Главные вкладки

    Без частушек прожить можно, да чего - то не живут
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста, основанное на Уральском фольклоре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bez_chastushek_prozhit_mozhno.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

    Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.  

    Продолжать развивать у детей музыкальный слух.

    Показать отличия в исполнении частушек от исполнения других музыкальных произведений.

    Рассказать о характерных признаках частушки.

    Учить соотносить веселый характер исполнения частушки с различными плясовыми движениями.

    Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к народной музыке.

    Материалы: русские народные костюмы, музыкальные инструменты по количеству детей.

    Звучат русские народные мелодии. Музыкальный руководитель, одетый в р. н. костюм с детьми входят в зал (группу). Идут к завалинке.

    М.р.

    М.р.

    М.р. (поет)

    М.р.

    М.р.

    Воспитатели  (поют)

    М.р.

    М.р. (поет)

    М.р.

    М.р.

    М.р.

    Дети  (поют)

    М.р.

    Тепляковы (поют вместе)

    Мама (поет)

    Настя (поет)

    Валерия (поет)

    Тепляковы (поют вместе)

    Девочка

    Ансамбль

    Девочка

    М.р.

    Все поют

    Проходите, ребята, гости, присаживайтесь, где кому удобно.

    (все рассаживаются)

    Дети, сегодня мы пришли на деревенскую поляну петь, плясать и веселиться. Здесь поют песни, слышаться шутки, смех. Особенно все любят петь частушки. И сегодня на занятии мы поговорим о частушке.

    Я к ребятишкам собиралась,

    Долго-долго наряжалась.

    Я сейчас баян возьму

    И частушку вам спою.

    Я частушек много знаю

    И веселых, и смешных.

    Приглашаю тех послушать,

    Кто не знает никаких.

    Ребята, как вы думаете, чем частушки отличаются от песен?

    Обобщая ответы, педагог называет характерные отличительные особенности частушки:

    С песней частушку не спутаешь. Частушка – это коротенькая плясовая песенка быстрого темпа. В частушке очень точно передается вся жизнь народа.

     В каждом крае, области, районе, селе свои частушки. Есть частушки Ярославские,  Воронежские, Саратовские и очень много других. Но сегодня мы послушаем и попоем частушки Уральские, те, которые поют в нашей местности.

    В частушке отражается вся наша жизнь. В годы войны пели частушки на военную тему.

    Соловей перелетает

    С ветки на смородину,

    Милку ранили в Германии –

    Везут на Родину.

    Ты, война, ты, война,

    Что же ты наделала?

    Много вдовушек оставила,

    Сирот наделала.

    Девочки, война, война

    Дошла аж до Урала

    Девочки, весна, весна,

    Молодость пропала.

    А еще поют песенки страдания. Мелодия их неторопливая и немного печальная. «Страдать» - это значит любить.

    Ох, изболелось сердечко,

    Больше нету моченьки!

    Ох, не сомкнула ясный глаз

    Последних три ноченьки…

    Ох, некрасива я на личико,

    Ну что ж поделаешь!

    За красотою, как за ягодкой,

    В лесок не сбегаешь…

    Ох, я какая была, девушки, -

    Орел, орел, орел!

    Ох, а теперь какая стала –

    До чего милый довел…

    В частушках также можно услышать безобидное подшучивание людей друг над другом. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, жители одной деревни над жителями другой.

    Да и у нас в группе живут такие частушки.

    Дети поют парами.

    Остальные подъигрывают на музыкальных инструментах.

    Интересненькая парочка

    Нахита мы с тобой,

    Ростом оба одинаки,

    На лицо, как брат с сестрой.

    У меня духаня Даня,

    Даня – розовый цветок.

    Он не старый, не молоденький –

    Ему шестой годок.

    Полюбил меня Ильюша,

    А сказать стесняется,

    Он, как спутник, вкруг меня

    Целый год вращается.

    Ко мне Дима подошел

    Хочет познакомиться

    У него один вопрос:

    «У вас корова доится?»

    Вы сейчас послушали страдания и шуточные частушки. Одинаково ли звучит музыка в них?

    (ответы детей)

    Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пели их в основном молодежь. Поэтому большинство частушек посвящено любви. Послушайте частушки о любви.

    Я качалась на качелях

    Потеряла брошку.

    Никому я не скажу,

    Что люблю Сережку.

    Меня милый не целует

    Говорит – курносая

    Как же я его целую

    Черта длинноносого.

    Говорят, что я мала,

    Я мала, да удала:

    Я своим курносым носом

    Семерых уж извела!

    Есть еще частушки плясовые. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными. Эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм. Поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

    Частушки пели всегда. Сегодня у нас в гостях семья Тепляковых. Мама – Елена Викторовна, старшая дочь – Настя  и младшая дочь наша воспитанница – Валерия.

    В этой семье дружат с песней, с музыкой, мама поет в ансамбле «Сударушка», Настя в школьном ансамбле и Валерия старается походить на них. Они исполнят для нас плясовые частушки.

    Гармонист, гармонист,

    С кухни поварешка.

    Не бывать тебе на моде,

    Кабы не гармошка.

    Пойду плясать молодешенька:

    Меня мил поцеловал,

    Я радешенька!

     Эх, топну ногой,

    Да притопну другой.

    Сколько я не топочу,

    Все равно плясать хочу.

    Ох, топни, нога,

    Топни правенькая,

    Все равно ребята любят,

    Хоть и маленькая.

    Ох - ха –ха, да ох – ха – ха

    Чья – то буду я сноха.

    Кто – то будет мой жених,

    Повоюю я у них!

    Ваше мненье уважаем,

    Принимаем как закон.

    Мы частушки петь кончаем

    От Тепляковых вам поклон!

    Пропоем и мы частушки. Можно?

    Без сомнения.

    И мы такого мнения!

    Все дети встают. Поют и пляшут.

    Оха – ха, оха – ха,

    Чем я девица плоха?

    На мне юбка новая,

    Сама я чернобровая.

    Разрешите мне сплясать,

    Разрешите топнуть.

    Неужели подо мной

    Половицы лопнуть.

    Мы с подружкой дружно жили

    И любили одного,

    Оказался он лентяем –

    Обе бросили его.

    Боевая, боевая,

    Боевая я и есть.

    Нынче робкие не в моде –

    Боевым большая честь.

     

    Мы Уральские девчонки

    Все на «О», на «О», «О»

    По чужой деревне ходим

    Не боимся ничего.

    Ох, и что это за месяц,

    Когда светит, когда нет?

    Ох, и что это за девки,

    Когда любят, когда нет.

     

    Частушки продолжают жить!

    Возле речки, возле быстрой

    Все фиалочки растут,

    Без частушек прожить можно,

    Да чего-то не живут.

    Мы пропели вам частушки

    И садимся в решето,

    И поехали в деревню

    За частушками ешо!

    Под пение частушки дети уходят из зала.

    Литература

    1. Е.Галкин, Е. Калуцкий «Частушки среднего Урала».

    2. Т.И. Калужникова «ОЙ вы вздохи мои»

       Народные песни и частушки Свердловской области.

    3. Лев Христиансен «Встречи с народными певцами».

    4. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.

       «Знакомство детей с русским народным  творчеством».

    5. О.А. Соломенникова «Радость творчества»

        Ознакомление детей с народным искусством.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что можно и чего нельзя. Проблемы дисциплины

    Материал для  родителей о  проблемах дисциплины детей...

    Без частушки прожить можно , да чего то не живут.

    Конспект тематического занятия для старших дошкольников....

    Можно ли прожить без воды?

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром....

    с помощью чего можно рисовать.

    Рисовать можно не только обыкновенными красками и кистями. Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, которые понравятся Вашим детям и привьют им любовь к творчеству.Рисование ...

    Викторина по экологии "Без чего нам не прожить".

    Задчи викторины: формировать у детей знания о взаимосвязи человека с природой, воспитывать бережное отношение к природе, развивать логическое мышление....

    «Как, из чего можно сделать кормушку для птиц»

    В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам...

    Консультация "Что можно и чего категорически нельзя делать малышам?"

    В данном материале указаны опасные и запрещенные движения для детей младшего возраста. Объясняются особенности развития ребенка по каждому виду движений.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...


     

    Комментарии

    Это занятие показывали на районном МО. Сюда можно вставить современные частушки. Может кому пригодится.