Ребёнок в мире поиска
материал по теме

Маркова Елена Васильевна 1960

консультация для педагогов по исследовательской деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_v_mire_poiska.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                Ребёнок в мире поиска

                                                  Маркова Е.В.,

                                                               воспитатель 1 кв. категории

                                                                МБДОУ №26

                                            Февраль

                                               2013г.

                                                                                            Я слышу – и забываю.
                                                                                           
Я вижу – и вспоминаю.
                                                                                         
Я делаю – и постигаю.
                                                                                                       
(Конфуций)

        Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования

    Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предусматривает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Образовательные области осуществляются в процессе организации различных видов деятельности:  (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с родителями воспитанников.

        Общеобразовательная программа ДОУ предполагает использование методов детского экспериментирования Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.

              Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира,  так как   дети по природе своей – исследователи.

     Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики,  пробуют делать пену, превращать снег в  воду, а воду в разные цветные льдинки, пытаются сделать поделки из разных материалов (пластилин, глина, тесто). Создавая рисунки,  используют  гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Все это - объекты исследования.

       В возрасте 3-4 лет дети еще не могут оперировать знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельноЧтобы заинтересовать малышейэлементарные опыты могут быть представлены как  фокусы, чудеса. При этом они должны происходить достаточно быстро, чтобы дети могли наблюдать результат. Включая элементы экспериментов, я обратила внимание, что познавательный интерес к занятиям вырастает.

            Экспериментирование я использую в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников (в ходе режимных моментов, во время привития культурно - гигиенических навыков, во время прогулок, на занятиях   и т.п.).  Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослым совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения решать проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения.

            Интеграция, обусловленная федеральными государственными  требованиями, охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития, игру. Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.

           Все виды художественно-творческой деятельности детей тесно связаны с различными направлениями развития, включенными в воспитательно-образовательную систему. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса к экспериментированию различных художественными материалами является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания. Механизмом интеграции является образ, создаваемый выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей.

          На примере своей группы я хочу представить вам в интеграции образовательные области «познание» с образовательной областью «художественное творчество».

      Образовательная область «Познание» включает в себя ознакомление с окружающим миром, предметным и природным окружением, явлениями общественной жизни.

      Образовательная область «Художественное творчество» включает такие разделы как рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.

      На занятиях по лепке дети знакомятся со свойствами пластилина, глины и теста в сравнении. Что способствует творческому развитию детей.

 Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками.        

Пластилин – замечательный материал для лепки,  лепить из него  невероятно захватывающе и весело.

Тесто – наиболее доступный, экологически чистый, эластичный, легко приобретающий  форму материал для детского творчества. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

       Лепка из разнообразных материалов очень полезна для развития мелкой моторики, творческих способностей и фантазии.

       Нужно подходить  к пониманию того, что на пути к самовыражению в художественно-творческой деятельности дети должны не только лепить и рисовать, но прежде всего накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения. В этом случае педагогические усилия  направлены на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся и искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т.д.

          Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное  искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у  ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

       Все занятия с детьми успешнее проходят в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей, они меньше устают и утомляются.

       Чтобы поддержать интерес к занятию провожу эксперименты от имени игровых персонажей. Дети младшего  возраста делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Удивлёнком, Незнайкой, с Зайкой-Любознайкой

         Создание оптимальной предметно-пространственной среды,  включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

       Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных федеральными государственными требованиями, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

      Для организации экспериментирования  в предметно - развивающей среде  группы созданы условия для развития  творческого самовыражения детей.  

Экспериментальный уголок насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.

Здесь же представлены материалы, с которыми каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники.

        Мы  уже проводили  опыты с красками,  которые направлены на развитие интереса ребёнка к экспериментированию с цветом, пятном, мазком, формой, линией. («Узнай, как маскируются животные», «Прятки», «Цветные льдинки» и др.)

В экспериментальном уголке представлены приборы-помощники:

- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

-медицинские материалы:  пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

 -прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи и др.

 а также материалы для совместной продуктивной художественной деятельности:  

- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная, гофрированная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), карандаши, восковые мелки, фломастеры

 - Глина, пластилин,  мука, соль, сахар.        

        Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях  и вне занятий, на прогулках.

     У меня не простые малышки,

     А растут у меня «любопышки»

     Хотят обо всём на свете узнать

     Их девиз «Хочу всё знать».

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всяко го интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я, стараюсь придерживаться этих слов.

.

          Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

        Академик К.Е. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок в мире высоких технологий

Так нужен ли компьютер в детском саду?...

ребенок в мире поиска

опытническо-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Проект "Ребенок в мире поиска"

Проект по исследовательской деятельности для старшей группы "Ребенок в мире поиска"...

Конспект интегрированного квест-занятия по окружающему миру "Поиски клада с Незнайкой"

Конспект квест-занятий, с элементами эксперементирования, в стиле поисков клада....

Ребёнок в мире поиска

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дошкольники способны к освоению целого ряда таких фундаментальных понятий, как &l...

Статья "Ребенок в мире поиска"

С момента рождения, ребенок постоянно  находится в поиске. Он сам по себе является исследователем. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развити...