Ребёнок в мире высоких технологий
методическая разработка (старшая группа) по теме

Так нужен ли компьютер в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_v_mire_vysokih_tehnologiy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок в мире высоких технологий

Такой вредный - полезный компьютер,

 или Нужен ли компьютер в детском саду?

Неоспорим факт: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Так нужен ли компьютер в детском саду? Чего в нём больше – вреда или пользы? Решать вам. Задача же этой статьи состоит в том, чтобы познакомить читателя с плюсами и минусами компьютера, а также возможностями и результатами использования компьютерных программ на занятиях в детском саду.

В свое время Сенека младший – римский философ и писатель говорил:

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле».

Персональные компьютеры прочно заняли существенное место в нашей жизни. Спорить по поводу того, нужно ли детей допускать до этого изобретения конца XX столетия, пожалуй, бессмысленно, так как уже в начальной школе наши дети будут с ним взаимодействовать, выполняя определенные учебные задания.

То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Компьютер - это полная больших возможностей, но и потенциальных угроз вещь, которой должно быть отведено свое место. Иначе при переоценке значимости этого технического средства и отношении к нему как к драгоценному другу и близкому человеку может возникнуть большая беда в виде психического расстройства.

Исследованиями было установлено, что в условиях систематического опыта взаимодействия с компьютерными адекватными в возрастном отношении программами дошкольники становятся умнее и более быстрыми в своих решениях. Они тренируют так необходимую для современного информационно насыщенного мира способность формировать быстрые и точные реакции на образы в динамическом режиме.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимым каждому человеку независимо от профессии. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности. Всё это предъявляет совершенно новые требования к дошкольному обучению – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка.

        Каждый человек для осуществления своей деятельности и успешности в жизни должен освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие средства.

        Современное общество живёт среди постоянно увеличивающегося информационного потока. Не утонуть в этой бурной реке, а держаться на плову и активно передвигаться по течению человеку помогает компьютер.

        «Завтра» наших детей – это информационное общество, «мир высоких технологий».

        В сегодняшнем обществе родители должны быть готовы к тому, что хотят они этого или нет, при поступлении в школу ребёнок, скорее всего, столкнётся с применением компьютеров на уроках информатики, при подготовке некоторых видов домашних занятий, различных проектов и т.д. И наша задача заранее подготовить дошкольника к безопасному и полезному взаимодействию с вычислительной техникой.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги, психологи и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

        Детский сад комбинированного вида №13 «Умка», расположенный в микрорайоне Химок Новокуркино, уникален в своём роде тем, что ещё при разработке проекта в нём был предусмотрен кабинет информатики. Но при общении с родителями наших воспитанников мы столкнулись с непониманием необходимости значения знакомства детей основам «общения» с компьютером. Кроме того, изучив большое количество литературы и публикаций в интернете, я пришла к необходимости создания систематизированной, а главное адаптированной к дошкольному возрасту программы.

Таким образом, мною для работы с детьми от 5 до 7 лет была разработана «Программа развития ориентационно-познавательных способностей старших дошкольников с использованием элементов информатики «Ребёнок в мире высоких технологий» (далее РОПСД), целью которой является пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей. В своей работе я стараюсь научить детей пониманию того, что компьютер и компьютерные игры должны стать не целью, а средством, помощником в жизни, а не предметом, определяющим судьбу.

Задачами программы являются следующие:

  1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.
  2. Закрепление знаний и умений по основным разделам программ, реализуемых в ДОУ.
  3. Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
  4. Совершенствование диалогической речи.
  5. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек-компьютер».
  6. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействие со сверстниками, умения подчинять свои интересы определённым правилам.

        Данная программа ориентирована:

  • на развитие логического и комбинаторного мышления;
  • на развитие и совершенствование ориентировки и познавательных процессов;
  • на отработку навыков работы с компьютером – восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой;
  • на креативную деятельность с использованием компьютера;
  • на формирование понятий «информация» и «информационный процесс», представлений об информационной картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе;
  • на знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами, основными приёмами работы.

Система представленных на занятиях по РОПСД задач и упражнений, выполняемых как в рабочей тетради, так и с помощью компьютера, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Часть занятий, включённых в программу, отобрана из учебной и педагогической литературы и переработана с учётом возрастных особенностей детей, часть составлена мною.

Каковы же особенности занятий по РОСПД и в чём их отличия от других занятий? Ребёнку предлагаются нестандартные задания неучебного характера, поэтому казалось бы серьёзная работа принимает характер игровой деятельности, что очень привлекательно для дошкольников.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой. Это позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

В подготовительный этап занятия включается моторная и умственная разминка («Мозговая гимнастика» и «Включение мозгов»), во время которой детям даются логические задания, задания на внимание и активизацию памяти. Предлагаются задания на развитие мышления, памяти, внимания, дидактические игры и упражнения.

Следующий, основной, этап предваряется пальчиковой гимнастикой для подготовки моторного аппарата к работе. Основной этап в свою очередь делится на две части – это работа в тетради («Объяснялки-рисовалки»), где дети выполняют различные задания на ориентировку, внимание, память, логику, упражнения на ориентировку на листе, на клетчатом поле, задания для подготовки руки к письму и на умение владеть компьютерной мышкой; затем, после  физкультминутки, дети садятся за компьютеры, где в форме различных игр закрепляются полученные на занятии знания (игры «Лабиринт», «Собери картинку», «Раскрась-ка», «Внимание» и другие). Используются игры на развитие мыслительных операций, на развитие знаний об окружающем мире, на развитие математических представлений, на обучение грамоте, на развитие памяти и внимания, на развитие восприятия, на развитие пространственных и временных ориентировок.

В заключении проводится обязательная гимнастика для глаз с целью снятия зрительного напряжения и профилактики близорукости.

В результате системы данных занятий дети достигают значительных успехов в своём развитии. Они приобретают новые знания и умения, которые в дальнейшем применяют в учёбе, что приводит к успехам. А это означает возникновения интереса к учёбе.

Достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • тренируется внимание и память;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
  • развивается сенсомоторика детей: уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только «исполнять», но и «создавать».

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе.

Таким образом, программа является расширением границ в области подготовки ребенка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ. 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

ВЫСТУПЛЕНИЕ для родителей ясельной группы на тему «Значение игрушек в познании ребёнком окружающего мира»

В выступлении говорится о том, что главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспро...

"когда и как следует приобщать ребёнка к миру прекрасного"

статья о том как помочь родителям приобщить ребёнка к миру прекрасного. в статье предлагаются игры по изобразительной деятельности, которые могут помочь родителям....

Ребёнок в мире поиска

консультация для педагогов по исследовательской деятельности дошкольников...

Ребёнок в мире эмоций.

Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....

Проектная деятельность в старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окруж

Проектная деятельность в   старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социал...

Консультация для родителей " Современный ребёнок в мире информационных технологий."

Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. Современных детей можно назвать цифровыми...