Методические рекомендации для педагогов, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

В статье представлены методические рекомендации для педагогв, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей, студентов педагогических учебных заведений по формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Этот вопрос освещен в национальной образовательной инициативе президента Д.А.Медведева «Новая школа».

        Важным моментом в работе, считает Д.А.Медведев, является индивидуальный подход в развитии здоровья детей, который предполагает использование современных здоровьесберегающих технологий и создание программ здоровьесбережения, которые должны вызывать у детей определенный интерес, должны пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.

     Что же такое здоровье?  В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе каждого  дошкольного учреждения.

              Детский сад № 52 «Самолётик» - это дошкольное учреждение  компенсирующего вида для детей с заболеваниями органов пищеварения и эндокринной системы, поэтому сохранение и

укрепление здоровья ребёнка являются ключевыми целями в работе детского сада. Индивидуальные особенности в состоянии здоровья детей, которые поступают в наш детский сад, ставят перед нами новые задачи: сохранение, укрепление здоровья детей, воспитание у них осознанного отношения к своему здоровью.

      При проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста, мы заметили, что большинство детей имеют представление о здоровье, как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но  самостоятельно назвать качества, присущие здоровому человеку затрудняются. Также, обратили внимание на то, что у детей недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья продуктов, предметов личной гигиены.

Результаты мониторинга проведённого в начале 2009 -2010 учебного года  показали, что  дети не  уверены в собственных высказываниях,  испытывают определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опы том. Данные обследования показали, что уровень  сформированности  знаний  детей о  своём здоровье,  к  сожалению, невысок. 60% детей  затруднялись в ответах на вопросы о строении своего тела, правилах здорового образа жизни, отношении к своему здоровью и здоровью окружающих,  40% детей  не могли объяснить, что такое здоровье, как  его сохранить.

        Показатель индекса здоровья за 2009 учебный год был относительно невысоким, он составил 26 %.

                   Для решения выявленных проблем мы начали  поиск новых технологий. Известно, что формирование основ здорового образа жизни реализуется в  разнообразных видах  детской деятельности. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у дошкольников осуществляется на занятиях, во время подвижных и дидактических  игра, беседа, чтении художественной литературы, моделировании ситуаций. С целью формирования осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста, была разработана система работы, цель которой: организация благоприятных условий для формирования здоровой, физически развитой личности и воспитания у детей осознанного отношения к своему здоровью.

         Для  реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-Воспитание у детей потребности в своём здоровье

- Формирование целостного понимания здорового образа жизни

- Привитие навыков личной гигиены, развитие умений предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков.

- Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приёмов интеграции различных видов деятельности

 Реализация программы происходила в процессе дополнительного образования в форме кружковой работы. Занятия в кружке «Здоровячок» проводились один раз в неделю во вторую половину дня. Для успешного формирования осознанного отношения  дошкольников к своему здоровью необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная работа, для этого в тот момент мы определили направления в дальнейшей работе.
          В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правилами личной гигиены, строением организма, правилами поведения в различных ситуациях.

           Работая по направлению «Я и моё тело»,  мы формировали у детей  представление  о строении организма человека, о частях тела, о правилах гигиены, об элементарных симптомах заболевания, а также воспитывали желание быть здоровыми.

          Работая по направлению «В здоровом теле - здоровый дух»,  мы развивали у детей  представление о пользе  закаливания и его влиянии на состояние организма человека, воспитывали  положительное отношение к гигиеническим процедурам.

          В процессе  работы по  направлению  «Азбука здорового питания» мы формировали у детей осознанное  представление о режиме питания, о полезных и вредных для здоровья продуктах, учили детей сознательному выбору между полезной и вкусной едой.

           В ходе реализации направления «Моя безопасность» мы                                                                                формировали у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, через моделирование ситуаций, игровые упражнения, развивающие задания.

С детьми, кроме кружковой работы,  ежедневно проводились  мероприятия,  в ходе которых дети получали знания  о человеке как живом существе,  о внешнем строении человека, органах чувств,  о различных состояниях и чувствах человека (например,  упражнения: «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Сказка о зубной щётке, опыты на вкус, запах, звук»).  У детей формировались осознанные представления   об образе жизни человека,  о режимных моментах,   о  правильном питании, отдыхе, о зависимости состояния  здоровья от образа жизни. (Например, беседа по произведениям из книги «Азбука здоровья», чтение произведения И.Токмаковой» Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну»).

             Тематика занятий в кружке  была разнообразной: "Чудо - нос", "В гостях у Мойдодыра", "Наши верные помощники", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Подача материала происходила в разнообразной   форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, "круглые столы", игровые познавательные программы и т.п. В ходе реализации программы было установлено, что дети без особых усилий усваивали знания о строении организма и приобретали первоначальные навыки охраны здоровья, так как знания преподносились в доступной и увлекательной форме.    

          Более глубокое и точное представление о здоровом образе жизни  формировалось у детей, когда  знания  они получали на занятиях с применением современных информационных компьютерных технологий. Нами был   разработан цикл  презентаций по каждому направлению программы. Все презентации записаны на компакт-диски, которые включают в себя электронный дидактический комплекс игровых упражнений, заданий, загадок, направленных на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Данные презентации мы использовали и в работе с родителями, таким образом, осуществлялась преемственность детского сада с семьёй.

         Весь  программный материал  по  формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью мы  объединили одной сюжетной линией.  Например: Солнышко знакомило  детей с строением организма человека, частями  тела, с  правилами  гигиены, бережным отношением к своему здоровью.  Персонаж Неболейкин помогал формировать  у детей представление о пользе и важности физической активности в жизни человека, целесообразности закаливания и его влияния на состояние организма. Тётушка Сова – знакомила с режимом питания, с полезными и вредными для здоровья продуктами, рассказывала о  содержании витаминов в продуктах.  Учёный Всезнамус способствовал  формированию сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Также в своей работе мы  использовали дидактические игры и пособия по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Например: мы использовали в своей работе  дидактическую игру «Где спрятался витамин?»  Детям давалось задание: «Подберите к витаминам А и С  продукты, в которых они спрятались».

      С целью развития  у детей осознанных представлений о пользе и необходимости закаливания, о его влиянии на состояние организма человека, мы проводили разнообразные оздоровительные мероприятия:

  1. Босохождение,  игровой массаж во время физкультурных занятий и зарядки;
  2. Занятия физкультурой и гимнастикой в облегченной одежде;
  3. Гимнастика и закаливающие процедуры после сна;
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Занятия плаванием в бассейне.

               Для проверки эффективности разработанной и апробированной   системы работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью, в конце 2009-2010 учебного года было проведено повторное обследование детей, которое показало положительную динамику, как качественных, так  и  количественных показателей обследования. Данные обследования показали, что значительно улучшились результаты сформированности  представлений детей о здоровом образе жизни: о строении своего тела, правилах здорового образа жизни, отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

     Показатель индекса здоровья за 2010 составил 29 % , следовательно, динамика составила 3%.

    Таким образом, данные результаты подтверждают эффективность реализации мероприятий системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».

предлагаю вам статью на тему «Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, а так же родителям....

«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

   Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

"Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста"

Обеспечение воспитанников возможностью формирования ценностного отношения к своему здоровью посредством проведения эстафет...

Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.

Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения....

Консультация для педагогов «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Очень важно, чтобы в дошк...

«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. Особое место зан...

Презентация по теме "Педагогический подход в формировании начал математической культуры и интеллектуального потенциала детей старшего дошкольного возраста" 2021 г.

Ведущая педагогическая идея опыта: математические знания и умения необходимо формировать у ребёнка-дошкольника для его успешной адаптации к процессам социальной коммуникации, цифровизации, и чтоб...