об улучшении быта горных станиц Кубанской области // Кубанский сборник / Труды областного статистического комитета. – Екатеринодар, 1910. – Т. 15. – С. 179-207.
    8. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть 4. Народное декоративно-прикладное искусство. - Краснодар, 1997. – 41 с.
    9. Вакуленко Е.Г. Народный мастер лозоплетения В.Т. Жук // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, № 3 (5). – 2003. – С. 37-39.
    10. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность. – Краснодар, 2002. – 140 с.
    11. Вакуленко Е.Г. Традиционное декоративно-прикладное искусство в системе современного образования на Кубани // Культурная жизнь юга России. – 2003. - №1 (3). – С. 7-12.
    12. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. - № 6. – 2004. - С.43-52.
    13. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. - Краснодар, 1999. – 80 с.
    14. Гангур Н.А. К истории гончарного промысла в Кубанской области (XIX – ХХ вв.) // Российское село в ХХI веке: проблемы и перспективы. Сб. материалов I-ой Всероссийской конференции по социологии села. Вып. 3. М. – Краснодар, 2004. – С. 292–304.
    15. Гангур Н.А. Гончарное производство в Кубанской области: историческое развитие и типология керамических форм // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. – Краснодар, 2003. – № 1-2. – С. 35-43.
    16. Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани конец XIX – начало ХХ вв. (на примере текстиля). Дис. канд. истор. наук. Краснодар, 2002. – 186 с.
    17. Гангур Н.А. К истории гончарного промысла казачьего населения Кубанской области в XIX – начале ХХ вв. // Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность. Сб. материалов III-ей международной научно-практической конференции (Россия, г. Краснодар, 25 февраля 2005 г.). – Краснодар, 2005. – С. 154–157.
    18. Гангур Н.А. К истории гончарства славянского населения Кубани (XIX – начало ХХ вв.) // Вопросы истории Кубани  XIX – начало ХХ вв. Сб. науч. тр. – Краснодар, 2001. – С. 62-72.
    19. Глина в руках человека.- Краснодар, 1989. - 91с.
    20. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Владимирской, Курской, Полтавской, Бессарабской и Воронежской губерний. Исследования 1889 года // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. – СПб., 1892. – Т. 1. – С. 72-145.
    21. Декоративно-прикладное искусство Кубани. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival,1september.ru/ index. hp?numb_artic=312107.
    22. Донцов К. Барсуковская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 8. – Тифлис, 1889. – С. 195-211.
    23. Дурноусов М. Имеретинская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып. VIII. – С. 250-256.
    24. Евтушенко М. Новощербиновская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказ. – Тифлис, 1889. – Вып. VIII. – С. 153-161.
    25. Ефимова Л.В., Белогородская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М., 1982. – 270 с.
    26. Живило К. Станица Расшеватская //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1989. – Вып. VIII. – С. 296 298.
    27. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991. – 511 с.
    28. Иваницкая З.Н. Писанка: 300 образцов. – М., «Мир», 2001. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://chitalnja.narod.ru/slavonic/pisanka/pisanka.htm.
    29. Измайлов А. Баталпашинск // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып.VIII. – С. 182-188.
    30. Кирей Н.И. Поселения и жилища кубанских казаков // Очерки традиционной культуры казачеств России.  – М. – Краснодар, 2002. – Т.1. – С. 440-450.
    31. Котельников В. Дон – Кубань – Терек. М., 1950. – с.
    32. Корсакова Н.А. Материальная культура кубанского казачества // По страницам истории Кубани. – Краснодар, 1993.
    33. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Сборник статей «Воспитываем дошкольников самостоятельными». – Санкт-Петербург, 2000. – с.86-101.
    34. Легких Н.П. Использование элементов кубанских ремесел в работе с дошкольниками // Сборник статей «Новое в содержании работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – Краснодар, 1995. – с.14-22
    35. Максимова Ю.Г. Глиняная игрушка Кубани// Народное творчество. - №1.- 2006. – С. 24-25.
    36. Максимова Ю.Г. Эволюция этнокультурных традиций восточнославянского населения Кубани во второй половине 19 - начале 20 в. (на примере декоративно-прикладного искусства) // Гуманитарная культура и этноидентификация. Труды молодых ученых. Вып.2. - М., 2005. – С. 81-95.
    37. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М., 1983. – 95 с.
    38. Сорокина А.И. дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
    39. Чмырева И.Ю. Тряпичные куклы Кубани // Народное творчество. - № 1.-1996. – С.14-15.
    40. Щербина (Максимова) Ю.Г. Эволюция этнокультурных традиций восточнославянского населения Кубани 19-20 вв. (на примере декоративно-прикладного искусства): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Краснодар: «КГУКИ», 2007. – 291 с.

     

                                                       

                                                                      Рецензия

    на целостное описание опыта Тишковой Александры Николаевны воспитателя первой категории МДОУ детского сада № 40  ст. Холмской Абинского района Краснодарского края на тему: «Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусством  восточнославянского населения Кубани в процессе дидактических игр»

       Опыт Тишковой Александры Николаевны обобщен самостоятельно. Тема опыта актуальна в условиях обновления  содержания дошкольного образования, использования традиционного народного искусства, как части региональной культуры в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений различного уровня. Обращение к этнокультурным традициям в воспитательном и образовательном процессе – одна из актуальных проблем современного этнохудожественного образования.

      Александра Николаевна проанализировала свой опыт работы по знакомству дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани, изучила следующую литературу:

    - «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В. Артемова;

    - «Дидактические игры и упражнения для развития умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А.Венгер;

    - «Использование элементов кубанских  ремесел в работе с дошкольниками» Н.П. Легких;

    - «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр» Н.Вершинина, О.Горбова;

    - «Эволюция этнокультурных традиций восточнославянского населения Кубани» Ю.Г.Щербина.

    Она прониклась их идеями и разработала комплект дидактических игр по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани.

         Новизна опыта – в наполнении традиционных  дидактических игр новым содержанием. В процессе специально созданных игр, происходит «развитие последовательного, целенаправленного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Акцент сделан на формирование представлений о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

        Концептуальное положение опыта – реализация задачи художественного развития ребенка, знакомства его с декоративно-прикладным искусством Кубани в игровой деятельности, как наиболее доступной и характерной для дошкольного возраста.

    Этот педагогический труд воспитателя является попыткой обобщить накопленный и апробированный материал, дающий положительные результаты в художественном развитии и патриотическом воспитании детей. Творческий педагог стремится поделиться своим опытом с коллегами.

          Приложением к опыту являются: комплект дидактических игр и теоретический материал о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани. Для творческого педагога этот материал будет хорошим подспорьем в осуществлении работы по художественному развитию и кубановедению. Опыт педагога может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, руководителями детских студий декоративно-прикладного искусства и родителями. У данного опыта есть последователи – это воспитатели нашего детского сада Руденко О.В., Пилюшенко И.А. Опытом своей работы по данной теме педагог поделился на районном методическом совете и провел «Мастер-класс» для воспитателей района. Данный опыт был представлен на конкурсе  «Олимп науки – 2006» и занял второе призовое место в педагогическом направлении. В 2007 году при помощи  Департамента  культуры Краснодарского края издано учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, руководителей детских студий декоративно-прикладного искусства и родителей: «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани в дидактических играх дошкольников», содержащее опыт работы Тишковой А.А.

    Полагаю, что опыт Тишковой А.Н. может быть внесен в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

    Заведующий МДОУ детский сад №40 ________Л.Н. Субботина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

    В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

    Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"

    Опыт работы  над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....

    Опыт работы Малютиной Валентины Михайловны, воспитателя МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани по теме «Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в непосредственной организованной образовательной деятельности дошкольников»

    Опыт работы Малютиной Валентины Михайловны, воспитателя МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани по теме «Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в непосредственной организованной образовател...

    Опыт работы Яворчук Елены Николаевны воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности»

    Опыт работы Яворчук Елены Николаевны, воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовн...

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»...

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"

    Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...

    Опыт работы по знакомству детей с пейзажной живописью

    В начале работы был разработан проект «Дети и пейзажная живопись», поставлены цель, задачи, написан перспективный план, подобран материал (репродукции картин известных художников-пейзажист...