Сетевое взаимодействие ДОУ
методическая разработка по теме

Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений  эффективно при организации методической работы в условиях отдаленности ДОУ друг от друга и районного центра. Предлагается Положение об организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений, формах работы методических объединений. Предлагается методическая разработка   дискуссии по теме "Отличия Временных требований от ФГТ ООП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_obl.konkurs_metodist_ot_hvalynsk.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

На областной конкурс профессионального мастерства

методистов муниципальных методических служб

«Методист года – 2011»

С.И.Кутырева, методист по дошкольному воспитанию  

муниципального образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования

«Учебно – методический центр» г. Хвалынска

Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений

     В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний.  Образование взрослых имеет важное государственное значение. «В современном мире образование взрослых есть развитие способностей и умений, позволяющих человеку в полной мере участвовать в жизни, народу и нации оно дает шанс развить и утвердить свою самобытность, политическую, экономическую и интеллектуальную самостоятельность» (О.С. Руднева).

     Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного,  предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности  воспитателей дошкольных учреждений.

    Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары – практикумы,   мастер – классы ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. А большинство воспитателей   принимают лишь  пассивное  участие на данных мероприятиях и являются созерцателями.

     Поэтому  имеется необходимость   создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование.

     Дошкольная образовательная система нашего района состоит из 7 дошкольных учреждений, 10 структурных подразделений «детский сад» в составе общеобразовательных учреждений  и  2 - х общеобразовательных учреждений – «Начальная школа – детский сад». Всего педагогических работников – 97 (7 – заведующих, 71 воспитатель, 13 – музыкальных работников, 3 – логопеда, 1 психолог, 2 – заместителя по воспитательной работе). Многие села отдалены друг от друга и от районного центра более чем на 100 км., что  также затрудняет участие педагогов в работе методических объединений. Учитывая  такое расположение учреждений,  и с целью активизации педагогического самообразования дошкольных педагогов, включения большего числа педагогов в методическую деятельность на уровне района,  мы  организовали сетевое взаимодействие  дошкольных  учреждений.

     Сеть дошкольных учреждений разделили на «кусты» по месту их расположения: «северный», «южный», «юго – западный»,  «северо – западный» и «городской»,  в каждом  «кусту» - 4 – 5 дошкольных учреждения (Приложение 1).   

    Основные задачи  сетевого взаимодействия:

     1.Обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой; стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

     2.Активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

     3.Формировать конкурентоспособность педагогов;

     4.Стимулировать потребность в освоении и применении   информационно - коммуникационных технологий;

     5.Развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов  дошкольных учреждений района;

     6.Решение этих задач в совокупности  позволит   решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

     Сетевое взаимодействие  позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы  передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

     Разработано Положение о сетевом взаимодействии (Приложение 2). Руководителями  МО (назначаются приказом отдела образования из наиболее квалифицированных педагогов) разработаны планы работы на год таким образом, что каждое дошкольное учреждение, каждый педагог включены в активную методическую деятельность. Взаимодействие педагогов в  МО строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы: методологический семинар, семинар-практикум, деловая игра, педагогическая эстафета,     круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, мозговой штурм, презентация системы работы, «методическая копилка», мастер - класс, презентация прогрессивного педагогического опыта. Работа построена так, что в течение года каждое учреждение показывает открытые мероприятия по выбранной теме, разрабатываются тематические планы, конспекты, методические разработки и рекомендации, дидактический материал. Раз в год проходит методическая неделя или «неделя открытых дверей» во всех ДОУ в одно и тоже время, воспитатели имеют возможность посетить любой детский сад.    Один раз в  2 месяца проходит заседание руководителей  МО, где они     делятся опытом работы «кустовых» МО, мнениями, представляют обобщенный опыт работы участника своего   МО, отбирают наиболее передовой, позитивный опыт, с которым в дальнейшем проходит знакомство участников всех МО района   с целью внедрения в практическую деятельность.  Сетевым координатором, осуществляющим координацию деятельности кустовых» МО является методист по дошкольному воспитанию «Учебно – методического центра». Приказом начальника отдела образования определен опорный детский сад, имеющий творчески работающий педагогический коллектив, который успешно решает задачи модернизации дошкольного образования. Опорный детский сад имеет соответствующее материально – техническое  оснащение: мультимедийный комплекс, программно-методическое и информационное обеспечение, передовой педагогический опыт и т.д.

     Деятельность    методических объединений (далее МО) строится    таким образом, что каждый «куст» работает по конкретной теме общего направления.     Выбору тем предшествует анкетирование среди педагогов ДОУ с целью выявления их потребностей в самообразовании (Приложение 3), возможностей поделиться опытом, затруднений по определенным вопросам. По результатам анкетирования  выявлен материальный и кадровый потенциал, выбраны руководители «кустовых» методических объединений, определены методические темы.

      В 2009-2010 году взяли одно общее направление -   это  «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ». Каждое МО   («куст») работал над определенной темой по данному направлению:

      «Северный» - «Использование здоровьесберегающих технологий при организации игровой деятельности».

      «Южный» - «Творческая  самореализация ребенка как средство здоровьесбережения».

      «Юго – западный» - «Использование здоровьесберегающих технологий на организованных занятиях».

      «Северо – западный» - «Двигательная активность – основное условие формирования здоровья».

     «Городской»   - «Организация здоровьесберегающей предметной среды» и  «Сохранение здоровья детей в рамках предшкольного образования».

На районном семинаре каждый «куст» представлял наработанный опыт по конкретной проблеме.

     Результат:

     1.Значительное понижение уровня заболеваемости детей.

     2.Обобщение передового опыта работы МДОУ детского сада № 5 г.Хвалынска «Организация здоровьесберегающей предметной среды».

     3.Представление опыта работы воспитателя Самсоновой Л.В. по организации развивающей среды на областном семинаре.

     5.Применение здоровьесберегающих технологий во всех дошкольных учреждениях.

     2010 – 2011 годы. Направление: «Развивающие технологии в ДОУ»:

      «Северная» - «Гуманизация воспитательно-образовательного процесса».

      «Южная» - «Метод проектирования с дошкольниками».

      «Юго – западная» - «Исследовательские методы с дошкольниками».

      «Северо – западная» - «Личностно-ориентированная педагогика».

      «Городская»   - «Музейная педагогика в ДОУ».

     Результат:

     1.Межмуниципальный семинар «Музейная педагогика в ДОУ».

     2.Муниципальный конкурс «Мастер – класс педагогов ДОУ».

     3.Представление опыта работы воспитателя Степановой Н.Г. по сенсорному развитию на областном семинаре.

     5.Внедрение развивающих технологий в работу ДОУ: проектная, исследовательская, проблемная, коллекционирование и др.

     2011 – 2012 годы:

     Направление: Реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории  Хвалынского района.

      «Городской»   - «Разработка и реализация основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ» и «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

     «Северный»- «Интеграция и реализация образовательных областей общеобразовательной программы».

     «Южный» - «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития».

     «Юго – западный» -  «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

     «Северо – западный» - «Мониторинговая деятельность ДОУ в соответствии с ФГТ».

     Все «кустовые» МО   изучают все вопросы ФГТ, но углубленно разрабатывают одно направление и представляют на районном семинаре.

   Ожидаемый результат:  успешное выполнение Плана поэтапного перехода муниципальных дошкольных образовательных учреждений Хвалынского района к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТ ООП).

     По проблеме реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования   изначально эффективной формой проведения семинара является дискуссия.

     Дискуссия стимулирует  самообразование педагогов, активность и самостоятельность суждений, желание глубже вникать в суть проблемы, дает возможность   высказать свое мнение, свое видение вопроса. Однако дискуссия будет иметь должный эффект только при условии   тщательной подготовки. 

(Приложение 4. Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме «Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ» ).

 

     


                                                                                                                                                                                                                        Приложение 1



Приложение 2

Положение

о сетевом взаимодействии   «кустовых»   методических объединений

 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

Хвалынского района

1.Общие положения

 

    «Кустовые» методические объединения (далее МО) педагогических работников дошкольных образовательных учреждений  являются структурными подразделениями методической службы района.

    МО создаются  исходя из месторасположения населенных пунктов, на территории которых находятся дошкольные образовательные учреждения.  

    МО является формой повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений без отрыва от работы, а также действенным средством обмена педагогическим опытом, совершенствования методического и профессионального мастерства.

    В своей работе  МО руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, инструктивными, методическими и распорядительными документами МО РФ, Саратовской области, отдела образования администрации Хвалынского района,   настоящим Положением.

     МО подотчетно      «Учебно - методическому   центру»   Хвалынского муниципального района.

2. Цели и задачи.

Цель работы методического объединения:

   Содействие росту профессионального мастерства педагогов, развитию их творческого потенциала.

Основные задачи  сетевого взаимодействия:

-обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой;

-стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

-активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

-формировать конкурентоспособность педагогов;

-стимулировать потребность в освоении и применении коммуникативно – информационных технологий;

-развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов  дошкольных учреждений района;

-решение этих задач в совокупности  позволит   решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

 

3. Основные формы работы в методическом объединении:

- семинар - лекторий;  

- семинар-практикум;

- круглый  стол;

- совещание;

- диспут;

- дискуссии;

- открытый показ мероприятий;

- мастер – класс;

- деловая игра;

- методическая неделя;

- другие.

4. Основные направления деятельности методического объединения:

 -изучение новых образовательных технологий, анализ их эффективности;

-изучение новых учебных программ, учебно-методических комплектов;

-совершенствование методики проведения различных видов  деятельности детей

 и их  учебно-методического и материально-технического обеспечения;

-отчет о профессиональном самообразовании педагогических работников ДОУ;

-отчет педагогов, прошедших курсовую переподготовку  в СарИПКиПКРО;

-изучение и обсуждение методики организации разных видов детской

 деятельности;

-изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

-анализ авторских программ и методик;  

-изучение вопросов  мониторинга  развития детей в соответствии с

программными требованиями (диагностирование);

-организация и проведение конкурсов, смотров;

-консультирование воспитателей по вопросам аттестации на квалификационную

 категорию.

4.1.Структура занятия методического объединения:

1 часть: организационная

Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению.

-регистрация участников МО;

-сообщение темы и плана предстоящего занятия;

-игра с педагогами социально-эмоционального содержания или психологический тренинг;

-распределение участников МО на подгруппы (работа пo подгруппам обеспечивает активность всех педагогов);

-диагностическая деятельность (анкетирование или тестирование, направленное на выявление уровня осведомленности в данной области, мнения слушателей, получение статистических данных).

2 часть: основная

Цель: совершенствование профессиональных умений, обучение методике научно-педагогических исследований актуальных проблем, технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования соответствующей деятельности, стимулирование творческой активности педагогов.

-наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме МО;

-теоретический обзор рассматриваемого вопроса в форме мини-лекции руководителя РМО (с указанием информационных источников);

-практическое занятие с участниками МО в форме деловых игр, КВНов, тестовых заданий;

-«Школа педагогического мастерства» (выступление участников МО с опытом работы).

3 часть: заключительная

Цель: подведение итогов занятия МО, мотивация участников к самообразованию.

-«Педагогический анонс» - обзор нормативно-правовых документов, периодической печати, информации о конкурсах, педагогических мероприятиях разного уровня;

   -домашние задания поисково-творческого характера;

   -оценка деятельности МО, выработка решений и рекомендаций.

5. Права членов методического объединения:

-рекомендовать  для внедрения в практическую деятельность новые образовательные технологии; методики;

-предлагать для обсуждения новые наглядно - методические пособия для  развития воспитанников;

-выносить на рассмотрение с целью внедрения свою систему (модель) воспитательно-образовательной деятельности по определенным направлениям;

-делиться опытом творческой педагогической деятельности.

6.Обязанности членов методического объединения:

-иметь собственную программу профессионального самообразования;

-участвовать в заседаниях метод. объединения, практических семинарах и т.д.;

-активно участвовать в разработке открытых мероприятий (занятий, конкурсов, смотров);

-повышать уровень профессионального мастерства;

-знать современные направления развития методики воспитания, нормативные документы в области образования, требования к квалификационным категориям;

- владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

7. Порядок работы.

     Координирует работу  МО и обеспечивает их сетевое взаимодействие  методист по дошкольному воспитанию  МОУ ДПО «Учебно – методический центр».

     Функции координатора:

-создает информационные банки по направлениям деятельности «кустовых» МО; обеспечивает информационный обмен между субъектами сетевого взаимодействия;

-обеспечивает  методическое сопровождение внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий;

-оказывает помощь в организации открытых мероприятий;

-оказывает помощь в диссимиляции педагогического опыта работы.

     Возглавляет работу  «кустового» МО   руководитель, назначаемый начальником Отдела образования по согласованию с членами методического объединения.

 Первая сфера деятельности руководителя «кустового» МО - предметно-содержательная - связана с приобретением знаний, навыков и умений в той или иной предметной области, в данном случае дошкольном образовании.   Ролевая позиция руководителя МО - носитель знаний, методист в своей профессиональной области.  

Вторая сфера деятельности руководителя МО связана с ролевой позицией преподавателя. Эта роль требует определенной профессионально значимой способности подготовить и организовать свое выступление перед аудиторией. Соответственно, вторая сфера деятельности руководителя МО называется «самоорганизационной». На пересечении первой и второй сфер деятельности реализуется процесс отбора содержания и методов.

   Третья сфера деятельности руководителя РМО   -  организаторская. Именно эта сфера отражает усилия, направленные непосредственно на организацию деятельности педагогов, которых он мобилизует, заинтересовывает, мотивирует и т.д., чтобы включить их в активную коммуникативную, творческую деятельность.  

     Работа  МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем МО, рассматривается на заседании МО, согласовывается  с заведующим  «УМЦ».

     Время и место проведения указываются в плане работы. По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем методического объединения.

    Не менее 1-х раза в  3 месяца  проводится  заседание  руководителей МО. На заседании рассматриваются вопросы:

-согласование или принятие нормативных документов, направленных на организацию деятельности МО в условиях сетевого взаимодействия;

-рассматривает наиболее прогрессивный опыт отдельных педагогов работы для дальнейшего внедрения в практическую деятельность педагогов района;

-рассматривает и принимает общую методическую тему для МО;

-определяет время проведения единой методической недели в ДОУ района;

-анализирует эффективность работы МО.

8. Документация «кустового» методического объединения:

- приказ отдела образования о работе МО в текущем учебном году;

- положение о МО;

- анализ работы методического объединения за прошедший учебный год;

- план работы на  текущий  учебный год  (с указанием темы методической

  работы,   целей и задач);

- банк данных  об участниках  методического объединения; количественный и

  качественный состав;

-сведения о профессиональных потребностях  педагогов (результаты

  диагностики, анкетирования);

- протоколы заседаний МО;

- нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие

  работу методического объединения в текущем учебном году;

- материалы к заседаниям методического объединения (выступления, доклады,

  отчеты, разработки занятий  и т.п.).

9. Ликвидация  (реорганизация) МО:

       МО ликвидируется или реорганизуется в другую структуру (проблемные группы, творческие группы, клубы по интересам и др.) по желанию педагогов при условии,  что методическое объединение не удовлетворяет интересы и запросы большинства его членов. МО ликвидируется приказом начальника отдела образования о роспуске   методического объединения.

Приложение 3

  Диагностическая карта участия ДОУ

в организации сетевого взаимодействия

(анкета заполняется руководителем ОУ)

 

1. Как Вы считаете, может ли Ваше  ДОУ  стать           опорным образовательным учреждением в системе          сетевого взаимодействия?        

Да          

Нет        

2. По какой проблеме (укажите конкретно) Вы          можете стать опорным ДОУ для создания на Вашей            базе  «кустового» МО?

 3. Кто из  педагогов  Вашего ДОУ может стать координатором   пo организации деятельности МО? Укажите Ф.И.О. квалификационную категорию, звание  (если есть)____________________________________________________________

4. Какое материальное поощрение Вы можете           выплачивать координатору   пo осуществлению руководства в системе сетевого взаимодействия (укажите конкретно)?          

Ежемесячная доплата в размере ______________          

Премиальная выплата пo итогам квартала в размере        _____________  

Доплата пo итогам работы за год пo созданию         конкретного

методического продукта ___________

На общественных началах_________          

5. В деятельности каких проблемных направлений          Вы хотели бы принять участие (обведите кружком)?         

освоение современных инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ;          

организация преемственности ОУ и ДОУ, предшкольное образование;          

внедрение и реализация  развивающих комплексных и парциальных программ развития детей в ДОУ;                      

внедрение  ИКТ в педагогический процесс ДОУ;          

• опытно-экспериментальной работа в   ДОУ;

• другие _____________________________________________________________

          

 Диагностирование воспитателей ДОУ

 Направление

 Испытываю затруднения

 Могу поделиться опытом

I

МЕТОДОЛОГИЯ

1.1.

Моделирование занятия

1.2.

Применение развивающих технологий

1.3.

Проектная деятельность с родителями

1.4.

Обобщение опыта работы

1.5.

Разработка методического пособия

1.6.

Диагностирование детей

1.7.

Разработка авторской программы

1.8.

Ведение кружковой деятельности в ДОУ

1.9.

Создание предметно – развивающей среды

1.10.

Отбор и применение здоровьесберегающих технологий

II

ДИДАКТИКА

2.1.

Организация совместной деятельности педагога с детьми

2.2.

Организация  самостоятельной   детской деятельности

2.3.

Проведение интегрированных занятий

2.4.

Организация игровой деятельности детей

2.5.

Физическое развитие детей и укрепление здоровья детей

2.6.

Речевое развитие детей

2.7.

Изобразительная деятельность детей

2.8.

Музыкальная деятельность детей

2.9.

Театрализованная деятельность

2.10.

Конструктивная деятельность

2.11.

Развитие элементарных математических представлений

2.12.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений

2.13.

Развитие экологической культуры детей

2.14.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

2.14.

Социальное развитие детей в детском саду

В настоящее время данная анкета модифицируется в соответствии с образовательными областями.

  Анкетирование    педагогов  по  ФГТ ООП

1.Занимаемая должность

   Руководитель

   Воспитатель

2.Педагогический стаж

   до 5 лет

   от 6 до 10 лет

   от 11 до 20 лет

   более 20 лет

3.Какую образовательную программу реализует Ваше образовательное учреждение?

  «Программа воспитания и обучения» под ред.М.А.Васильевой

   Детский сад 2100

   Детство

   Радуга

   Развитие

   Предшкольная пора

   Другая_________________________

4.Знакомы ли Вы с содержанием ФГТ ООП?

Да

Нет 

Напишите полностью ФГТ ООП _______________________________________________________________

   

5.Знакомы ли Вы с технологией разработки основной общеобразовательной программы ДОУ?

   Да

   Нет

6.Знакомы ли вы с письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-248 от 22.10.2010 г. «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Да

    Нет

7.Знакомы ли Вы с проектом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех»?

   Да

   Нет

Для детей какого возраста разработана данная программа?

   с 1 до 7

   с 3 до 7

   с 5 до 7

8. Знакомы ли Вы с   примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы»?

Для детей какого возраста разработана данная программа?

   с 1 до 7

   с 3 до 7

   с 5 до 7

9.Укажите основные  принципы построения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования  

    ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Перечислите образовательные области ________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перечислите основные виды детской деятельности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4.

Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме

«Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ».

Тема дискуссии: 

«Отличия  Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» 

Цель дискуссии:

      -выявление отличий ФГТ ООП от Временных (примерных) требований;

     -обмен мнениями по поводу  внедрения  Федеральных   Государственных  

Требований  (ФГТ ООП).

Предварительная работа (подготовка к дискуссии):

- изучение нормативных документов; ознакомление каждого участника с темой дискуссии и   памяткой проведения дискуссии.

Нормативные документы для изучения (повторения, освежения в памяти):

· «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», утвержденные приказом Министерства образования РФ от22.08.1996 г. № 448;

·Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации   от 23 ноября 2009 г. N 655;

·Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ  от 21 октября 2010 г. №   03 – 248 

 «Памятка для участников дискуссии»

· Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;

· Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен";

· У Вас есть право на собственное мнение, но нет права утверждать, что ваше мнение - факт;

· Необходимо опираться на надежную фактическую базу;

· Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б (т.е., помните о теме);

· Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления;

· Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;

· Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;

· Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;

· Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре;

· Каждый имеет право на молчание.

Этапы проведения дискуссии:

1. Сообщение  членам группы темы и цели дискуссии. Обоснование актуальности заявленной  темы.

2. Распределение ролей между участниками: ведущий, эксперты (высококвалифицированные педагоги), репортер.  

Ведущий должен:  

· заботиться о соблюдении правил дискуссии,   которые зачитываются вслух в начале дискуссии;  

· строго соблюдать  правило "трех минут" (регламент выступлений), используя или колокольчик или   красные карточки;

· выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы;

· задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался;

· снимать излишние обострения в ходе дискуссии;

· повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;

· стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина;

· а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

 Функции эксперта:

·  молча наблюдать и высказаться только тогда, когда его об этом попросят;

 · не доминировать на дискуссии.  В начале дискуссии эксперт  делает заключения в форме заявления и затем отвечает на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии,  он в ответ на просьбу ведущего, дает дополнительные  разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - он участия не принимает.

Репортер.

Репортер - человек, ведущий запись «коллективной памяти» на больших чистых листах бумаги с помощью разноцветных фломастеров или на экране с помощью мультимедийной установки.  

"Коллективная память" исключительно полезна как во время работы, так и в законченной форме. Во время работы она создается из выступлений участников и становится эффективным наглядным инструментом, позволяющим в нужный момент вернуться к нужному высказыванию. Кроме того, "память":

·помогает постоянно фиксировать не только содержательную сторону обсуждения, но и метод подведения итогов;

· дает уверенность в том, что мысль каждого услышана всеми, так как ее можно видеть записанной и доступной для всех;

· дает уверенность в том, что все высказывания записаны точно;

· позволяет избегать постоянного повторения одного и того же: если мысль уже зафиксирована, можно лишь указать на нее;

· придает всем уверенности, так как зрительно позволяет увидеть весь проделанный объем работы;

· облегчает продолжение дискуссии: вы сразу же можете начать с того места, где остановились до перерыва;

· помогает опоздавшим или временно отсутствовавшим уяснить суть дискуссии: они могут прочесть выводы, к которым пришли участники в ходе обсуждения, а также понять, в каком русле это обсуждение проходило.

3. Определение  нормы и правил  дискуссии:

     · не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

     · контролировать эмоции;

· четко аргументировать свою позицию;

     · не переходить в обсуждении на личности;

     · активно участвовать в обсуждении каждого  вопроса;

     · доверие и открытость;

     · соблюдать регламент:  участникам для выступления  – 3 мин. (участники могут

     запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины,  

     ведущий в каждом случае принимает конкретное решение); для изложение  

     мнения эксперта – 5 – 10 мин.

4.Непосредственные вопросы дискуссии:

Утверждения дают эксперты, участники обсуждают, высказывают свое мнение по каждому утверждению:

 

                     Утверждения экспертов

Временные

(примерные) требования

         ФГТ ООП

 Предъявлялись требования

к содержанию

и методам дошкольного образования

 Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования,   т.е. объем и соотношение частей.  

        Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется

 Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ:

1.Взаимодействие сотрудников с детьми.

2. Физическое развитие и здоровье.

3.Речевое развитие ребенка.

4-8. Развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности.

9-10.Развитие элементарных математических,естественнонаучных представлений.

11-12.Развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре.

 Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественноэстетическое. Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность»

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования является деятельностный подход, т.е. в первую очередь учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия.

Исключением из деятельностного подхода является почти половина направлений: здоровье, развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребенка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения)

Исключением из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и «Безопасность». Выделение последней области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи.

В основе остальных образовательных областей лежат следующие виды детской деятельности:

- двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»),

- игровая («Социализация»),

- трудовая («Труд»),

- восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»),

- коммуникативная («Коммуникация»),

-познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»),

- музыкально-художественная («Музыка»),

-продуктивная («Художественное творчество»)

Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно, не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой должен быть определен необходимый результат, а затем деятельность по его достижению.

Определяют планируемые результаты освоения Программы - итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Перечень качеств сформирован пo следующим основаниям:

- пo принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;        

- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

         - с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление

Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» пo развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, т.е. строилось в большей степени пo предметному принципу.

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГT определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.

He были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты и др.)

Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста

He определяли объем образовательной нагрузки

Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время, необходимое для реализации ее основных частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

He отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ

Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность,

и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей, и на взаимодействйе с семьями воспитанников

По объективным причинам (отсутствие

в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей - 12-часовой

Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания

He учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений

Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 5. Заключительный этап:

  Ведущий: Мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) требованиям пришли самые настоящие федеральные государственные требования, которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации. Новые требования имеют прогрессивный характер и не только позволят упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, Нои дадут толчок для развития системы в целом.

· Подведение итогов дискуссии.  Итог подводят   эксперты, участники.  

· Поблагодарить  участников дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация сетевого взаимодействия

организация сетевого взаимодействия...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»

Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...

Вопросы взаимодействия с социальными партнерами, сетевое взаимодействие между ОО в инклюзивном образовании дошкольников

МБДОУ «Д/с КВ №16» сотрудничает с разными социальными и общественными структурами через разнообразные формы и виды совместной деятельности.Приоритетным направлением сотрудничества является...

«Сетевое взаимодействие или дистанционные формы взаимодействия с родителями»

В файлах представлены педагогические находки по дистанционному взаимодействию с семьёй. В информационном буклете можно найти больше информации по созданию онлайн анкетирования...

Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег д/с "Островок". "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие с муниципальными учреждениями".

Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег  д/с "Островок"."ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие  с муниципальными учреждени...